Когда занимать очередь к мощам николая. Три часа и тысячи людей


Очередь к мощам святителя Николая Чудотворца растягивается по набережной Москвы-реки от Храма Христа Спасителя к Крымскому мосту и дальше. Возле нее каждый день дежурят священники, чтобы отвечать на вопросы людей, пришедших поклониться святыне. Часть из них — из Восточного викариатства Москвы. Вместе с ними там ежедневно бывает и управляющий викариатством, глава Синодального отдела по благотворительности епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон. По просьбе портала Милосердие.ru владыка Пантелеимон рассказал о том, кто приходит поклониться святыне, чего можно ожидать и о чем нужно помнить тому, кто собирается к мощам святого Николая.

— Сколько времени сейчас занимает ожидание в очереди к мощам?

— Людей много. 24 мая в очереди к мощам стояли три часа, 25 мая — уже четыре, она начиналась почти от зданий Генштаба на Фрунзенской.

— Как организован допуск инвалидов?

— На углу Остоженки и Соймоновского проезда есть пост, где дежурят социальные работники. Инвалидов первой группы, по паспорту и предъявлении документов, подтверждающих инвалидность, пускают в начало очереди. Также пропускают людей с грудными младенцами на руках и в колясках. Я видел, как там пропускали беременную, как женщину, которая не могла подняться в храм сама, поднимали на подъемнике для инвалидов.

Очень много детей стоят в очереди вместе с родителями. На пути следования есть автобусы, где можно отдохнуть, поэтому для них это не так сложно.

Вообще, все организовано очень хорошо. Обеспечивают питанием. Люди стоят в очереди, для кого-то это тоже небольшой подвиг.

— Кто пришел поклониться мощам святителя Николая, о чем спрашивают священников?

— Многие приходят со своими скорбями. У кого-то умерли близкие, у кого-то внезапно умер ребенок, у кого-то внук не разговаривает, хотя ему уже три года. У других операция, у третьих дети больные, у четвертой сын перестал общаться с матерью… Очень много людей несчастных.

Много воцерковленных, а есть и те, кто мало ходит в храм, никогда не исповедовался. Когда я спрашивал их, чего они идут просить у святителя Николая, многие — иногда даже хором — отвечали, что идут просить здоровья. Этим людям я объяснял, что здоровье души важнее, чем здоровье тела.

Стоят в очереди неверующие и некрещенные, стоят мусульмане, один мужчина спрашивал, можно ли ему идти к мощам, если он принадлежит к Армянской церкви. Очень много разных людей.

Люди, стоящие в очереди очень отзывчивые, готовые друг другу помогать. Они молятся. Просят, обращаются к Богу. Такие замечательные, хорошие.

— Что нужно знать тому, кто собрался идти к мощам, о чем нужно помнить?

— Такой человек, во-первых, должен быть готов простоять в очереди несколько часов. И конечно, в это время нужно не просто смотреть по сторонам и в нетерпении ожидать, когда пустят приложиться к святыне. Это время надо провести в молитве — к Богу, святителю Николаю, к Божией Матери.

Человек должен подумать, прежде всего, о здоровье своей души. Хотя, конечно же, если человек болен, или больны его близкие, он просит об исцелении. Но нужно подумать и о своих грехах. Господь пришел, чтобы дать нам жизнь, и дать ее с избытком. И в этом мире радость такой жизни воспринимается душой человека на духовном уровне. Очень важно, чтобы душа могла эту радость воспринять.

Когда мы чего-то просим у святителя Николая — хотя он и помогает бескорыстно, но мы сами должны подумать о том, чем мы можем ответить на его любовь и заботу о нас. Когда идешь к святыне — нужно обещать отказаться от каких-то вредных привычек, обещать не делать каких-то грехов. Если человек никогда не исповедовался, очень хорошо было бы сходить на исповедь.

Очень важно понимать, что святой Николай помогает нам не сам по себе, как какой-то «сверхчеловек» — а как проводник Божественной благодати. И эта благодать подается человеку не только когда он прикладывается к мощам. Она подается в церковных Таинствах — когда мы исповедуемся, причащаемся, мы приобщаемся к этой благодати и получаем ее от Бога.

К сожалению, не все это понимают, и не все люди, стоящие в очереди к мощам, знают о церковных Таинствах, не все стремятся чаще в них участвовать — хотя, конечно же, это прямой путь к получению того, что они хотят получить по молитвам святителя Николая.

Что еще важно помнить и понимать: святитель Николай прославляется Церковью, как «правило веры, образ кротости, учитель воздержания». Этим добродетелям, вере, кротости и воздержанию, человек может научиться у святителя Николая. Хорошо было бы почитать его житие, попросить его, чтобы он дал нам эти добродетели.

К сожалению, многие люди, верящие в Бога — верят неправильно. И научиться правой вере, той, что была у святителя Николая, было бы очень хорошо. Кротость — добродетель, к сожалению, не всегда распространенная даже среди православных христиан. А ведь без кротости нельзя получить благодать, нельзя получить прощение грехов, нельзя научиться радоваться по-настоящему.

А воздержание? Хорошо, когда люди свободно себя ведут — но когда свобода превращается в разнузданность, в следование своим похотям — тогда она, конечно, ведет ко злу. Учиться воздержанию, этой добродетели, которая необходима для спасения — ведь в Царство Небесное ведут не широкие, а узкие врата — мы тоже можем у святителя Николая.

Гастроли святынь

22 мая в храме Христа Спасителя прошло торжественное богослужение, посвященное приезду мощей Николая Чудотворца в Москву. Мощи одного из самых почитаемых святых в России приехали впервые: последние 930 лет они хранятся в итальянском городе Бари. О приезде договорились во время встречи патриарха Кирилла и папы римского Франциска на Кубе в феврале прошлого года.

Привоз христианских святынь в Москву стал регулярной практикой. В 2014 году в ХХС привозили Дары волхвов, а в 2011-м вытянулась многочасовая очередь к поясу Богородицы. Для кого-то возможность прикоснуться к реликвиям - форма паломничества, однако большинство приходящих считают необходимым подойти к реликвии, чтобы попросить о чуде, счастье и благополучии.

Кто такой Николай Мирликийский

Он был римским епископом, проживавшим в городе Мира - сейчас это город Демре в Турции. Жизнеописания показывают его как кроткого человека, но пламенного христианина: он разрушал языческие капища и на Первом Вселенском соборе дал пощечину Арию, признанному еретиком.

Николай - святой, равно почитаемый и православными, и католиками. В Европе он стал прообразом Санта-Клауса, а в России считается покровителем детей, студентов и путешественников. Возможно, именно с этим связана традиция освещать у его мощей сушки и шоколадные конфеты.

Кто стоял?

В первый день к мощам пришло более 18 тысяч человек. Заявляется, что до 12 июля храм могут посетить более миллиона паломников. Для организации привлечено более 2 тысячи сотрудников полиции, а также 10 000 волонтеров, которые помогают паломникам найти дорогу, а также отвечают на претензии горожан, недовольных перекрытиями в районе Пречистенской набережной. 



23 мая очередь начиналась рядом с Крымским мостом, пускали людей в храм с 8 утра и до девяти вечера. Люди стояли не сплошной вереницей, а группами, разделенными на шлюзы, - это позволило избежать давки. Между ними размещены точки питания, машины скорой помощи и автобусы, в которых можно передохнуть.

Среди паломников больше пенсионеров - в основном это бабушки в платках, собранные в группы и разделенные оградами. Прохождение всей очереди занимает 4–5 часов. Многие отмечают, что сейчас стоять легко - погода хорошая, и пока не так много людей. Вспоминают, что к поясу Богородицы приходилось отстаивать 10-часовую очередь в лютый мороз.


Что говорят люди?


Тимур

Студент МАрхИ

«Я простоял около пяти часов, с 10 утра. По ощущениям оно того стоило, потому что я ничего не потерял - только приобрел. Пришел, чтобы попросить помощи в написании проекта и дипломной работы. После посещения упал камень с души и я чувствую себя спокойнее. Многое еще передумал, пока стоял в очереди, - это тоже хорошо. Думаю, должно помочь. Я верующий человек и ходил в храм Христа Спасителя и в предыдущие разы».


Людмила и Наталья

Врач и продавщица

Людмила : «Мы пришли к великому святому и великому человеку, который действительно существовал и реально жил на этой земле. Мы ощутили невероятную…

Наталья : «…благодать. Знали бы вы, какой запах шел от его частицы».

Людмила : «Для нас он теперь стал реальным каким-то святым, каким-то символом. Появление святого Николая в Москве - важное событие не только для паломников, но и для России в целом. Это новый этап исцеления, развития и раскрытия страны».


Давид

Художник и путешественник

«Прийти сюда я хотел еще вчера, но возможности не было. Сегодня я утром не спеша встал, сел в метро и приехал. Главное, люди все вокруг несутся, а я никуда не торопился - в результате прошел всю очередь за три часа. Это было гораздо быстрее, чем раньше: я ходил поклониться и кресту Андрея Первозванного, и Дарам волхвов, и поясу Богородицы. Такие реликвии позволяют укрепить веру и здоровье, потому что Никола, конечно, слышит, поэтому верующие, которые сюда идут не просто так, не зря это делают».


Алексей

Работник сферы торговли

«Возможно, я не очень верующий человек, я не знаю все молитвы и в храмах бываю недостаточно часто. Но все-таки для меня как для христианина очень важно поклониться мощам Николая Чудотворца. Живу в Москве, поэтому прийти сюда для меня ничего не стоило. В храм я пришел с двумя старинными иконами святого, которые мне освятили».


Николай

Госслужащий

«Я считаю Николая своим покровителем. Есть просто Николай летний и зимний, у меня вот зимний. Люблю я этого святого, и назвали меня, возможно, в честь него. Пришел поклониться святыне я впервые, к поясу Богородицы и Дарам волхвов я не стоял. У нас всех есть душа, и очень важно, чтобы подобные реликвии привозили в Москву, потому что паломничество к ним помогает ее очистить. Я знаю, что святитель Николай - это покровитель путешественников, и как раз собираюсь поехать в отпуск через неделю. До этого хотел в Италию, в Бари, но раз мощи привезли сюда, то придется выбирать новое место».

Шариг

«Приехал в Москву я по работе и посвятил свой выходной посещению мощей святителя Николая. Как духовный человек я стараюсь посвящать дни каким-то праздникам. А тут такое событие, я решил, что должен сходить. Бог в нас, внутри, и надо стараться молиться и за себя, и за своих родных. Я не местный, поэтому заранее промониторил все в интернете, узнал, что да как, и в итоге все получилось - пришел сюда в два, вышел я в семь».


Анна и Александр

Студенты

Анна: «Я не ожидала, что будет так много народа. Здорово, что тут все так хорошо организовано. Очень много вокруг бабушек, наверное, это потому, что у них больше времени и у них есть семьи, дети, внуки - кто же за них молиться будет, если не бабушки. А у меня сегодня был выходной: я проснулась и решила, что если есть возможность, то надо поехать».

Александр : «Мне посоветовали поехать, вот я и поехал. Не могу себя назвать религиозным человеком, но все равно решил прикоснуться к святыне».

Аня : «Да, многие люди едут сюда специально, чтобы попросить о чем-то важном, о чуде. У меня такого не было - мне просто захотелось прикоснуться к мощам. Я еще такая зашла уже в храм, подошла к ларцу, и меня батюшка взял и головой об него постучал - и так здорово сразу стало. У меня сразу пришли легкость и веселье».


Инна

«Я православная христианка, и недавно мы с друзьями приехали в Москву и узнали, что тут проходит такое важное событие. Вроде бы мощи никуда не вывозили 900 лет. Мне посчастливилось в Турции побывать в храме, где он был похоронен когда-то. Я вообще люблю путешествовать: в прошлом году была в Риме, иногда езжу по России, летом тоже хочу куда-нибудь отправиться. Да и в Москву с друзьями мы приехали на концерт Aerosmith. В очереди было очень много пенсионеров. Мне кажется, что это связано с тем, что все мы грешны и чем ближе приходит наш конец, тем больше мы начинаем каяться в грехах и делать соответствующие выводы. Думаю, что мы все к этому придем».

Мощи христианского святого Николая Чудотворца находятся в Петербурге уже неделю. Все эти дни к ним не иссякает поток паломников: в иные часы очередь к святыне простирается далеко за пределы Александро-Невской лавры, вызывая удивление и возмущение пешеходов и автомобилистов. Власти создали в городе оперативный штаб, призванный обеспечить безопасность и комфортный доступ к реликвии всех желающих. Ежедневно штаб отчитывается о своей работе и докладывает, что в среднем люди стоят в очереди от получаса до 3,5 часов. «Диалог» усомнился в этих сведениях и отправил самого терпеливого корреспондента проверить, как это — стоять в очереди к мощам Николая Чудотворца.

То, что вбито в незамутнённую детскую голову, прочно сидит там долгие годы. Проведя всего лишь одно лето с верующей и набожной бабушкой, я четко знаю, как одеваться, когда идёшь в храм. Более того! В моем гардеробе есть такая одежда. Прикрытые колени, плечи, покрытая платком голова и полное отсутствие косметики — я готова. Бабушка воспитала примерную христианку. Я не смогу вырядится в храм хоть сколько-нибудь неприлично, даже если очень захочу.

Утро посвящаю самым неотложным делам, на ходу вспоминая, что я знаю об этом святом. Николай Чудотворец. Покровитель детей, моряков, торговцев, лучников… кажется. Ни к кому из этого перечня я не отношусь. А если я всё-таки достою до финала, о чём же мне его просить?


Выдвигаюсь в сторону Лавры. Предвосхищая возможные изменения в расписании работы метро, пишу коллегам, спрашиваю, работают ли вестибюли «Площади Александра Невского», и, если да, то как.

«С 13 по 28 июля изменится режим работы станции метро «Площадь Александра Невского — 2». Об этом сообщили в пресс-службе городской подземки. Вестибюль станции будет открыт для входа пассажиров с 05:32 до 00:23 часов по рабочим и выходным дням».

Ок. «Бонусом» мне пересылают кусок очередного пресс-релиза оперативного штаба: «В настоящее время вход в общую очередь расположен на углу Чернорецкого переулка и Тележной улицы. Ближайшая станция метро – «Площадь Александра Невского-2». Время ожидания в очереди составляет около 2,5 – 3 часов. Время ожидания и нахождение начала очереди все время меняется в течение дня. Следите за оперативной информацией на сайте nikola2017.ru . Вход в социальную очередь находится у надвратной церкви при входе в Лавру. Время ожидания в социальной очереди около часа».


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Захожу на сайт оперативной информации для паломников. По состоянию на 10:50 начало очереди передвинулось на квартал дальше, чем говорилось в релизе, к улице Профессора Ивашенцова. Прогнозируемое время ожидания увеличилось до 4,5-5 часов. Э-э-эх…

На выходе из метро встречаюсь с фотографом Ильей, и мы идём занимать места. Данные оперативного штаба подтвердились. Правда, к 11:24 начало очереди ушло практически до конца Ивашенцова. Фиксируем это время как начало нашего паломничества.

— М-да-а-а, — говорит Илья. — В советское время за дефицитом таких очередей не было.

«Да где ж его, здоровье-то, взять?»

Часть дороги отгорожена пластиковыми отбойниками. На тротуаре никто не стоит, люди распределены между поставленным заграждением и декоративным заборчиком вдоль тротуара.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Для людей с особенными потребностями, как я позднее прочитала в брошюре, организована отдельная очередь (видимо та, что в релизе названа социальной). К ним относятся инвалиды-колясочники, люди на костылях, женщины на последних сроках беременности и мамы с грудными детьми.

На подходе к очереди и вдоль неё через каждые 5-10 метров нищие всех мастей просят милостыню. Одной девушке сделали замечание сотрудники Росгвардии, дежурящие вдоль процессии.

В конце, где мы стоим, понятие очереди довольно условно: люди двигаются вперёд скорее толпой. Нет чёткого ряда. «Я за тем мужчиной занимала» не скажешь. Интересно, в каком месте образуется давка?

Первые 10 минут мы двигаемся достаточно бодро, потом — с паузами в 3-5 минут. А люди всё подходят и подходят. До меня долетают обрывки чужих разговоров:

— Да где ж его, здоровье-то, взять?

— Помолюсь, чтобы Он Женьке помог успокоиться…

Публика здесь, навскидку, от 35 лет и старше. Встречаются семейные пары с подростками и маленькими детьми. На тротуаре стоят биотуалеты, а со стороны проезжей части — фургончики, торгующие выпечкой и водой.

Захожу на сайт — с 10:50 информация не обновлялась.

Вообще событие имеет масштабы полноценного городского мероприятия — полиция, скорая, Росгвардия. Волонтёры организаций «Православный доброволец» и «Добровольцы Санкт-Петербургской Епархии» регулируют движение очереди.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Паломники обсуждают бытовые дела и строят прогнозы по времени ожидания. О духовном никто не говорит. Видимо, это личное. Одна бабушка рядом со мной читает церковную книгу.

— 5-6 часов сегодня прогноз. Надо было в 7 утра приезжать.

Да, думаю. Надо было. Хотя, простой я в очереди два часа, материал, наверное, не получился бы.

Остановки всё чаще и всё дольше. Ноги начинают гудеть. За 50 минут мы прошли от пересечения Ивашенцова и Миргородской до «Блэкрец Плаза». Здесь первый блокпост. Да, очередь не сплошная. На протяжении всего пути через пару сотен метров стоят такие вот заградительные блокпосты, пропускающие паломников несколькими партиями в следующий «отсек».

После перехода первого кордона мы оказываемся практически у выхода из метро. Здесь — металлические ограждения. Через них пытаются пролезть без очереди, но тут же встречают сильный отпор со стороны тех, кто прождал уже около часа, как мы.

Здесь мы проводим минут 15 и начинаем двигаться бодрым шагом — очевидно, ко второму блокпосту. Волонтёры вдоль ограды раздают бланки для записочек о здравии и упокоении.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

— А о чём вообще просят Николая Чудотворца? — спрашиваю я у девушки, стоящей недалеко от меня.

— Ну вы подумайте сами, о чём хотите спросить. О чём угодно. Никакой особой направленности просьб к нему нет.

Волонтёры просят вставать плотнее друг другу, по четыре человека в ряду, не образовывая пустот в колонне. Но пока мы идём достаточно вольготно, не нарушая личное пространство соседей. Незаметно для себя проходим второй блокпост и становимся у стен Лавры. Прошёл ровно час. Скорость движения определённо внушает оптимизм.

Захожу на сайт. Появилась сводка на 12:00 (на моих часах 12:44 ): время ожидания около 5 часов. Начало очереди — на улице Ивашенцова. В общем, там же, откуда начинали и мы.

В 12:50 заходим на территорию Лавры. Здесь настроение публики меняется. Перед нами откуда-то появляются другие люди, совсем не те, с кем мы стояли до этого. Я беру «Памятку паломника» и негромко читаю вслух: «Стояние и ожидание в очереди стоит воспринимать как малое паломничество в Италию, в город Бари, место, откуда была перенесена в Россию часть мощей Чудотворца Николая на временное поклонение православным христианам».


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

«Если вы идёте прикладываться с детьми – подумайте, чем занять их во время ожидания. Малыш не может долго пребывать в молитвенной сосредоточенности или просто ждать. Важно, чтобы паломничество осталось в его памяти как светлая, добрая веха жизни. Возьмите для ребёнка книжку, блокнот с карандашами. Подготовьте его: перескажите житие святителя Николая, объясните происходящее. Поясняйте то, что он видит в храме: кто такие священники, почему на них такие облачения, кто изображен на иконах».

Я бы от такого экскурса тоже не отказалась.

«Следует быть готовым к тому, что к мощам прикладываются очень быстро. Это оправданно: если дать каждому паломнику хотя бы на две-три секунды больше времени, стояние в очереди для других продлится в два раза дольше. Именно поэтому стоит посвятить молитве время ожидания в очереди».

Вот он, извечный подвох долгого ожидания.

Илья вовсю комментирует услышанное. Нам делают замечание:

— Люди вокруг молятся. Тут нужно о святом, а о мирском — в другом месте.

«Берегите сумки и кошельки»

В 13:15 мы подходим к следующему посту. Здесь пропуск осуществляют уже не волонтёры, а сотрудники Росгвардии, полиции, ОМОН. Нас предупреждают: «Берегите сумки и кошельки. Не забывайте, что вы — в толпе. Не все пришли сюда молиться». Территориально мы практически поравнялись с собором. Но… очередь идёт не прямо, а петляет зигзагами по всей территории Лавры. Близок локоть, да не укусишь…

Если на площади снаружи Лавры было жарко, то внутри в тени высоких деревьев очень холодно. Я одета легко, и очевидно замерзание станет ещё одним моим испытанием. Очередь замирает после каждой остановки минут на 20, но, начиная движение, проходит за раз около 30 метров.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Пока мы подходим к следующему блокпосту, начинает накрапывать дождик, над толпой раскрываются зонтики. Зато стихает холодный ветер. Всего на этом отрезке, назовём его «Сад», я стою около полутора часов. А с начала моего паломничества прошло уже три с хвостиком. На сайте информация с 12:00 не менялась.

Люди вылезают из-под ограды, разминают ноги. Очень много пожилых людей, но все отлично держатся. Лица соседей уже примелькались, и мы ориентируемся друг на друга. На меня, например, ориентируются две премилые бабушки. Они называют меня «бежевая юбка». Хвалят, что я тут одна, у кого юбка в пол. Всегда приятно порадовать хороших людей. Они приносят вести от волонтёров — стоять ещё часа полтора. На часах 14:35 .

«Только у нас и только здесь»

Вдоль толпы стоят и церковные лавки — свечи, иконы, молитвословы и прочая атрибутика.

Очередь обогнула сад и медленно подходит к корпусу церкви, заворачивая змейкой к тем, кто только зашёл в ворота.

Мы подбиваемся друг к другу всё плотнее. Чем ближе к концу, тем дольше паузы и короче перебежки. Все ведут себя очень прилично, не забегают вперёд, стараясь сохранять очерёдность. Говорят, на выходных народу почти не было, поэтому мало кто ожидал такого ажиотажа в будни. Тем не менее, у многих с собой раскладные стульчики. Отдохнув сами, хозяева приглашают посидеть всех остальных.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Впереди большая машина МЧС. Кажется, разворачивают полевую кухню. В толпе шутят, что это всё для проформы — мол, чтобы можно было потом сказать, что кухня была. Так оно, кажется, и есть — прицепив кухню к машине, МЧС укатило куда-то за наши спины.

Справа от меня появляется батюшка. Отдельные люди из толпы спешат к нему за советом и благословением.

— Тоже, что ли, подойти? — спрашивает меня соседка по очереди.

— Конечно, подойдите, — отвечаю я ей.

15:30 . Очередь вернулась туда, где была почти 2 часа назад — к посту с полицией, Росгвардией и ОМОНом. На меня, по-моему, уже снизошла благодать. Мне совсем не хочется убить дорогого редактора, отправившего меня сюда. Мне хочется дать по голове себе вчерашней, согласившейся на этот эксперимент.

Я начинаю догадываться, почему во время церковных служб время от времени преклоняют колени — чтобы дать отдых ногам. Я уже готова падать.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Пройдя ворота, включаем быстрый ход (огибаем храм по набережной реки Монастырки). Осталось совсем немного. Уже видны рамки металлоискателей, а, значит, я близко. Проходим местную пекарню, откуда умопомрачительно пахнет монастырским хлебом. Но времени нет, толпа несёт вперёд-вперёд-вперёд.

Внезапно мне в лицо летят крупные капли холодной… а, простите, святой воды. Один из батюшек окропляет толпу со словами «Христос Воскресе!» Эм… немного не по случаю, кажется.

15:47 — прошли металлоискатель. Пускают партиями с раскрытыми для проверки сумками. Оттуда я попадаю во внутренний сад. До входа в сам храм метров 150-200. С другой стороны ограждения навстречу идут уже приложившиеся паломники. Мимо нас пробегает ещё один батюшка, предупреждая всех быть заранее готовыми к таинству — внутри всё происходит очень-очень быстро. Записки советуют подавать уже после приложения, на выходе, чтобы избежать лишней суеты.

Большой спор идёт, как прикладывать нательные кресты — снимать с шеи или не снимать? В памятке сказано, держать крест в руке и прикладывать его к боку раки, а волонтёры говорят, с шеи не снимать… и кому верить? У меня, конечно, крестик с собой. Если мама узнает, что я без крестика ходила, мне не поздоровится.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

16:11 — я на пороге храма. Но это не значит, что у мощей. Здесь точно такая же петляющая очередь- змейка, как и на предыдущих этапах. На входе всем дают бумажные иконы, заранее приложенные к мощам.

Все выглядит достаточно обычно. Я имею в виду, для храма. Идёт служба, поёт хор. Попади я прямо сюда, по случайности, мимо очереди, и не знай о том, что люди идут поклониться великой святыне, ни в жизнь бы не догадалась.

От входа в храм до самого ковчега нас инструктируют волонтеры. «Сёстрам» стереть помаду. Креститься нужно заранее, до подхода к раке. Общий поток будет разбит на два маленьких ручейка – подходить к мощам следует по двое, с одной и другой стороны. Возле самой раки так же дежурят волонтеры. Чуть за ними — плечистый парень в строгом костюме, с бейджем «Сотрудник». Не буду нарываться и доставать фотоаппарат.


фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Волонтёры регулируют движение возле ковчега. В прямом смысле ставят тебя, куда нужно, показывают, где именно целовать, отсчитывают одну секунду, отрывают тебя от ковчега и подталкивают в сторону выхода.

Насколько я успеваю разглядеть, рака большая, непрозрачная. Бока отделаны деревом, а на крышке — большая икона Чудотворца. Когда подходит моя очередь, наклоняюсь к реликвии. В нос бьёт запах ладана и ещё каких-то благовоний. Р-р-р-раз! Ваша секунда прошла. Быстрый взмах тряпочкой по крышке. Следующий!

16:20 . Я вышла из храма. Моё паломничество длилось без четырёх минут 5 часов.

Подготовила Ксения Олиферко / ИА «Диалог»

Грандиозное паломничество к мощам святителя Николая Чудотворца скоро переместится из Москвы в Санкт-Петербург. В городе на Неве православная святыня пробудет две недели - с 13 по 28 июля, после чего отъедет в итальянский город Бари. Александро-Невская Лавра и городские власти готовятся принять огромную волну верующих. Где встречать мощи почитаемого святого, как занять место в очереди, чтобы точно успеть поклониться им? Читайте ответы на эти вопросы в материале Федерального агентства новостей .

Приглашение на духовный подвиг

Николай Чудотворец известен даже атеистам и далеким от православия людям, не знакомым со всеми персонажами христианской религии. Иконки с его ликами русские люди вешают в домах и больницах, возят в автомобилях и вкладывают дорогим родственникам в кошельки и паспорта. Мощи святого уже 930 лет хранятся в папской базилике города Бари. Впервые в истории была вскрыта гробница, из которой священнослужители взяли часть ребра с левой стороны - там когда-то билось сердце Николая Чудотворца, полное любви к людям. Именно эта часть мощей теперь путешествует по России, к ней стоят в очереди по 10-12 часов, а то и сутками.

В московском храме Христа Спасителя на поклон к святыне уже пришло более 1,5 млн человек, а в заключительную неделю городские службы и священники готовы перейти на круглосуточный прием верующих. Официальный сайт мероприятия по демонстрации мощей уже наводнен отзывами, историями, рассказами о чудесах и исцелениях, рождении и укреплении веры после приложения к ковчегу.

13 июля мощи святого торжественно встретят в Александро-Невской Лавре Санкт-Петербурга. С 16 часов в Свято-Троицком соборе к ковчегу начнут приходить верующие. Несмотря на то, что организаторы постараются сделать ожидание максимально комфортным для людей, не стоит забывать: поклонение мощам столько великого святого - это некоторый духовный подвиг, «домашнее паломничество». Об этом напоминает наместник Лавры епископ Кронштадтский Назарий . Верующие должны быть готовы провести в очереди много часов, учитывая капризную петербургскую погоду, состояние своего физического и психического здоровья.

«Мы будем следить за тем, чтобы люди не тратили время в очереди просто так, чтобы они молились, готовились ко встрече со святыней, - сказал епископ. - Наши священники будут ходить по толпе, раздавать сборники молитв, помогать людям ждать. У нас есть свои способы успокоить людей, чтобы они пришли к мощам не раздраженные».

В очередях раздадут листовки с информацией о Николае Чудотворце и полмиллиона иконок святого, напечатанных специально к прибытию мощей в город.

«Кто верит, тот получает, - заявил Назарий, говоря о чудодейственности мощей. - Есть люди, которые не верят, а потом хотят прийти и получить чудо. На это рассчитывать не стоит, хотя чудеса тоже бывают. Вообще большинству людей в очереди стоит попросить именно об укреплении своей веры, о наставлении на духовный путь. В чудодейственных свойствах мощей святого Николая сомнений нет - знаете, к пустому колодцу люди за водой не ходят».

Как будет организован доступ к мощам

13 июля первыми из прихожан Лавры мощи увидят те, кто придет на утреннюю литургию в 10 часов. Для основного числа паломников вход в Свято-Троицкий собор откроется в 16 часов. С этого момента святыня будет доступна для поклонения с 7 до 22 часов ежедневно, вплоть до 27 июля. Впрочем, по опыту Москвы священнослужители предвидят, что эти сроки очень условны - работать придется много больше.

«Мы, конечно, не закроем двери храма ровно в 22 часа перед людьми, которые стоят в очереди, - сказал епископ Назарий. - Но мы начнем заранее ограничивать очередь, чтобы люди рассчитывали свое время, понимали, сколько им придется провести в ожидании, и успеют ли они вернуться домой на метро». При необходимости Лавра готова перейти на круглосуточный режим, добавил он.

По оценкам городских властей, одновременно в зоне ожидания перед Лаврой окажутся более 15 тысяч человек. Путь от метро «Площадь Александра Невского-2» (будет работать только этот выход) составит 3,9 километров до входа в очередь, а путь от конца очереди в собор - еще около двух километров.

Способ организации огромного количества людей уже отработан во время шествия Бессмертного полка, утверждает Леонид Богданов , председатель городского комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности. Толпу будут делить на части в «зонах накопления» по 240-250 человек, вдоль очереди установят туалеты, торговые точки, санитарные пункты сбора мусора. Все дни около Лавры будут дежурить волонтеры, врачи, сотрудники спецслужб.

«Власть города не может не иметь памяти о 3 апреля», - многозначительно заметил вице-губернатор Александр Говорунов , говоря о безопасности на мероприятии. - Мы понимаем, что скопление людей будет огромное, и предпринимаем все меры. Специалисты точно подсчитали возможное количество людей, необходимое количество шлюзов, подходов к храму и так далее».

К ковчегу можно будет подойти с двух сторон - из общей и социальной очереди. В социальную очередь специальные сотрудники Лавры будут по собственному «фейсконтролю» выбирать людей, подходящих под категорию особо страждущих и немощных. Специальных пропусков и вип-входов, по словам наместника Лавры, не будет. На сайте собора и на официальном сайте мероприятия будет регулярно публиковаться информация о состоянии очереди, времени ожидания, прогнозах погоды, предупреждениях МЧС и другие данные.

Поклониться святыне можно будет с 13 июля до 27 июля включительно. 28 июля состоятся проводы мощей в Бари, заключительную службу проведет патриарх Кирилл.

В четверг в Александро-Невскую лавру привезли мощи Николая Чудотворца. "ДП" посмотрел на московский опыт стояния в очередях к святыне, который может помочь провести меньше времени в ожидании возможности приложиться к мощам в Петербурге.

В четверг, 13 июля, в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры прибыли мощи святителя Николая Чудотворца, которые с 22 мая по 12 июля выставлялись в Москве. Утром христианскую святыню в Благовещенской церкви встретили вице-губернатор города и спикер Законодательного собрания . А очередь из других желающих прикоснуться к мощам начала собираться у собора еще с вечера 12 июля, несмотря на то что доступ для верующих планировалось открыть только в 16:00 в четверг.

Всю ночь у Александро-Невской лавры простояла очередь примерно в 1 тыс. человек, впрочем, по опыту столицы это едва ли стоит считать очередью - там у храма Христа Спасителя, где также выставляли левое ребро святого, выстраивались десятки тысяч желающих приложиться к мощам.

Но если в Москве все выстраивались в единую очередь, то в Петербурге, чтобы избежать давки, было решено разбить очередь на следующие отрезки: Тележная улица вмещает около 2,7 тыс. человек, улица Профессора Ивашенцова - около 1 тыс., Миргородская улица - 1,3 тыс., Кременчугская улица - 5,5 тыс. Одновременно в очереди могут стоять около 15 тыс. человек. Ее длина составит 4 км. Сейчас, по словам корреспондента "ДП", выглядит так, как видно на карте.

Несмотря на отличия в организации доступа к мощам в Петербурге и Москве, "ДП" проанализировал столичный опыт и рассказывает, в какие дни было проще всего попасть к святыне.

В столице традиционно желающие приложиться к мощам святителя Николая Мирликийского дольше всего ожидали этой возможности по субботам: тогда время стояния в очереди могло достигать 10, 12 часов и даже больше. В субботу, 10 июня, например, в середине дня время ожидания составляло 13-14 часов, а длина очереди достигла 8 км. В этот день к храму Христа Спасителя прибыло более 385 автобусов с паломниками из разных епархий . Увеличение времени ожидания в очереди в другие субботы организаторы также связывали с большим наплывом приезжих из регионов и просили москвичей по возможности выбирать другой день для посещения храма. В будние дни и воскресенье в очереди, действительно, приходилось стоять намного меньше. В разные периоды время ожидания составляло 3,5-6 часов, то есть в несколько раз меньше, чем в пиковые субботы.

Сколько москвичи проводили в очереди к мощам Николая Чудотворца в разыне дни



Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...