Прогулка по еревану, святой эчмиадзин и развалины храма звартноц. Эчмиадзин — сердце армянской церкви Святой Эчмиадзин, Армения


Одной из самых древних святынь и исторических реликвий Армении является Эчмиадзин. Это духовный центр и сердце христианства, куда стремится попасть каждый армянин, даже если он живет вдалеке от исторической родины.Город Эчмиадзин был основан при правлении Вагарша I - царя, правившего в Великой Армении в 116-144 годах новой эры и относящегося к династии Аршакидов. Вагарш перестроил древний город Вардкесаван и назвал его в свою честь Вагаршапатом. Почти триста лет город был столицей древней Великой Армении.

Современный - это в первую очередь исторический центр, куда стремятся попасть многочисленные туристы и паломники. Здесь находятся святыни Армянской церкви - резиденция ее главы Католикоса Всех Армян, Эчмиадзинский кафедральный собор (303), базилика Гаяне (630), храм Рипсиме (618), церковь Шокагат (1694). Несмотря на то, что сам город достаточно небольшой по размеру, а его население составляет около шестидесяти тысяч человек, Эчмиадзин имеет достаточное количество культурных и научных заведений. Это филиал государственной картинной галереи Армении, университет «Григор Лусаворич», при котором действуют лицей и медицинский колледж, клубно-библиотечный техникум. В Эчмиадзине родились известные композиторы, поэты, художники и ученые Армении. В городе действуют музей композитора С.Г.Комитаса и дом-музей И.М.Иоаннисяна - знаменитого армянского поэта.

В конце девятнадцатого века в Эчмиадзине была основана духовная академия, которая долгое время оставалась единственным учебным заведением, занимающимся подготовкой священников для Армянской церкви. В Эчмиадзине есть прекрасная библиотека, в которой хранятся древние рукописи и книги. Часть книг в начале двадцатого века перешла на хранение в Ереванский Матенадаран, но в библиотеке осталось более тридцати тысяч бесценных экземпляров.

Необыкновенно красив и гармоничен Кафедральный собор Святого Эчмиадзина, представляющий собой прекрасный образец древнеармянского зодчества. Крестообразное сооружение с центральным куполом, имеет массивные гладкие стены из туфа и создает впечатление незыблемой твердыни, являющейся олицетворением христианской веры. За долгие годы своего существования собор несколько раз перестраивался, а в восемнадцатом веке, внутри него были сделаны настенные росписи.

В состав Эчмиадзинского монастыря входит церковь Святой Рипсиме, являющаяся достоянием всемирного наследия ЮНЕСКО. Она была построена в 618 году на месте, где приняла мученическую смерть Святая Рипсиме. Красивая легенда, рассказывающая об истории основания Эчмиадзинского монастыря, повествует о тридцати семи девушках-христианках, живших в монастыре Святого Павла. Одна из них (Рипсиме), не согласилась стать женой армянского царя Трдата III, сказав, что она принадлежит только Христу, и царь в ярости повелел убить всех монахинь. После этой казни Трдатом III овладело безумие, от которого его излечил Григорий Просветитель. Исцелившись, царь уверовал в христианство и крестился, а Георгий Просветитель увидел сон, в котором ему явился Христос, указавший место для строительства храма. Позже в монастырский комплекс вошла церковь Святой Рипсиме и базилика Гаяне, которая являлась настоятельницей монастыря Святого Павла.

С давних времен Эчмиадзин являлся не только центром христианской веры Армении, он был и остается центром всей армянской культуры, местом, где зародилась армянская письменность, а многие поколения духовенства, жившие здесь, оставили после себя огромное наследие, в виде памятников литературы и живописи. В Эчмиадзине зарождались и развивались науки: медицина, философия, богословие, астрономия, математика. Здесь появлялось и развивалось армянское искусство - литература, живопись, армянская миниатюра, музыка и поэзия. Древнейший культурный и духовный памятник - Эчмиадзин - является бесценным сокровищем не только для Армении, но и для всего мира.

Одной из самых древних святынь и исторических реликвий Армении является Эчмиадзин. Это духовный центр и сердце христианства, куда стремится попасть каждый армянин, даже если он живет вдалеке от исторической родины.Город Эчмиадзин был основан при правлении Вагарша I - царя, правившего в Великой Армении в 116-144 годах новой эры и относящегося к династии Аршакидов. Вагарш перестроил древний город Вардкесаван и назвал его в свою честь Вагаршапатом. Почти триста лет город был столицей древней Великой Армении.

Современный - это в первую очередь исторический центр, куда стремятся попасть многочисленные туристы и паломники. Здесь находятся святыни Армянской церкви - резиденция ее главы Католикоса Всех Армян, Эчмиадзинский кафедральный собор (303), базилика Гаяне (630), храм Рипсиме (618), церковь Шокагат (1694). Несмотря на то, что сам город достаточно небольшой по размеру, а его население составляет около шестидесяти тысяч человек, Эчмиадзин имеет достаточное количество культурных и научных заведений. Это филиал государственной картинной галереи Армении, университет «Григор Лусаворич», при котором действуют лицей и медицинский колледж, клубно-библиотечный техникум. В Эчмиадзине родились известные композиторы, поэты, художники и ученые Армении. В городе действуют музей композитора С.Г.Комитаса и дом-музей И.М.Иоаннисяна - знаменитого армянского поэта.

В конце девятнадцатого века в Эчмиадзине была основана духовная академия, которая долгое время оставалась единственным учебным заведением, занимающимся подготовкой священников для Армянской церкви. В Эчмиадзине есть прекрасная библиотека, в которой хранятся древние рукописи и книги. Часть книг в начале двадцатого века перешла на хранение в Ереванский Матенадаран, но в библиотеке осталось более тридцати тысяч бесценных экземпляров.

Необыкновенно красив и гармоничен Кафедральный собор Святого Эчмиадзина, представляющий собой прекрасный образец древнеармянского зодчества. Крестообразное сооружение с центральным куполом, имеет массивные гладкие стены из туфа и создает впечатление незыблемой твердыни, являющейся олицетворением христианской веры. За долгие годы своего существования собор несколько раз перестраивался, а в восемнадцатом веке, внутри него были сделаны настенные росписи.

В состав Эчмиадзинского монастыря входит церковь Святой Рипсиме, являющаяся достоянием всемирного наследия ЮНЕСКО. Она была построена в 618 году на месте, где приняла мученическую смерть Святая Рипсиме. Красивая легенда, рассказывающая об истории основания Эчмиадзинского монастыря, повествует о тридцати семи девушках-христианках, живших в монастыре Святого Павла. Одна из них (Рипсиме), не согласилась стать женой армянского царя Трдата III, сказав, что она принадлежит только Христу, и царь в ярости повелел убить всех монахинь. После этой казни Трдатом III овладело безумие, от которого его излечил Григорий Просветитель. Исцелившись, царь уверовал в христианство и крестился, а Георгий Просветитель увидел сон, в котором ему явился Христос, указавший место для строительства храма. Позже в монастырский комплекс вошла церковь Святой Рипсиме и базилика Гаяне, которая являлась настоятельницей монастыря Святого Павла.

С давних времен Эчмиадзин являлся не только центром христианской веры Армении, он был и остается центром всей армянской культуры, местом, где зародилась армянская письменность, а многие поколения духовенства, жившие здесь, оставили после себя огромное наследие, в виде памятников литературы и живописи. В Эчмиадзине зарождались и развивались науки: медицина, философия, богословие, астрономия, математика. Здесь появлялось и развивалось армянское искусство - литература, живопись, армянская миниатюра, музыка и поэзия. Древнейший культурный и духовный памятник - Эчмиадзин - является бесценным сокровищем не только для Армении, но и для всего мира.

Эчмиадзин это не город и вы не найдете его на картах, потому что как и ранее, так и сейчас, город, где находится монастырь и собор Эчмиадзин, вернул себе историческое название Вагаршапат. Эчмиадзин называют армянским Ватиканом, по принципу того, что именно здесь находится и католикосос и сама резиденция католикоса всех армян. И сюда нужно приехать хотя бы раз в жизни каждому армянину, пусть даже он живет в другой стране.

Я вот никак не чувствую внутри то, что тянет людей в такие святые места. Меня не пробрало на Валааме, хотя весь катер был в благости после, меня в нашем Храме Христа Спасителя тоже никак не задело. А вот в Санаине, например, да, мне было очень хорошо. Но как говорят священослужители, не за наркотиком в виде благости в церковь приходишь. Поэтому люди едут в Эчмиадзин чтоб отдать долг или благодарность Богу и церкви, что это все бережет.

Эчмиадзин был основан в 303 году, а христианство Армения приняла в 301 году. И как я уже говорила, армянская церковь апостольская. Отсюда различия с нашей, как в обрядах, так и в датах празднований некоторых церковных событий.

Сам собор, частично был на реконструкции, а, точнее сказать, раз это главный собор страны, то он все время ремонтируется и реконструируется.

И мне не сразу захотелось зайти внутрь. Поэтому я долго кружила по территории монастырского комплекса. Да, тут приятно погулять, посидеть на лавочках. Тут, пожалуй, самые идеальные газоны и разнообразные клумбы во всей стране.

И здесь очень много людей на территории. Прям как в парке. На монастырь ну никак не похоже по внешнему виду и ощущениям. Ну какой-то праздник, а не та мрачность черных туфовых старых церквей и монастырей.

Есть вот даже тут скульптура Месроп Маштоца, основателя армянского алфавита. Хотя здесь нет такой связи церковь-развитие письменности, как это было на Руси. Кстати, это самый известный вид или поза Месропа и все армянские дети на уроках рисования рисуют его именно таким.

На территории Эчмиадзина есть старые хачкары. И не просто старые, а очень красивые, с тонкой искусной резьбой.

Хачкар 13 века.

В молодом храме на территории Эчмиадзина мы попали на крещение. Что странно, ну кроме крестного отца и еще одного молодого члена семьи, на обряде были одни женщины.

Когда все закончилось они подошли к нам и подарили фигурку ангелочка. А церковь эта новая такая светлая, светлый туф и обилие света очень сильно ее отличают от традиционных армянских храмов.

Здесь так же как и везде, место для свечей в одном месте. Бог слышит и знает, за здравие или за упокой.

Каменный орел и голубь.

Нагулявшись вокруг и около гравного храма мы пошли внутрь. Фотографировать там нельзя. В сети куча фотографий внутри храма, но мне не удалось сделать снимков, служки на чеку. Вот только резной потолок на входе. О том как богато и золочено внутри можете догадаться сами) Но храм Эчмиадзин очень отличается от того, что я видела в Армении до и после него. Главный армянский храм и этим все сказано.

На территории монастыря есть, если можно так сказать, экспозиция, где на фото представлены все главные армянские монастыри. Я поняла, что в этой поездке мы и половины не увидели.

На окраине есть старое кладбище. И упирается оно в монастырь святой Гаяне. Мы туда не дошли, а над было бы. Гаяне одна из первых мучениц, погибших за становление христианской веры в Армении.

Почти все церкви в Вагаршапате посвящены женщинам мученицам. В Армении вообще существовал культ женщины до принятия христианства. И город Вагаршапат был центром почитания богини плодородия Анаит.

На территории Эчмиадзина много закрытой территории. Как в здания, вроде бы можно войти, а на самом деле нельзя. Так и заборчиками много огорожено. Ну и сам дом, в котором живет католикос, он тоже, конечно же, отгорожен. Но погулять тут есть где, места много. Так что если у вас есть желание побывать в Эчмиадзине и вы испытываете некую тягу к таким местам, вам точно стоит включить его в свой маршрут по Армении.

У каждого народа есть свои духовные святыни, то, что сплачивает нацию. Для армян огромное значение имеет монастырь Вагаршапат. В этой статье мы раскроем его непростую историю. Многие монастыри Армении могут похвастаться почтенным возрастом. Но кафедральный собор этой обители считается древнейшим сакральным христианским сооружением на территории страны. К тому же в монастыре хранится сразу несколько бесценных святынь. Во-первых, это частичка ковчега, который построил Ной, чтобы спасти некоторые образчики фауны от Во-вторых, в обители Вагаршапат хранится копье, которым римский легионер пронзил грудь распятого Иисуса Христа. И наконец, третья реликвия - десницы святого Григория Просветителя. Эта монашеская обитель является престолом патриарха Армянской апостольской церкви. Поэтому в монастырь спешат не только туристы, но и верующие этой христианской конфессии. Здания святыни внесены в список ЮНЕСКО как объект всемирного достояния человечества.

Где же находится престол католикоса - верховного армянского патриарха? Монашеская обитель, которую чаще называют святым городом, расположена на Араратской равнине, в Армавирской области. От Еревана добраться до Эчмиадзина не составляет никаких проблем. Ведь это место святое для жителей страны. Как для римских католиков первостепенное значение имеет в Ватикане, так для армян главную роль в христианском самосознании играет Эчмиадзинская обитель. Но поездом добираться до монастыря неудобно: он расположен в пятнадцати километрах от железнодорожной станции. Автобусное сообщение будет оптимальным вариантом. Город Вагаршапат (Армения), посреди которого находится монастырь, лежит всего лишь в двадцати пяти километрах от Еревана. И все маршрутки, как правило, следуют до этой обители. Монастырь занимает огромную территорию, так что не заметить его или проехать мимо просто невозможно.

Путаница с названиями

Нередко можно слышать, что Вагаршапат называют Эчмиадзинским монастырем. Создается впечатление, что второе имя святая обитель получила по городу, в центре которого она расположена. Но это не так. Настоящее название монастыря - Эчмиадзин. В переводе с армянского оно значит «сошествие Единородного» (то есть Иисуса Христа). Дело в том, что обитель основал Григорий Лусаворич - первый католикос армян. Во сне он увидел, как сын Божий ударил золотым молотом об землю, указав тем самым место заложения первого камня под сооружение монастыря. Но еще прежде, в шестом столетии языческий князь Вардгес построил здесь крупное поселение. Во втором веке после Рождества Христова оно превратилось в город. При царствовании Вагаршака Первого (118-140 годы) это была столица Армении. Город носил имя царя - Вагаршапат. В советскую эпоху название изменили, но в 1992 году вернули. За обителью сохранилось имя близлежащего города. Поэтому и называют Эчмиадзинский монастырь «Вагаршапат». Хотя античный город располагался чуть поодаль, на левом берегу Кассах.

История Эчмиадзинского монастыря

По преданию, первый кафедральный собор в Вагаршапате (да и всей Армении) был заложен в 303 году, когда христианство стало государственной религией в крае. Построил его царь Трдат III. Об этом существует очень красивая легенда, не имеющая, впрочем, никакого исторического подтверждения. От преследований императора Диоклетиана из Рима в Армению бежали тридцать восемь прекрасных дев. И была среди них Рипсимэ, которая была краше других. Трдат захотел сделать ее своей женой. Но Рипсимэ дала обеты посвятить себя Богу. И тогда царь, впав в аффект, приказал убить всех 38 девушек. Исцелить Трдата от безумия сумел только святой Григорий Просветитель. Царь принял христианство, сделал своего духовного лекаря первым католикосом и построил неподалеку от дворца Эчмиадзинский монастырь и собор. Однако это вовсе не то здание, которое мы видим сегодня. Первоначально храм был деревянным. Каменным он стал лишь в пятом столетии.

Планировка обители

Главным ядром был и остается Теперешний вид он принял в 618 году, при католикосе Нерсесе III Строителе, когда первоначальная базилика сменилась крестово-купольным храмом. Также в Эчмиадзинский монастырь входят трапезная, церковь Шокагат и ворота царя Трдата (17-й век), старые (18-й век) и новые (ХХ в.) покои католикоса, Духовная академия (начало ХХ в), странноприимный дом «Казарапат» (18-е столетие). Есть на территории обители еще одно древнее здание. Это церкви Рипсимэ и Гаянэ. Они были возведены в седьмом веке, а перестроены в 1652 году. Колокольней собор обзавелся в середине семнадцатого столетия, а ризницей - в 1870 году.

Культурная ценность обители

В кафедральном соборе сохранились фрески, написанные Овнатаном Нагашем и его внуком Натаном на рубеже семнадцатого и восемнадцатого веков. В одном из нефов храма функционирует музей средневекового декоративно-прикладного искусства (создан в 1955 году). К сожалению, обитель неоднократно страдала от нашествий. В начале XIX столетия Эчмиадзинский монастырь (Армения) стал местом битвы в ходе русско-персидской войны. Из-за этого город Вагаршапат был буквально стерт с лица земли. Первые фотографии еще зафиксировали обитель, одиноко возвышающуюся посреди пустыни. Внутреннее убранство церквей не такое богатое, как мы привыкли видеть в православных храмах. Ведь Армянская церковь впитала в себя многое от католической обрядности. Стены украшают картины, а не иконы, литургию сопровождает органная музыка.

Сакральная ценность обители

Эчмиадзинский монастырь - это престол Католикоса. Первосвященники жили в обители с момента ее основания до 484-го и после 1441 года. Присутствие католикоса всех армян придает этому месту особый ореол. Но Сурб Эчмиадзин является также хранилищем бесценных реликвий. Здесь можно увидеть мощи Иоанна Предтечи, Стефана Первомученика, апостолов Андрея Первозванного, Варфоломея, Фомы и Фаддея. Особым почитанием окружены частицы Ноева ковчега, копья Гегарда, Пречестного Креста Христова и его тернового венца. В религиозные праздники в Эчмиадзинский монастырь стекаются паломники даже из-за рубежа.

Что нужно увидеть туристу?

Обязательно стоит посетить музей. В нем хранятся подарки, которые в разные годы преподносили католикосам: одеяния, золотые и серебряные сосуды, кресты и прочая Если у вас крепкие нервы, загляните в церковь Святой Гаянэ. При этом храме имеется специальная бойня, где мясник закалывает животных - баранов, бычков или петухов, которых приносят в жертву. Этот обряд, который называется матах, производится при крещении ребенка (ему на лбу рисуют крест кровью). Многие христиане называют это пережитком древнего язычества. Но армяне совершают матах во здравие или за упокой души умершего. И для этого едут в Эчмиадзинский монастырь. Армения может похвалиться еще одной святыней, совсем рядом со знаменитой обителью. Это Звартноц, или храм Бдящих Сил, построенный в седьмом веке. В Х столетии он разрушился из-за ошибки в расчетах зодчих.

October 14th, 2013

Таксист в Эчмиадзин опоздал, сославшись на то, что мы неправильно запомнили время отъезда. В Армении на такую наглость не обижаются. Мы допили утренний кофе, и погрузились в такси. Что-то китайского производства, ядовито синее снаружи и с фальшивой отделкой под древесину внутри. Ремень безопасности был заброшен за сидением водителя сзади. В случае, если милиция окажется поблизости, ремень быстро перебрасывается через плечо, создавая эффект, будто водитель был пристёгнут всю дорогу. Арик, Павел, Серёжа - мы познакомились, теперь можно ехать в армянский Ватикан, монастырь Эчмиадзин с тысячелетней историей.

Французские туристы осматривают церковь святой Гайане в Эчмиадзине, в то время как дети спешат тренировать хоровое пение в церкви святой Гаяне.

Я провёл в Армении в общей сложности пять дней, из них четыре дня я стационировался в Ереване. Армения - маленькая страна. Многие знаковые достопримечательности можно посетить в формате однодневных поездок с возвращением в Ереван. По площади Армения составляет меньше половины Баварии. Так я посетил древний языческий храм Гарни с коринфскими колоннами как в добротном учебники по эллинистической архитектуре, и монастырь Гехард, спрятанный в горном ущелье и видный издалека лишь за счёт ярких палаток, под которыми продавцы суджука и кураги скрываются от дождя перед входом в монастырь. Я также посетил монастырь Хор Вирап, где сфотографировал самую главную достопримечательность Армении - гору Арарат по турецкую сторону границы, а также провёл несколько часов в монастыре Эчмиадзин, святом городе и патриаршем престоле Армянской апостольской церкви.Алтарь под открытым небом является одновременно воротами у входа в Эчмиадзинский монастырь.
Монастырь Эчмиадзин в 20 километрах к западу от Еревана - один из свидетелей самых древних событий истории Армении. Монастырь был основан в 303 году, главный собор был построен в 7 веке, внутреннее оформление храма относится к 17-18 векам. Как один из древнейших монастырей мира, Эчмиадзин входит в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Армения стала первой страной в мире, принявшей христианство. По легенде, это произошло в 301 году нашей эры. В 325 году к христианству примкнули картлы, предки современных грузин. С тех пор христианство играет в жизни армян особую роль. Принятие христианства позволило немногочисленному горному народу обрести независимую идентичность в свете постоянной войны с Персией на востоке и Римской империей на западе. Армяне настолько крепко прониклись своей новой идентичностью, что спустя лишь 20 лет после принятия новой религии гордый народ стоял на смерть против превосходящих сил персидской армии на защите новой веры.

В армянских церквях, несмотря на их принадлежность к восточному христианству, внутри храмов разрешено фотографировать. Делают это не только туристы, но и мамаши, которые хотят запомнить момент, когда они привели своих мальчика и девочку в церковь. При этом без лишней скромности фиксируется любой момент: от установки свечи до поцелуя чудотворной иконы. Благодаря любви армян к фотографированию в церкви никто не мешает любопытным иностранцам снимать на «никоны » церковнослужителей, мальчиков из церковного хора, да и тех же целующих чудотворные иконы армянских детей.

Армянское "православие" отличается от русского или болгарского, отличаются традиции, архитектура и даже календарь праздников. Армянская апостольская церковь относится к древнеправославным церквям, что отделяет её от Русской православной церкви. Внутри храмы такие же мрачные, какими мы их знаем из детства, стены обильно украшены фресками, в оформлении часто присутствует золото. Армянские церкви часто даже оказываются мрачнее мрачного, как, к примеру, монастырь Гехард, вырезанный в скале, освещённый лишь парой узких отверстий в куполах и морем свечей, света от которых, однако, не хватает даже на 3200 ISO.

В отличие от католической церкви, армянская апостольская церковь не имеет единого лидера. Лидер армянской церкви - католикос - является духовным, а не иерархическим лидером церкви, поэтому разными армянскими епархиями одновременно могут управлять несколько католикосов. История знает примеры одновременного правления пяти католикосов в эмиграции. Сейчас в Армянской церкви есть два лидера: Католикос Всех Армян со столицей в Эчмиадзине и Киликийский Католикос с центром где-то в Ливане. Если я правильно понимаю всю иерархию мирского православия, часть православных церквей подчиняются патриарху константинопольскому, в то время как более древние церкви относятся напрямую к иерусалимского патриархату. Во избежание недоразумений и для поддержания светской беседы на следующей дискотеке, этот вопрос мне предстоит ещё раз внимательно изучить.


Монастырь Эчмиадзин - главный строительный объект Армении, а Армянская апостольская церковь - главный подрядчик страны. Изредка в Армении можно увидеть строящееся светское здание, школу или больницу (в 95% случаев - в столице), зато во многих неожиданных местах в полной, казалось бы, глуши попадаются строящаяся церковь или реставрируемая монастырская ограда. Нигде в Армении не найти более ухоженного газона и более чистых скамеек, чем в монастыре Эчмиадзин. На этой древней святыне сконцентрированы финансовые усилия всей бедной, но гордой страны.


На территории Эчмиадзинского монастыря расставлено несколько чрезвычайно вычурных образцов хачкаров - средневековых могильных камней.



Особенно сильно в Армении действует взаимосвязь армии и церкви. По территории Эчмиадзина разгуливало несколько парней в камуфляжной форме и фуражках. Позже солдаты зашли в собор и хором поклонились иконе. Потом схватили фотоаппарат и стали фотографировать друг друга на фоне цветных ковров, которыми в Армении принято украшать алтарь.


Часть монастыря закрыта от прихожан высоким забором. Здесь проживает сам патриарх армянской церкви. Как любой другой человек, он не хочет, чтобы ему мешали всякие верующие, поэтому приближаться к двухэтажной постройке в стиле классицизма запрещено, а чтобы ни у кого не возникало подобного желания, на солидном отдалении от здания по периметру установлен фигурный чугунный забор с колючками. На входе стоит охранник/вахтёр, который, если с ним договориться, пропускает прогуляться по территории патриарха. К тому же, в самом доме патриарха есть закрытый музей. Закрытый, значит, доступ не для всех, но если попросить, то можно пройти.

Весь Эчмиадзинский монастырь охраняется ЮНЕСКО по причине своей древности и сохранности. Тем не менее, Эчмиадзин не ограничивается одним лишь древним зодчеством. Кроме тысячелетнего собора, в Эчмиадзине есть и образцы современной архитектуры. Например, церковь Святого Вартана, построенная, судя по кладке, совсем недавно, или ворота у входа в монастырский комплекс, законченные в 2001 году.
Вход в современную церковь святого Вартана.
Вокруг древнего монастыря со временем развился небольшой одноимённый город. В отличие от церкви, городу достаётся гораздо меньше внимания со стороны властей и частных инвесторов. В панораме города доминируют забитые досками магазины сети «госкоопторг », ямы на дорогах и перегоревшие вывески с отвалившимися армянскими буквами. Откровенно говоря, Эчмиадзин выглядит нищим, но так я думал лишь, пока не увидел другие провинциальные армянские города, в особенности, город Севан, но об этом - в другом репортаже.



Уличные сцены города Эчмиадзина.
В городе Эчмиадзине, помимо монастыря, можно посмотреть ещё две древние церкви. Церковь Святой Рипсиме невозможно не заметить, если ехать по дороге из Еревана. Церковь святой Гайаны спрятана в стороне от туристического пути. Если пройти через Эчмиадзинский монастырь вдоль разрушенного стадиона, где дети гоняют мяч и пыль, из-за деревьев на фоне горы Арарат покажется скромная церковь 7 века. В крипте этой церкви спрятаны мощи Святой Гайаны. Вместе с Эчмиадзинским монастырём, обе древние церкви, чей облик практически не изменился с 7 века, находятся под защитой ЮНЕСКО.

Пожилые армяне встретились на территории Эчмиадзинского монастыря.

После осмотра Эчмиадзина распогодилось: тучи разошлись, стало жарко. Воздух всё ещё был недостаточно прозрачным, чтобы увидеть из Эчмиадзина легенду Армении, гору Арарат. В надежде, что после обеда воздух станет чище (какая глупость!), мы уселись в наше голубое такси и во главе с хмурым Ариком, от которого мы за весь день в дороге не дождались ни единого армянского анекдота, кроме грубых русских ругательств, мы поспешили в монастырь Хор Вирап, расположенный у подножья недоступной горы Арарат.

Больше репортажей об



Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...