Воцерковление школы. Воцерковление школы пока отложено


«Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво…»

Получив редакционное задание со столь непростой темой, я, признаться, была премного озадачена. Конечно, существуют фундаментальные теоретические труды классиков русской педагогики. Их анализ и изучение – дело, несомненно, важное, но при хроническом дефиците времени сложно исполнимое. Да и теория без практики, как известно, вещь мертвая. Потому в качестве своих собеседников я выбрала людей, которые, быть может, как никто другой, связаны с практической стороной обсуждаемого нами вопроса. Одна из них – Ирина Игнатович – преподаватель приходской Воскресной школы с почти двадцатилетним стажем работы, другая – многодетная мама – Елена Морозько.

ИГНАТОВИЧ ИРИНА ВАЛЕНТИНОВНА

В 1982 году окончила Центральные республиканские заочно-стационарные курсы иностранных языков при Киевском государственном университете. Долгое время работала в центре научно-технической информации в отделе патентной литературы.
В 1987 году окончила Белорусский общественный институт патентоведения.
С 1993 года – преподаватель Воскресной школы прихода храма святого благоверного князя Александра Невского в г. Гомеле.
С 1994 несет клиросное послушание чтеца и уставщика. Имеет двоих взрослых детей.

МОРОЗЬКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
В 1995 году окончила Гомельский политехнический институт по специальности «инженер-технолог».
В настоящее время – домохозяйка. Мать четырех дочерей.
Младшей – 1год, старшей – 16 лет.

Свой разговор предлагаю начать с самого трудного. Поговорим об ошибках. Чего нужно постараться избежать родителям, стремящимся воцерковить своих детей?

И. Игнатович:
– Самая распространенная ошибка – наложить на ребенка то, что хочешь выполнить сам. Взрослые приходят в храм, сами только начинают воцерковляться, и им кажется, что их дети, вместе с ними воцерковляясь, переживают то же, что и они. Если я пришла и могу 2,5 часа простоять, то почему же мой ребенок не будет стоять, ведь это же такая благодать, он постоит, напитается этим, ему же так будет хорошо! А малышу 5 лет, и он просто не может столько выстоять. В этом случае для мамы лучшим будет самопожертвование. Нужно привести ребёнка, побыть с ним в храме минут 30, то есть столько, на сколько у ребёнка хватит внимания.
Е. Морозько:
– 16 лет назад я церковь не посещала и поэтому первый ребенок не воцерковлялся с самого рождения. Сказать, что мы воцерковляем детей, будет не совсем верно. Мы сами воцерковляемся, а они вместе с нами. Взаимодействует духовный мир членов семьи. Если кто-то из родителей становится ближе к Богу, то внутри у него что-то меняется, то ребенок это, соответственно, чувствует. Да, сразу вспоминаются слова батюшки Серафима «стяжите дух мирен…». И если в родителях этого духа нет, это оказывает соответствующее влияние на детей и общую атмосферу в семье. Тоесть невозможно приобщить ребенка к вере, если ты сам не стремишься постоянно жить по ее законам.

Родительский пример, авторитет, постоянное внимание к детям – все это, несомненно, важно, но может ли быть достаточным только семейное христианское воспитание, или без традиционной детской Воскресной школы все-таки не обойтись?

Е. Морозько:
– Мои дети посещают приходскую Воскресную школу, но это их личное желание. Полезно ли? Очень многое от учителя зависит. Педагог должен быть человеком глубокой веры и тогда он может донести что-то детям. Дома нужно разговаривать с ребенком на тему того, о чем говорили в Воскресной школе. Что он понял и что ему понравилось. Здесь важно, чтобы теория переплеталась с реалиями семейной жизни. Чтобы в семье был мир, покой, доброжелательность, не было споров и ссор. Тогда ребенок будет воцерковляться сам собой. Важно, чтобы вот такое настоящее внутреннее воцерковление не замещалось только внешним – молиться, поститься и ходить на службу в храм.
И. Игнатович:
– Я считаю, что посещение Воскресной школы необходимо. Ведь очень многие семьи живут церковными преданиями с маленькой буквы. На приходах существует множество мифических суждений о вере и Церкви. Так вот, в Воскресной школе это все развенчивается и преподносятся суждения Церкви по тем или иным вопросам через каноны, уставы, учения святых отцов, а не то, как одна бабушка сказала, даже если эта бабушка посещает храм уже лет 30. Посещают Воскресную школу по-разному, некоторые по 6-7 лет подряд ходят. Был случай, когда девочки пришли в 7 классе, а закончили посещать только через 2 года после окончания университета, и то только потому, что переехали в Минск. Есть и такие, которые приходят, и сразу же уходят, и их ничем не задержишь. Есть такие, которые уходят, а потом через год-два появляются.
Я заметила, что из самых таких хулиганистых потом со временем получались самые хорошие слушатели. Но, тем не менее, в подростковом возрасте уходят многие, и я считаю, что это в какой-то мере правильно. Это такой возраст, когда молодой человек должен понять, кто он и что он, и должен понять это сам.
Авторитет Церкви они должны подкрепить внешними впечатлениями. Вот вы мне рассказывали так, а я хочу узнать, что мне расскажут другие люди. Он уходит, но уходит с какой-то «прививкой», и ему есть куда вернуться. Это, как говорят, надо пожить немного со свекровью, чтобы оценить маму. Может, надо немножко отойти от Церкви, посмотреть, как другие люди живут, чтобы потом вернуться, но уже навсегда.

То есть, насколько я понимаю, главная функция Воскресной школы – сделать человеку некую духовную «прививку», дать хотя бы минимальный набор знаний о вере?..

И. Игнатович:
– Важна не сумма знаний как таковых, а важно дать ребенку понять, что есть мир помимо этого, который живет по другим законам, по Божьим, и где тебя обязательно любят, какой бы ты ни был. Самый важный эффект от религиозного образования – это дать ребенку вот эту «прививочку любви». Что здесь он всегда нужен, его выслушают, поймут и дадут совет.
Вот у меня был один трогательный случай. У нас есть мальчик один, у него сложное положение из-за лишнего веса. И на одном из уроков я говорила, что Бог любит абсолютно всех. А он встал и спросил: «Бог любит всех? И даже таких толстых, как я?».
Ему было очень важно знать, что он для Бога такой же, как и все остальные, а, следовательно, и для тех людей, которые любят Бога.

До сих пор мы говорили как бы о внутренней стороне вопроса, но ведь церковный уклад жизни подразумевает активное участие человека в богослужебной практие Церкви, ее постах, таинствах и обрядах. Как, в какой мере к этому нужно приобщать детей?

Е. Морозько:
– Моей старшей дочери – шестнадцать, ее уже не заставишь делать то, чего она по каким-то причинам не хочет. Она сама решает, идти на исповедь или нет, поститься или нет. Здесь решающую роль играет предыдущее воспитание. А для 4-летней Саши пост – это не смотреть мультики.
Бывает, дети часто в пост навещают бабушку с дедушкой, а они что-то совсем не постное предлагают, то тогда, в первую очередь, думаешь о любви, чтобы все-таки не ссориться на этой почве. Мир важнее. Думаю, дети должны принимать посильное участие в домашней молитве. Я, частенько бывает, пытаюсь специально сделать так, чтобы они увидели, как я молюсь утром или вечером, чтобы они понимали, чем живет их мама. Особенно младенцы впитывают все. Очень важно привлекать детей к участию в различных праздничных обрядах, чтобы они чувствовали себя участниками церковного события, а не наблюдателями. О церкви у ребенка должны быть добрые воспоминания. Можно поручить им что-нибудь сделать к празднику. Например, собрать или купить букет к иконе Божией Матери. Или вместе с ними покрасить яички к Пасхе. Если вы печете кулич – пусть малыш сам добавит в тесто сахарный песок. Возьмите его с собой, когда пойдете освящать куличи или яблоки. Пусть он сам несет тарелочку в храм, пусть он сам поставит в кулич свечку и сам зажжет её. Ведь им хочется быть максимально причастными этому таинственному загадочному ОСВЯЩЕНИЮ, тем более, что они увидят, как много людей пришли в храм за этим же самым, что для огромного количества людей это имеет большое значение. Освящение вербы, яблок, меда, поклонение Кресту и Плащанице, Крестные ходы – это замечательные наши православные традиции, участие в которых по силам и трехлетним малышам. Их обязательно надо привлекать к этому, чтобы они видели подготовку к празднику и участвовали в ней. Ведь они так хотят быть важными, как взрослые. И день Прощеного воскресенья пусть не проходит мимо них. Как бы смешно это не казалось, нужно попросить прощения и у своих детей, даже если им всего три-четыре года. Обнимите их и скажите: «Доча, прости меня, иногда я обижаю тебя». Вы не уроните свой родительский авторитет – напротив, поднимите его в глазах ребенка. Наши дети тоже обижаются на нас, мы, чего греха таить, бываем часто несправедливы к ним.

Как и во всяком большом и сложном деле, в воцерковлении детей существуют свои этапы.

И. Игнатович:
– Сначала маленькому ребенку нужно показать дом Бога и объяснить, что в этом доме нужно вести себя благоговейно. Это не площадка для игр. Это то место, куда мы с тобой ходим нечасто, придем туда ненадолго. Здесь нужно вести себя тихо-тихо, чтобы не распугать ангелов и не помешать молиться людям. В этом месте ты обязательно получишь от Бога немножечко силы, чтобы расти дальше, чтобы не болеть и любить маму, тебя помажут маслицем и дадут совершенно удивительную вещь в ложечке – лекарство от смерти, которое Бог нам оставил, так как Он сам бессмертный и только Он может дать это лекарство.

Посещение храма с маленькими детьми требует небольшого времени и максимального внимания. А как быть, когда родителям необходимо бывать на службах, а оставить ребенка не с кем? Как уследить за малышом во время службы?

Е. Морозько:
– Я уж в притворе пятый год стою (смеется). А если серьезно, то вспоминается описанный в одной книге случай, как однажды бабушки-прихожанки пожаловались митрополиту Антонию Сурожскому на то, что дети мешают во время службы молиться. Владыка пообещал убрать всех детей в том случае, если хоть кто-то поднимет руку и скажет, что у него не было во время службы праздных мыслей. Но этот человек также говорил и о том, что Бога слышишь в тишине, и грех эту тишину нарушать. Потому нужно стремиться искать какой-то компромисс, какую-то золотую середину, чтобы и детям не навредить, и прихожанам не помешать.

А что происходит, когда дети становятся старше?

И. Игнатович :
–В школьном возрасте нужно говорить больше о заповедях и о практическом приложении этих заповедей в жизни. Почему нельзя воровать, лгать, завидовать, что получается, если мы ослушаемся. В таком возрасте следует говорить, что вы будете ходить в церковь столько, сколько вы хотите.
В подростковом возрасте и старших классах необходимо читать Евангелие и разговаривать на житейские темы, в основном о семье. В этом возрасте у них влюбленность и любовные драмы. И нужно обязательно им показать, что любовь – это совсем не то, что они переживают. А вот чтобы научиться настоящей любви, для этого и существует Церковь.

Многие православные родители стараются всячески оградить детей от искушений и страстей внешнего мира. Но ведь так не может продолжаться всегда, дети взрослеют, и сами хотят разобраться, где добро и где зло. Да еще нередко то и другое хотят испытать на практике.

И. Игнатович:
– Ребенка нужно правильно подготовить к переходу в открытое общество. Настанет момент, когда он все равно узнает и о телевидении, и о бандитах, и о Гарри Поттере, и сигаретах, и о наркотиках, и о многом ещё таком, о чем даже думать-то стыдно. Нельзя скрывать от детей существование всего этого. Нужно правильно объяснять им истинные ценности вещей, предупреждать их об опасности, предостерегать. Но ни в коем случае не изолировать от этого мира и не делать вид, что этой грязи не существует. Они должны быть готовы эту грязь распознать и отвергнуть. В противном случае они погибнут – морально, а то и физически. Безусловно, родители испытывают боль за своих детей от понимания того, с чем им в будущем придется столкнуться. Но это неизбежно. Наша обязанность – подготовить их к вступлению в этот мир. Детям, выросшим в изоляции, невероятно тяжело адаптироваться в новых условиях, когда они попадают в школу – из атмосферы добра, ласки, благожелательности в жестокий мир детей, которым не привили начал морали. Здесь и дети из пьющих и неблагополучных семей, из семей, где проповедуется девиз «забей слабого», эгоизм, деньги и достаток как высшее начало. Мы обязаны объяснить, как могут подставить, как надо вести себя в том случае, если тебя обвиняют в том, чего ты не сделал, почему нельзя бездумно участвовать во всех предприятиях, которые предлагают новые товарищи, почему нельзя поддаваться, даже если тебя называют трусом.

P. S.
Религия должна присутствовать в жизни ребенка ненавязчиво. Дети должны прочувствовать её. Очень полезно обращать их внимание на прекрасные творения Божии – на цветы, звезды в вечернем небе, различных жучков, бабочек, на милых котят и щенков, чтобы они могли радоваться торжеству жизни, почувствовали её хрупкость, научились все это ценить и видеть в каждом творении отражение Творца. И пусть Бог открывается им через вашу любовь, через созерцание прекрасного, через гармонию природы. И тогда, однажды, глядя в бесконечное синее небо, усыпанное бриллиантами звезд, ваш малыш скажет «Там – Бог» не потому, что вы ему об этом сказали, а потому, что он это почувствовал сердцем.

Записала
ЕВГЕНИЯ ВАЩИЛОВА

Воцерковление

в широком смысле процесс приобщения человека к христианской традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах – особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его рождения. Чин воцерковления появился после IV в., когда обычным сделалось Крещение не взрослых людей, а детей, но сохранялось стремление полностью совершить чины катехизации над крещаемыми. Над младенцами совершалось воцерковление, с тем чтобы приобщить их к Церкви еще до Крещения. Чин воцерковления возник уже к VI в. Кроме того, термин «воцерковление» можно отнести и к матери младенца, поскольку только на 40-й дней после родов ей дозволялось вновь входить в храм, т.е. «воцерковляться» (или «всороковляться»). Таким образом, совершение чина воцерковления именно на 40-й день связано, с одной стороны, с тем, что в это время заканчивается положенный срок послеродового очищения матери ребенка, с другой стороны – с воспоминанием евангельского события Сретения (см. Лк. 2, 22-38), которое было обусловлено ветхозаветным законодательством о ритуальной чистоте.

Чин воцерковления сейчас совершается как заключительный акт Крещения; совершение этого обряда распространилось и на новокрещеных взрослых. После молитв священник начертывает младенцем крест перед входом в храм, вносит его в храм, а затем через южные врата – в алтарь (если младенец – мальчик). Мальчика обносят вокруг престола с чтением песни праведного Симеона Богоприимца «Ныне отпущаеши»; девочку с чтением той же песни подносят к иконам в иконостасе. Далее следует «полагать» младенца перед Царскими вратами, откуда его забирает восприемник. На практике ребенка сразу отдают на руки восприемнику.


Православие. Словарь-справочник . 2014 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Воцерковление" в других словарях:

    ВОЦЕРКОВЛЕНИЕ - Воцерковление[слав. ; ср. греч. ἐκκλησιάσαι воцерковлять], в широком смысле процесс приобщения человека к христ. традиции и церковной жизни; в богослужебных книгах особый чин, совершаемый над младенцем и его матерью через 40 дней после его… … Православная энциклопедия

    воцерковление - вцерковление Словарь русских синонимов. воцерковление сущ., кол во синонимов: 1 вцерковление (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Триш … Словарь синонимов

    Воцерковление - (оцерковление) – это процесс вхождения человека во храм как начала его церковной жизни. В широком смысле воцерковление есть длительный путь освоения человеком догматов православной церкви и правил церковной жизни. По сути это процесс глубоко… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Воцерковление - обряд Православной церкви, совершаемый над младенцем и его матерью, в сороковой день после рождения. Этим обрядом родильница, до 40 дней после родов считающаяся нечистой, очищается, а младенец включается в число членов Церкви; установление… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    Воцерковление - Воцерковленный (от церковь; воцерковлённый неправильно) церковный термин, который используется в практике Русской православной церкви и в околоцерковных кругах, а также в других религиозных организациях. Он имеет два значения, одно … … Википедия

    Воцерковление - – дословно первое введении в храм, в литургике прилагается к тем молитвословиям и действиям, которые совершаются и произносятся над младенцем при первом его внесении во храм в 40 день по рождении. Время установления В. определить невозможно … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Чтобы понять, что такое воцерковление в православии, достаточно представить, как река вливается в море, так и верующий человек познает в течение жизни глубину общения с Богом, растворяясь в церковных служениях и поклонениях.

Этому процессу нет конца, но есть начало - катехизация, которая помогает новообращенному человеку влиться в лоно православной Церкви.

В чем смысл воцерковления

Звучание самого слова «воцерковление» говорит само за себя, это действия, совершаемые людьми, которые решили принять православное крещение и жить полноценной жизнью христианина.

Предшествующим действием внедрения людей в церковную семью является катехизация - изучение основ христианской жизни, которое призвано пробудить в человеке жажду познания глубин православия.

Православный храм

Прихожане, посещающие церковь только по праздникам и ведущие мирскую жизнь независимую от церкви, особо нуждаются в воцерковлении. Ведь в результате человек преображается духом, меняет свои нравы и отношения, стараясь подражать образу нашего спасителя Иисуса Христа.

Для православного человека «воцерковиться» означает:

  • влиться в организм православия;
  • наполниться духом церковной жизни;
  • быть духовно и нравственно связанным с людьми из церкви;
  • свой дух, нрав, отношения соизмерять с Христовыми заповедями.

Важно! Воцерковить - стать клеточкой церковной общины, православной Церкви, важнейшими свойствами которой являются свойства:

  • святость;
  • апостольность;
  • единство;
  • соборность.

Святость является основным из свойств, характерных для истинного христианина.

О христианской жизни:

Христианская честь, нравственная чистота, благочестие, богобоязненность для воцерковленного человека не просто слова, это показатели его жизни.

Христианская жизнь

Апостольность означает всей своей жизнью свидетельствовать о благой вести, принесенной Иисусом в этот мир. Каждый истинный православный в какой-то мере апостол, если он несет христианскую веру людям, не знающим спасительной миссии Христа.

Единство - непоколебимая вера в Бога Отца, Сына и Святого духа, исповедание целостности Святой Троицы .

Соборность проявляется в единодушии и единомыслии общности в церкви.

Обрести настоящую веру в Бога - познать реальную глубину Божественной жизни, почувствовать веяние Духа Святого.

Это нельзя ощутить на физическом уровне. Нецерковному человеку трудно понять, что воцерковление - это погружение в Божью жизнь, чтобы взлететь духовно вверх. Этот процесс нельзя разделить на составляющие: физически жить вне церкви, душевно оставаясь в миру, а духовно стараться понять Бога. Только полное погружение в Божье присутствие гарантирует воцерковление.

Истинное наполнение Церковными традициями, законами, канонами , постами и молитвами преображает, очищает человека. Новоцерковные люди, познавая глубину и красоту жизни во Христе, вливаются в океан любви, под названием народ Божий.

Огромная гордость охватывает православных людей, когда они каждой клеточкой своего разума осознают, что они не только прихожане определенного храма, а сопричасники Богу, великой Церкви. Это и есть воцерковление, нелегкая, но очень счастливая жизнь, наполненная присутствием Божьим.

Что нужно сделать, чтобы влиться в жизнь Церкви

В современном обществе у нецерковного человека может возникнуть вопрос «Как правильно воцерковиться?»

Православному верующему легче влиться в церковную жизнь при помощи духовного наставника, который поможет познать тайны и методы познания жизни в Боге.

  • Для понятия основ Православного вероучения следует регулярно читать Святое Писание , Библию, предания и послания святых. Познавая подвиги веры истинных христиан, живущих по законам Божьим, умирающих за веру, православные верующие приобретают образец для своего возрастания в познании Благодати Отца, Сына и Святого Духа.

Библия, Священное Писание

  • Приобретение веры, православия не заключается только в ношении нательного крестика и посещении храма по воскресеньям и великим праздникам, а в жажде обновления общения со Святой Троицей, Богоматерью и всеми святыми.
  • Только познав Благодать Святого Духа, Божественную энергию, наполняющую людей во время Божественных Таинств, человек приобретает силу исполнить вторую заповедь Христа. (Иоан. 13:34).
Важно! С помощью духовного наставника новоцерковный человек познает секреты служений, поведения в храме и распорядке церковной жизни, которая постепенно становится частичкой его собственной судьбы.

Так рождается воцерковленный человек.

Господи Боже Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, все естество словесное же и безсловесное словом Твоим создавый, вся от несущих во еже быти приведый, Тебе молимся, и Тебе просим, Твоею волею спасл еси рабу Твою (имярек), очисти от всякаго греха и от всякия скверны, приходящую ко Святей Твоей Церкви, да неосужденно сподобится причаститися Святых Твоих Тайн.
И от нея рожденное отроча благослови, возрасти, освяти, вразуми, уцеломудри, удобромудрствуй, яко Ты привел еси е и показал еси ему свет чувственный, да и умного сподобится света, во время еже определил еси: и сопричтется Святому Твоему стаду…

…Сам и ныне, сохраняяй младенцы, Господи, благослови отроча сие, вкупе с родители и восприемники его, и сподоби е во время благопотребное, и водою и Духом отрождения: сопричти е святому Твоему стаду словесных овец, нарицающихся именем Христа Твоего…

В заключение обряда воцерковления младенца крестят, мать получает отпуст.

Молитва при крещении ребёнка

Воцерковляется раб Божий (имярек), во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.
Во-первых: «врата». Крещение как вступление в Церковь и в ней - в новую жизнь Царства Божия.
Также вводит ее во храм, глаголя:
Внидет в дом Твой, поклонится ко храму Святому Твоему.
После входа: сама жизнь Церкви предстает как восхваление и поклонение, как «радость, мир и праведность» Царства.
И входит посреде храма, глаголя:
Посреде Церкве воспоет Тя.
И, наконец: Церковь сама как шествие и восхождение к небесному Царству, конечному исполнению всей жизни в Боге.
Также вводит пред дверьми жертвенника…

Как правильно начать воцерковление? Андрей Ткачев

Эта статья — приглашение к разговору о воцерковлении детей.
Пишите свои комментарии, вопросы, рассказы о личном опыте. Готовых рецептов нет
Один из самых главных вопросов, который возникает у верующих и воцерковленных родителей, — это вопрос о том, как воцерковить ребенка.

Маленькие дети часто с радостью посещают храм и воскресную школу, но со временем у многих пропадает желание ходить в церковь, а у некоторых возникает откровенный бунт против посещения церкви. Порой доходит до серьезного конфликта между повзрослевшим ребенком и его воцерковленными родителями. Кризисную ситуацию решать всегда сложнее, особенно когда она касается наших родных. Дети не хотят идти к пастырям или психологам на беседу, а решить проблему без их прямого участия и желания очень сложно. И остается нам в такой ситуации только молитва за заблудших наших овечек.

Поэтому профилактика, предвидение ситуации в этом вопросе очень важна, как вообщем-то и в других вопросах воспитания. Эта статья большей частью обращена к родителям маленьких детей, к родителям, которые, возможно, еще не задумываются о предстоящих проблемах и живут в блаженном неведении, радуясь тому, как ребенок с удовольствием шагает в храм.

Имея даже не очень большие знания по агиографии (изучения жития святых), мы можем припомнить оттуда слова: «родился он от благочестивых родителей и с раннего детства был наставляем в любви к Богу».

Благочестие родителей — одно из самых важных условий благочестия детей.

Очень часто бывает так, что взрослые путают внешнее благочестие с подлинным. Живя так называемой церковной жизнью, на деле совсем не идут за Христом. В сердце самих родителей скрыто будущее отношение ребенка к церкви, к Богу и к ближним, в том числе и к самим родителям.

Недавно мне довелось посмотреть передачу о. Димитрия Смирнова с участием родителей многодетной семьи. В студии присутствовали отец Иоанн и матушка Надежда, у которых 18 детей. Удивительно ласково и с глубоким почтением батюшка и матушка говорили о своих родителях, так же с улыбкой и теплотой они говорили о своих детях. Выросшие сами в любви и послушании Богу, они сумели передать такие же чувства детям.

Примеры праведности родителей, усвоенной их чадами, можно черпать и в Евангелии: Иоаким и Анна — родители Богородицы, Захария и Елисавета — родители Иоанна Предтечи, и в житиях святых: Кирилл и Мария — родители Сергия Радонежского, Стефана и Вассы — родители Александра Свирского, список можно продолжать. Я подробно останавливаюсь на этом вопросе не для того, чтобы указать читателю на их удаленность от тех благочестивых людей, которые стали родителями великих святых, а с целью пробудить желание больше напитываться такими примерами, читать жития, святоотеческую литературу и строить свою жизнь на их основе. В этом лежит большая часть успеха всего воспитания детей.

После того, как мы еще раз для себя повторили известную нам истину — хочешь воспитать ребенка, воспитай себя, — перейдем к практической стороне этого вопроса.

Что такое воцерковление? Воцерковление ребенка – это научение его жить по Евангелию. Т.е. наша задача не столько приучить ребенка регулярно ходить в храм (хотя и это тоже), сколько приучить его к постоянной внутренней духовной работе на основе святоотеческого учения. Что, в свою очередь, непременно положительно отразится на его желании регулярно бывать на богослужениях, участвовать в таинствах. Итак, подковавшись сами в вопросах православной аскетики в теории и хоть немного на практике, приступим к разговору о том, «Как же воцерковить ребенка?».

Любовь родительская – любовь Господня

Взрослые люди по-разному видят Бога. Для кого-то Он карающий, для кого-то -милующий, а от кого-то вообще сокрыт. А все от того, что первые шаги в познании Бога ребенок делает, принимая любовь родительскую. От того, какой была любовь родителей к ребенку, во многом зависит то, как в будущем подросший ребенок будет воспринимать любовь Господню.

Господь нам дарует полную свободу, но для спасения нам нужно послушание. Это мы понимаем не сразу, а постепенно, спотыкаясь и падая. Часто взрослый человек строит свои отношения с Богом по модели, которую ему предложили в детстве родители. Недаром говорит, что вся наша жизнь – это трагедия раннего детства. Если в детстве с ребенком обращались очень строго и несправедливо, то когда он вырастет, ему сложно будет принять мысль о том, что Господь милостив и справедлив. Первое, что должны сделать родители – это пересмотреть весь строй семейной жизни и обратить внимание на то, как часто они позволяют себе срываться на детях, раздражаться, относятся ли со вниманием к интересам ребенка.

Важно: ровоное, всегда внимательное, но вместе с тем и строгое, без вседозволенности отношение родителей к детям.

Напоминайте себе: «в детях очень глубоко живут добрые или негативные впечатления об их родителях» (Митрополит Лимассольский Афанасий);

«… потерпите, не раздражайтесь, главное, не злитесь. Злом зла никогда не уничтожишь, не выгонишь его. Оно боится только любви, боится добра…» (Свт. Афанасий (Сахаров).

Всему свое время

Надо учитывать, что маленькие дети сначала питаются молоком, потом кашками и растертыми овощами, потом уже переходят к твердой пище, постепенно приобретая вкус к разным продуктам. Все мы помним, что в детстве многие продукты были для нас неприятны и отвергались нами, а с взрослением они постепенно переходили из разряда нелюбимых в любимые. В нелюбимых остались в основном те, которые нас заставляли есть насильно.

В воспитании очень важна постепенность и аккуратность.

Не нужно бросаться с места в карьер и пытаться ребенку объяснить все и сразу, но и затягивать тоже не стоит. Мировоззрение формируется постепенно, по крупице каждый день.

Жизнь в среде и вне ее

Самое сложное — это научить ребенка быть верным Господу в любом окружении, в любых ситуациях. Перед родителями часто встает вопрос: нужно ли запрещать смотреть современные фильмы, играть в компьютерные игры, общаться с детьми из нецерковных семей? С одной стороны, невозможно посадить ребенка под колпак и защитить его от всех вредных воздействий. С другой стороны, вред от этого воздействия может оказаться настоящей отравой на всю жизнь. Враг рода человеческого расставляет сети с изощренной хитростью. И здесь никто не даст готового рецепта, как же обойти все ловушки. Помните фильм «Хозяйка детского дома»? Как верно замечает героиня Натальи Гундаревой о своем опыте: «Вот Вы говорите — опытный человек. А я с каждым ребенком все сначала начинаю. Появится новенький — и весь мой опыт можно быстренько в форточку выбросить. Потому, что рецептов тут никаких нет и быть не может»

И действительно, рецептов нет. Только любящее сердце, уважение к личности маленького человека и личный духовный опыт могут привести к верному подходу к каждому ребенку и, конечно же, усердная молитва родителей.

У одного моего знакомого есть взрослый сын, недавно поступивший в институт. С самого детства он регулярно ходил в храм, ездил в паломнические поездки, занимал призовые места на олимпиадах по ОПК. А став студентом, совсем отошел от веры, в храм даже просто зайти не хочет. Так почему же дети верующих родителей уходят из Церкви? Размышляют об этом протоиерей Георгий Тарабан – секретарь Сумской епархии Украинской Православной Церкви, педагог, священник Виталий Шатохин – преподаватель Калужской духовной семинарии и иеромонах Макарий (Маркиш) – руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии.

– Так в чем же причина того, что дети из воцерковленных семей, вырастая, уходят из Церкви?

Вопрос весьма актуальный для всех родителей, в том числе и для меня: у меня дети-подростки. Рассуждая на данную тему, хорошо бы быть максимально честным с собой. Для начала нужно самому себе ответить: а что означает «быть воцерковленным»? Если под этим кроется формирование весьма распространенных мифов, которые оправдывают и легитимизируют собственный эгоизм, то желание убежать от такой церковности является проявлением инстинкта самосохранения.

Главная причина, на мой взгляд, – это отсутствие действительной любви. Любовь должна быть не только к своим детям, но ко всем людям, которые встречаются на жизненном пути. Если любви на самом деле нет, а на ее месте – непрерывное наставление, как в ней преуспеть, – это начало конца. Маленькие дети это еще будут терпеть, но в их голове будет зреть и укрепляться желание освободиться от такой «любви». И когда мы видим результаты «усиленного воцерковления» уже после 20 лет, то понимаем, что человеку нужен новый жизненный опыт, который бы опроверг ложное понимание духовной жизни, некогда ставшее причиной мировоззренческого кризиса.

Я не хочу приуменьшать силу антицерковного влияния современного мира (даже не столько «антицерковного», сколько «антирелигиозного»). Современное общество формирует такое мировоззрение, в котором нет места духовным ценностям. И это правда. Духовное трактуется как лично-интимное, не имеющее права на внешнее проявление. Кроме того, взрослеющему ребенку еще предстоит завоевать право исповедовать свою веру в среде сверстников. Это взрослому хорошо: он уже имеет какой-то социальный статус, в конце концов многие вопросы социализации уже решены. А ребенку надо одновременно вписаться в среду одноклассников, друзей, оставаясь при этом верующим. Это очень непросто! А если его еще и дома не понимают самые близкие люди, добиваясь ложного «духовного совершенства», то результат будет очевиден.

Так что если повзрослевшие дети уходят из Церкви, то во многом это «заслуга» школы фарисейства, которая была пройдена в детстве, но на самом деле не являлась приобщением к духовной жизни.

А мне кажется, здесь не одна причина, их множество. Во-первых, многое зависит от того, когда сами родители воцерковились. Они с самого детства росли в верующих семьях или пришли ко Христу в зрелом возрасте? Это совершенно разные вещи. Если человек вырос уже в христианской семье, то он с младенчества естественно перенял христианский уклад жизни. Ведь наша вера должна проявляться не только в храме. Если человек приобрел этот опыт сохранения веры и жизни с Богом, ежедневной и ежеминутной, то он сможет передать это и своим детям.

Думаю, в большинстве случаев из Церкви уходят дети тех родителей, которые сами пришли к вере не так давно. Оно и понятно: 1990-е годы, массовый приход людей в храм, ко Христу. Теперь они пытаются своих детей воцерковлять. А то, как они это делают, – большой вопрос. Обычно, конечно, стараются водить малышей в Церковь, записать их в воскресную школу. Но, собственно, этим подчас все и ограничивается. А нужно, если говорить простым языком, дружить с детьми. Нужно постоянно находиться с ними в тесном личном общении. И если родитель – авторитет для ребенка, и если взрослый является большим старшим другом и наставником для него, то он сможет передать своему чаду любовь к Богу и Его Церкви.

Большая проблема – это переходный возраст. Известно, что после 12–13 лет многие дети перестают ходить в храм. Как правило, детей в воскресных школах мы видим от 7 до 13 лет. Если есть 14–16-летние прихожане, то это достижение воскресной школы, что смогли удержать подростков в переходном возрасте. По опыту работы духовником в воскресной школе нашего храма твердо могу сказать, что остаются те дети, у которых родители, действительно, давно и серьезно воцерковлены. Именно эти дети остаются в воскресной школе. Почему? Потому что они вместе с мамой и папой исповедуются, вместе с ними причащаются, встречают праздники, ездят в паломнические поездки. Для них это естественная, нормальная жизнь, а не какая-то неожиданность: мама вдруг привела дите в храм: мол, давай, исповедуйся, тебе это надо и полезно.

Ну и, во-вторых, очень важна среда. Родители должны заботиться о том, чтобы окружить ребенка, особенно подростка, его верующими сверстниками, а желательно даже – серьезными, хорошими ребятами чуть и постарше. Ведь что такое переходный возраст? Ребенок переходит из детского состояния во взрослое. И он начинает искать авторитетов для себя вне своего семейного круга. Для него становится авторитетом кто-то с улицы, из класса, какие-то знакомые, преподаватели. И здесь умный родитель должен позаботиться о том, чтобы ребенок приобрел себе в качестве авторитета верующего человека, на него ориентировался, с него копировал поведение. То есть запоминал его слова, принимал его упреки, старался удержать в памяти его поучения как что-то важное для себя. Для этого, повторюсь, родителям необходимо приложить максимум усилий. А там уже на все воля Божия. Конечно, куда-то занести может любого человека, в том числе и воцерковленного взрослого. А уж ребенка, познающего мир и увлекающегося в переходном возрасте, и подавно. Если вдруг подросток встретит интересного неверующего человека, который станет для него авторитетом, то велика опасность, что ребенок уйдет из Церкви. Родители для повзрослевших детей именно в этом возрасте перестают быть авторитетом, и их слова уже не имеют прежней силы.

– Говорят, что есть два пика ухода из Церкви: подростковый и студенческий.

Студенчество – это время, когда человек становится личностью, созревает для ответа на принципиальные вопросы: зачем он живет, чем он хочет заниматься в жизни, что в жизни для него самое главное и т.д. Но, как правило, дозревает он до этих мыслей в обстановке общежития, в обстановке какой-то уличной жизни, просто неформальной андерграунд-среды. И это не всегда способствует обретению Истины. На основании собственного опыта могу сказать: обычно у молодых людей в этом возрасте есть очень большое желание узнать мир религиозный, мистический. Но в это же время часто молодой человек или девушка впадают порой в тяжкие или даже смертные грехи, которые будут мешать им гармонично войти в церковную жизнь. Если на волне поиска чего-то мистического, когда молодая душа стремится познать мир духовного и религиозного, человеку встретится думающий христианин или хорошая православная книга, то велик шанс, что он придет в храм. Но чаще всего церковная среда, незнакомая и непонятная для современного подростка, отталкивает его, а если он уже был до этого воцерковлен, то часто ему мешают просто тяжкие грехи. Допустим, блуд или увлечение ложной мистикой. К тому же, молодой человек, особенно в 20 лет, хочет быть современным. Конечно, если в семье в нем воспитали стояние на своих принципах, независимо от духа мира сего, то он это испытание выдержит. Если же нет, то желание быть современным вынесет его из храма: здесь все ему чуждо, все ориентировано на какую-то древность, архаичность, здесь бабушки, мало молодых людей. Тут призывают следовать устаревшим представлениям, здесь к тому же просто непонятный язык. Здесь как бы все из истории, а молодому человеку требуется что-то ультрасовременное. Но Православие никогда не будет ультрасовременным, если под «современностью» понимать нынешнюю моду, дух времени, потворство страстям.

– Некоторые священники говорят, что примерно 75% воцерковленных подростков перестают ходить в храм. Мне, когда я осознал эти страшные цифры: из десяти подростков восемь уходят, стало как-то не по себе. По вашему мнению, эта статистика соответствует действительности?

Я бы осторожнее относился к такому соотношению – 8 из 10. Не знаю, так ли это. Но даже если эти данные и меньше, то все равно есть о чем беспокоиться. Мне кажется, что в золотое время младенчества ребенку никто так и не объяснил, что впереди другой жизненный этап. Иногда годами ребенка регулярно причащают, даже не объясняя, в чем именно он участвует (я сейчас не о грудных младенцах, а о детках с 3–4 лет, которым вполне уместно хотя бы сказать, что в чаше – святые дары, а причастие – это праздник, его ждут и радуются люди, которые в праздничной одежде приходят в храм, чтобы тоже причащаться). Литургическое богословие будет потом (и, скорее всего, в виде ответов на задаваемые ребенком вопросы). Важно дать доступное понимание (а скорее, переживание) всей важности и величия происходящего в храме. Иначе ребенок, не получая понимания, воспринимает все как некий ритуал, обязательный к исполнению ради мамы или бабушки или кого-то еще, кого не хочется расстраивать. А в исполнении ритуала возможны и маленькие хитрости, усвоив которые легко скатиться до обычного цинизма.
Застыв в состоянии вечного «младенца», послушно идущего за руку в храм, ребенок не получает духовной основы своего взросления.

Иногда и взрослые, приходя в Церковь, не всегда знают, как это – быть христианином не только в храме, но и дома, на работе, в той среде, где действуют другие правила. А ребенку каково? Кто-то из питерских психологов как-то писал про социальное сиротство. Так что если из церковной среды и уходят, то чаще всего это ставшие сиротами (не духовными, а социальными) дети, которые не услышали, что Господь знает их тревоги и любит больше самых близких людей.

Что делать? Полагаю, что ответ находится в ответе на первый вопрос. Научиться любить детей – это самое главное и самое большое, что необходимо сделать. Во всяком случае, об этом следует неустанно молиться, чтобы Господь открыл и направил каждого из нас на этот путь. Все остальное – это детали. Основное препятствие – это личный эгоизм, произрастающий из секулярного мировоззрения. Вот главный враг, отнимающий наших детей у нас самих и у Христа.

– Сейчас при храмах создают спортивные секции, кружки, клубы, чтобы удержать молодежь. Как вы думаете, это поможет?

Что касается кружковой работы, то этим я занимался на заре моей трудовой биографии. Могу сказать, что, по моему глубокому убеждению, это весьма перспективное направление. Вне учебного процесса, который и так весьма насыщен, очень трудно побудить детей снова садиться за парту и изучать закон Божий в классическом виде. Мнение специалистов, которые глубоко в теме, таково: надо искать такие методы, которые бы влагали духовно-нравственную суть в различные виды активности современного человека (и детей в том числе). И попытки есть. Степень успеха зависит от того, насколько интересна и целостна личность педагога (это не всегда священник) и насколько искренне все это делается. Дети готовы прощать случайные промахи, но «отбывание номера» не пройдет – никто ходить не будет. Вот и вопрос: а все ли способны к такой постановке задачи? Если нет – не надо и затевать, лучше поискать в себе иные таланты. А кто способен – Бог в помощь!

Нужна приходская жизнь – богатая и разносторонняя. Необходимо организовать какое-то общее дело. К примеру, можно пойти почистить местные пруды или устроить «субботник»; организовать диспут с протестантами, с иеговистами; пойти ветеранов поздравить, навести порядок в их квартирах; сделать какие-нибудь поделки, которые можно будет отнести в детский дом. А можно просто вместе ходить в походы. В общем, приходская жизнь должна быть живая и как можно более разнообразная; главное – чтобы не было скучно.

Любое дело как-то может пригодиться в жизни человеку. Немножко соли православного миропонимания туда добавить, и это будет приемлемо для ребенка, чтобы он остался в Церкви. А если там живая молодежная атмосфера и он найдет там друзей, то шансы удержать молодого человека в лоне Церкви достаточно велики. К слову сказать, я и сам пришел к Богу в подростковом возрасте.

И еще. Для меня показатель – когда ребенок сам приходит на службу, без мамы. Приходит не для того, чтобы ему денежку заплатили за пономарство, и не потому, что завтра экзамен, а просто приходит помолиться, понимая, что ему нужно очистить свою совесть. Таких детей мало, но те, кто так поступают, уже не уходят из Церкви. А остальные… Пока ребенок не может противиться родительской воле, его тащат в храм, но как только у него появляется возможность отказаться от церковной «повинности», он скажет: «Не хочу», – и больше в храме не появится. Можно ли в таком случае будет сказать, что это был церковный ребенок, если он приходил на службу только с мамой? Большие сомнения…

Не все идет от родителей, поскольку человек, в том числе и юный, обладает автономной свободной волей . А у нас принято об этом забывать и говорить о подростках как о неких механизмах, в лучшем случае как о домашних животных, с тем или иным успехом поддающихся дрессировке… Это ужасно, и расплата очевидна.

«Подростков вообще» не существует, существуют личности, все разные. Первое различие – между полами, и любой священник (и педагог, и милиционер, и следователь по уголовным
делам) подтвердит, что с юношами «проблем», бед и скорбей куда больше, чем с девушками. Почему – вопрос отдельный, а пока просто признаем, что именно юноши требуют особой заботы и внимания, причем в тем большей степени, в коей у них проявляются чисто мужские качества.

Отсюда вывод: да, военно-патриотические клубы, спортивные секции (бокс и борьба, а не художественная гимнастика), группы патрулирования улиц, народные дружины – наиболее перспективные формы приходской молодежной работы.

– Многие священники говорят, что у нас общинно-приходской жизни нет, поэтому подростки и уходят из Церкви. Как восстановить общину?

Общинная жизнь начинается с готовности священника все свободное время проводить с прихожанами. Если у него есть решимость восстановить общину, то он будет оставаться с людьми, предлагать попить чаю вместе, обсудить сегодняшнее Евангелие или решить какую-то проблему: к примеру, у бабушки Мани сгорела дача, давайте поможем построить, и тому подобное. То есть из каких-то вполне обычных действий и складывается жизнь приходской общины, если, повторюсь, священник готов этим заниматься. Как правило, священнику просто этого не очень хочется. Но бывает еще и другая причина: у священника обычно большая загруженность. Священники могут быть задействованы на пяти-шести послушаниях: больница, казачество, семинария, вечерняя школа, средняя школа, воскресная школа… Но ведь работа с людьми не терпит какой-то халатности. Если на человеке висит сразу много дел, то, естественно, он будет делать их небрежно. А для того чтобы качественно работать с людьми, заниматься нужно чем-то одним. Идеально, когда в обязанности священника входит только богослужение и приход. Вот тогда батюшка может много сил отдавать своему приходу и действительно учить людей духовной жизни, помогая им решать насущные проблемы.

– От некоторых священников слышал, что подросткам изучать Священное Писание не очень интересно. А вы что думаете по этому поводу? К примеру, если подросткам предложить собираться за чаепитием, чтобы изучать и разбирать Писание со священником, им это будет интересно?

Это хорошо, что батюшки стали замечать, что не всегда их стереотипы актуальны. Ведь существует наука педагогика, в ней много ответвлений (общая, возрастная, сравнительная педагогика, теория и методика преподавания, методика воспитательной работы, педагогическое мастерство и др.), которые, к сожалению, не преподаются на должном уровне в духовных школах. Вот батюшки и пользуются воспоминаниями своего далекого школьного прошлого. А ведь сейчас еще интереснее: становится доступным опыт зарубежный. Я как-то наблюдал, как проводят иностранцы-педагоги урок: задействованы все органы чувств на общем положительном эмоциональном фоне. Такое впечатление, что они просто шаг за шагом делали то, что написано в наших старых учебниках по педагогике. Так что не про чаепития нужно думать, а всерьез садиться за изучение педагогики и психологии.

Чаепития же не воспринимаю как метод обучения или воспитания категорически. Это мое личное мнение. Неорганизованное в педагогическом отношении времяпрепровождение всегда неконструктивно. В церковной среде чаепития рано или поздно трансформируются в перемывание костей священноначалия, передачу сплетен и небылиц. Если не ставится никакая дидактическая или воспитательная задача , то наши греховные навыки и немощи быстро заполняют этот пробел.

Если же беседа за чашкой чая – это грамотно подготовленный педагогический прием, который ставит конкретные задачи. Например, батюшка или кто-то из уважаемых взрослых лично разносит угощение, подавая пример готовности послужить даже самому маленькому, – это производит глубокое воспитательное впечатление; главное, чтобы это было искренне. В такой атмосфере легче говорить о том, как Спаситель омыл ноги Своим ученикам. И, поверьте, ни о какой скуке никто и не вспомнит.

Чаепитие само по себе не панацея, но при умелой организации может стать хорошим способом усвоения важных вещей. А может и не стать.

Мне кажется, главное – быть рядом с ребенком во всех видах его жизненной активности и научить его выживать как христианина во всех обстоятельствах современного мира. Ведь современные дети не только чай пьют. И нужно, чтобы кто-то из взрослых помог подростку разобраться, как ему действовать, где грань, пересекать которую без последствий нельзя, как создать и сохранить целостность своей души.

Считаю, что такая форма изучения Священного Писания , как чаепитие, не будет полезна ни подросткам, ни взрослым. Сегодня есть гораздо более эффективные и разумные пути изучения Священного Писания, открытые для всех желающих. Литература в избытке, звукозаписи лекций и бесед тоже, не говорю уж об Интернете.

Но регулярное чаепитие со священником, застольные беседы – это, безусловно, замечательная форма приходской работы ; ее надо стимулировать, рекламировать и правильно организовывать. Как правильно – зависит от целевой аудитории. Коль скоро мы говорим о подростках, надо добиваться того, чтобы именно для подростков они были интересны и привлекательны. Можно совмещать их с демонстрацией и обсуждением каких-либо материалов, предложенных ими самими, или
заранее просить кого-либо из них рассказать о чем-то интересном и волнующем.

Полгода назад я начал со старшей группой воскресной школы – с 13 до 17 лет – разбирать Священное Писание, причем разбирать серьезно, глубоко: пять занятий мы рассматривали одну главу из Евангелия от Матфея. Им нравилось. Конечно, если подходить к этому формально и воссоздавать ту же бездушную и безрадостную атмосферу, которая знакома детям по общеобразовательной школе, только с молитвой перед началом занятий, то, конечно, так они долго не выдержат. А если это неформально: устали – давайте чайку попьем, интересный фильм или даже мультик интересный посмотрим, то, думаю, эффект будет совсем другой. То есть все должно быть просто и по-дружески. Причем именно в подростковом возрасте необходимо, чтобы преподаватель был старшим другом для ребят. Если он не смог завязать с ними нормальные, дружеские отношения, а просто пришел, лекцию прочитал и ушел, то, конечно, это никакого впечатления не произведет. Молодых людей надо заинтересовать, а сделать это можно, только создав на занятиях теплую и дружескую атмосферу. Если у подростка будет два-три друга или подруги в воскресной школе, то он будет туда ходить. И неважно, что он будет там делать: рисовать, изучать Евангелие или учиться пению.



Выбор редакции
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...

Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...

Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...