Технологическая карта урока опк таинство причастия. "Таинство причастия" план-конспект занятия по орксэ (4 класс) на тему


Разработка урока.

Гайдамакина Лилия Александровна

Урок по ОРКСЭ.

Таинство Причастия.

Цель урока:

Дать детям представление о таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.

Ход урока.


  1. Организационный момент.
- Ребята, здравствуйте! Сегодня наш урок я хотела бы начать с вопроса, какие таинства вы уже знаете? (Крещение и венчание)

  1. Введение в тему.
Целевая установка:

Сегодня мы поговорим об одном из главных наследий учения Господа, которое называется Таинство Причастия.

Итак, тема нашего урока «Таинство Причастия».

В ходе нашего урока мы с вами должны ответить на 3 вопроса



  • Что такое Причастие?

  • Что такое литургия?
- В конце урока мы вернёмся к ним и ответим на них самостоятельно.

А начнём мы с события, которое произошло 2000 лет назад на неделе, которая называется «Страстная седмица», то есть семь дней недели, где Иисус Христос был предан страданиям и принял смерть на Кресте.

Господь знал заранее всё, что с ним произойдёт, поэтому он собрал учеников в четверг на последнюю совместную трапезу(принятие пищи). Она была прощальной, где присутствовало только ближайшее его окружение, другими словами 12 апостолов или учеников, никого из посторонних. Поэтому это событие в истории стало называться «Тайная вечеря»

Ребята, вечеря в переводе со славянского языка происходит от слова «вечер» и означает «ужин». Именно во время неё Спаситель предсказал, что один из учеников предаст его, а второй отречётся ещё до наступления рассвета трижды.

Ребята, посмотрите на икону «Тайная вечеря». Обратите внимание, что Христос сидит по центру на самом почётном месте, а вокруг овального стола Его ученики (такие столы в то время были в моде).

И над всеми, кроме одного сияет божественный свет.

Скажите, а почему один из учеников им не озарён?

Кто это? (Иуда из Кариота).

Скажите, ребята, а когда мы с вами готовимся к приему гостей, большим праздникам, как мы это делаем? (убираем жилище и сами одеваемся в красивую одежду).

Прежде, чем получить Причастие надо пройти еще одно Таинство- Покаяние или Исповедь.

И в Ветхом, и в Новом Завете мы находим неоднократные указания на важность

и необходимость отказа от прежнего греховного образа жизни. Таким внутренним поворотом от зла к добру и является Покаяние (греч. «метанойя» - «поворот, обращение»)

Скажите, если испачкалась ваша одежда, что вы делаете? (стираем ее и чистим)

А почему нехорошо ходить в грязной одежде? (неопрятно)

Вот так и с нашей душой - необходимо ее очищать время от времени, исповедоваться.

На исповедь нужно идти с верой в Бога, уверенностью, что исповедь принимает Сам Господь Иисус Христос, с искренним сожалением, что совершил плохие поступки и обязательно помирившись со всеми.

Вы узнаете, какие же вопросы должен задать себе человек, идущий на исповедь. И вопросы эти связаны с выполнением человеком заповедей Божиих.

Вопросы к исповеди:


  • Почитаешь ли ты своих родителей, не оскорбляешь ли их грубыми словами и непослушанием?

  • Уважаешь ли своих наставников и учителей? Не допускаешь ли по отношению к ним оскорбления или неподчинения?

  • Добросовестно ли ты выполняешь свои обязанности в школе и дома?

  • Почитаешь ли старших возрастом людей?

  • Не допускаешь ли по отношению к ним насмешек? Не передразниваешь ли и не смеешься ли над увечными, калеками, больными?

  • Стараешься ли исправиться в своих плохих привычках?

  • (ФИЛЬМ «Покаяние»)
Работа в парах

Давайте поработаем в парах и попытаемся применить полученные сегодня знания.

Расположите на их плодах номера следующих понятий:


  1. Работа по теме урока.
-Сегодня Таинство Покаяния (Исповедь) совершается во всех храмах, и более того, существует благочестивый обычай обязательно исповедоваться перед тем, как мы приступаем к Таинству Причащения.

Иисус воздал хвалу Богу Отцу, взял хлеб, благословил его, преломил и дал ученикам, сказав: «Примите, ядите: сие есть Тело Моё, еже за Вы ломимое» (пояснение слов ученикам)

Потом Он взял чашу с виноградным вином, благословил её и подал апостолам, говоря: «Пийте от неявси: сие есть Кровь моя Нового завета, яже за вы и за многие изливаемая во оставление грехов»

Так Иисус Христос установил одно из великих таинств православной церкви - Причастие, то есть соединение человека с частичкой Бога на Земле.

-В православных храмах Причастие – это особое действие, которое ведёт людей ко Христу, совершающееся учениками апостолов – священниками - во время божественной литургии.

Литургия – есть самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Святейшее Таинство Причастия, установленное Господом нашим в четверг вечером, накануне крестных своих страданий.

Ребята, литургия имеет различные названия. Первое название – греческое, означает «общественная служба» и указывает на то, что Таинство Святого Причастия есть умилостивительная жертва Богу за грехи всего общества верующих, - живых и умерших.

Ребята, обратите внимание на слово «умилостивительная». Как вы его понимаете?

В апостольское время, то есть когда жили апостолы, «Литургия» называлась «преломлением хлеба».

Вот поэтому и называлось так это Таинство.

Как вы понимаете слово «Таинство»? (тайна, секрет)

Хлеб для Причастия называется Просфора

Ребята, чтобы причаститься нужно соблюдать некоторые правила

Соблюдая эти правила, после Причастия, люди чувствуют благодать Божью, радость, умиление и огромное смирение, так как мы соединяемся с частичкой Бога. (ФИЛЬМ «Причастие»)


  1. Практическая работа
- Послушайте строки из стихотворения Татьяны Егоровой, посвященные великому Таинству:

И нет на свете выше счастья:

Пред Чашей разомкнуть Уста,

Принять Священное Причастие

И стать частицею Христа.

Давайте раскрасим чаши, которые находятся у вас на столах.

Какой цвет вы будете использовать?


  1. Рефлексия.
- А теперь вернёмся к главным вопросам урока

  • Как Христос передал себя ученикам?

  • Что такое Причастие?

  • Что такое литургия?
Пока Священник читает божественные молитвы, хлеб и вино силою и действием Святого духа прелагаются в истинные тело и кровь Христову. А как это происходит - никто объяснить не может, даже ангелы.

Сейчас вы вместе с Татьяной Григорьевной Поповой, преподавателем художественной школы, сделаете ангелочка.


  1. Домашнее задание.
Подготовить сообщение о любом Таинстве церкви (кроме изученных)

Приложение 1

Приложение 2

МКОУ «Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17» Презентация к уроку « Таинство Причастия» по курсу ОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры» Подготовила учитель начальных классов МКОУ»Медвёдская средняя общеобразовательная школа №17» Ефремовского района Тульской области Сизова Надежда Васильевна 2012-2013 учебный год

Что такое Таинства Таинства - священные действия, через которые верующие получают божественную благодать. Чтобы таинство произошло, необходимо соблюдать два условия. Во-первых, таинство должно совершаться законно поставленным священником при соблюдении всех правил его совершения. Во-вторых, христианин должен быть внутренне готов к принятию таинства.

Семь таинств Православной церкви: Крещение Миропомазание Таинство брака Покаяние Причащение (евхаристия) Соборование (елеосвящение) Таинство священства

Крещение Через это таинство человек становится христианином.

Миропомазание Через это таинство человек присоединяется к Церкви.

Таинство брака В этом таинстве мужчина и женщина получают благословение на семейную жизнь.

Покаяние В этом таинстве христиане очищают себя от свершенных грехов.

Причащение(евхаристия) В этом таинстве христиане под видом хлеба и вина принимают в себя Самого Бога Иисуса Христа.

Соборование (елеосвящение) Через это таинство человек исцеляется от болезней.

Таинство священства К этому таинству приступают только мужчины. В нем они получают право совершать все другие таинства.

Тайная вечеря Значение таинства Причастия для христианина состоит в том, что он через это таинство, через Бога, который есть для христиан Любовь, соединяется и со всеми другими христианами, и все вместе они составляют Христову Церковь.

Литургия Литургия - (от греч. "общественный" и "дело") - наименование главнейшего из христианских богослужений.

Таинство Причастия На фотографии – священник совершает Проскомидию. Во время Проскомидии мы приготавливаем к Таинству хлеб и вино.

Вот эта частица, особым образом изъятая из просфоры (специально выпеченного хлеба), станет после схождения благодати Божией, призванной нашей молитвой, Телом Христовым.

После приготовления «вещества» для Таинства, то есть, хлеба и вина, мы переносим их на Престол. Эта церемония называется Великим входом.

Священник молится о том, чтобы Дух Святой сошел на хлеб и вино. Мы видим воздетые вверх руки – знак особо торжественной и глубокой молитвы.

Диакон, который помогает священнику при совершении богослужения, указывает орарем (специальной лентой, висящей у него на левом плече) на хлеб и на вино. От лица всех верующих диакон обращается к священнику со словами: «Благослови, владыко, святый хлеб… святую Чашу…».

На этой фотографии мы видим, как священник разламывает Агнец – частицу, ставшую Телом Христовым, вместившую огонь Божества. Это называется «раздробление» Агнца. Агнец раздробляется на четыре части. Одной частью причащаются священнослужители, тремя остальными – миряне.

Сначала причащаются священнослужители. Они берут в руки Частицу Тела Христова и молятся о прощении грехов, преклонившись на Престол.

По установившейся практике, сначала причащаются младенцы, затем дети, потом взрослые. (В некоторых храмах соблюдается старинная традиция, что из взрослых сначала причащаются мужчины, затем женщины.

Дети, как и взрослые, причащаются, сложив крестообразно руки на груди. Каждому причастившемуся отирают уста, и причастник целует низ Чаши. Руку священника, держащего Чашу, никогда не целуем, чтобы ненароком не толкнуть!

Здесь мы видим, как девочке дают Частицу Тела Христова, напитанного Кровью…

Проверьте ответы в группах 1 группа – б, е, а. 2 группа – а, д, ё. 3 группа – г, а,в

Оценка урока Посмотри на " пушистиков ". У них разные настроения. Раскрась " пушистика ", у которого такое же настроение, как у тебя.

Домашнее задание Ответить на вопросы учебника на странице 79. Разгадайте кроссворд «Церковные таинства».

Тема: «Таинство Причастия»

Цель : дать детям представление о Таинстве Причастия и о его значении в жизни православных христиан.

Задачи :

предметные: раскрыть сущность церковных таинств;

в каком таинстве мы соединяемся с Богом и что такое Причащение.

личностные: воспитывать уважение к традициям православного мира;

воспитывать доброжелательность и эмоционально- нравственную отзывчивость;

формировать уважительное отношение к духовным и материальным ценностям православия;

развивать самостоятельность и личную ответственность за свои

поступки;

развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и

оценивать учебные действия;

осуществлять информационный поиск;

развивать умение работать с текстом, смыслового и выразительного чтения.

Оборудование : проектор, экран, ноутбук, презентация.

Основные термины и понятия, изучаемые на уроке :

Причастие– главное Церковное Таинство в котором христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и Кровь Христовы соединяются с Богом и приобщаются к вечной жизни.

Таинство – это священнодействие, через которое верующим видимым образом сообщается невидимая Божественная благодать.

Апостолы –ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь христианской веры.

Литургия –богослужение во время, которого совершается Таинство Причастия.

Тайная Вечеря – пасхальный ужин Спасителя с учениками – апостолами накануне крестных страданий, на котором Он установил Таинство Причащения.

Ход урока.

I. Мотивация учебной деятельности . (1 минута)
Учитель: Добрый день! Встаньте, пожалуйста, закройте глаза и вспомните о чём-то приятном, радостном, улыбнитесь, протяните свои руки друг к другу, крепко возьмитесь за руки и поделитесь с окружающими вашим теплом, радостью, хорошим настроением. (1 слайд)
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Ребята, мы единое целое, от работы каждого зависит общее дело, его результативность. Хотите начать прямо сейчас?
II. Актуализация необходимых знаний. (5 минут)

Учитель: Сегодня наш урок я хотела бы начать с небольшого стихотворения неизвестного поэта. Вы прослушайте его внимательно, а затем ответьте на вопрос: кому посвящены эти строки?
Пока живу - Тебе молюсь.
Тебя люблю - дышу Тобой.
Когда умру - с Тобой сольюсь,
Как звёзды с утренней зарёй.
Хочу, чтоб жизнь моя была
Тебе немолчная хвала.
Тебя за полночь и зарю,
За жизнь и смерть Благодарю! (2 слайд)

- Итак, ребята, кому посвящено это произведение? (Богу, Всевышнему)
За что благодарит Бога автор? Подтвердите словами стихотворения.
А почему поэт благодарит Бога? Подтвердите словами стихотворения.

Учитель: Да, ребята, Бог в облике своего сына Иисуса Христа явился на Землю для искупления грехов человеческих и для того, чтобы научить жить нас по законам Божьим.

В ходе нашего урока мы с вами должны ответить на 3 вопроса:

    Что такое Причастие?

    Что такое литургия? (3 слайд)

III. Введение в тему урока. (10 минут)

Учитель: Ребята, вспомните русскую народную сказку «Волк и семеро козлят». Каков урок этой сказки? (Козлята попадают в беду за непослушание) .

Какие сказки похожи на сказку «Волк и семеро козлят»? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петух и кот»).

Вывод: Итак, непослушание- зло, за которое следует наказание .

Учитель : Т.е. с точки зрения верующего христианина, что это такое? (Ответы детей)

Загадка:

И у этих, и у тех,
Даже, может быть, у всех,
К сожалению бывает,
И людей одолевает
Зло. Оно зовется… (грех)
-
Но несмотря на то, что герои сказок совершают грех, они выходят из сложных ситуаций? Кто о них заботится?

Мы говорили с вами, что зло называют грехом. Что же такое грех? (Это плохие мысли и поступки).

Грех- это болезнь, которой люди болеют, если нарушают заповеди.
Часто ли мы грешим? Ведь далеко не всегда мы выполняем заповеди. Однако сами не всегда грехи видим. А можно ли справиться с грехом? Как вы думаете, как это сделать, просто ли это?

Песня С. Копыловой «Слеза грешника»

Простил ли Господь грешника? Почему он ему поверил?

На рисунках два дерева. Распределите эти качества характера.

Учитель: Если мы с вами испачкались, что мы делаем? (Моемся. .)

Вот и грех- невидимая грязь, от которой в церкви есть лекарство – специальное «таинство».

И сегодня на уроке мы узнаем о христианских Таинствах.

Как вы понимаете слово «Таинство»? Какое слово является для этого слова однокоренным? (Ответы детей)

Тайна - То, что намеренно скрывается от других; секрет.

В жизни христиан есть 7 Таинств:

Сегодня мы поговорим о некоторых из них:

Крещение

Миропомазание

Причастие

Покаяние (5-9 слайды)

Приход в мир новой человеческой жизни должно сопровождаться священным действием, которое открывает ворота в новую духовную жизнь и очищает от греха. Это Таинство свершается только однажды.

1. Крещение – это троекратное погружение тела в воду с призывом Пресвятой Троицы – Отца и Сына и Святого Духа.

2. Следующим Таинством является Миропомазание , в котором верующему подаются Дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни.

А третье важнейшее Таинство, при котором Божественная благодать даруется человеку для того, чтобы он, прилагая её в свою жизнь, побеждал в себе всё эгоистичное и нечистое и таким образом приближался к вечности и Богу. Это Причастие .

Таинство Покаяния - это когда верующий исповедует свои грехи Богу в присутствии священника и получает прощение от Самого Господа Иисуса Христа.

Поднимите руки, кто участвовал в данных таинствах? Какие таинства вам не знакомы? (комментарий учителя)

Как вы думаете, какое среди этих таинств самое главное?

И так, тема нашего урока: Таинство Причастия,запишем ее в тетрадь.

III. Организация познавательной деятельности. (9 минут)

Учитель: А начнем мы говорить о Таинстве Причастия с события, которое произошло более 2000 лет тому назад.

Господь знал заранее всё, что с ним произойдёт, поэтому он собрал учеников на последнюю совместную трапезу (принятие пищи). Она была прощальной, где присутствовало только ближайшее его окружение, другими словами 12 апостолов или учеников, никого из посторонних. Поэтому это событие в истории стало называться «Тайная вечеря» (Демонстрация иконы «Тайная вечеря»)

Ребята, вечеря в переводе со славянского языка происходит от слова «вечер» и означает «ужин». Именно во время неё Спаситель предсказал, что один из учеников предаст его, а второй отречётся ещё до наступления рассвета трижды.

Ребята, посмотрите на икону «Тайная вечеря». Обратите внимание, что Христос сидит по центру на самом почётном месте, а вокруг овального стола Его ученики.

И над всеми, кроме одного сияет божественный свет.

Скажите, а почему один из учеников им не озарён?

Кто это? (Иуда из Кариота). (10 слайд)

(Чтение текста «Тайная вечеря»)

ІV . Первичное закрепление. (5 минут)

- Что дал Христос апостолам на Тайной вечере? (Вино и хлеб)

- Что означают вино и хлеб, которые дают в храмах? (Тело и кровь Христа)

- Как называется это Таинство? (Причастие)

V. Работа по теме урока. (9 минут)

В православных храмах Причастие - это особое действие, которое ведёт людей ко Христу, совершающееся учениками апостолов - священниками - во время божественной литургии.
Литургия - есть самое важное Богослужение в храме, во время которого совершается Святейшее Таинство Причастия.
Прежде, чем получить Причастие надо пройти еще одно Таинство- Покаяние или Исповедь.

Ребята, чтобы причаститься нужно соблюдать некоторые правила

(11 слайд)

(Чтение текста «Христианские Таинства», «Литургия»)

VІ. Рефлексия. (5 минут)

А теперь вернёмся к главным вопросам урока

    Как Христос передал себя ученикам?

    Что такое Причастие?

    Что такое литургия? (12 слайд)

Тест.

1. Что такое Таинство?

а) Благодать

б) Секрет

2. Сколько существует Таинств?

3. Что такое Причастие?

а) Благодарение

б) Исцеление от болезней

в) Благословение

4. Кто были первыми Причастниками?

а) Христиане

б) Апостолы

в) Женщины (13-14 слайды)

VІІ.Домашнее задание (1 минута)

Подготовить сообщение о любом Таинстве церкви (кроме изученных)

Использованная литература:

Использованная литература:

    Справочник православного человека. Таинства Православной Церкви. «Даниловский благовестник», Москва, 2007 год.

    Таинства Православной Церкви. Тростникова Е.В., Москва, 2008 год.

    Таинства Церкви. «Паламник», Москва, 2004 год.

    Что нужно знать о Таинстве Крещения. «Неугасимая Лампада», 2004 год.

    Правило ко Святому Причастию. «Паломник», 2008 год.

    ▫ Абсолютно согласен. Без комментариев, как говорится. Рассказывая детям, может быть и стоит делать упор на героизме, но и сбрасывать со счетов нелицеприятные факты, тоже не следует. По сути, это та же фальсификация, согласен.
    ▫ И чуточку ещё. Такая тема: Финская война. Прежде о ней вообще старались не говорить. Теперь публикаций много. И большей частью - безрадостно там, в публикациях. Но искажение истории - это разве правду рассказать о потерях, гибельных промахах в снабжении, управлении и командовании, пропаганде и вообще `направленности` всей этой военной кампании? Замалчивание - вот искажение. Хотя... И тут тоже два пути: можно мерзко посмеяться над поражениями, умолчав про героизм. А можно удариться в пафос, уличить в `пораженчестве` тех, кто реально оценивает масштабы и результаты...
    ▫ Мы с вами об одном и том же гутарим... Просто первый комментарий ваш стал не слишком понятен с ходу, а так, позиция у нас практически одна и та же.
    ▫ Совершенно верно: видеть адекватно. Например: вот был князь Александр. Наподдал он скандинавам, было дело. Потом `орденоносцам` насовал. А кроме того, ордынцев на Русь водил и в междоусобицах их помощью пользовался. Кстати, много тогда люду на Руси полегло, от этих походов. Уместно и объяснения действий привести: обстановку, проблемы выбора... Другой пример: роль такой-то такой-то организации в Великой Отечественной войне. И вместо `Если б не мы, то и победы бы не было!` - рассказать, как было на самом деле. Что были и те, кто из их рядов, но воевал. Количество можно указать (чтобы не складывалось впечатления, что остальные в сторонке стояли, а те деятели сами всё совершили). Отмечены в героизме. А были и те, кто обнимался-водку пил вместе с военными не в нашем обмундировании. Количество тоже указать - для сравнения масштабов участия на стороне нашей - и на стороне вражеской. Чтобы не складывалось впечатления, что они в сторонке стояли. И вывод сделать: вот так и побеждали. Все вместе. Это наша ОБЩАЯ победа. Не зависящая от креста, полумесяца и прочего; от `Спасибо`, `рахмет`, `баркал` или `дякую`. =================== Глядишь, в следующий раз молодой человек или девушка, увидевшая `сужденьица` о том, как всё было `ой, плохо-плохо-плохо!` - либо о том, как всё было `ой, хорошо-хорошо-хорошо!` - смогли самостоятельно, со ЗНАНИЕМ дела и БАГАЖОМ правдивых, адекватных знаний усмехнуться, простите: `Эт враньё, ребята. Это специально, чтобы страну нашу, Историю нашу, ЦЕННОСТИ наши исказить (опозорить, переврать, перехвалить, натянуть... и т.д.). Разве не адекватно? Думаю, и к стране, и к истории это будет уважительно и принципиально. Ну а одеяло перетягивающие - так, повторюсь, отечественные ещё гаже `мидуэевцев`. Какими бы ни были и к какой социальной или прочей `нише` не принадлежали. Потому что они - рядом. Среди нас. Потому что они знают: от взрослых и принципиальных можно огрести и, так сказать, `за базар ответить` - и лезут к детям. Различными способами. Уверен, что остановить таких - и адекватно, и патриотично. Кем бы они ни были и во что бы ни рядились и не `рядились`.

    Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

    "Средняя общеобразовательная школа № 35"

    Конспект

    урока ОРКСЭ

    по теме:

    «Таинство причастия»

    Подготовила:

    Остерман Валерия Эдуардовна

    Тамбов
    2017

    Тема урока : Таинство Причастия.

    Цель : дать детям представление о Таинстве Причастия и о его значении в жизни православных христиан.

    Задачи :

    предметные: ознакомить с основами религиозной морали;

    раскрыть сущность церковных таинств;

    в каком таинстве мы соединяемся с Богом и что такое

    Причащение;

    личностные: развивать самостоятельность и личную ответственность за свои

    поступки;

    воспитывать доброжелательность и

    эмоционально- нравственную отзывчивость;

    развивать навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками

    в разных социальных ситуациях;

    формировать уважительное отношение к духовным и

    материальным ценностям православия;

    воспитывать уважение к традициям православного мира,

    историческому прошлому нашей Родины;

    метапредметные: формировать умение планировать, контролировать и

    оценивать учебные действия;

    осуществлять информационный поиск;

    развивать умение работать с текстом, смыслового и

    выразительного чтения.

    Основные термины и понятия :

    Благодать – сила Божья, которой совершается спасение человека.

    Причастие или по-другому Евхаристия (благодарение) – главное Церковное Таинство в котором христиане под видом хлеба и вина вкушают Тело и

    Кровь Христовы соединяются с Богом и приобщаются к вечной жизни.

    Таинство – это священнодействие, через которое верующим видимым образом сообщается невидимая Божественная благодать.

    Апостолы – (посланники) ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь христианской веры.

    Церковь – является Телом Христовым, к которому принадлежат все живые и усопшие христиане, единство Духа, обитающего в людях.

    Литургия – (обедня) богослужение во время, которого совершается Таинство Причастия.

    Антидор – (вместо дара) части просфоры для совершения Таинства причащения. Раздаётся верующим по окончании Литургии не причащавшимся мирянам.

    Тайная Вечеря – пасхальный ужин Спасителя с учениками – апостолами накануне крестных страданий в Великий Четверг, на котором Он установил Таинство Причащения (Евхаристии).

    Оборудование : проектор, экран, ноутбук, презентация.

    Ход урока

    Ребята! Посмотрите на наши раскраски и скажите, что на них изображено, кто знает? – Причастие. И тема нашего урока сегодня – «Таинство Причастия».

    Перед вами план нашей работы сегодня (раздаточный лист с текстом):

    Сегодня на уроке мы вспомним, обсудим и узн а ем:

      Кто, когда и при каких обстоятельствах установил таинство Причастия?

      Что такое «Тайная вечеря»?

      Что такое Церковь? Только ли это здание, или собрание людей, или христиане видят в Церкви нечто бо льшее? Что именно?

      В чём главное назначение Церкви?

      Что происходит во время Литургии?

    Разговор о Таинстве Причастия мы начнём с того, что вспомним дни Страстной Недели – последней недели земной жизни Иисуса Христа.

    Как вы думаете, почему? (Потому что это таинство было установлено Иисусом Христом в один из дней Страстной (Великой) Недели).

    Работа в таблице параллельно с презентацией. После краткого обсуждения записываем в таблицу, что произошло в каждый из этих дней.

    Но сегодня мы заполним не всю таблицу, а только часть её. До какого дня и почему? – правильно, до Четверга – потому что таинство Причастия было установлено именно в Великий Четверг.

    Страстн а я – Великая – Неделя

    Страстн а я – от слова «страсть», – страдание. Неделя Страданий Христовых. Последняя неделя земной жизни Господа Иисуса Христа.

    Каждый день в ней называется Великим: Великий Понедельник, Великий Вторник, Великая Среда и т.д.

    Великий Понедельник

    Проклятие бесплодной смоковницы

    Великий Вторник

    Изгнание торгующих из храма

    Великая Среда

    Предательство Иуды

    Великий Четверг

    Тайная Вечеря. Моление о Чаше.

    Взятие Христа под стражу

    Великая Пятница

    Великая Суббота

    Воскресение Христово

    Задание: Кратко запиши в таблицу, что произошло в каждый из дней Страстно й Недели.

    Итак, кто, когда и при каких обстоятельствах установил таинство Причастия?

    Почему Христос созвал тайный ужин (вечерю)?

    Как ученики Спасителя выполнили своё обещание совершать таинство Причастия в воспоминание о своём любимом Учителе?

    – Апостолы, а затем и все христиане причащаются на Литургии – главном Богослужении православных христиан.

    Знаете ли вы, как переводится слово «Литургия» с греческого языка? –«Общее дело»! Самое главное событие, которое происходит во время Литургии – и есть причастие Святых Христовых Тайн.

    Подробно – о том, что представляет собой таинство Причастия.

    О подготовке к Причастию – таинстве Исповеди и Покаяния. Чтобы принять в себя Христа, нужно очистить душу от зла, от греха.

    Вот потому-то церковь – это не только здание (дом Божий, в котором совершается божественная служба). Это ещё и собрание верующих людей.

    А самое главное, Церковь – это Тело Христово, где члены Тела – это люди, а Глава – Сам Иисус Христос. Причастие не только очищает, не только соединяет человека со Христом, но и объединяет во Христе всех верующих людей!

    В этом состоит главное предназначение Церкви.

    Вот почему в Церкви принято обращение: «братья и сёстры». Мы все (верующие люди) – родные по духу, во Христе!

    Раскраска: обращаем внимание на цвет облачения священнослужителей.

    Домашнее задание:

    Внимательно прочитай отрывок стихотворения русского поэта и философа Владимира Соловьева.

    Да! С нами Бог, – не там, в шатре лазурном,

    Не за пределами бесчисленных миров,

    Не в злом огне и не в дыханье бурном,

    И не в уснувшей памяти веков.

    Он здесь, теперь – средь суеты случайной,

    В потоке шумном жизненных тревог.

    Владеешь ты всерадостною тайной:

    Бессильно зло; мы вечны; с нами Бог.

    Как ты думаешь, откуда в душе верующего человека возникает такая радостная уверенность? (Устно)

    Системный самоанализ урока

    Урок проводила: Остерман Валерия

    Класс:4 «Г»

    Дата: 23.03.17

    Предмет: ОРКСЭ

    Тема: Таинство причастия

    Дать детям представление о Таинстве Причастия и о его значении в жизни православных христиан.

    Познавательные УУД

    1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

    2. Представлять информацию в виде схемы.

    3. Выявлять сущность, особенности объектов.

    4. На основе анализа объектов делать выводы.

    5. Обобщать и классифицировать по признакам.

    6. Ориентироваться на развороте учебника.

    7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

    Коммуникативные УУД

    1. Развиваем умение слушать и понимать других.

    2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

    3. Оформлять свои мысли в устной форме.

    4. Умение работать в паре и в группах.

    Личностные УУД

    1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

    2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

    3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

    Регулятивные УУД

    1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

    2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

    3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

    4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

    Тип и структура урока:

    Тип урока: открытие новых знаний, структурные компоненты выделяются четко, временные рамки соблюдены.

    Реализация принципов обучения: деятельности, непрерывности, целостности, минимакса, психологической комфортности.

    Методы обучения: словесные, наглядные, практические, активные.

    Организация учебной работы на уроке: задачи сформулированы чётко; преобладает фронтальная организация деятельности, при объяснении материала использовались эвристической беседы; проводились физкультминутки.

    Система работы учителя:

    Весь объем материала, рассчитанный на урок, был выполнен. Урок проводился тактично, внимательно, с правильной речью, требовательно, объективно. Выдержанны временные рамки.

    Система работы учащихся:

    Учащиеся активны, постоянно поднимают руку, но некоторые ответы звучали с места, без поднятия руки, больше половины детей быстро усваивают материал, успевают выполнить задание. Большая часть класса работает в среднем, в оптимальном темпе, справляясь с заданиями. Только один ребенок отстает, старается, но материал тяжело усваивает.

    Общие результаты урока:

    Учебный материал усвоен на уровне понимания и запоминания.

    Оборудование урока:

    Компьютер; подготовлены презентации, раздаточный и демонстрационный материал.

    В целом урок получился хорошим. Было объяснено то, чем дети будут заниматься на уроке. Прослеживалась дисциплина в классе, помогала детям, при выполнении заданий.

    Поставленные цели и задачи были выполнены

    * умение общей организации работы на уроке: логика перехода от одного этапа к другому, управление учебной работой учащихся, владение классом, соблюдение дисциплины;

    * показ учащимся рациональных способов учебной работы;

    * определение объема учебного материала на урок;

    * поведение учителя на уроке: тон, такт, местонахождение, внешний вид, манеры, речь, эмоциональность, характер общения, объективность;

    * роль учителя в создании нужного психологического микроклимата.

    Система работы учащихся:

    * организованность и активность на разных этапах урока;

    * адекватность эмоционального отклика;

    * методы и приемы работы, уровень их сформированности;

    * отношение к учителю, предмету, уроку, домашнему заданию;

    * уровень усвоения основных знаний и умений;

    * уровень формирования УУД;

    * наличие умений творческого применения знаний, умений и навыков.

    Общие результаты урока:

    * выполнение плана урока;

    * мера реализации целей;

    * уровни усвоения знаний и способов деятельности учащихся:

    1-й - усвоение на уровне восприятия, понимания, запоминания;

    2-й - применение в аналогичной и сходной ситуации;

    3-й - применение в новой ситуации, т.е. творческое;

    Оборудование урока:

    * Печатные, видеофрагменты;

    Общая оценка результатов и эффективности урока;

    Удалось реализовать все поставленные задачи урока. Все этапы урока были соблюдены. Тема была усвоена учащимися. Были допущены незначительные ошибки. Физкультминутки были проведены. Временные рамки были четко соблюдены.



Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...