Религия бразилии. Braziliada - Бразилия религиозная Бразилия вера исповедания


Бразилия считается не только одной из самых эмоциональных, но и самых религиозных стран. Оказываясь в этом чудесном государстве, Вы не сможете этого не заметить. Интересно и то, что бразильцы, наравне со своей набожностью, могут делать самые неожиданные вещи. Только сейчас Вы видите как бразилец погрузился в молитву, и уже через несколько секунд он же крушит все вокруг на эмоциональном порыве. Несмотря на это, Бразилия является одной из наиболее религиозных стран.

Абсолютная свобода вероисповедания есть только в Бразилии

Большая часть бразильцев - католики. Исторически так сложилось, что эта страна еще много веков назад находилась под тщательным присмотром Рима, потому наиболее устойчивый вопрос, к которому принято подходить с максимальной ответственностью - это вопрос веры. Сегодня можно встретить множество доказательств тому, что в Бразилии очень религиозные жители. Так, практически на каждой улице в каждом городе есть костел, в который можно зайти помолиться, побыть наедине со своими мыслями, или исповедаться.

Важно знать, что в Бразилии проживает наибольшее количество католиков на планете. Из всех жителей страны 87% считаются католиками. Однако, в Бразилии не так просто попасть в церковь, как может показаться на первый взгляд. Необходимо знать, что есть "белые", а есть "черные" католические костелы. Несмотря на то, что рабство осталось в далеком прошлом, традиции остались прежними. Потому, в "черной" католической церкви священник темнокожий, а в "белой" могут проповедовать только священники с белой кожей.

Параллельно с католицизмом в Бразилии исповедуется протестантизм. Ввиду того, что в 15 веке активно развивалось лютеранство, многие жители Бразилии приняли эту ветвь христианства. Особенной популярностью это вероисповедание пользуется у афроамериканцев, которые с большей легкостью принимают в свою жизнь различные нововведения.

Ввиду того, что коренными жителями Бразилии являются индейцы, Вы можете прямо на улице встретить настоящего шамана, который не только расскажет о сути многовековой религии, но и заглянет в Ваше прошлое или будущее. Естественно, это не может не впечатлять. Потому, если Вы оказались в Бразилии, обязательно посетите все местные религиозные достопримечательности, включая представителей тех или иных конфессий.

Кандомбле является достаточно популярной местной религией, которой симпатизируют многие бразильцы. Ее суть заключается в том, что верующие поклоняются духам Ориша. Эта религия имеет некоторое сходство с язычеством, поскольку в ней присутствует поклонение духам различных стихий и событий. Примечательно то, что данная вера считается самой глубокой и искренней, несмотря на незначительное количество последователей.

Более миллиона бразильцев считают себя мормонами. Известно, что это религиозное течение достаточно скандально, однако это не мешает занимать мормонам в религии Бразилии достаточно солидное место. Свидетели Иеговы, кришнаиты и буддисты являются также неотъемлемой частью религиозной Бразилии. Настоящим подтверждением тому являются не только храмы, но и памятники архитектуры.

Таким образом, к какой бы конфессии Вы не относились, можете не беспокоиться о том, что Вы сможете найти свою церковь и встретиться с единомышленниками. Благодаря абсолютной свободе вероисповедания,в Бразилии существенно уменьшается преступность, а также каждый житель страны может обрести покой и уверенность в завтрашнем дне.

Религия Бразилии нашла свое отражение в различных памятниках архитектуры

Наверняка, Вы уже давно успели познакомиться с главной религиозной достопримечательностью Бразилии. Статуя Христа Спасителя знаменита во всем мире, и не единожды встречалась в самых различных обстоятельствах. Но одно дело увидеть ее на картинках, а другое дело - смотреть на нее собственными глазами, находясь в Бразилии. Естественно, такой момент трудно не запомнить. Потому, если Вы оказались в Рио-де-Жанейро, Ваша задача сфотографировать или сфотографироваться с главной религиозной достопримечательностью страны. Для этого Вам всего лишь потребуется подняться по ступенькам в гору Корковаду, преодолев множество ступенек.

Также трудно оставить без внимания. Он поражает не только своей духовностью, которая окружает собор, но и своими масштабами. На первый взгляд этот собор похож на большое здание, которое ничем не отличается от других строений в городе. Однако, стоит лишь войти внутрь, как Вас охватит бесконечное чувство восхищения. Великолепные фрески самых разных оттенков и наполненности, уникальные и неповторимые скульптуры, лепнина и множество других шедевральных творений поражают своим великолепием.

Золотая статуя Будды , которую прихожане построили на свои средства, служит символом настоящей веры. Следует сказать о том, что это одна из самых больших в мире, статуй Будды. Естественно, существует еще много различных достопримечательностей, которые принадлежат к разным религиозным течениям. Однако, каждая из них позволяет по-достоинству оценить всю глубину и значимость религии в Бразилии.

Храм Соломона в Бразилии, видео:

Материалы для пошива детского постельного белья должны отвечать повышенным требованиям безопасности и качества. Если Вы хотите подарить здоровый и крепкий сон Вашему ребенку, советуем купить ткань для детского постельного белья от мировых производителей. Для пошива подойдет только 100% хлопок, обеспечивающий отсутствие аллергических реакций и комфортный сон Вашего малыша.

Бразилия – это светское государство, не имеющее государственной религии и предоставляющее своим гражданам право на самоопределение в религиозном вопросе. Религиозная панорама страны обширна и разнообразна, рассмотрим основные учения, формирующие эту панораму.

Конфессиональное пространство в Бразилии в последние годы меняется, о чем свидетельствуют отдельные небольшие исследования по той или иной религии. В этом смысле последнее полномасштабное официальное исследование, перепись населения 2010 года , можно отчасти считать устаревшим. Однако возьмем его как некую точку отсчета для определения основных религий Бразилии.

Наибольшее число последователей в Бразилии у католицизма : порядка 64%, или 123,3 млн человек из общего населения в 190,7 млн. При этом католики разделены на две основные группы: прихожане Римско-католической церкви (РКЦ), которых большинство, и прихожане Бразильской апостольской католической церкви (порт. Igreja Católica Apostólica Brasileira, ICAB). Если положение РКЦ в Бразилии в целом понятно и не требует особых пояснений, то ICAB – явление для католической страны не совсем стандартное. Формально это независимое от Рима образование, созданное в 1945 году как результат раскола в католическом епископате Бразилии. Тогда в схизму ушел бывший епископ Карлос Дуарте Коста, жестко критиковавший Святой Престол за отдельные догматические установки, включая целибат, а также утверждавший, что Рим оказывал поддержку фашистским и нацистским режимам 30–40-х годов. В подавляющем большинстве догм и практик ICAB дублирует РКЦ, однако в рамках этой церкви священники имеют право на браки и разводы, на мирскую профессию, а сама церковь стремится к отказу от роскоши и к большему вниманию к простым прихожанам. Насчитывается порядка 560 тысяч прихожан ICAB, что в целом очень немало и сопоставимо, например, с числом последователей африканских культов или с количеством атеистов – порядка 615 тысяч, согласно переписи.

Из наиболее заметных трендов развития католической религии в Бразилии надо отметить, что католическая церковь постепенно теряет свое абсолютное доминирование. В 2016 году агентство Datafolha опубликовало результаты опроса совершеннолетнего населения страны относительно религиозных предпочтений. С 1994 года по 2015 процент причисляющих себя к католической вере упал с 75% до 55%, и это поистине фатальное падение. Сокращение числа прихожан РКЦ в Бразилии вызывает серьезное беспокойство в международном католическом сообществе. Нередко можно встретить публикации в авторитетных католических журналах, бьющих тревогу по этому поводу и призывающих Святой Престол выработать внятную политику по противодействию снижению паствы в государствах, где раньше такая политика объективно не требовалась.

Вторыми по численности идут протестанты : примерно 22%, а в числовом выражении – 42,3 млн человек. Протестанты раздроблены гораздо сильнее, чем католики, среди крупных групп выделяются лютеране, пресвитерианцы, методисты, баптисты, адвентисты, а также целый ряд движений в русле протестантского пятидесятничества. К последним относится и крупнейшая протестантская церковь Бразилии – Ассамблеи Бога (12,3 млн человек). Интересно, что в последние годы фиксируется тенденция к укреплению позиций протестантских движений за счет перехода в них многих католиков. Согласно уже упомянутому докладу Datafolha, 44% нынешних протестантов раньше были католиками. Протестантские учения, вероятно, модифицируются и адаптируются к новому быстрее, чем католические, представляя более либеральную повестку. Это, однако, нельзя абсолютизировать, поскольку в протестантстве существуют и крайне консервативные течения, популярность которых не стоит недооценивать.

Вместе католики и протестанты заполняют примерно 80% религиозного пространства, оставшееся место разделено между неверующими, порядка 14%, эспиритуалистами – 2%, кандомбле – 1%, умбанда – 1%, атеистами – 1%, другими религиями – 2%, включая ислам, буддизм, иудаизм и др. Это свежие данные Datafolha, а еще семь лет назад во время переписи населения процентные соотношения были несколько другими. Особо стоит отметить, что изменилось количество тех, кто не причисляет себя ни к одной религии – с 8% оно выросло до 14%. К слову, это не только атеисты, это гораздо более широкая прослойка людей, не считающих себя религиозными или ассоциированными с какой-либо религиозной организацией.

Говоря о бразильских религиях, необходимо отдельно пояснить упомянутые выше «кандомбле» и «умбанда». Бразилия, как известно, имеет огромное число выходцев из стран , которые были завезены португальцами в качестве рабов. Африканцы привезли в Бразилию свой объемный культурный багаж, включая определенные религиозные верования, культы и практики. Кандомбле и умбанда – результаты именно этой исторической миграции, породившей на территории Бразилии замысловатые смешанные культы. Умбанда, кроме того, считается единственной аутентичной бразильской религией , поскольку возникла уже на этой территории как невероятная смесь африканских, индейских верований и спиритуализма. Кандомбле, в свою очередь, также представляет собой совокупность элементов разных религий, включая даже католичество, однако это не исключительно бразильское явление – принадлежащих к этой религии можно встретить также в Аргентине, Мексике, Уругвае, Испании, Италии. Вместе последователи этих двух самых популярных африкано-бразильских культов составляют порядка полумиллиона человек.

Население Бразилии растет, развивается и находится в постоянной внутренней динамике, и, конечно, религиозная сфера не исключение. Конфессиональный срез вновь актуализирует необходимость понимания того, что бразильское общество – это многосоставное общество, требующее особых социально-политических практик со стороны государства.

И Праздник непорочного зачатия .

Большинство граждан Бразилии исповедуют христианство (90,9 %, 2010 год ).

Христианство

В стране также имеются последователи необуддистских групп, таких как Кёдан абсолютной свободы .

Ислам

Согласно бразильской переписи населения в 2010 году в стране было 35 тыс. мусульман. Сами мусульмане оспаривают эти цифры, утверждая, что в Бразилии проживает 1,5 млн последователей ислама. Впрочем, данные переписи населения действительно выглядят заниженными; «Энциклопедия религий» Дж. Мелтона насчитала в 2010 году в стране 204 тыс. мусульман ; подобная цифра содержится и в отчёте Pew Research Center .

Значительные мусульманские общины расположены в городах Сан-Паулу , Рио-де-Жанейро , Куритиба , и Фос-ду-Игуасу , а также в небольших городах в штатах Парана , Рио Гранде ду Сул , Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро . По этнической принадлежности большинство бразильских мусульман - арабы и турки .

Основная часть последователей ислама - сунниты ; шиитами являются небольшая часть иммигрантов из Азии. С 1986 года в стране действует движение ахмадие .

Иудаизм

Первыми еврейскими поселенцами в Бразилии были марраны , прибывшие в начале XVI века с португальцами. Согласно сообщениям инквизиции, многие бразильские марраны были осуждены за тайное соблюдение иудейских традиций. В XVII веке в Голландской Бразилии евреи-марраны получили право открыто вернуться в иудаизм. В 1636 году в Ресифи была построена первая на американском континенте еврейская синагога . С изгнанием голландцев Бразилию принудительно покинули и евреи. Новая страница в истории бразильского иудаизма началась с обретением Бразилией независимости и провозглашением свободы вероисповедания. В начале XIX века в Бразилию переселяется значительное число марокканских сефардов . В 1824 году в Белене ими была отстроена синагога. Ко времени начала Первой мировой войны в Бразилии проживало 5 - 7 тыс. евреев, в ходе массовой эмиграции из Европы в 1920-х годах это число значительно выросло. Эмигранты из Польши, России, Украины и Белоруссии являлись ашкеназами .

Согласно Еврейской конфедерации Бразилии, в наши дни в стране проживает более 125 тыс. евреев; 65 тыс. из них сосредоточены в штате Сан-Паулу и 40 тыс. в Рио-де-Жанейро . По своему социальному статусу большинство евреев Бразилии принадлежат к среднему и высшему слоям общества. В стране действую ортодоксальные , консервативные и реформистские синагоги.

Индуизм

Согласно данным «Энциклопедии религий» в 2010 году в стране проживало 11 тыс. индуистов . Считается, что первыми индуистами в Бразилии были синдхи , прибывшие в страну в 1960 году из Суринама . В 1970-х годах к ним присоединилось значительное число африканских индуистов, эмигрировавших из бывших португальских колоний (в первую очередь - из Мозамбик). Из Индии в Бразилию также приглашались преподаватели, профессоры, инженеры и компьютерщики. В стране имеются последователи и неоиндуистских течений, самым крупным из которых являются кришнаиты .

Афро-бразильские религии

Рабы, завезённые в Бразилию, сохранили африканские традиционные культы, которые, переплетясь с католицизмом, спиритизмом и индейскими верованиями, превращались в Бразилии в новые синкретические религии. На протяжении долгого времени эти религии находились под запретом, лишь с конца XIX века получив некоторые свободы. В штате Байя широко распространён культ кандомбле ; в штате Рио-де-Жанейро - культ макумба (и его форма - кимбанда и умбанда); на севере страны - шанго . Среди других религий следует назвать батуке , культ Ифа , энкантарию , ксангё .

Жрецов и жриц афро-бразильских религий называют отцом и матерью богов. Часто жрецы живут в отдельных помещениях при террейросах - культовых храмах этих религий. В алтарном помещении террейроса хранятся языческие идолы , которым регулярно приносят еду. В последнее время террейросы всё чаще выступают в роли социальных центров, где можно получить информацию о здоровье, образовании и гражданских правах. Многие африканские боги очень часто отождествляются с католическими святыми: бог-громовержец Шанго со Иеронимом или Варварой ; его жена Ошун - с Девой Непорочного Зачатия и Девой Света; бог войны Огун - с Антонием ; богиня моря Йемайя с Пресвятой Девой Марией ; богиня охоты Ошосси - со св. Георгием; божество Земли Омолу - с Бенедиктом ; покровитель близнецов Ибежи - со святыми близнецами Космой и Дамианом ; и Эшу - с Сатаной . Впрочем, отождествление может варьироваться как от культа к культу, так и от штата к штату.

Согласно переписи населения в 2010 году крупнейшей афро-бразильской религией была умбанда (407 тыс. ) и кандомбле (167 тыс. ); численность приверженцев других религий данного типа составляла 14 тыс. человек.

Местные верования

Несмотря на то, что большинство коренных народов Бразилии к началу XXI века успешно христианизировано, в стране по прежнему сохраняются местные индейские верования и религии (310 тыс. ). К числу народов, среди которых преобладают местные верования относятся племена апуринан, баре, бороро , жамамади, канела, камбива, канамари, капинава, кокама, кулина, макуши, потигвара, тариана, терена , тремембе, трука, тукано, тупиникини, туша, уамуэ, хупда, шакриаба, шоко-карири и яномамо .

С 1930-х годов в бразильских городах распространяются культы, основанные на употреблении айяуаски .

Другие

С середины XIX века, под влиянием работ Аллана Кардека в Бразилии распространяются практики спиритизма . В настоящее время к спиритистам себя относят 3,8 млн бразильцев .

В Бразилии также возрождается неоязычество и движение Нью эйдж (в первую очередь викка и неодруидизм). Среди других религий следует назвать сторонников китайской народной религии (46 тыс. ), синтоистов (8 тыс. ) и растафариан .

В ходе переписи 2010 года 15 млн бразильцев (8 % населения) объявили себя неверующими; в том числе 615 тыс. - атеистами и 124 тыс. - агностиками .

Примечания

  1. Frank Usarski. Brazil // Religions of the World: A Comprehensive Encyclopedia of Beliefs and Practices / J. Gordon Melton , Martin Baumann. - Oxford, England: ABC CLIO, 2010. - С. 390. - 3200 с. - ISBN 1-57607-223-1 .
Бразилия религиозная

Как известно, религия является важной частью культуры любой страны, тем более такой пёстрой и многоликой, как Бразилия. Для того, чтобы верно понять нравы и обычаи бразильцев, разобраться во всех тонкостях сложного национального характера, нужно, прежде всего, познакомиться с их духовной жизнью, включая отношение к Богу. Если взять карту Бразилии и цветными карандашами отметить на ней области распространения тех или иных религиозных культов, то получится нечто вроде огромной мозаики. Что поделаешь: без малого 170 миллионов жителей, и сколько людей - столько мнений!

Обычно Бразилию называют католической страной, более того, оплотом католицизма в Латинской Америке. С одной стороны, это действительно так: по официальным данным 1999 года, 119,7 млн. бразильцев, то есть примерно 73% населения, считают себя приверженцами римско-католической церкви. Однако, с другой стороны, в Бразилии существуют десятки иных веро- исповеданий, да и в самом католичестве различаются два направления - каноническое и национальное.

В XVI-XVII веках, когда в Бразилии формировалась система крупного землевладения, на севере и северо-востоке страны сложилась устойчивая традиция. Основывая фазенду, богатый португальский переселенец, как правило, человек очень набожный, одновременно закладывал дом (Casa grande), олицетворявший самодержавную власть хозяина на своей земле, и семейную церковь, которая становилась своего рода духовным центром его владений. В большинстве случаев старшие сыновья помещиков наследовали отцовские плантации, младшие же были священниками, настоятелями фамильных приходов. Так зарождалась бразильская "земельная аристократия" (nobreza da terra), сосредоточившая в своих руках всю полноту светской и духовной власти в пределах отдельно взятых имений. Старинные семейные церкви, на стенах которых портреты знаменитых предков соседствуют с ликами святых, до сих пор сохранились в сельских районах Бразилии. В целом же, влияние католицизма преобладает на большей части её территории - от Белена на севере до Рио-де-Жанейро на юге.

Многие бразильцы регулярно посещают богослужения и соблюдают все установленные обряды (praticantes dedicados), некоторые бывают в церкви лишь время от времени, воспринимая христианский ритуал скорее как дань вековой традиции (praticantes eventuais), а кое-кто даже не помнит, когда в последний раз причащался (não praticantes), однако всех их объединяют главные религиозные праздники - Рождество (Natal) и Пасха (Páscoa).

Если не считать изнурительной жары (в конце декабря температура воздуха в Рио может подниматься до +40°), бразильское Рождество напоминает русское: поздний ужин, который иногда именуется французским словом réveillon , но чаще - попросту ceia , подарки, шампанское, рождественская индейка. Что касается Пасхи, то отношение к ней всегда более серьёзное, я бы сказал, благоговейное. На Страстной неделе постятся даже самые закоренелые скептики, в связи с чем резко поднимаются цены на рыбу и морепродукты: в этом году, например, килограмм трески стоил порядка $20! Едва ли не в каждом приходе, помимо торжественных богослужений, проходят театральные постановки на сюжеты из Библии. Особенным великолепием отличается спектакль в городке Новый Иерусалим (штат Пернамбуку), в котором участвуют известные актёры. Большой популярностью пользуются также пасхальные яйца, от дешёвых поделок до настоящих произведений искусства. В праздничные дни их покупают в таком количестве, что сами бразильцы, посмеиваясь, говорят о "потребительской лихорадке" ("febre de consumismo").

К югу от Рио-де-Жанейро, особенно в таких городах, как Сан-Паулу, Куритиба и Порту-Алегри, с католическим вероисповеданием соседствуют различные течения протестантизма . Если до 1889 года католичество являлось официальной религией колониальной и имперской Бразилии, то с провозглашением республики все конфессии получили равные права. Через 100 лет после этого события, в конце 1980-х годов, в Бразилии насчитывалось около 8 млн. протестантов. К их числу относились 2,1 млн. лютеран преимущественно немецкого происхождения, 1,1 млн. баптистов, 1 млн. последователей Шведской свободной миссии, 989 тыс. пятидесятников, 550 тыс. пресвитериан, 549 тыс. конгрегационалистов, 500 тыс. методистов, 100 тыс. адвентистов седьмого дня, а также группы приверженцев Бразильской епископальной церкви и Армии спасения, мормонов, реформатов и меннонитов. На сегодняшний день протестантская община Бразилии - крупнейшая в Южной Америке, тогда как православная - одна из второстепенных. Православные христиане - это, в основном, потомки украинских иммигрантов, которые прибывали в Бразилию на рубеже XIX - XX веков в поисках лучшей жизни.

Кроме собственно христианских, в Бразилии широко распространены афро-христианские культы , возникшие в эпоху рабовладения. В течение 350 лет бразильская экономика базировалась, главным образом, на рабском труде; бесчисленные плантации кофе, какао и сахарного тростника возделывались руками негров-рабов, которых во множестве завозили из португальских Анголы и Мозамбика, а также с западного побережья Бенина, Нигерии и Ганы. Раб-африканец попадал в совершенно чуждый ему мир, зачастую не мог даже элементарно объясниться по-португальски (для чернокожих существовала презрительная кличка boçal , то есть "тупица", "дубина") и, работая из-под палки, оказывался в настолько тяжёлых физически и унизительных морально условиях, что религия становилась для него единственным утешением и, по существу, единственной надеждой. Однако по законам того времени, язычники подлежали обязательному, если не добровольному, то насильственному, обращению в христианскую веру. Отказ креститься означал для раба суровое наказание, вплоть до убийства, а крещение - очевидную измену обычаям предков. Оставалось одно: совместив старую и новую религии, сделать так, чтобы "и овцы были целы, и волки сыты"! Таким образом появился специфически бразильский культ кандомбле, основанный на религиозном синкретизме, то есть смешении веры в древних языческих богов чёрной Африки ("ориша") с почитанием христианских ангелов и святых.

Сначала в "самом африканском" регионе Бразилии - Баии, а затем и по всей стране сложилась парадоксальная ситуация. Хозяева считали своих рабов христианами, хотя в действительности они лишь притворялись таковыми, придерживаясь собственной, пусть несколько видоизменённой, веры. Официальная церковь, конечно же, знала о том, что происходит на плантациях, однако смотрела на это сквозь пальцы: дескать, с течением времени пережитки язычества сами собой забудутся. Что же случилось на самом деле? Мало-помалу сложился целый синкретический пантеон: могущественного бога плодородия и урожая Ошала стали отождествлять с Христом; богиню моря Йеманжу - с Пресвятой Девой Марией; божество грома и молнии Шанго - со Св. Иеронимом, а его женскую ипостась Иансан - со Св. Варварой; грозного бога войны и железа Огуна - со Св. Георгием; божество земли Омолу - со Св. Бенедиктом, а покровителя близнецов Ибежи - со Св. Козьмой и Дамианом. В настоящее время афро-христианские культы - кандомбле в Баии, макумба в Рио-де-Жанейро, шанго на севере Бразилии - по-прежнему имеют тысячи поклонников, и никому в голову не приходит считать их устаревшими.

Жрецов синкретической религии именуют, в зависимости от пола, pai de santo или mãe de santo , то есть "отец (или мать) святого". Как правило, это всеми уважаемые люди, которые живут в специально выстроенных для святых домах (terreiros), присматривая за алтарями и преподнося идолам ритуальные блюда и напитки. Ежегодная церемония в честь того или иного святого представляет собой незабываемое зрелище. Участники праздника, которых называют "filhos de santo" - "дети святого", надевают одежду определённого цвета и фасона; например, в день Св. Варвары - Иансан (4 декабря) буквально вся Баия облачается в красное: женщины носят алые платья и сарафаны, мужчины даже на работе появляются в красных пиджаках или, по меньшей мере, галстуках. Богослужение начинается с обращения к злому духу Эшу, иначе говоря, Сатане с просьбой не мешать церемонии. Затем происходит ритуальное действо в честь божества, сопровождаемое традиционными песнями и хороводом под ритмичный стук барабанов. В ходе обряда, продолжающегося несколько часов подряд, некоторые из верующих переживают религиозный транс, совершая непроизвольно судорожные телодвижения, падая на землю и даже теряя сознание.

За последние 30 лет ни одно социологическое исследование не дало ясного ответа на вопрос, сколько всего бразильцев исповедуют подобную религию, так как многие из них, формально являясь католиками, поклоняются Шанго или Йеманже. Факт, однако, заключается в том, что приверженцем кандомбле может быть и рыбак из Сеары, и бизнесмен из Сан-Паулу. В современных условиях ни цвет кожи, ни социальное положение верующего значительной роли не играют.

Из представителей других конфессий, проживающих в Бразилии, следует отметить мусульман суннитского толка (выходцы из Сирии, Ливана и других арабских стран), буддистов и синтоистов (японская колония, насчитывающая более 1 млн. человек, а также китайцы и переселенцы из стран Юго-Восточной Азии), иудаистов (около 150 тыс. человек) и, наконец, спиритуалистов, число которых непрерывно возрастает. В конце 1971 года в Бразилии насчитывалось 759 тыс. спиритуалистов, а в конце 2001 - свыше 1,5 млн. В принципе, спиритуализм - тоже отчасти синкретическая религия, поскольку объединяет христианскую догматику с типично восточной идеей о реинкарнации, то есть посмертном переселении души в новую оболочку.

Наиболее влиятельной из спиритуалистических доктрин является кардецизм , основоположником которого был французский философ и психолог Ален Кардек, всесторонне разрабатывавший теорию загробного существования души. По мнению его последователей, души умерших продолжают существовать в некоем потустороннем мире, и при посредстве духовно одарённых людей - медиумов - с ними можно установить контакт. Отсюда один шаг до всем известных спиритических сеансов, которые кардецисты наделяют чертами религиозно-мистического ритуала. Верующие собираются в молельных домах, внешне похожих на обычную церковь: во многих из них имеется католический алтарь, а стены украшены цитатами из Библии. Основные обряды - молитвы, чтение и толкование Евангелия, освящение воды, которую затем раздают больным, - также напоминают христианские. Впрочем, кульминацией сеанса, так или иначе, становится общение с духами, а его главным действующим лицом - медиум. Чаще всего вызывается дух одного из древних африканских или индейских богов, и собравшиеся задают ему различные вопросы, от чисто бытовых до политических.

Распространение спиритуализма в бразильском обществе обусловлено, во-первых, тем, что это учение не только не стремится конкурировать с официальной церковью, но напротив подкрепляет каждое из своих положений ссылками на Священное писание, а во-вторых, - его популярностью среди художественной элиты (артистов, писателей, музыкантов), вкусам которых подражают многие рядовые бразильцы.

Новым этапом в развитии спиритуализма стал относительно молодой культ умбанда , который возник в Рио-де-Жанейро. В нём удивительным образом переплелись христианские (католичество), афро-языческие (макумба) и спиритуалистические (кардецизм) элементы.

Рассказ о Бразилии религиозной будет неполным, если не упомянуть о мессианизме , то есть мистической вере в приход мессии, появление харизматического лидера, способного повести за собой массы. Бразильский мессианизм зародился в засушливых районах северо-востока страны (сертанах), где жизнь беднейшего населения - крестьян, индейцев и рабов - на протяжении столетий была особенно трудной. Индейцы тупи, издавна обитавшие в этих местах, верили в скорый приход мифического пророка, который освободит их от гнёта европейцев, крестьяне-подёнщики, не владевшие даже клочком земли, ждали второго пришествия Христа, с которого начнётся Царство Божие, а негры-рабы просили о помощи исконно африканских богов, однако искренняя вера в грядущего мессию, каким бы именем его не называли, была характерна для каждого из них.

Время от времени на этой почве возникали стихийные народные выступления против помещиков, колониальных властей, а заодно и против церкви. Самым крупным было движение 1896-97 годов в штате Баия, где после отречения императора Педру II и провозглашения бразильской республики резко обострился аграрный кризис. Каменщик Антониу Масиэл по прозвищу Консельейру (Conselheiro - "Советчик", "Наставник"), сплотивший вокруг себя около 9 тысяч безземельных крестьян и бывших рабов, основал в местечке Канудус религиозную коммуну. Проповедуя равенство и братство всех людей, он призывал не подчиняться правительству в Рио-де-Жанейро как воплощению Антихриста и, более того, объявить пахотные земли, леса и пастбища народной собственностью, - по сути дела, создать колхоз! Сторонники Консельейру, число которых вскоре достигло 30 тысяч, видели в нём великого праведника и чудотворца, тогда как власть имущие - опасного маньяка, посягнувшего на самые устои государства. Посланные в Канудус войска жестоко расправились с крестьянской общиной: сам Консельейру погиб в бою, а его последователи были почти поголовно истреблены карателями. В течение 5 лет бразильское правительство не допускало ни одного упоминания об этих трагических событиях в печати. Лишь в 1902 году появилась документальная повесть "Сертаны" Эуклидиса да Кунья, посвящённая утопии Консельейру. С этой книги, собственно говоря, и началась в Бразилии марксистская агитация…

Духовные течения, родственные мессианским, существуют в Бразилии до сих пор, но сегодня их цели и методы, разумеется, абсолютно мирные. Так, популярное в Бразилии волонтёрское Гуманистическое движение (Movimento Humanista), провозгласившее человеческую личность главной общественной ценностью, отстаивает идеи социальной справедливости с помощью масс-медиа и Интернета, а его лозунг "Paz, força e alegria" ("Мир, сила и радость") подразумевает силу христианской взаимопомощи, а не увесистого кулака.

И последнее. Изучая историю Бразилии от экспедиции Кабрала до сегодняшнего дня, поражаешься не столько духовному, в частности, религиозному многообразию этой страны, сколько её исключительной веротерпимости. На протяжении пяти веков Бразилия не знала ни религиозных войн, ни масштабных преследований иноверцев, свойственных, например, средневековой Европе. Начиная с 1824 года, бразильская конституция гарантирует гражданам свободу вероисповедания. В таких мегаполисах, как Сан-Паулу, компактно проживают представители всех мировых религий - итальянцы-католики, немцы-лютеране, евреи-иудаисты, арабы-мусульмане, японцы-буддисты, - но отношения между ними вполне дружелюбные, можно сказать, добрососедские. Помня о своём происхождении и сохраняя обычаи предков, каждый из них считает себя, прежде всего, бразильцем.

Олег Андреев, июнь 2004 г.

Религия Бразилии очень диверсифицированная и характеризуется синкретизмом (смешением разных религий). Конституция Бразилии предусматривает свободу вероисповедания и отделение государства от церкви, при этом Бразилия – светское государство.

Преобладающая религия в Бразилии – христианство (87% населения), при этом католики составляют 64% населения страны. Бразилия – крупнейшая католическая страна в мире; несмотря на это, в последние 40 лет существует тенденция роста численности протестантов (евангелистов) в Бразилии и уменьшение численности католиков.

Главная особенность бразильской культуры и бразильского народа в целом – сильные смешения – проявляется также и в религии. Можно встретить людей, который буквально утром ходят в католическую церковь, а вечером на африканский культ кандомбле. Итак, основными религиями Бразилии являются:

  • католицизм – был привезён сюда португальскими колонизаторами и иезуитскими миссионерами. Главный католический собор Бразилии – это Собор Носса Сеньора де Апаресида в штате Сан-Паулу (Носса Сеньора де Апаресида – покровительница Бразилии), который вмещает 45.000 верующих. Также известен Собор Св. Себастьяна в Рио-де-Жанейро (покровитель города) – о нём Вы можете посмотреть .

Крупнейший католический собор Бразилии Носса Сеньора де Апаресида

  • протестантизм – вторая крупнейшая религия в Бразилии, которая насчитывает 42,3 млн верующих и представлена в основном евангелическими церквями. Самыми известными из них являются Assembleia de Deus (Божий Союз)и Igreja Universal Reino de Deus (Всемирная Церковь Божьего Царства). Но помимо этих церквей есть миллионы других; в Бразилии очень много протестантских церквей, которые есть практически на каждом углу, имеют каждая своё название и функционируют не обязательно в соборе, чаще всего это обычный зал (холл), или может быть даже чья-то квартира или небольшой сарай (что характерно для сельских районах страны). Что касается моего личного опыта жизни в Бразилии, несмотря на то что 90% моих знакомых атеисты, из 10% верующих лишь 10% католиков, остальные 90% – протестанты. Я уже был во многих протестантских церквях, в целях страноведения, и не только в Рио-де-Жанейро, но и в сельских районах. Есть, конечно, небольшой процент элиты, которая ходит туда и платит 10% своего миллионного состояния, но в основном эти церкви распространяются в бедных районах (фавелах) или сельской местности, и в них не только проповедуют саму религию, но также – что важно – заменяют роль государства (которое не даёт качественное образование в государственных школах) и выполняют образовательные и воспитательные функции : учат читать, грамотно писать, учат себя вести и т.д. Есть целая программа, которая идёт с раннего возраста вплоть до 16-18 лет.

На проповеди пастора в протестантской евангелической церкви в Бразилии

  • африканские религии: кандомбле и умбанда – кандомбле было привезено в Бразилию рабами из Африки. Религиозные церемонии кандомбле проходят в террейро – небольших участках, с участием духовного наставника – “матери святого” (mãe de santo) или “отца святого” (pai de santo), а также под звук барабанов и др. ударных инструментов. У каждого верующего есть свои святые, которые его защищают. Есть святые, относящиеся к миру добра, есть те, которые из мира зла. Также в кандомбле применяется гадание на ракушках. Покровительницей является Иеманжа – королева моря. Ей преподносятся подарки, которые пускают в море в свободное плавание (в Новый год на Копакабане в Рио можно увидеть множество плавающих в воде корзинок с угощениями). Широкое распространение эта религия имеет в штате Баия и его столице городе Салвадор.

В террейро – святом месте, где реализуются обряды кандомбле

Меньшее распространение, чем эти три основные религии, в Бразилии имеют спиритизм, мусульманство, адвентизм, иудаизм и индуизм. Есть в Бразилии несколько православных церквей: в частности, православная церковь в Рио-де-Жанейро святой мученицы Зинаиды, а также несколько православных церквей в Сан-Паулу.

Русская православная церковь в Рио-де-Жанейро находится в районе Санта-Тереза



Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...