Пермские деревянные боги. Фонд пермской деревянной скульптуры


Публикации раздела Архитектура

Пермские боги

С кульптуры в православии - явление необычное. Еще в 1722 году Святейший синод запретил использовать их в богослужении. Но жители северных регионов продолжали вырезать фигуры Спасов, ангелов и православных святых из дерева и размещать их в церквях. Самую обширную коллекцию деревянной православной скульптуры в России исследователи собрали и сохранили в Пермском крае.

Николай Чудотворец из города Чердынь Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»

Никола Можай из села Покча Чердынского района Пермского края. Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»

Святой Николай Можайский из деревни Зеленята Очерского района Пермского края. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»

Пермские скульптуры первым обнаружил краевед Николай Серебренников в 1922 году. Изваяния высотой в человеческий рост стояли в заброшенной часовне на старом кладбище. Ученому они напомнили и языческих идолов, и православных святых одновременно - находки решено было переместить в Ильинский краеведческий музей .

За следующие три года Серебренников вместе с этнографом Александром Сыропятовым организовали несколько экспедиций в отдаленные села пермской земли и собрали там еще 280 подобных скульптур. Такое количество экспонатов могло вместить только крупное хранилище - собрание выставили в только что открывшемся Пермском художественном музее.

Творцы [пермских] скульптур, не имея образования, по интуиции достигли создания таких прекрасных произведений.

Анатолий Луначарский, народный комиссар просвещения

Больше всего православных фигур находили в церквях на севере Пермского края : в Усолье на берегу Камы и вверх по реке - в Соликамске, Чердыни. Среди них были отдельные скульптуры - фигуры Николая Можайского, Параскевы Пятницы , Иисуса Христа, а также скульптурные группы и целые резные иконостасы.

Жители отдаленных деревень относились к фигурам по-разному. Часть прихожан воспринимала их как украшение храма, остальные же почитали как идолов: одевали, подносили еду, задабривали дарами. Именно из-за такого, особого отношения к изваяниям исследователи стали называть скульптуры «богами».

Собирать их оказалось непросто: жители не всегда отдавали скульптуры добровольно. Изваяния провожали с плачем, в некоторых селениях фигурам сооружали гробы и устраивали им «похороны». Жители деревень были уверены: чужаки уничтожат их святых. Однако благодаря краеведам-собирателям «пермские боги» уцелели в советские годы, в отличие от другого церковного имущества.

Деревянная фигура Иисуса Христоса. Фотография: Анатолий Косолапов / фотобанк «Лори»

Спаситель из деревни Усть-Косьва Ильинского района Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»

Деревянная фигура Иисуса Христоса из города Соликамска Пермского края. Фотография: Александр Буторин / фотобанк «Лори»

Сюжеты

Чаще всего вырезали распятия и Иисуса, который ожидает казни в темнице. Его изображали сидящим, с палкой в руке и терновым венцом на голове. Пермские резчики были мастерами разного уровня: в коллекцию Серебренникова попали и примитивные фигуры, и истинные произведения искусства. Но, как правило, и те и другие старались запечатлеть выражение смирения и печали на лице страдающего Христа.

Материал

Мастера использовали сосну: она мягче, проще в обработке и лучше хранится. Мелкие детали вырезали из брусков липы. Иногда в ход шли более твердые породы: береза, ель. Дерево тщательно готовили к работе. Сначала его сушили, чтобы готовая скульптура не деформировалась, потом выравнивали заднюю часть бревна для барельефных фигур. Чаще всего резчики удаляли и сердцевину бревна: полое изваяние почти не трескалось со временем.

Крепление деталей

Если блок для будущей скульптуры оказывался маленьким, его наращивали: приклеивали дерево так, чтобы были незаметны стыки. Выступающие части - руки, терновые венки с шипами, крылья ангелов - мастера всегда изготавливали отдельно, а затем крепили в специальное гнездо со штифтами и тоже фиксировали клеевым раствором.

Инструменты

Уже в XVIII веке деревенские ваятели использовали специальные инструменты. На деревянных фигурах сохранились следы не только топора и ножа, но и долота, стамески, пилок, буравы и других столярных приспособлений. С их помощью скульпторы вырезали сложные формы - локоны волос, складки ткани.

Покраска

Готовую фигуру вначале шлифовали. Затем мастера оклеивали основу холстом, который грунтовали. Но этот метод использовали не так часто. Обычно краску наносили прямо на дерево: это дешевле и быстрее. Но в этом случае красочный слой приходилось часто обновлять. Окрашивали фигуры в приглушенные цвета, которые подчеркивали рельеф. Иногда скульпторы имитировали его, сочетая светлые и темные мазки.

Резные иконостасы с барельефными фигурами и скульптурные группы создавали послушники пермских монастырей - больше всего сохранилось фигур Пыскорской монастырской мастерской. Единичные статуи изготавливали сельские мастера. Их имена остались неизвестными, за редким исключением: например, сохранилась информация о скульпторе из пермской Лысьвы - крепостном Дмитрии Домнине. В середине XVIII века его вместе с другими крепостными из соседнего села отправили в Лысьву строить заводские цеха и здание управления. В свободное время Домнин вырезал фигуры православных святых и жертвовал их в местную церковь.

Экспонаты Пермской галереи

Как сейчас называется бывший краевой художественный музей. Домнин изобразил Бога Отца - Саваофа, сидящего в облаках. В руках Господь Саваоф держит скипетр и державу. Скульптура в основном барельефная и крепится вплотную к стене. В Лысьве она венчала иконостас сельской церкви.

Также в Пермской галерее находятся необычные распятия, на которых Иисуса изображали с лицом монголоидного типа, как у местных народов. Одна из таких скульптур - распятие из Усолья первой половины XVIII века. Это крупное изваяние, фигура Иисуса в нем - почти в человеческий рост. Видно, что автор хорошо знал анатомию: соблюдены пропорции тела, проработаны пучки мышц и выступающие кости.

В отличие от усольского распятия у соликамского «Сидящего Иисуса» европейские черты лица. Резчик изобразил его без одежды, в терновом венке. Из-под шипов будто бы льется кровь, а на теле - следы избиений. Вырезаны даже самые мелкие детали: складки век, морщины, локоны волос и выступающие сухожилия на руках. «Сидящий Иисус» из Соликамска - самая реалистичная из пермских фигур.

В Пермской художественной галерее зал деревянной скульптуры занимает самое лучшее место. Под куполом. Здание галереи - это бывший Спасо-Преображенский собор. В советское время собор был перестроен под картинную галерею. Наверное, именно это собор и спасло. Его не стали приспосабливать под какие-нибудь технические нужды, не стали сносить. Просто разделили громадное внутренне пространство храма на три этажа. Построили перегородки между этажами и лестницы.
А ещё благодаря галерее был сохранён огромный, метров, наверное, двадцать высотой деревянный золочёный иконостас. Межэтажные перекрытия построили так, чтоб они до иконостаса не доходили. Если бы здание собора отдали под что-нибудь другое, то уникальный иконостас был бы наверняка разрушен. Перепланировку собора делали по проекту архитектора Н.А. Шварёва. Может быть, именно ему мы и обязаны тем, что иконостас сохранился. Впрочем, об иконостасе напишу потом отдельно.

Напротив зала Пермской скульптуры находится самая большая верхняя часть иконостаса.

Как зародилась пермская деревянная скульптура, вы, наверное, знаете. На всякий случай напомню. До прихода русских на Пермской земле жили зыряне, предки современного народа коми. Они были идолопоклонниками. Идолы были у них деревянные. "Вырезом вырезанные", как сказал об этом русский монах.
Но вот пришли в этот край русские. Причём пришли сперва на Север Пермского края. Почему на север - понятно. Южнее были земли, занятые татарами и башкирами. Одолеть эти воинственные народы русским тогда было ещё не под силу. И вместе с воинскими людьми и купцами пришли в Пермские края христианские миссионеры. Первым из них был Стефан Пермский, современник и сподвижник Преподобного Сергия. Правда Пермский он был только по имени. До земель, где сейчас расположен нынешний Пермский край, он не дошёл. Кафедра святителя Стефана была на территории современной республики Коми.

Пермью Великой или Пармой в древности называли весь этот лесистый край. А центром его был город . Его в древности так и называли Пермь Великая - Чердынь. Сам же городок с названием Пермь был построен гораздо позднее Чердыни. Основал его всё тот же Василий Татищев примерно в одно время с Екатеринбургом.
У Алексея Иванова в "Сердце Пармы " есть такой эпизод. Приехал епископ Иона в Чердынь. И увидел, что христианство здесь, на краю мира, сильно перемешалось с язычеством. И приказал сжечь всех "христианских идолов", как не отвечающих канонам. Эти самые "идолы" и были пермскими скульптурами. Действие в романе происходит в 15-м веке. Значит по мнению Иванова, они тогда уже существовали.

Реальные же, непридуманные первые пермские епископы были мудрее. И ничего они не сжигали. Если люди Пармы верят в Христа, пусть и "вырезом вырезанного" значит так тому и быть. Традиция резать из дерева священные образы укрепилась и укоренилась в северных пермских краях надолго. На века. Хотя потом, уже в веке девятнадцатом церковное начальство пробовало бороться с пережитками язычества в виде неканонической скульптуры. Но успеха в этом не имело.
Все скульптуры из экспозиции Пермской художественной галереи были сделаны в промежутке от 17-го до 19-го веков.

Лицо Спасителя, вырезанное неизвестным художником выражает скорбь и страдание. Лица пермских скульптур напоминают скуластые лица самих зырян. Помню, когда мы с Алей стояли на пристани в Березниках и ждали теплохода в Коми-округ, Аля говорила.
-Посмотри, какие вокруг люди.
И точно, многие из них чем-то неуловимо отличались от нас.
Христос даже и одет в национальную одежду коми-пермяков, синий халат -шабур.

А здесь лицо Спасителя сделали более русского типа.

Здесь в лице Христа есть что-то татарское. В этих статуях - все народы, населяющие Урал.

Я хотел найти ту статую, которая попала в кадр фильма "Иван Васильевич меняет профессию". Помните, где герои убегают от стражников. Бунша сел в нише стены напротив деревянной фигуры Христа. Сел и также точно подпёр руку головой. Стрельцы пробежали мимо и не заметили ничего подозрительного. Сейчас смотрю на снимки - вроде этой статуи нет.

Статуи свозили в Пермь из разных деревень и городков севера Пермского края. В музеях самого Севера - в Соликамске, Березниках, Усолье, Чердыни, деревянных скульптур не так много, буквально единицы. Большинство же их осело здесь, в художественной галерее Перми. В двадцатых годах здесь сложился коллектив специалистов, понимавших ценность уникальной скульптуры. И обладавших достаточным авторитетом, чтобы эту скульптуру спасти. Сделать это было непросто. Учёным приходилось вывозить скульптуры из глухих северных городков и посёлков, где не было железной дороги. Везти по лесам на телегах, санях или на лодках до ближайшей пристани.

Статуи попадали в музей из разорённых северных храмов. Попадало в музей далеко не всё. Страшно подумать, сколько уникальных произведений искусства было разбито и сожжено ретивыми комсомольцами тех лет. Скорее всего, учёным приходилось буквально вырывать их из рук ревнителей атеистической пропаганды. Брали только то, что специалисты считали наиболее ценным. Всё "менее ценное" было уничтожено.

Вот посмотрите. У всех пермских статуй Христа схожие позы. Это потому, что статуи были центрами схожих по смыслу композиций "Христос в темнице". Христа окружала сама темница - тесная, тёмная комнатка. Эту "темницу", несмотря на то, что тюрьме украшения не положены, всё-таки украшали. Красивые резные рельефы, точёные столбики, статуи ангелов с орудиями страстей Христовых. У каждой из сидящих статуй Христа было подобное окружение. Статуи Христа сохранились, а всё их богатое резное окружение было утрачено.
Только потом учёные поняли ценность всей композиции. И одну из "темниц" привезли в Пермь целиком. Эту "темницу" долго, буквально десятки лет, реставрировали, собирая по крупицам кусочки отломившегося дерева.

Мне эти фигуры почему-то напомнили античность. Мощные, выразительные обобщённые образы, правда не мраморные, а деревянные. Кстати древние греки тоже раскрашивали свои скульптуры, просто время смыло с них все краски.
Впрочем есть среди пермских скульптур и однотонные, почти монохромные фигуры.

И ещё я подумал, что может быть, стоило бы возродить эту древнюю и уникальную для России традицию пермской скульптуры, подобно тому, как возрождались многие народные промыслы.

Пермская деревянная скульптура - один из символов Пермского края. Коллекция Пермской художественной галереи - крупнейшая в России. В настоящее время ее численность составляет 501 единиц хранения. Активное комплектование относится к начальному периоду в истории галереи. В 1923–1926 годах было организовано шесть экспедиций по сбору предметов старины. Они охватили обширную территорию от Перми и ее окрестностей до самых северных селений на границе региона. Большая часть коллекции деревянной скульптуры - 396 предметов - была сформирована за три с небольшим года: 354 предмета привезены из экспедиций, 42 поступили из храмов и часовен Перми и Мотовилихи. Коллекция охватывает период с конца XVII до начала XX века, в основном это скульптуры XVIII и XIX веков. Большую ее часть составляют памятники православного искусства. Католическая скульптура представлена в коллекции двумя крестами с резным изображением распятия. Наиболее ранние экспонаты датируются концом XVII - началом XVIII веков: Никола Можайский из с. Покча, Никола Чудотворец из Чердыни, Святая Параскева Пятница, Голгофский крест с орудиями Страстей (резная икона). Поздние экспонаты - произведения резчика Никона Кирьянова, жившего на рубеже XIX–XX веков: Распятие, Страстной ангельский чин, Распятие в окружении 34 херувимов. В количественном отношении больше всего рельефных и скульптурных изображений ангелов, херувимов и серафимов (165 экспонатов). Значительную часть коллекции составляют скульптурные композиции: Распятия с предстоящими, Богоматерью, Иоанном Богословом, Марией Магдалиной, Сотником Лонгином (102 экспоната). Получившие мировую известность скульптуры сидящего Спасителя (их в коллекции 17) составили ядро постоянной экспозиции. Абсолютное большинство произведений пермской деревянной скульптуры имперсональны, на сегодняшний день известны имена лишь трех резчиков: Д. Домнина из пос. Лысьва, Н. Филимонова и Н. Кирьянова из дер. Габово Карагайского района. Впервые пермская деревянная скульптура (наряду с шитьем, тканями, изделиями из кости, металла дерева) была представлена зрителю в 1924 году на выставке художественной старины Пермского края, которая прошла в Перми в кинотеатре Колибри (Коммунистическая, 39). В том же году открылась первая экспозиция пермской деревянной скульптуры в здании художественного музея. В 1980 году в научных целях впервые было предпринято рентгенологическое исследование 38 скульптур. Полученные рентгенограммы стали важным исследовательским материалом для уточнения датировок и технологических характеристик этих раритетов. Коллекция была показана на выставках во Франции, Японии, Италии, Бельгии, Германии, экспонировалась в государственной Третьяковской галерее (Москва), ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), Государственном историческом музее (Москва). В 2017 году впервые была показана на Дальнем Востоке - в музеях Владивостока и Хабаровска, в 2018 году в Омске.

Один из главных символов Пермского края – пермская деревянная скульптура («пермские боги»). Это поистине уникальная скульптура, не имеющая аналогов более нигде.

Пермская деревянная скульптура была распространена в церквях на севере Пермской губернии в XVII – XIX веках. Местные народы, издавна придерживавшиеся язычества, даже перейдя в православие, не смогли поклоняться плоским иконам. Поэтому они вырезали из дерева фигуры Иисуса и других святых, по сути продолжая традицию поклоняться деревянным идолам. Такие объемные изображения были им куда ближе.

Несмотря на запреты деревянных религиозных скульптур церковными властями (православная церковь считает, что объемные изображение святых каким-то образом оскверняет святой дух), «деревянные боги» на протяжении нескольких веков лишь множились в церквях Урала, в местностях, где жили коми-пермяки. Вопреки указам сверху местные священники, боясь потерять свою паству, не сжигали деревянных Иисусов и не расправлялись с изготовлявшими их искусными мастерами, как это часто бывало в борьбе со старообрядцами.

Специалисты отмечают в пермской деревянной скульптуре монументальность художественных решений, яркую образность, высокую эмоциональность и недюжинное мастерство. Вырезавшие скульптуры мастера словно вложили в свое творение всю свою душу, создав настоящие шедевры.

Лица деревянных богов полны муки, жертвенности. При этом внешность вырезанных из дерева православных святых имеет явно выраженные коми-пермяцкие черты. Их отличают широкие скулы и азиатские глаза.

Самым распространенным образом Иисуса Христа в пермской деревянной скульптуре стал так называемый Спас в темнице (или Спас полуночный). Этот образ показывает сидящего Иисуса с терновым венком на голове незадолго до распятия на Голгофе. Обычно эту скульптуру помещали в церкви в некое подобие темниц, сколоченных из дерева. Некоторые скульптуры выполнены в натуральную величину.

Также, помимо Иисуса Христа, большим почетом среди пермяков пользовался Николай Чудотворец.

Коми-пермяки относились к скульптурам с трогательной любовью и трепетом. Они одевали и обували деревянных богов, как живых, приносили им угощения и дары. Пермяки верили, что по ночам скульптуры оживали и ходили по храму, поэтому регулярно меняли им обувь.

Богатой коллекции «пермских богов» мы должны быть обязаны Николаю Серебренникову. В 1920-е годы он организовал несколько экспедиций по старинным селам на севере Пермской области для сбора уникальных скульптур. Экспедиции были очень не простыми. Как вспоминал сам Серебренников, «во все поездки пришлось проехать 5083 версты, из них 2059 верст лошадьми, 2105 пароходом и 919 верст железной дорогой». Всего за шесть экспедиций было собрано 195 скульптур! И это не считая различных других старинных изделий.

Первая выставка собранных Серебренниковым деревянных скульптур открылась в Перми 27 апреля 1924 года, вызвав большой интерес.

Если бы не Серебренников, то «пермских богов», как и прочую церковную утварь, ждала бы печальная участь быть поглощенными в огне во времена борьбы с религией.

Самая большая в мире коллекция пермской деревянной скульптуры находится, как и положено, в Перми – в Пермской художественной галерее. В настоящее время в коллекции Пермской галереи около 370 резных изображений.

В 1928 году нарком просвещения А.В. Луначарский в рамках визита в Пермь посетил выставку пермской деревянной скульптуры, которая привела его в восторг. Вот что он написал об увиденном:

«Посетил художественную часть Пермского музея. Совершенно потрясающее впечатление производит богатейшая коллекция деревянных скульптур. Это ново, необычайно интересно с художественной и культурно-исторический точки зрения и в то же время поражает своей художественной силой как в смысле своеобразного мастерства техники, так и по силе психологической выразительности».

В 2010 году часть уникальной коллекции экспонировалась во Франции. Выставка пользовалась огромным интересом среди французов. Однако многие известные пермяки высказывались категорически против такой поездки «пермских богов» заграницу, боясь их утраты и порчи в пути. Однако недавно все боги благополучно вернулись на свою родину.

Пермская художественная галерея была открыта в 1936 году. Безусловно, главная «фишка» музея – пермская деревянная скульптура. Но в картинной галерее есть и другие интересные экспонаты. Посетители увидят здесь множество образцов живописи, графики, декоративно-прикладного и народного искусства как России, так и других стран мира. К слову, коллекция Пермской галереи составляет почти 43 тысячи единиц хранения.

Спасо-Преображенский собор с колокольней, в котором находится Пермская художественная галерея, – главный символ города Перми, памятник архитектуры XIX века. Отсюда открывается красивый вид на реку Каму и набережную.

Поездка в город Пермь — отличный познавательный маршрут выходного дня. Пермь называет себя главной культурной столицей России. Здесь проходит много интереснейших культурных событий и поездку сюда можно совместить с посещением одного из них. Описания и программу самых ярких событий можно найти на нашем сайте в разделе «Календарь событий».

Также рекомендуем посмотреть другие достопримечательности Перми, посетить музей истории Мотовилихинских заводов. Можно также побывать на Камской ГЭС, посмотреть Камское море и насладиться открывающимся видом на мысе Стрелка — на месте слияния рек Кама и Чусовая. Кстати, по мнению астролога Павла Глобы, именно здесь родился легендарный Заратустра…

По пути можно посетить архитектурно-этнографический музей «Хохловка», музей политических репрессий «Пермь-36» близ города Чусовой, Белогорский монастырь, Кунгурскую ледяную пещеру и водопад Плакун.

Фигуры Богоматери, Спасителя, святителя Николая Мирликийского, Иоанна Богослова, Параскевы Пятницы, выполненные из дерева… Первое невнимательное впечатление от экспозиции Пермской художественной галереи - в православной традиции так не бывает, это «не наше». Но если внимательно посмотреть, вглядеться, то окажется, что «наше», только особенное, уникальное. Недаром же пермская деревянная скульптура - отдельная страница в истории изобразительного искусства.
До начала XX века деревянные скульптуры находились в храмах и часовнях Пермской земли. Перед ними молилось не одно поколение верующих.
Мастера создавали скульптуру с этническими чертами местных жителей, коми-пермяков и татар, изображали в традиционной крестьянской одеж­де, тем самым словно приближая православную традицию к своей жизни, вписывая себя, своих близких, соседей в контекст Евангельской истории. Естественно, делая это по внутреннему побуждению, а не по сложным богословским размышлениям.
Некоторые исследователи считают, что церковная пермская деревянная скульптура связана еще с языческой традицией. Но когда смотришь на скульп­туры - так не думается. Перед тобой - стремление мастеров не создать идола вместо изображения Бога, а увидеть - как все происходило, почувствовать, внутренне, глубоко - посочувствовать. Словом, увидеть, как связаны суровые пермские земли с далеким жарким Иерусалимом.

Собор Архангелов. Из села Губдор.

Есть в экспозиции выставки несколько изображений Христа в темнице. Здесь народная традиция выходит за рамки евангельского повествования, показывая Спасителя в узилище, тем самым словно еще больше подчеркивая Его оставленность всеми. Он со смирением ожидает казни, страшась и принимая ее. Художники словно вложили в Его уста молитву: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет (Лк 22:42).
Вот что про одну из таких скульптур говорит Евгения Шабурова, заведующая отделением отечественного искусства Пермской государственной художественной галереи:
«Скульптура “Христос в темнице” из села Пашия поступила в галерею из Канабековской часовни в Пашийском заводе Пермского округа в 1924 году. Произведение уникально тем, что представляет собой целый скульптурный комплекс со сложной композиционной структурой. Такие памятники в очень редких случаях сохранились до наших дней.

Весь комплекс состоит из застекленной темницы с резными позолоченными колоннами по углам, с пышной орнаментальной резьбой по нижним панелям, со сложной формой купола в виде шатра, украшенного восемью ангелами с орудиями Страстей в руках. Орудиями Страстей называются предметы, связанные с мучениями Христа, ставшие символическими в изображениях разных сюжетов: мешок с тридцатью сребрениками, розги, петел (петух), колонна бичевания, гвозди, молоток, копье, трость и другие предметы, которые были связаны с этими событиями».
В деревянных скульптурах можно отыскать некоторую связь с романским искусством, но, как писал искусствовед Михаил Алпатов, «какие бы воздействия мы ни находили в русской народной скульптуре, это искусство самосамобытное, коренное, почвенное. Как и народную поэзию, народную архитектуру и народное прикладное искусство, народ создавал скульптуру для себя, для собственных потребностей, сообразуясь прежде всего со своими собственными понятиями добра и красоты. Это искусство отражает несложный, порой даже косный уклад жизни русского крестьянства в далеких уголках страны, особенно на Севере».

Богоматерь г. Пермь. XVIII в.

Наделяя скульптурные изображения реалистическими чертами, собственными национальными особенностями, мастера, однако, нередко привносили в работу черты иконописи, словно показывая: объемное произведение, находящееся здесь, в нашем трехмерном мире, напоминает о другом, Горнем.
Лицо святой Параскевы Пятницы из скульптурной композиции Параскевы Пятницы и предстоящих Варвары и Екатерины (датируется XVII–XIX веками, передано в галерею из Никольской церкви села Ныроб Чердынского района) - все-таки больше лик. Обращенные к зрителям, фигуры святых мучениц на самом деле находятся в неком другом духовном измерении, предстоят Господу.
Всего в коллекции Пермской художественной галереи около 400 скульптур, созданных в XVII–XIX веках. Один из основателей коллекции - Николай Николаевич Серебренников, сын священника, всю свою жизнь посвятивший изучению русского искусства.
С 1923 по 1926 годы он организовал шесть экспедиций, в основном в северные районы Пермской области, результатом которых стали уникальные находки. Те самые, которые могли погибнуть в эпоху борьбы с религией и посмотреть которые приезжают любители искусства со всего мира.

Москвичи смогут увидеть пермскую скульптуру в Государственном историческом музее с в ГИМ с 18 декабря до 9 марта

Экспозиция деревянной скульптуры в Пермской художественной галерее.

Положение во гроб. Из села Нижний Шакшер.

Экспедиция 1925 года под руководством Н. Н. Серебренникова. Пристань Пожвы.

Христос в темнице. Из поселка Пашия.

Фото Валерия Заровняных.

Фото на заставке – ангел летящий из села Сиринское



Выбор редакции
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...

Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...

Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...