Пьер в плену жизненная философия платона каратаева. Толстой л


Рассмотрим образ Платона Каратаева из произведения "Война и мир". Этот роман можно назвать широким историческим полотном. Главным героем его является народ. Довольно сложна композиция романа. В нем присутствует множество различных сюжетных линий, которые часто сплетаются, пересекаются. Фото автора произведения, Толстого Льва Николаевича, представлено ниже.

Образ русского народа в произведении Л. Толстого

Толстой прослеживает судьбы семейств и отдельных героев. Персонажей произведения связывают любовные, дружеские, родственные отношения. Их разделяет нередко вражда, взаимная неприязнь. Лев Николаевич создал исторически правдивый образ народа - героя войны. В сценах с участием солдат, в действиях простых людей, в репликах некоторых персонажей видно, прежде всего, проявление "теплоты патриотизма", воодушевляющей всех бойцов: солдат, генералов, лучших офицеров, партизан.

Кто такой Платон Каратаев

Платон Каратаев показан в произведении русским солдатом. Его встретил в балагане для пленных Пьер Безухов и прожил рядом с ним 4 недели. По словам писателя, Каратаев в душе Пьера навсегда остался самым дорогим и сильным воспоминанием, олицетворением всего доброго, русского.

В романе образ Платона Каратаева является одним из ключевых, отразивших народа. оторванный войной от привычного уклада жизни и помещенный в новые, непривычные для него условия (французский плен, армия), в которых его духовность проявилась особенно ярко.

Таков образ Платона Каратаева, кратко описанный. Рассмотрим его подробнее. Образ Платона Каратаева в романе во многом раскрывается благодаря знакомству этого персонажа с Пьером Безуховым и влиянию, которое он оказал на этого героя. В чем же оно состояло? Давайте разберемся.

Как Платон Каратаев повлиял на Пьера Безухова

После того, как Пьер становится свидетелем ужасного события - расстрела пленных, он теряет веру в человека, в то, что его поступки разумны. Безухов находится после этого в подавленном состоянии. Его возвращает к жизни именно встреча с Платоном в бараке. Толстой, описывая ее, отмечает, что Каратаев, человек, сидел, согнувшись, рядом с Пьером. Безухов его присутствие сначала заметил по крепкому отделявшемуся от него при любом его движении. Мужик и граф оказались в одинаковых условиях: они пленные. В подобной ситуации необходимо, прежде всего, остаться человеком, выжить и выстоять. Пьер учился такому выживанию у Каратаева. Смысл образа Платона Каратаева заключается, кроме прочего, во внутреннем перерождении Пьера Безухова. Этот герой, как известно, переживает глубокую внутреннюю трансформацию, как и некоторые другие персонажи произведения.

Платон Каратаев - собирательный образ

Платона Каратаева можно назвать собирательным образом, как и Представляясь Безухову, он не случайно себя называет во Он говорит: "Солдаты Однако Платон - полная противоположность Щербатому. Если последний к врагу беспощаден, то Каратаев всех людей любит, не исключая и французов. Если Тихона можно назвать грубоватым, а юмор его нередко сочетается с жестокостью, то Платон хочет во всем видеть "торжественное благообразие". Не отдельной личностью ощущает себя Каратаев, а частью народа, частью целого: крестьянства, простых солдат. Мудрость этого персонажа состоит в емких и метких поговорках и пословицах, за которыми скрыты эпизоды из его жизни. Образ Платона Каратаева, краткое описание которого мы составляем, отмечен одной немаловажной деталью. Платон пострадал из-за несправедливого в его отношении суда, и ему пришлось служить в армии. Но Каратаев воспринимает как должное любые повороты своей судьбы. Ради благополучия собственной семьи он готов принести в жертву себя.

Любовь и доброта Платона Каратаева

Любовь ко всем - важная черта, характеризующая образ Платона Каратаева в романе "Война и мир". Этот герой любит всех, каждое живое существо, человека, весь мир. Он не случайно ласков с бездомной собакой. Согласно философии этого персонажа, необходимо жалеть не только людей, но и животных. Каратаев действует по христианской заповеди, которая гласит: "возлюби ближнего своего". Платон жил со всеми любовно, с товарищами, французами, Пьером. Окружающих согревало такое отношение. Каратаев "лечил" словом, утешал людей. Он доброжелательно, сочувственно к ним относился, в голосе этого героя ощущалась простота, ласка. Первые слова, которые он сказал Пьеру, были словами поддержки: "Час терпеть, а век жить!"

Философия Платона Каратаева

Мы видим в Платоне Каратаеве гармонию внутренней жизни, завоеванную безграничной верой в то, что на все происходящее на Земле - воля Бога, что рано или поздно справедливость и добро победят, поэтому не нужно оказывать сопротивление злу насилием. Необходимо принимать все, что происходит. Каратаев, таким образом, проповедовал философию покорности судьбе, терпения, слагавшуюся веками. Его готовность пострадать за людей - отголосок философии, которой он придерживался. Каратаев был воспитан на христианских идеалах, а религия, прежде всего, призывает нас к послушанию и терпению. Поэтому Каратаев не испытывал никогда обиды и зла на других.

Отголоски христианской религии в поведении Платона

Платон не разделяет пессимистического взгляда Безухова, который был измучен физическими страданиями. Он проповедует веру в лучшее, в бесконечное царство Божие. Пьер начинает после знакомства с этим персонажем по-иному относиться к жизни, к произошедшим в ней событиям. Для него Каратаев - пример для подражания. Платон помог Безухову восстановить в его душе ощущение устойчивости миропорядка, основу которого составляет взаимопонимание и любовь, помог ему избавиться от страшного вопроса, мучившего Пьера: "Зачем?" Безухов ощутил после общения с ним радость освобождения от бесконечных поисков смысла и цели жизни, так как лишь они мешали ему почувствовать, что в самой жизни и состоит ее смысл. Он находится везде и во всем. Бог есть рядом с людьми, и он любит каждого. Без его воли с головы человека не упадет ни один волос. Именно в плену, из-за встречи с Каратаевым и пережитых лишений и испытаний, Пьер обретает вновь веру в Бога, учится ценить жизнь. Философия Каратаева - христианская. Любому человеку, в каких бы трудных условиях он не очутился, религия помогает жить.

Значение людей, подобных Каратаеву, для победы над французами

Дополняя образ Платона Каратаева, отметим, что, возможно, Платон слаб как солдат. Ведь настоящий боец должен, подобно Тихону Щербатому, ненавидеть своего врага. Но Платон, безусловно, патриот. Он очень мужественный и сильный как личность. Поистине велико значение образа Платона Каратаева в произведении, как и в действительности того времени таких как он. Если бы в русской армии не было подобных людей, готовых не только бить врага, но и относиться философски к различным трудностям в жизни, находить в себе силы преодолевать их, возможно, Кутузов не смог бы победить Наполеона.

Таков образ Платона Каратаева в романе "Война и мир", одного из самых ярких героев произведения. Лев Николаевич писал свой роман с 1863 по 1869 год.

Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка, занимает особое место среди художественных персонажей романа "Война и мир". Общительный маленький человек с певучим голосом для всех находил ласковое слово, помогающее людям переносить в плену тяжелейшие страдания, любить жизнь даже в этих условиях, надеяться на лучшее: "...Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить".

Каратаев был, судя по его рассказам, "давнишним солдатом", не любившим, но честно исполнявшим солдатскую службу, в течение которой "ни разу бит не был".

Облик Каратаева выражает его крестьянскую сущность: "приятная улыбка и карие, нежные глаза были круглые... зубы его ярко-белые и крепкие, которые все выказывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он делал довольно часто), были все хороши и целы: ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости".

Рисуя портрет Каратаева, автор подчеркивает во всем его внешнем облике "олицетворение всего русского, доброго и круглого". Платон является своеобразным символом гармонически цельного человека. В цельности, непосредственности его натуры проявляется бессознательная жизнь народа: "Каждое слово его и каждое действие было проявлением неизвестной ему деятельности, которая была его жизнь. Но жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная частица. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал".

Внимание автора особенно сосредоточено на внутреннем, душевном состоянии Платона Каратаева, не зависящем от внешних условий жизни: "Он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком не с известным каким-нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами".

Каратаев ни о чем не задумывается. Он живет как птица, так же внутренне свободно в плену, как и на воле, каждый вечер говорит: "Положи, господь, камушком, подними калачиком", каждое утро: "Лег - свернулся, встал - встряхнулся". Ничто его не заботит, кроме самых простых, естественных потребностей человека, всему он радуется, во всем умеет находить светлую сторону.
Крестьянский склад Кататаева, его прибаутки, доброта стали для Пьера "олицетворением духа простоты и правды". Однако в душу Пьера он не мог заронить стремление улучшить мир.
У Платона есть две любимые истории. Одна о том, как его отдали в солдаты за порубку чужого леса и как это получилось хорошо, потому что иначе пришлось бы идти младшему брату, а у того пятеро ребят. Другая - о старом купце, которого обвинили в убийстве и ограблении, а через много лет настоящий убийца, встретив его на каторге, пожалел старичка и признался в своей вине, но пока пришли бумаги об освобождении, старичок уже умер.

Обе эти истории вызывают восторг и радость Каратаева, но обе они о смирении, о том, как человек притерпелся к жестокости и несправедливости.

Платон Каратаев не высказывает недовольства жизнью, не протестует активно против зла и бедствий окружающей действительности. Он приемлет все, что посылает ему судьба. "От сумы да от тюрьмы не отказывайся; рок головы ищет; наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь - надулось, а вытащишь ничего нету", - говорил он Пьеру, желая убедить его, что будущее неизвестно и никто не может знать, что с человеком случится.

Каратаев трудолюбив: "Он все умел делать не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, варил, шил, строгал, тачал сапоги". О службе в солдатах Платон говорил неохотно и вспоминал преимущественно о своей жизни в деревне. Он рассказывал, что за порубку в чужой роще его били, судили и отдали в солдаты: "Думали горе, ан радость!"
Однако пассивность Каратаева не означает его внутреннего безразличия к добру и злу.

Герою тяжело видеть, как французы расправляются с жителями Москвы и разоряют город. "Москва она городам мать. Как не скучать на это смотреть", - говорил он Пьеру. "Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадав...", - продолжает он, выражая надежду, что враг будет побежден.

Отсутствие открытого протеста, пассивность Каратаева объясняются его внутренней верой в то, что в жизни побеждают, в конце концов, добрые, справедливые силы, надо только терпеть, надеяться и верить. Его настроения и взгляды отражают психологию крепостного крестьянства, не умевшего отстаивать свои интересы, которое мирилось с вековой зависимостью от помещика.

Введение Платона Каратаева в действие эпопеи связано с тем, что Толстому важно было показать духовное возрождение Пьера под влиянием нравственных душевных качеств человека из народа. Толстой создает идеализированный образ Каратаева, построив его как олицетворение добра, любви, кротости и самоотречения. Эти душевные качества Каратаева в полной мере воспринимаются Пьером Безуховым, озаряя его духовный мир новой истиной.

Для всех остальных пленных Каратаев "был самым обыкновенным солдатом", над которым они слегка "добродушно трунили, посылали его за посылками" и звали Соколик или Платоша - он был для них простачком.

Пьер же, встретившись с Каратаевым в самые трудные дни своей жизни, многому у него научился. Доброта Каратаева, умение легко переносить жизненные трудности, его естественность, правдивость - все это привлекает Пьера.

Но "привязанностей, дружбы, любви, как понимал Пьер, Каратаев не имел никаких". Он жил среди людей, в сущности, одиноко, смиряясь с окружающим злом. В конце концов, это зло убило его: Каратаева пристрелили французские солдаты, когда он ослабел и не мог идти вместе со всеми пленными.

Но Пьер запомнит Каратаева на всю жизнь - как воплощение добра и простоты.


  1. «Война и мир» - роман об истории и народе.
  2. Платон Каратаев - воплощение русского народа.
  3. Христианство в мировоззрении Каратаева.
  4. «Чудесный, бесподобный народ».

«Война и мир» - широкое историческое полотно, где главным героем является народ. Композиция «Войны и мира «поражает своей сложностью и стойкостью. В романе развивается множество сюжетных линий. Они нередко пересекаются, сплетаются. Толстой прослеживает судьбы отдельных героев и судьбы целых семейств. Его героев связывают родственные, дружеские, любовные отношения; нередко их разделяет взаимная неприязнь, вражда. Толстой исторически правдиво создает образ народа-героя Отечественной войны. В массовых сценах, где участвуют солдаты, в репликах отдельных персонажей, в действиях простых людей прежде всего видно проявление той «теплоты патриотизма», которая воодушевляет всех солдат, партизан, лучших офицеров и генералов.

Платон Каратаев - русский солдат, встреченный Пьером Безуховым в балагане для пленных, где он прожил четыре недели с ним рядом. Каратаев, по словам писателя, «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго».

Образ Платона Каратаева - один из ключевых образов романа, отразивший народную философию жизни.

Каратаев - крестьянин, оторванный от привычного жизненного уклада и по-мещенный в новые условия (армия и французский плен), в которых особенно ярко проявилась его духовность. Платон показан в основном через восприятие Пьера. С ним Пьер Безухов знакомится в плену. После того, как он стал свидетелем страшного события - расстрела пленных, Пьер Потерял веру в человека, в разумность его поступков. Он находится в подавленном состоянии. И именно встреча в бараке с Платоном вернула графа Безухова к жизни. «Рядом с ним сидел, согнувшись, какой-то маленький человек, присутствие которого Пьер заметил сначала по крепкому запаху пота, который отделялся от него при всяком его движении». Граф и мужик оказались в одинаковом положении: они пленные. И в этой ситуации необходимо остаться человеком, самим собой, необходимо выстоять и выжить. Именно такому выживанию учится Пьер у Каратаева.

Платон у Толстого - собирательный образ, так же, как и Тихон Щербатый. Не случайно, представляясь Пьеру, он называет себя во множественном числе: «Солдаты Апшеронского полка... Меня Платоном звать, Каратаевы прозвище». Но Платон Каратаев является полной противоположностью Тихона Щербатого. Если тот беспощаден к врагу, то Платон любит всех людей, в том числе французов. Если Тихон грубоват и юмор его сочетается с жестокостью, то Каратаев во всем хочет видеть «торжественное благообразие». Каратаев ощущает себя не отдельной личностью, а часть целого, частью народа: простых солдат, крестьянства. Его мудрость заключена в метких и емких пословицах и поговорках, за каждой из которых эпизод жизни Платона Каратаева. Например, «где суд, там и неправда». Он пострадал от несправедливого суда, и вынужден служить в армии. Однако Платон воспринимает любые повороты судьбы как должное, он готов приносить себя в жертву ради благополучия семьи.

Платон Каратаев любит каждого человека, каждое живое существо, весь мир. Не случайно он ласков с обычной бездомной собакой, по его философии, не только людей, но «и скота жалеть надо». Каратаев живет в соответствии с христианской заповедью: «возлюби ближнего своего». Он любовно жил со всеми, любил то-варищей, французов, любил Пьера. "Его любовь согревала окружающих: Каратаев утешал, «лечил» словом. Он с сочувствием, доброжелательностью относился к лю-дям, в его голосе чувствовалась ласка, простота. Первые слова, с которыми он об-ратился к Пьеру, - это слова поддержки: «А много вы нужды увидели, барин?... Не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!» В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все проис-ходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов побеждают добро и справедливость, а вследствие этого непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило. Каратаев проповедовал веками слагавшуюся философию терпения, покорности судьбе. Готовность пострадать за других - отголосок религиозной философии, которой придерживался герой. Платон воспитан на хри-стианских традициях, а религия призывает нас к терпению и послушанию, жить «не нашим умом, а божьим судом». Поэтому он никогда не испытывал зла и обиды к людям.

Каратаев не принимает пессимистического взгляда Пьера, измученного фи-зическими страданиями: «да теперь все равно». Платон проповедует радостную веру в лучшее, в царство Божие, которое бесконечно. После знакомства с Каратаевым Пьер начинает по-другому относится к жизни, ко всему тому, что с ним произошло. Платон для него - это идеал для подражания. Платон Каратаев помог Пьеру восстановить чувство устойчивости миропорядка, в основе которого лежит любовь и взаимопонимание, помог избавиться от мучившего его страшного вопроса: «зачем?» Пьер ощутил радость освобождения от поисков цели и смысла жизни, ибо они только мешали ему почувствовать, что смысл жизни - в самой жизни, в осознании того, что везде, во всем, рядом с людьми есть Бог, который всех любит и без воли которого не спадет волос с головы человека. Именно в плену, благодаря Каратаеву, испытаниям и лишениям, Пьер вновь обрел веру в Бога, научился ценить саму жизнь. Философия Платона Каратаева - философия христианская. А религия помогает жить любому человеку, в каких бы тяжелых условиях он не оказался, какие бы серьезные испытания не выпали ему. Это народная мудрость, сформированная веками.

Возможно, как солдат Каратаев слабый: настоящий воин должен, как Тихон Щербатый, ненавидеть врага. И в то же время Каратаев патриот. Но как человек, личность, Платон очень сильный и мужественный. Как сказал о народе в романе Кутузов: «Чудесный, бесподобный народ!» Если бы в армии не было людей, готовых не только непримиримо бить врага, но и философски относиться к жизненным трудностям, находить в себе силы достойно преодолевать их, то я думаю, без таких солдат Кутузов вряд смог бы победить честолюбивого Наполеона.

Философия жизни Платона Каратаева. Платон Каратаев - русский солдат, с которым Пьер знакомится в плену и который полностью пере­ворачивает жизненные представления графа Безухова. Автор показывает нам этого героя глазами Безухова.

Л. Н. Толстой дает такое описание Каратаева: «Вся фигура Платона… была круглая, голова… спи­на, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза бы­ли круглые». Каратаеву было около пятидесяти лет, но для своего возраста он выглядел очень хорошо.

Каратаев был очень силен физически. Он все вре­мя чем-то был занят, то готовил, то строгал, но нико­гда не чувствовал сильной усталости. Только по но­чам он разрешал себе разговаривать с другими пленными и петь песни.

Платон много рассказывает о своей прежней кресть­янской жизни. В его речи присутствует множество пословиц и поговорок. Каратаев любил петь. Это бы­ло не просто любимое занятие, а скорее необходи­мость. Солдат любил поговорить. Даже если он расска­зывал о чем-то не очень существенном, в его речи все равно присутствовал оттенок «благообразия». У не­го не было «привязанностей, дружбы, любви», он просто любил людей, всех без исключения. В то вре­мя как все пленные относились к Каратаеву как к обычному солдату, для Пьера он служил «олицет­ворением простоты и правды». Платон не восприни­мал себя как отдельную личность. Он был частицей единого целого, народа.

Пьер испытывает на себе благоприятное воздейст­вие Каратаева. Слова, обращенные к Пьеру, полны сочувствия и доброжелательности. Одной из ключе­вых фраз, сказанных Каратаевым, была: «…не тужи, дружок: час терпеть, а век жить!»

Платон очень переживает за будущее Москвы, ведь она «городам мать». Каратаеву не нравится пес­симистический настрой Пьера по поводу того, что он находится сейчас в плену и думает, что нормальной жизни больше не будет. На такую жалобу Платон от­вечает опять же пословицей: «От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся». Чтобы подтвердить свои слова, он рассказывает Пьеру свою историю. Он как- то поехал «в чужую рощу за лесом», но его увидел сторож.

Каратаева секли, били, а потом отправили в сол­даты. Но, как человек оптимистичный, он увидел в этом происшествии и хорошую сторону. На войну должен был пойти его брат, у которого жена и пятеро детей.

Общение с Каратаевым дало Пьеру новые силы. Когда Безухову предложили перейти из солдатско­го балагана в офицерский, он не согласился. Ему нравилось разговаривать со своим новым прияте­лем и через общение с ним познавать самого себя. При выходе из Москвы Каратаев и Безухов были разлучены французским конвоем. Но позже снова встретились.

В поездке у Каратаева началась лихорадка. Днем он чувствовал себя очень плохо, но ночью «бывал особенно оживлен». Пьер услышал, как Платон рас­сказывает солдатам историю, которую он слышал уже шесть раз. История была о старом купце, у кото­рого были жена и дети. Однажды старый купец взял с собой товарища и поехал «к Макарью». На ночь купцы остановились на постоялом дворе. На следую­щее утро спутник старого купца был найден «заре­занным и ограбленным». Под подушкой старого куп­ца был найден тот самый нож, которым было совершено преступление. Купца осудили, наказали кнутом и выдернули ноздри, после этого отправив на каторгу.

Прошло «лет десять или больше того», и старик рассказал своим товарищам на каторге, как все про­изошло. За себя он не переживал, а все думал, как же без него живет семья.

В компании каторжан, по словам Каратаева, ока­зался тот самый человек, который убил купца. Он стал просить прощения у старика, но тот ответил, что все они грешны и он за свои грехи страдает.

Рассказывая все это, Каратаев «сиял восторжен­ной улыбкой», как будто в его рассказе был какой- то тайный смысл, известный одному. Эта востор­женная радость Каратаева очень согревала душу Пьера.

Своим душевным обновлением Пьер обязан Кара­таеву. «Бог в Каратаеве более велик, бесконечен и не­постижим, чем в признаваемом масонами Архитек- тоне вселенной».

Каратаев стал для Пьера критерием в оценке дру­гих лиц. Вспомнив о князе Андрее, Безухов начал не­вольно сравнивать этих двух людей. Они оба умерли и были одинаково дороги для Пьера. Платон Карата­ев «остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго».

С Платоном Каратаевым, солдатом Апшеронского полка, Пьер Безухов встречается в самый тяжелый момент своей жизни. Только что, избежав казни, он смотрел, как убивают других людей, и мир “превратился для Пьера в кучу бессмысленного сора”. “В нем уничтожилась вера и в благоустройство мира, и в человеческую и в свою душу и в Бога”. Помогает герою выйти из этого кризиса “Платоша”. Мало того, после знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу.

Герой приобщается к народному началу, к народной мудрости, воплощенной в Каратаеве. Недаром назвал писатель этого народного философа Платоном. И в эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с философией Каратаева. Так что же это за образ – Платон Каратаев?
Автор прежде всего показывает его “круглые, спорые движения”, в которых было “что-то приятное, успокоительное”. Это солдат, участвовавший во многих походах, но в плену “он отбросил от себя все… чуждое, солдатское” и “возвратился к крестьянскому, народному складу”. Автор подчеркивает “круглое” начало во внешности героя: “…даже руки он носил, как бы всегда собираясь обнять что-то”. Довершают обаятельный внешний облик “большие карие нежные глаза” и “приятная улыбка”. В первых же словах, обращенных к Пьеру, звучат “ласка и простота”. “А много вы нужды увидали, барин? А?.. Э, соколик, не тужи…” Речь Платоши – певучая, пронизанная народными пословицами, присказками. Он говорит как бы не только от себя, но выражая мудрость народа: “Час терпеть, а век жить”, “Где суд, там и неправда”, “От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся”, “На болезнь плакаться – Бог смерти не даст” и т. д. Самые заветные свои мысли он высказывает в повествовании о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаянье. Глубокая христианская идея жизни по совести, смирения и веры в высшую справедливость, которая непременно восторжествует, – вот существо каратаевской, а значит, и народной философии. Именно поэтому Пьер, приобщившись к этому мировоззрению, начинает жить по-новому.
Главная мысль романа “Война и мир” – это мысль о единении людей доброй воли. И Платон Каратаев показан как человек, способный раствориться в общем деле, в мире. Для Толстого это душа патриархального мира, он представляет собою психологию и мысли всех простых людей. Они не раздумывают о смысле жизни, как Пьер и Андрей, они просто живут, их не пугает мысль о смерти, ибо они знают, что их “существованием распоряжается не простой произвол”, а справедливая высшая сила. “Жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь”. “Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал”. Вот то ощущение, к которому с таким трудом идут дворяне Толстого.
Суть натуры Каратаева – это любовь. Но также особенная – это не личное чувство привязанности к каким-то конкретным людям, ко всему вообще в мире: он любил товарищей, французов, любил Пьера, он любил всех животных.
Итак, образ Платона Каратаева символичен. Шар, в представлении древних, – символ завершенности, совершенства. И Платон “навсегда остался для Пьера непостижимым, круглым и вечным олицетворением духа простоты и правды”. Но в жизни совмещаются, имеют место множество типов людей. Одного сознания мало и для развитого человека, необходимо и непосредственное чувство. Толстой в своем романе показывает, как эти два начала дополняют друг друга: “Каждая личность носит в самой себе свои цели, и между тем носит их для того, чтобы служить недоступным для человека целям общим”. И, только ощущая себя причастным к общей “роевой” жизни, человек может выполнять свои личные задачи, жить подлинной жизнью, в гармонии с самим собой и с миром. Именно это открылось Пьеру в общении с ним.

(Пока оценок нет)

Сочинение по литературе на тему: Философия жизни Платона Каратаева

Другие сочинения:

  1. У Толстого в романе “Война и мир” большое внимание уделено образам крестьян: Тихону Щербатому из отряда Денисова, крепостным Ростовых и Болконских, жителям деревень. Однако особое место в произведении занимает Платон Каратаев, солдат Апшеронского полка. Это довольно интересная и своеобразная личность Read More ......
  2. Творчество Л. Н. Толстого охватывает большой период времени – с 50-х годов 19 века до 10-х годов 20 века. Писатель принимал участие в Крымской войне, он видел крепостную жизнь, был свидетелем реформы 1861 года и нарастания революционного движения в 90-е Read More ......
  3. Фатальная “необходимость” жизни, воплощенная в Каратаеве, тоже выражает новые исторические закономерности, а не далекое прошлое “эпического состояния мира”, но эти закономерности преломляются в судьбе человека социальных низов, крестьянина. “Поступательное движение мира” в условиях, когда ход истории завершен, когда сам мир Read More ......
  4. Одной из тем романа Л. Н. Толстого “Война и мир” является тема народа. Ярким представителем народа выступает здесь Платон Каратаев. Вообще, этот образ показателен для творческой эволюции Л. Н. Толстого конца 60-х годов 19 века. Писатель приходит к убеждению в Read More ......
  5. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы, на страницах которого подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  6. Образ Платона Каратаева вызывал и вызывает противоречивые суждения. Распространено мнение, что в этом образе писатель воплощает реальную, но слабую сторону нравственного и психологического облика русского патриархального крестьянина (свойственные ему смирение, покорность, идеи непротивления злу насилием, имевшие свои социально-исторические корни в Read More ......
  7. Роман “Война и мир” Л. Н. Толстого – величайшее произведение не только русской, но и мировой литературы. На страницах книги подняты сложные философские вопросы: война и мир, любовь и ненависть, согласие и вражда, жизнь и смерть, предназначение человека и смысл Read More ......
  8. Главные герои романа Л. Н. Толстого “Вой-па и мир” – представители дворянского сословия. Однако автор стремится нарисовать картину русской жизни во всей ее полноте, поэтому в повествовании появляются и персонажи из простонародья – Тихон Щербатый и Платон Каратаев. Оба героя, Read More ......
Философия жизни Платона Каратаева

Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...