Очищение серы ртути и соли в алхимии. Алхимия


Против слепой веры в авторитеты, косности, книжной "учености" в медицине, химии и общих вопросах естествознания решительно выступил Парацельс. Он порицал тех врачей, которые не имели естественных, и особенно химических, знаний, а прописывали лекарства "по книгам". Парацельс считал, что врач должен лечить прежде всего на основе собственного опыта, не замыкаться в узком кругу коллег и знать о достижениях естественных наук в других странах. В день Святого Иоанна в 1527 г. Парацельс вместе со своими учениками и друзьями демонстративно сжег труды, которые, по его мнению, не содержали ничего, кроме компиляций из рукописей великих врачей. Парацельс хотел, чтобы весь вред, который принесли эти труды, исчез вместе с дымом от них. Основатель иатрохимии одобрял деятельность тех, кто обогащал естествознание и медицину собственными наблюдениями и экспериментами.

Анализ трудов Парацельса показывает, что он был одновременно теоретиком и практиком. Приведем названия лишь некоторых из них: "Высшая медицинская наука", "О тинктуре врачей", "Изумительное чудо или о пяти сущностях всех болезней", "Высшая мудрость или о четырех важнейших столпах (философия, астрономия, алхимия и особые черты врача)", "Сокровище сокровищ алхимиков", "О болезнях, происходящих от тартара" * , "Великое чудесное лекарство".

* (Тартаром Парацельс называл (от греческого слова "тартарос" - ад, подземное царство) некую материю, которая находится в крови и образует в организме камни (желчные, почечные и т. д.).- Прим. перев. )

Прогрессивный подход Парацельса к изучению природы - стремление совершенствовать знания за счет наблюдений и опытов - значил для развития науки много больше, чем основные положения разработанных им теорий. Теоретические представления Парацельса основывались главным образом на взглядах арабских ученых, развивавших положения Аристотеля. Но Парацельс усовершенствовал эти взгляды. К описываемым арабскими алхимиками двум "началам": сере и ртути Парацельс добавил третий - соль. Таким образом он распространил теоретические представления на соли - "важную группу соединений, число которых после открытия неорганических кислот значительно возросло. Однако Парацельс признавал и существование четырех элементов Эмпедокла и элементов-качеств Аристотеля. Более того, он считал, что эти четыре первоэлемента - вода, огонь, земля и воздух - лежат в основе трех принципов - серы, ртути и соли * . Представлению о четырех первоэлементах, существовавшему до конца XVIII в., отдавалось большее предпочтение, и для объяснения разнообразных явлений оно считалось более общим по сравнению с учением о трех принципах.

* (Эти принципы Парацельс называл по-иному: ртуть - "дух", сера - "душа", соль - "тело". Кроме того, в отечественной литературе иначе освещено отношение Парацельса к представлениям Эмпедокла и Аристотеля. См. Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.- М: Наука, 1969, с. 143-145; Мусабеков Ю.С., Черняк А. Я. Выдающиеся химики мира.- М.: Книга, 1971, с. 23-26; Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII в.- М.: Наука, 1980, с. 262-263.- Прим. перев. )

* (Парацельс (наст, имя Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст фон Гогенгейм) (1493-1541) - швейцарский врач и естествоиспытатель, один из основателей иатрохимии - направления использования химических знаний в медицине. Парацельс много сделал для превращения впоследствии "аптекарского искусства" в фармацевтическую химию.- Прим. перев. )

Все вещества живой и неживой природы были, по представлениям Парацельса, созданы непосредственно из трех первоначал - принципов. К такому толкованию вещественного мира Парацельс пришел в результате исследований различных веществ и наблюдений над явлениями природы. Он уделял большое внимание проблеме смешения первоэлементов, приводящего к образованию новых веществ различного состава. По мнению Парацельса, организм здоров, если "принципы" в нем смешаны в нужной пропорции, и нездоров, если законы I смешения были нарушены. На этом основывались предложенные Парацельсом методы лечения больных. Он доказывал врачам необходимость исправления нарушенных соотношений "принципов" в организме больного с помощью лекарств, полученных в лабораториях химическим путем.

Принятые Парацельсом способы характеристики трех принципов применялись еще во времена раннего средневековья. Ртуть обозначала принцип тяжелого, жидкого и текучего, сера - принцип горючего и теплого, соль - принцип растворимого в воде и устойчивого к горению. Эти принципы более точно характеризовали химическую природу веществ, чем элементы-качества Аристотеля. Таким образом, Парацельс развивал представления арабских алхимиков, которые тесно связывали "принципы" с определенными химическими веществами и характеризовали первоэлементы их важнейшими свойствами. Так ученые получили важный способ классификации веществ по их внешним признакам. Однако в этом способе, как оказалось, заключалось противоречие: чем больше накапливалось знаний о веществах, тем теснее становились рамки представлений о трех "принципах" как основе образования веществ.

Парацельс создал новое научное направление - натрохимию, поставив химические знания на службу медицине. Он был прежде всего врачом, поэтому его интересовали главным образом химические способы получения лекарств. "Правы не те, кто говорят, что алхимия делает золото и серебро, но те, кто говорят, что она создает лекарства и направляет их против болезней",- считал Парацельс. Характерно, что главное назначение веществ, полученных химическим путем, он видел в применении их в качестве лекарств, тогда как до Парацельса они использовались преимущественно как яды. Благоприятное, исцеляющее действие некоторых из его лекарств навело Парацельса на мысль о важности дозирования введенных им в медицинскую практику препаратов - соединения мышьяка, солей меди, свинца, серебра, ртути.

Таким образом, перед химией была поставлена новая задача: получать как можно более чистые соединения и испытывать их эффективность в виде лекарственных средств. В результате этих работ в обществе крепло убеждение, что врачу совершенно необходимы химические навыки и знания. Парацельс был уверен, что "никакой врач не может обойтись без этого искусства, оно нужно всем - от княжеского повара до работника, готовящего корм для свиней". Однако получение химическим путем большого количества лекарств, обладающих мощным действием на человеческий организм, увеличивало опасность злоупотребления ими. Появилось множество шарлатанов, бессмысленно "назначающих" лекарственные препараты, что нередко заканчивалось трагически, особенно когда применялись соединения мышьяка. Из-за этого в XVI-XVII вв. больные боялись новых "химических лекарств" не меньше, чем чумы.

Иатрохимия сыграла важную роль для развития химических знаний в университетах, где она широко преподавалась. Несомненно, она была в то время наиболее важной частью химии.

В XVI-XVII вв. химики старались точнее характеризовать свойства различных соединений. Так, Либавий использовал следующие признаки: форму (кристаллов), вес [массу], запах, вкус, способность реагировать с другими веществами, магнетизм. Рудольф Глаубер и Роберт Бойль различали соли по форме их кристаллов. Бойль также определял плотность жидкостей и твердых веществ.

По мере того как росли и уточнялись знания о соединениях и их способности взаимодействовать друг с другом, химики все сильнее утверждались во мнении, что все вещества обладают сугубо специфическими свойствами. Особенно важную роль в описании этих свойств играло понятие "магистерия" * . Им характеризовали чистые вещества, которые прежде всего выделяются из смесей. В представлении о магистерии содержались некоторые черты, получившие впоследствии развитие в современном понятии об элементе.

* (Магистериями называли осадки солей металлов, оксиды металлов, порошки и растворы металлов. См. также Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX в.- М.: Наука, 1969, с. 148-150.- Прим. перев. )

В формировании химических представлений существенную роль сыграли те факты, что металлы могли вступать в соединения с другими веществами, а потом извлекаться из этих соединений без всяких потерь. Например, в опубликованной в 1540 г. книге В. Бирингуччо "О пиротехнике" сообщалось, что серебро, растворенное в азотной кислоте, можно выделить из раствора независимо от того, было ли до этого оно "разрушено" другими соединениями и утратило ли (как тогда казалось) свои первоначальные свойства. Все больше исследователей обращали внимание на то, что при прокаливании [окислении] вес [масса] металлов, например свинца, увеличивается. Бирингуччо обнаружил, что увеличение составляет 1 / 10 начального веса. В дальнейшем это наблюдение также имело значение для определения понятия "элемент". О. Тахений, Р. Бойль, Ж. Рей, Дж. Мэйоу, М. В. Ломоносов много раз наблюдали такое явление и пытались его объяснить. Благодаря исследованиям А. Сала, Р. Глаубера, О. Тахения, И. Кункеля, Р. Бойля и Н. Лемери, широко применявших химический анализ "мокрым путем", стали быстро накапливаться знания о реакциях между растворенными веществами. Тем самым получили дальнейшее развитие возникшие еще в античности представления о сродстве веществ. Парацельс установил, что ртуть взаимодействует с другими металлами с различной быстротой. А. Сала обнаружил в 1617 г., что по способности выпадать в осадок из солевых растворов при реакциях обмена металлы могут быть поставлены в ряд в определенной последовательности. В 1649 г. Глаубер "составил" ряд металлов в зависимости от их растворимости в кислотах. Г. Э. Шталь также исследовал (1697-1718 г.) растворимость металлов в кислотах и установил такую последовательность: цинк - железо - медь - свинец (или олово) - ртуть - серебро - золото. Особенности растворения Шталь объяснял на основе флогистонной теории, согласно которой металлы являются соединениями флогистона и "металлической земли". Чем быстрее флогистон отделяется от металла, тем быстрее растворяется металл. Металл при этом превращается в "металлическую землю".

В этой статье подробно рассмотрены основы алхимии - великой контрнауки наук, которая, согласно Карлу Густаву Юнгу, была предтечей глубинной психологии. Чтобы понять алхимию, для начала разберёмся, в каком историческом контексте она существовала.

Начало средних веков. По всей Европе свирепствует инквизиция, человек принудительно брошен в состояние раскола (христианский дуализм духа и материи есть, по сути, философия шизофренического раскола, которая уже показала свою ущербность). Всё земное, материальное, чувственное отдано в компетенцию дьявола и постулируется как препятствие спасению. Все философские и религиозные учения, придерживающиеся иных, более здоровых позиций, уничтожены как ереси (см. мою статью об Офитах). Однако "в бессознательном" осталась потребность в компенсации однобокой коллективной установки, и скрытым её выразителем и стала алхимия.

Алхимия в противовес христианству устремляется в материю, к металлам и первоэлементам, дабы через их пресуществление достичь спасения, тогда как христианин стремится уйти от материи. Христианин направляет свою душу к Богу за пределами материального, алхимик же ищет Бога, сокрытого в материи. Бог христианина совершенен, и через обращение к совершенству обретается спасение - Бог алхимиков нуждается в человеке, как в освободителе из оков элементов. Подобная идея уже встречалась в некоторых гностических воззрениях, а также в системе каббалистов, и на тот момент заново возродилась из коллективного бессознательного. Юнг приводит многочисленные алхимические параллели в символизме Христа и камня философов (иначе называемым "сыном философов"). Даже само название "философский КАМЕНЬ" указывает на Христа, в евангельских аллегориях называемого "камнем, отвергнутым строителями, но ставшим во главу угла". Так же общими аллегориями Христа и камня являются пеликан, единорог, и т.д. Всем, кто интересуется этим вопросом более глубоко, стоит ознакомиться с работой Юнга "Психология и алхимия".

Однако есть важное отличие: тогда как Христос после вознесения идентифицируется только с духовным миром, "философский камень" является одновременно и духовным, и материальным, т.е. рождённым из нижайшей "прима материи". Кстати, опять же некоторые алхимики проводили параллель между Христом, рождённым в яслях в окружении весьма неблагородном, с философским камнем, который творится из самой низшей, первичной материи, "тьмы египетской", становясь вследствие алхимических манипуляций царём царей и Богом Богов. Подобные параллели, конечно же, не случайны и имеют глубочайшее психологическое значение. Бессознательное, не имея возможности напрямую компенсировать односторонность христианского средневекового мифа, компенсировало его косвенно через богатый и сложный символический ряд алхимии, о значении которого сами алхимики в абсолютном большинстве своём не имели никакого понятия!

Возникает вопрос: как подобное возможно? Как может быть, что человек, будучи носителем каких-либо идей и воззрений, не знает значение того, что он проповедует и делает?

Юнг не раз утверждал: "Беда алхимиков в том, что они не знали, что говорили". Этот парадокс возможно понять только в контексте учения об архетипах, которые присутствуют независимо от того, осознаём мы их значение или нет.

Непосредственно воспринимать психическую реальность способен далеко не каждый. Для абсолютного большинства работает механизм психологической проекции, когда собственный психологический процесс приписывается объекту, свойства которого пока неизвестны.

В алхимической проблематике этот механизм очень сложен, поскольку налицо отношение к очень глубокому слою "бессознательного коллективного", извечные архетипические силы которого всегда останутся для человека тайной тайн. Архетипы активизируются в особых ситуациях - это может быть духовный кризис или психотический срыв, интенсивная духовная практика или длительное уединение. Алхимик в этом отношении был идеальным субъектом: уйдя от социума в свою лабораторию (куда люди из-за суеверного страха предпочитали не заглядывать), он оказывался один на один со своим бессознательным. Несомненно, что длительное уединение способствовало его активации. Имея дело с металлами и элементами, он не обладал научным знанием о них, и потому они оказывались идеальным "экраном" для проекции содержаний бессознательного.

Таким образом, изучая алхимию, мы прежде всего исследуем бессознательные архетипические аспекты психики, которые на них проецировались. В этом отношении алхимия родственна астрологии. Точно так же, как астролог проецирует свои психические процессы не звёзды, и, имея хороший контакт с коллективным бессознательным, вполне качественно может предсказывать будущее (искренне думая, что читает по звёздам), алхимик проецирует архетипы на металлы и элементы, будучи полностью убежден, что работает с чистой материей, а на самом деле манипулирует с аспектами собственной психики, спроецированной все на ту же материю.

Вывод? Являясь наименее зависимым от коллективного мифа и наиболее открытым для воздействий коллективного бессознательного, алхимик оказался идеальным объектом для восприятия потребности в целительной компенсации одностороннего религиозного мифа. Алхимия, сама того не зная, становится единственной наследницей гностицизма и предшественницей глубинной психологии. Постулируя сотворение Бога путём великого делания из неблагородной первичной материи (которая, в итоге, становится камнем камней, "третьим сыном", разрешающим вековой конфликт духа и материи), алхимия превращается, если хотите, в благородную королеву всех ересей, предусмотрительно маскируясь под банальную золотодобытчицу! Мало кто обращал внимание на утверждение Г. Дорна о том, что "…наше золото не есть золото черни", хотя в этом утверждении скрывается подлинная правда алхимии.
Ниже приводится примерная интерпретация алхимической символики в контексте глубинной психологии.


СВИНЕЦ

Неблагородная первичная материя, он, как самый тяжелый из металлов, стал символом мощной инертности, а опасность отравиться свинцовыми парами при плавке создала убеждение, что в свинце непременно присутствует демон. (Подобное мышление вполне естественно для средневекового мистического соучастия, когда грань между внешним и внутренним не была проведена). Психологически свинец соответствует начальной уроборической бессознательности или состоянию тяжелой депрессии. Даже в современном языке есть такие выражения, как "свинцовая усталость" или "свинцовая тоска" - крайние степени негатива. Для алхимика, как и для всякого, имеющего дело с архетипическими энергиями, существовала нешуточная опасность сойти с ума, войти в одержимость архетипом, что на языке алхимических аллегорий и означало "попасть во власть демонического свинца".

Однако именно из этой наихудшей субстанции мастер посредством сложных манипуляций создаёт "философский камень" - суть, предельную, высшую целостность, самость. Юнг рассматривал невроз как перспективу к потенциальному росту, следуя алхимическому тезису "…где болезнь, там и лекарство". Христианский тезис о том, что Бог открывается через страдания, в алхимии наполняется особым, тайным смыслом.


РТУТЬ

Для человека средневековой ментальности ртуть была выразителем Меркурия - высшего и низшего Бога одновременно. Почему? Ртуть для алхимиков - это воплощённый парадокс: она одновременно ведёт себя как металл и как вода. Кроме того, способность ртути самостоятельно испаряться делала её в глазах посвященного адепта материальным воплощением духа. Для современной развитой личности подобные аналогии выглядят несколько странно, но не стоит забывать тот факт, что средневековый человек не обладал научными знаниями, а потому металлы, будучи чем-то совершенно непостижимым, были и идеальным экраном для любых психологических проекций. Вот психо-свойства ртути:

"-она состоит из всех мыслимых противоположностей. Ярко выраженная двойственность, которая постоянно именуется единством;

Она материальна и духовна;

Она олицетворяет процесс превращения низшего в высшее и наоборот;

Она, можно сказать, чёрт, спаситель и психопомп, неуловимый трикстер; наконец, отражение Бога в матери-природе;

Она так же является зеркальным отражением мистического переживания алхимика, которое совпадает с opus alchymicum; "…в качестве такого переживания она представляет, с одной стороны, Самость, с другой - индивидуационный процесс, а также (в силу неограниченности своих определений) коллективное бессознательное". (К.Юнг "Дух меркурия")

Учитывая вышепроцитированный текст, мы должны понимать, что аспект ртути Меркурия очень противоречив и часто проявляется в любом металле. Это создаёт немалую путаницу для интерпретирующего, однако, говоря непосредственно о ртути, чаще всего акцентируется парадоксальность, противоречивость, творческая иррациональность самого бессознательного. Ртуть начинает буквально заливать рекой наши сновидения и включает особое воображение, когда от нас требуется отказаться от своего рационализма и услышать то, что называется "хлопком одной ладони", звук которого откроет душу для целительного преобразования.

Кроме того, Меркурий обладает андрогинной природой и в мужской психике, как правило, проявляет себя с фемининной стороны, как анима, а в женской является носителем мужского (маскулинного) начала в качестве анимуса.

Вдобавок, ртуть химически родственна серебру, и Меркурий в той же степени родственен Луне, великой Богине. Меркурий (он же Гермес) - суть, основа всего алхимического искусства. Ртуть парадоксальным образом воплощает в себе начало и конец великого делания, наставника, проводника и одновременно трикстора, противника и беглеца. "Мы можем уравнять концепцию Меркурия с концепцией бессознательного", - писал Юнг. Не случайно в алхимических текстах встречается огромное количество явных и скрытых параллелей между Христом и Меркурием, каждый из которых представляет архетип Самости.


СЕРА

Сера в алхимии символизирует активную мужскую субстанцию, воплощённую в материи. Она - чистый тип динамизма. Как и всякий субстрат, в алхимии обладает амбивалентными свойствами: в позитивном аспекте представляет собой огонь солнца, свет сознания, в негативном идентифицируется с дьяволом, адской серой, со страстями и вожделениями всех мастей. Мария-Луиза фон Франц предполагает, что ассоциации серы с Дьяволом и адом возникли впервые у монаха, испытывавшего сексуальное искушение и переживавшего необузданною энергию, которая, кажется, сжигала дотла - такой человек вполне мог провести аналогию с лёгковоспламеняющейся серой!

Сера также связана с субстанцией Солнечной "красноты" и потому представляет принцип сознания. "Сера представляет активную субстанцию солнца, или если говорить языком психологии, фактор мотива в сознании - с одной стороны, волю, которую лучше всего рассматривать как подчинённый сознанию динамизм, а с другой стороны, непреодолимое влечение, невольную мотивацию или импульс, начиная с простого интереса и заканчивая настоящей одержимостью". (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 151).


СОЛЬ

Соль представляет собой противоположность серы и соотносится с женским, статичным принципом. Как и всякий объект в алхимии обладает двойными свойствами, образуя диалектическую пару. Издавна соль соотносится с мудростью. Данная аналогия сопоставления женского принципа с глубинным разумом стара, как мир - ещё у гностиков София отождествлялась с мудростью Божьей. Параллели можно найти и в буддизме ваджраяны, где женский принцип соотносится с мудростью, а мужской - с мастерскими средствами.

Обратным свойством соли для алхимиков была ее горечь, чем ещё раз подтверждается парадоксальность алхимического мышления, ибо "…там, где есть горечь, отсутствует мудрость, а там, где есть мудрость, не может быть горечи" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 330). Кроме того, соль, как обладающая свойством консерванта, соотносится с обретением бессмертия, так как "засаливание тела" есть метафора обретения тела нетленного. Однако соль в то же время определяет тело как материю обычную, тленную. Подобные противоречия Юнг объяснял тем, что в отличие от "эго", чётко знающего свои пределы, "границы архетипа и размыты, и могут быть нарушены другими архетипами, так что может иметь место взаимообмен определёнными качествами" (Юнг, "МС", пар № 660).

Алхимическую триаду (соль, ртуть, сера) Юнг идентифицирует как архетипическую троицу, встречающуюся ещё в египетской культуре. Таким образом, сера представляет мужской принцип, соль - женский, а ртуть - андрогинный, объединяющий противоположности воедино.


CТАДИИ ВЕЛИКОГО ДЕЛАНИЯ

ПЕРВИЧНОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ, первая стадия великого делания начинается с начальной бессознательности, когда сознание находится на очень низком, примитивном уровне (мистерия объединения не может возникнуть, если не произойдёт разъединение). Дух (сера), душа (ртуть) и тело (соль) на первой стадии находятся в состоянии неразделённого единства, где дух оказывается подчинен душе, а душа телу.

Отсюда первоочередной задачей является освобождение души от власти материи: "…разделение обозначает извлечение души и её проекций из плотской сферы и из всех условий окружающей тело среды. Иными словами, это означает интроверсию, интроспекцию, медитацию и тщательное исследование желаний и их мотивов" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 673). То есть, психологически стадия освобождения души от оков материи соответствует изъятию проекций из внешнего мира и опознавание их как внутреннего содержания.

Алхимики советуют поместить "Меркурий в герметичный сосуд и нагревать до тех пор, пока не произойдёт трансформация". Психологически нагревание соответствует пристальному вниманию и наблюдению, а запечатывание в сосуд - извлечению проекций из объекта. Поскольку мы изначально уравняли концепцию Меркурия с концепцией бессознательного, рецепт звучит так: "Возьми бессознательное в самой подходящей форме (скажем, в форме спонтанной фантазии, сновидения, сильной эмоции) и оперируй им. Удели ему особое внимание, сосредоточься на нём и объективно следи за происходящими изменениями. Посвяти решению этой задачи все свои силы, внимательно наблюдай за процессом трансформации спонтанной фантазии. Самое главнее: не позволяй пробраться в неё ничему из внешнего мира, ибо у неё уже есть всё, что нужно" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 749).

В этом коротком отрывке заключен весь принцип психотерапии, вся тайна исцеления и освобождения. Психолог ничего не привносит нового, он только обучает анализанда видеть свои психические комплексы и не проецировать их вовне. А изменение, в случае исполнения всех необходимых условий, не заставит долго ждать. В сновидениях на этой стадии присутствуют мотивы борьбы, противоборства, преследования, могут появляться видения огня, что знаменует сильное напряжение сознания. Поэтому главная задача - не соскользнуть назад в бессознательное состояние неосознаваемых противоположностей и научиться понимать свои проекции.

CONIUNCTIO, вторая стадия представляет собой процесс слияния сознания и бессознательного. Если вначале основным объектом распознавания были теневые части, которые необходимо наблюдать как бы со стороны, беспристрастно следя за их трансформацией в герметичной колбе, то эта стадия подразумевает встречу с анимой.

На уровне "Coniunctio" происходит полёт в бессознательное (катализируемое анимой) и слияние с теневыми энергиями. Coniunctio в алхимии символизируется священным браком царственной четы Солнца и Луны, Христа и церкви. Так же к символам coniunctio относятся мотивы поглощения или принятия в пищу подобного подобным: "Индивид должен прийти на тайную вечерю с самим собой; это значит, что он признает в себе существование другого человека. Но если он упорствует в своей однобокости, то два льва разорвут друг друга на куски".

Эта стадия представляет определённую опасность для "эго", поскольку сознанию угрожает полное исчезновение, растворение в море бессознательного. Неправильная, неудачная coniunctio угрожает безумием. Потому необходима величайшая осторожность во время прохождение данной стадии. Главная задача аналитика - подготовить индивида к решающей и полной трансформации. Здесь сновидения изобилуют мотивами брака, растворения, полётов во тьму, отождествления с непринимаемыми частями. Вывод: необходимо уметь "отпустить" себя и не препятствовать естественному процессу трансформации.

NIGREDO. Стадия Nigredo, как правило, следует после coniuctio, когда произошло слияние "эго" с бессознательными комплексами; теперь и то, и другое в их прежнем виде умирает и распадается. Nigredo - это уровень смерти, распада и полной утраты какой-либо опоры; ему свойственна тяжелая депрессия, порой с суицидальными желаниями. Кажется, будто там, где раньше было "Я", открылась чёрная дыра, которая поглощает всё и вся. Любые попытки держаться за старое вызывают ещё большие страдания.

Самое страшное здесь - субъективное ощущение того, что теперь это никогда не кончится. Отсюда необходимо заверение, что подобное состояние временное и является необходимой ступенью на пути к более высокому самосознанию. "Распад - предварительное условие искупления. Участник мистерии должен пережить фигуральную смерть, чтобы достичь трансформации" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар № 381). В тибетском буддизме на высоких ступенях давалась практика "чёд", суть которой в том, что практикующий уходил на ночь на кладбище и представлял, что отовсюду слетаются голодные духи и расчленяют адепта". Насколько мне известно, подобная практика считается самой опасной из всех практик Тибета и рекомендуется только очень хорошо подготовленным индивидам. Можно сказать, что практикующий "чед" сознательно вызывает у себя самое сильное состояние Nigredo, дабы ускорить процесс трансформации.

Что же касается сновидений, то они изобилуют мрачными мотивами распада; типичны клаустрофобические запертые помещения, расчленения, распятия, кастрации, падения в грязь. Завершение Nigredo обычно знаменует появления в снах мотива мандалы четверичных, целостных конструкций, переживание которых воспринимается как священное.

НОВОЕ РОЖДЕНИЕ (АНДРОГИН), стадия завершения. Противоположности объединены в новом "Я", которое несёт в себе черты каждой из конфликтовавших субстанций, но при этом не является ни тем, ни другим. Это уровень завершения великого делания, соответствующий соприкосновению с unus mundus (единый ум). Происходит переживание тотального всеединства: "…если должны соединиться такие противоположности, как дух и материя, сознание и бессознательное, свет и тьма и так далее, то соединение произойдёт в третьей вещи, которая представляет собой не компромисс, а новое трансцендентное существо, которое можно описать только посредством парадоксов" (Юнг, MYSTERIUM CONIUNCTIONIS, пар.№ 765).

Меркурий здесь становится воплощением Самости, предельной целостности, единства с бытиём. Теперь могут активироваться скрытые парапсихологические способности, происходит много синхронистичных совпадений: "…если символизм мандаллы является психологическим эквивалентом unus mundus, то синхронистичность - его парапсихологическим эквивалентом. Хотя синхронистические феномены происходят во времени и пространстве, они демонстрируют замечательную независимость от обоих этих незаменимых детерминант физического существования и потому не подчиняются закону причинности" (там же, пар.№ 662).

Сновидения в этот период связаны с рождением ребёнка, символами четверичности и мандаллы. Завершающая задача: принять изменения с благодарностью и постараться по возможности избегать идентификации с Самостью, ибо любые инфляционные тенденции впоследствии приносят серьёзные проблемы.

НЕСКОЛЬКО ОБЩИХ ЗАМЕЧАНИЙ
Поскольку развитие имеет цикличную форму, то одни и те же стадии могут проигрываться много раз, причём в разных масштабах. Выше был описан архетипический процесс, захватывающий всю сознательную и бессознательную психику (в подобных условиях процесс, как правило, происходит в "кризисе середины", то есть, от 35 до 40 лет). Однако нельзя забывать и о малых координатах, например, если речь идёт об интеграции относительно слабо энергетически заряженного автономного психического комплекса. Сама структура стадий интеграции останется примерно такой же, но, скажем, Nigredo будет не всепоглощающей тоской, а легкой депрессией, и финал окажется, соответственно, не космическим экстазом всеединства, а просто приятным переживанием. Здесь наиболее ясно видно, как знание алхимии помогает в анализе сновидениях.

ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ

1) Алхимия представляла собой компенсацию односторонней христианской позиции, обращая своё внимание на материю, ища в ней дух. Христианство, напротив, старается отбросить материю во имя духа;

2) Субстанции, с которыми работает алхимик, есть разные составляющие "психе";

3) Основной темой алхимического искания является создание "философского камня", который есть незыблемая Самость, Христос-Меркурий, где объединяются противоположности;

4) Противоположности, нуждающиеся в объединении, символизировались химически (соль-сера); зооморфно (змея-птица; птица крылатая и бескрылая); антропоморфно (царь и царица, Адам и Ева); астрологически (Солнце-Луна); в связи со стихиями (огонь-вода, воздух-земля). Психологически это соответствует объединению сознания и бессознательного в Самости - "круге, центр которого везде, а окружность нигде".

5) Объединение противоположностей вопреки христианскому "подъёму на небеса" у алхимиков всегда начиналось со спуска в материю, где происходили аннигиляция и распад на атомы, после чего следовало albedo т.е. очищение и воскресение в новом качестве.

6) Сложность и противоречивость алхимических текстов связана с тем, что алхимики сами не знали, о чем говорили, и были объектами, а не субъектами "Великого делания". Ни один человек средневековой ментальности не выдержал бы осознанного восприятия идеи о тёмной стороне Бога.

7) Символы алхимии часто встречаются в сновидениях и фантазиях людей, с нашим предметом не знакомых, - вот почему знание алхимии бывает необходимо при аналитической работе со снами. Алхимические стадии в разных масштабах проходятся на протяжении всего человеческого существования, но особо актуальны в "кризисе середины жизни".

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 1. Ниже приведены две иллюстрации, как алхимические символы продуцируются в "бессознательном" у современных людей. Первый пример я привожу из своего опыта. В раннем детстве (где-то в 13 лет) мне приснился сон, который я навсегда запомнил и лишь значительно позднее узнал, что он имеет отношение к коллективному бессознательному и напрямую связан с алхимическом символизмом. Вот его описание:

"Я иду по Москве и захожу в кинотеатр. Там показывают фильм о Боге. Я вхожу в зал - на экране сразу начинается действие. Моментально я как бы перестаю быть собой и становлюсь этим действием. Его суть в следующем: некий идеальный Бог находится в своём мире, где он может делать всё. Ему нельзя только одно - играть с вороной, которая находится в центре мира. Бог изменяет весь мир силою мысли, но к вороне не прикасается. Затем, чувствуя, что ему чего-то не хватает, он начинает жалеть эту ворону, "неизменную в изменяющемся". Бог, наконец, обращает свою мысль и на неё, и как раз в этот момент происходит нечто. Его засасывает в ворону, и я вижу (или он?) - к сожалению, адекватно описать это невозможно) - как этот идеальный Бог распадается на молекулы и атомы. Перед глазами проходят чередой некие уровни, я осознаю, что совершенство рухнуло "ниже уровня ада", а я каким-то непостижимым образом являюсь "им" и "не-им" одновременно. Щелчок перед глазами - я вновь оказываюсь в кинотеатре. Выйдя из зала, передо мной предстаёт умирающий мир - и в то же время вроде бы всё осталось, как прежде. Меня охватывает тоска и скорбь. Я твержу себе: главное - не заплакать! Тут подходит моя знакомая и спрашивает: "Ты видел фильм?" Я отвечаю утвердительно, на что она замечает: "Странно, что ты не плачешь - ведь весь мир рыдает, увидев эту трагедию!" На этом сон прекращается.

АМПЛИФИКАЦИЯ. Начало и конец сна имеют отношение к личному бессознательному, поэтому их можно не затрагивать. Важна основная часть, то действие, которое происходит в кинотеатре, ибо это достаточно сложная архетипическая драма. Архетип "нарушения священного запрета" есть практически во всех мифах, но здесь он предстаёт несколько в необычном ракурсе - главным действующим лицом оказывается не человек, а Бог. Что прямо указывает на древнюю алхимическую мудрость: "Что вверху, то и внизу". Здесь же идёт прямая параллель с гностическим воззрением об "искре божьей, улетевшей в материю и в ней растворившейся". В данном сновидении практически дословно проигрывается алхимический миф о Габриции, устремившимся в объятия Бейи и растворившимся в ней. Бейя в этом мифе представляла первичную материю, которая подвергалась трансформации. Ворона (одна из популярнейших аллегорий Дьявола в средневековой схоластике) у алхимиков символизировала ту же самую первичную материю и стадию Nigredo. Каждый, кто внимательно ознакомился со статьёй, без особого труда узнает в приведённом сне стадию Coniunctio, плавно и естественно переходящую в Nigredo. Внимательный читатель может спросить: если подобные масштабы характерны, прежде всего, для кризиса середины жизни, то почему такой процесс активировался у 13-тилетнего ребёнка, причём во всём архетипическом величии? Однако не стоит забывать, что в психологии (в отличие от других наук) нет непреложных законов, а есть только тенденции. И в данном случае мы имеем дело с исключением, возникающим время от времени. Подобные редкостные архетипические прорывы происходят, если психика по каким-то причинам очень разбалансирована и потому открыта всем "ветрам" коллективного бессознательного. В его бесконечном резерве индивидуальное "эго" находит решение проблемам, которые не решаемы только одними сознательными усилиями.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ № 2 . Следующее короткое сновидение принадлежит женщине, долгое время проходившей психологический анализ. Ее главная проблема - перфекционизм и сверхрационализм, жесткие критерии которого не давали переживать бессознательное во всей его парадоксальности и антиномичности. Сновидение знаменовало ключевой перелом в анализе. "Я у себя дома, вижу, как мой сын разбивает градусник и по всему полу разливается ртуть. Ртути становится всё больше и больше". Думаю, что данное сновидение достаточно понятно всякому, кто ознакомился с данной статьёй, потому не буду повторяться на амплификации.

Теория

Согласно представлениям алхимиков физический мир делится на три царства – минеральное, растительное и животное. Все тела в любом из этих трех царств состоят из трех начал (tria prima): серы (sulphur), ртути (mercurius) и соли (sal). Если коротко, то искусство спагирии состоит в том чтобы выделить эти начала из нужного растения, очистить их, а затем вновь соединить получив таким образом искомое лекарство. Для этого нужно знать, что такое соль, сера и ртуть в растительном царстве, как их извлечь из растения и собственно какое растение нужно выбрать.

Tria Prima

По своей сути три алхимических начала не что иное, как отвлеченные понятия, используемые алхимиками для описания устойчивости и изменчивости различных веществ под воздействием огня. Соответственно они не имеют никакого отношения к тем конкретным веществам именами, которых они названы – сере, ртути и соли. Звучит несколько непонятно, но на самом деле все довольно просто:

«Чтобы испытать это, возьми сначала дерево. Это будет. Сожги его, тогда то что будет гореть – это сера, то что будет дымить, - меркурий, а то что останется золой, - соль».

Парацельс

Это простая и универсальная система описания структуры вещества. Все логично – узнать внутреннее строение нужного вещества (Herba) можно только его разрушив (Chaos). Отсюда и три начала: горючести (Sulphur), летучести (Mercurius) и огнепостоянства (Sal).

«Человек не видит действия этих трех субстанций, пока они связаны жизнью, но он может распознать их свойства, когда форма разрушается. Невидимый огонь содержится в сере, растворимый элемент - в соли и летучий элемент - в ртути. Огонь горит, ртуть дает дым, соль остается в золе; но пока форма жива, нет ни огня, ни золы, ни дыма».

Парацельс

Распознать скрытые свойства – одно, а научится извлекать их из тел совсем другое. Используя принцип, подобное извлекает подобное, алхимики для этого подбирают вещества с определенными свойствами:

Современные западные адепты спагирии принимают следующие соответствия:

Сера – эфирные масла.
Ртуть – этиловый спирт.
Соль – минеральные соли.

Насколько они верны видно из таблицы. Наиболее подходящие соответствия. Сера – это этиловый спирт высокой очистки (продукт брожения) - горит без дыма, после сгорания не оставляет следов. Ртуть – вода многократно дистиллированная после испарения не оставляет следов, не горит, присутствует в соке растений. Соль – пепел растения, при кальцинации не горит и не испаряется. Соответственно сера и ртуть состоят из одинакового естества – это жидкость проявляющая свои свойства под действием огня. Соль (твердое тело) может объединять их или быть ими растворена. Но здесь есть существенный нюанс.

«Есть сотни различных видов соли, серы и ртути во вселенной и в человеческом организме, и величайшие тайные силы (возможности) содержатся в них. Все сокрыто в них - в том же смысле, в каком груши сокрыты в грушевом дереве и гроздья винограда - в лозе. Неглубокий наблюдатель видит лишь то, что доступно его чувствам, но внутреннее зрение открывает будущее. Садовник знает, что на лозе не родятся груши, а на грушевом дереве - виноград».

Парацельс

Все тела состоят из серы, ртути и соли, но насколько различны вещества, настолько же отличаются и составляющие их начала (их состав и количество). Однако общий источник происхождения позволяет извлечь из нужного растения его собственную серу, ртуть, соль и соединить их в эликсире. То как это сделать лучше всего описали Василий Валентин и Парацельс. Правда в особой символической форме.

Символика

Алхимическая символика – это важнейший источник информации из которого можно узнать очень многое не только о теоретических представлениях алхимиков, но и о их практическом применении.

Гравюра из книги Василия Валентина «Азот»

Не будучи посвященным в алхимическую символику понять смысл этой гравюры и соответственно получить дополнительную информацию о трех началах практически невозможно. Поэтому самое время кратко рассказать о специальных знаках и символах используемых в алхимии.
Ни для кого не новость, что алхимики очень неохотно делятся с посторонними своими секретами и поэтому скрывают их разными способами. Один из них – это использование условных знаков для обозначения различных веществ, металлов, процессов, лабораторного оборудования и т.д. Разгадать такие шифры, не зная значения употребленных знаков и исходя только из контекста очень сложно, а в большинстве случаев просто невозможно. Это создает определенные трудности не только для «непосвященных», но так же и для других алхимиков. Поэтому иногда намеренно приводятся таблицы или списки секретных знаков параллельно с их значениями. Вот, например фотография такого списка из рукописи Ньютона:


Если им воспользоваться то можно без особого труда найти знаки, наиболее часто используемые алхимиками для обозначения трех начал:
Однако следует сразу предупредить, что в алхимии нет жесткой системы соответствий, поэтому один и тот же знак может иметь несколько значений, и наоборот одно и то же вещество может обозначаться несколькими знаками. К слову для некоторых особо популярных веществ число знаков превышает несколько десятков. Все это создает определенные трудности. Как, например с гравюрой Василия Валентина. Знаки серы (рядом с астрологическим знаком Марса) и ртути (рядом со знаком Меркурия) можно найти практически сразу. А вот догадаться, что квадрат (над Сатурном) это знак для третьего начала - соли уже сложнее, поскольку он используется очень редко в отличие от того знака, что приведен выше.
Алхимические символы на этой гравюре:
Сера (Sulphur) Anima (душа) Солнце Король
Ртуть (Mercurius) Spiritus (дух) Луна Королева
Соль (Sal) Corpus (тело)
Огонь (Ignis) Саламандра Факел
Воздух (Aer) Птица Перо
Вода (Aqua) Море Корабль
Земля (Terra) Берег (суша) Дракон

Здесь нужно сделать некоторые пояснения. Теория трех алхимических начал, иногда их еще называют принципами, возникла из более ранней теории разработанной греческими алхимиками. Согласно ей все металлы состоят из двух начал серы (сульфура) и ртути (меркурия). Эти два начала придают металлам их свойства. При плавке все металлы похожи друг на друга и в особенности на жидкий металл – ртуть. Поэтому ртуть и считается носителем металлических свойств – цвет, блеск, ковкость. Кроме того, все металлы окисляются, а также имеют разную температуру плавления. Принцип изменяемости металлов зависит от другого начала – серы. При работе с металлами алхимики в основном придерживаются этой теории, не обращая особого внимания на соль. Отсюда и обилие символов для серы и ртути. Однако гравюра Василия Валентина тем и примечательна, что в ней отражены все основные теории. В трактате «О великом Камне Предков» еще более определенно:

«Я сообщил и указал на то, что все вещи состоят и созданы из трех субстанций, таких как: Меркурий, Сульфур и Соль, и это действительно так. Но вместе с тем, ты должен знать, что Камень сделан из Одного, Двух, Трех, Четырех и Пяти. Из Пятого – что представляет Квинт Эссенция его сущности. Из Четырех понимаем - как четыре элемента. Из Трех – три начальные вещи. Из Двух, потому что это двойная меркуриальная субстанция. Из Одного, которое есть Первоначало всех вещей, изливаемое словом первого творения – ДА БУДЕТ.
Теперь, некоторые могут здесь долго путаться, пытаясь понять основу всего сказанного».

Василий Валентин

Подобные высказывания относительно состава вещей вполне могут запутать, если не понимать специфики натурфилософского восприятия мира алхимиками. На первый взгляд кажется невозможным, как может вещь состоять сразу из первоначала, двойной меркуриальной субстанции, трех начальных вещей, четырех элементов и квинтэссенции. На самом деле все довольно просто.
Представления человека о природе с течением времени постоянно изменяются. По мере накопления информации об окружающем нас мире на смену старым теориям приходят новые, причем прежние представления, как правило, остаются дальше невостребованными. К примеру с позиции человека получившего современное образование теория флогистона и теплорода не более чем занятная статья в книге по истории физики. В алхимии все принципиально иначе. Теории о строении вещества не сменяют друг друга, а сосуществуют вместе. Причина этого в большей близости алхимии к философии, чем к химии. Не случайно алхимию часто именуют Герметической Философией, а алхимиков соответственно герметическими философами. Корни алхимического мировоззрения находятся именно в философии, причем большей частью в греческой. Рассмотрев в ретроспективе даже в самом общем виде основные алхимические теории можно будет без особых проблем понять смысл всего сказанного Василием Валентином.

В начале был Хаос

Что лежит в основе всех вещей – из чего все они состоят? Этот вопрос занимает умы не только алхимиков. Первыми задали и попробовали на него ответить греческие натурфилософы. До этого представления о сотворении и устройстве мира содержались в теокосмогонических мифах:

Прежде всего во вселенной Хаос зародился, а следом
Широкогрудая Гея, всеобщий приют безопасный,
Сумрачный Тартар, в земных залегающих недрах глубоких,
И, между вечными всеми богами прекраснейший, - Эрос
Сладкоистомный – у всех он богов и людей земнородных
Душу в груди покоряет и всех рассужденья лишает.
Черная Ночь и угрюмый Эреб родились из Хаоса.
Ночь же Эфир родила и сияющий День иль Гемеру:
Их зачала она во чреве, с Эребом в любви сочетавшись.
...

Гесиод «Теогония»

В «Теогонии» и других мифах сотворение мира рассматривается не как ход естественных природных процессов, а как рождение и жизнь поколений богов. Натурфилософы «сместили» мифологические представления о богах как создателях «космоса». Первые натурфилософы искали первоначало не теологическое, а природное. И нашли его в природных стихиях: воде (Фалес) и воздухе (Анаксимен).
Если упомянутые философы исходили из эмпирических наблюдений, то возможный путь мысли приведший их к выбору в качестве первоначала определенной материальной стихии (вещества) можно продемонстрировать следующим образом:
Фалес считал, что все вещи лишь видоизменения воды. В природе этот процесс можно наблюдать постоянно. Вода, испаряясь, становится воздухом (туманом, облаками) и вновь возвращается обратно в виде дождя из туч:


Земля так же «обращается в воду» - в виде подземных источников и росы:


Анаксимен выбравший в качестве первоначала воздух (воздухом греки называли туман, пар, облака…) считал что все вещи только его видоизменения. Эти видоизменения происходят посредством сгущения и разряжения начальной стихии. При разряжении воздух становится огнем, при сгущении образует ветер, облака, воду, землю… Так же воздух является началом любого движения.

«Цицерон Acad. 37, 118 (после Анаксимандра) ученик его Анаксимен (говорил), что воздух бесконечен, а то, что из него возникает, конечно: возникает же (из него) земля, вода, огонь, а уж из них (образуется) все (остальное)». Досократики. – Мн.: Харвест, 1999 стр. 127

«Ипполит Ref. I 7 (D. 560). (2) Вид же воздуха таков. Если он (распределен) вполне равномерно, то он незаметен для зрения, делается же он ощутимым вследствие холода, тепла, влажности и движения. А в движении он находится всегда. Ибо если бы он не двигался, то он не производил бы всех тех перемен, которые он производит.
(3). Дело в том, что, сгущаясь и разряжаясь, он кажется различным. А именно, когда он растянется, так что сделается более тонким, он становится огнем; с другой стороны, ветры суть сгущающийся воздух. Из воздуха же при его сжатии образуется облако, а при еще большем сгущении вода; уплотнившись еще более, (воздух становится) землей и более плотный воздух – (это) камни. Таким образом, самые высшие противоположности, в направлении которых (совершается) возникновение, суть тепло и холод».
Там же стр. 125

"Из воздуха же при его сжатии образуется облако, а при еще большем сгущении вода; уплотнившись еще более, (воздух становится) землей и более плотный воздух – (это) камни".

Это не только первая, но и самая простая натурфилософская схема. Не смотря на простоту, в ней содержится огромное противоречие. Как согласовать (объяснить) единство первоначала с его видоизменениями, если оно, по сути, неизменно и из него состоит все. Следующие за ионийской философские школы в той или иной мере занимались решением этой проблемы...
Какое влияние оказали эти идеи на алхимию. Если применить аналогию, то алхимические теории сродни меняющимся представлениям человека заметившего вдали у линии горизонта некий предмет. Этот предмет столь далеко, что о нем еще ничего нельзя сказать кроме общих фраз, но, подходя, ближе он приобретает все более ясные очертания. При этом представления о предмете не сменяют друг друга, а как уже было сказано дополняют и сосуществуют вместе.
Благодаря греческим натурфилософам в алхимии появилась идея материального первоначала – первичной материи из которой состоят все вещи. Вот классическое описание:

«Это вода, которая смачивает и не смачивает, вода жизни и смерти, убивающая и воскрешающая, горячая и холодная, сухая и влажная, вода, которая служит всем и которую никто не видит, вода легкая и неимоверной тяжести, черная вода белее снега, грязная, но светлая и хрустальная, смрадная и воссоздаваемая в сладком запахе; она бесцветна, и в то же время она белая, черная, желтая, красная, зеленая и пестрая как цветник».

Ключевое слово – вода, а вот все остальное добавилось по мере развития философских представлений греков, в которых природные начала становятся все более умозрительными. Отсюда и формулируется идея первой материи как лишенной всех свойств и качеств, что и нашло отражение в таком взаимоисключающем описании: «легкая и неимоверной тяжести» и т.п. В результате у алхимиков в арсенале появляется и материальное стихийное первоначало с которым можно работать в лаборатории и философское объяснение строения мира через идею единства материи:

«Все пытающиеся понять нашу работу спотыкаются на том, что труженики всегда говорят о разных материях, в то время как материя одна. Бог, единый в трех лицах, запечатлел в материи свой образ, поэтому и она тоже едина, а из этого единства происходят три царства – минеральное, растительное и животное; все реки происходят из одного источника – из одного зерна много хлеба, из виноградной косточки – много вина. Все исходит из единого говорит Божественный Платон, - и в единое возвращается. Вот почему материя, лежащая в основании нашего богатого Камня, точно так же лежит и в основании металлов, и она без сомнения, едина. Это единство, как и во всем естестве, проявляется во множестве, оставаясь единым».

Приключения неизвестного философа

Еще один результат синтеза мифологии, философии и алхимии – это крайне необходимая идея алхимического хаоса. Обратить любую вещь в хаос, означает лишить ее присущих ей свойств, по возможности приблизив его к истинной первичной материи лишенной всех качественных характеристик. Для этого алхимики дробили, растирали, сокрушали огнем выбранное вещество, растворяли его в кислотах («превращали в воду»). Это очень удобно с практической стороны. Однако, подобная смутная идея первоначала даже воплощенная в материальной стихии - все еще слишком общая:

Из Одного, которое есть Первоначало всех вещей, изливаемое словом первого творения – ДА БУДЕТ.

Как видно христианство так же оказало свое влияние на «западную» алхимию («изливаемое словом первого творения») Но это отдельная тема. Следующий шаг, ведущий алхимика все ближе к сути вещей - четыре стихии.

Четыре стихии

Прежде чем перейти к изложению идей Аристотеля как оказавших наиболее сильное влияние на алхимию нужно сказать несколько слов об Эмпедокле. Эмпедокл не был первым греческим философом использовавшим в своей философии четыре элемента (стихии), но он был первым из философов, кто признал все четыре (а не одну) стихии как начала (корни) существующего:

«Аэций 13, 20 (D 286) (пер. Э. Радалова). Эмпедокл. Сын Метона, из Агригента, допускает четыре элемента: огонь, воздух, вода земля и две первичные силы: любовь и ненависть, из которых одна соединяющая, другая разделяющая».
Досократики. – Мн.: Харвест, 1999 стр. 636

Стихии Эмпедокла постоянны качественно и количественно неизменяемы. Создание вещей и их уничтожение происходит из-за сложения и разъединения элементов. Теория четырех стихий Аристотеля итог критического рассмотрения идей об элементах не только Эмпедокла, но и Платона, Гераклита, элеатов, атомистов и пифагорейцев. Из всей огромной работы сделанной Аристотелем и нашедшей подтверждение, по его мнению, в детально разработанной аргументацией своих идей (учение о материи и форме, энергии и потенции, о движении…) алхимики по большому счету довольствуются мизером, который может уместиться в несколько строк:
Первоматерия лишенная всех характеристик соединяясь с простейшими формами - четырьмя противоположными качествами (холод и тепло, сухость и сырость) образует четыре стихии: огонь, воздух, воду и землю. Все предметы видимого мира состоят из четырех элементов.
Обычно схема строения элементов выглядит следующим образом:

Земля - сухая и холодная, вода - холодная и влажная, воздух - теплый и влажный, огонь - теплый и сухой. Самое важное в этой схеме то, что элементы из-за изменения соотношения качеств могут переходить друг в друга. Вода (холодная и влажная) под воздействием сухости вытесняющей влажность становится землей, теплоты – воздухом.
Даже, несмотря на такое выборочное внимание далеко не все алхимики придерживаются аристотелевского понимания строения стихий, внося некоторые изменения:

«Каждая стихия сама содержит в себе собственное разрушение, как и так же свое рождение, чему любитель Искусства должен отдавать отчет и знать об этом более чем достаточно. Кроме того, еще, что в каждой стихии находятся скрытыми и три другие: так Воздух содержит в себе Огонь, Воду и Землю, что невозможно разглядеть, но все же это правда. А Огонь содержит в себе Воздух, Воду и Землю; Земля содержит в себе Воду, Воздух и Огонь, потому как иначе не могла бы ничего породить, а Вода содержит в себе Землю Воздух и Огонь, иначе так же ничего бы не было для того же рождения. Несмотря на то, что каждая стихия хороша сама по себе они все же смешиваются; все это находим при дистилляции в разделении стихий.
Все это я излагаю тебе на основе истинного опыта, дабы ты, неопытный, не мог сказать, что мое действие или образ действий выглядит наивной болтовней, не содержащей в себе истины. Соответственно я скажу тебе о том, что необходимо знание, понимание, как совершается разложение природы, понять разделение элементов. Необходимо понять, что при дистилляции Земли сначала явилась стихия воздуха, ибо он легчайший, после него, в определенном промежутке времени следует стихия Воды, а Огонь находится в Воздухе, так как оба являются духовными сущностями и удивительно тонкие. Земля остающаяся на дне, содержит в себе нежную Соль. При дистилляции Воды, также следуют первыми Воздух и Огонь, затем Вода, а тело Земли остается на дне».

Василий Валентин "О великом камне предков"

Для многих стихии просто состояния вещества:

Земля – твердое тело
Вода – жидкое
Воздух – пар, туман (позже газ)
Огонь - пламя, жар, тепло... (позже плазму, электричество и т.п.)

На рисунке ниже подобные представления показаны весьма наглядно:

Четыре элемента - четыре видимые стихии

Соединяясь с астрологией появляются соответствия сторонам света, временам года, времени суток и т.д.

Огонь – юг, лето, день
Воздух – восток, весна, утро
Вода – запад, осень, вечер
Земля – север, зима, ночь

Подобная трансформация или неприятие философии Аристотеля в алхимии дело обычное.

Из Четырех понимаем - как четыре элемента.

Квинтэссенция

Квинтэссенция по Аристотелю - пятый элемент, эфир - неизменяемая материя высших сфер. В алхимии представление о квинтэссенции трансформировались в понятие о некой чистейшей сущности вещества.

Из Пятого – что представляет Квинт Эссенция его сущности.

Сера и Ртуть

Идея единства материи, по сути, отправная точка алхимической философии, оказывающая влияние на все последующие концепции. Теория о составе металлов из серы и ртути ее прямое продолжение, поскольку является дальнейшей попыткой решения проблемы единства материи и множества вещей. Ее появление было неизбежно, поскольку алхимики вели поиск в материальных вещах, а для объяснения их свойств идея первичной материи и четырех стихий все же были еще слишком общие. Нужна была своя частная теория для металлов:

«Я буду говорить здесь о происхождении металлов и об их естественных началах. Заметьте прежде всего, что начала металлов суть: ртуть и сульфур. Эти два начала породили все металлы и минералы, хотя и существует большое количество видоизменений у последних. Кроме того, я говорю, что природа всегда имеет своей целью беспрестанно стремится достичь совершенства т.е. золота. Но вследствие различных случайностей, мешающей ее работе, происходит разнообразие металлов, как это ясно изложено многими философами.
Соответственно чистоте или нечистоте этих двух компонентов, то есть ртути и сульфура, происходят совершенные металлы – золото и серебро – или несовершенные – олово, свинец, медь, железо»…

Роджер Бэкон

Согласно алхимическим представлениям металлы состоят из двух начал серы (сульфура) и ртути (меркурия). Эти начала придают металлам их свойства. Ртуть – металлический блеск и ковкость (пластичность). Сера – способность изменятся: плавкость и цвет. В зависимости от содержания серы и ртути в металле определяется степень его совершенства. Довольно логичная теория, основанная опять же на эмпирических наблюдениях и идеях греческих философов, в том числе Платона и Аристотеля:
Все металлы обладают рядом похожих свойств отличающих их от других материалов. Это специфический блеск и пластичность. По этим признакам довольно легко отличить металл, например от дерева, стекла, кирпича, угля и т.п. Ртуть – жидкий и блестящий металл, в котором все металлические свойства (блеск и пластичность) очень хорошо видно. Лучше чем в остальных металлах.
Металлы в расплавленном виде похожи на ртуть. Кроме того, ртуть способна растворять металлы, образуя с ними амальгамы. Процесс (золочения и серебрения) при котором металл, растворяющийся в ртути, вновь возрождающийся из нее и подтолкнул алхимиков к идее «родства». Исходя из этого ртуть (живое серебро) стали считать матерью металлов, а за подвижность назвали Меркурием. Для объяснения различия металлов понадобилось второе мужское начало – Сера.

Поскольку из сульфура все металлы
И серебра живого состоят,
Они - два семени металлов:
Одно холодное, другое же пронизано теплом;
Так, первое есть женское начало,
Другое же – мужское…

Фламель Краткое изложение философии

Почему сера. Ответ на поверхности. Много металлов получают из сульфидов:
Киноварь – сульфид ртути
Антимонит – сульфид сурьмы
Пирит – сульфид железа
Киноварь, антимонит… очень популярны в алхимии. Видимые в природной ртути и сере свойства переносятся на все металлы и становятся философской серой и философской ртутью. Они описываются с помощью особого символического языка:

Что общего у этой казалось бы эмпирической алхимической теории с философией Платона и Аристотеля. Это учение о форме и материи. Конечно, нельзя рассматривать идеи алхимиков как чистое повторение их философии, но влияние просматривается довольно четко.
Для Платона все сводится к форме и материи. Материя, будучи чисто пассивной - она сама не может создать основные начала без формы которая их образует. У Аристотеля примерно тоже самое, но он подходит к решению вопроса об отношении материи и формы в учении об энергии и потенции.
Два начала - материал и форма. Возможность генезиса объясняется следующим образом: материя по сути является неопределенной возможностью изменения. Форма, то что определяет собой материю дает ей вид и свойства. Любое изменение предполагает нечто изменяющееся которое приобретает новые свойства. Одна и та же вещь может быть в одном отношении формой, в другом материей. Так медь (материя) становится статуей (формой). И далее по цепочке вплоть до завершения цели генезиса. Здесь ключ к пониманию того о чем пишут алхимики. В алхимической интерпретации материя - Меркурий, форма - Сера.
Дальнейшее решение проблемы единства материи и множественности вещей в алхимии было отложено до тех пор, пока данная теория не была дополнена третьим началом – солью.

Из Двух, потому что это двойная меркуриальная субстанция.

Поскольку современные адепты спагирии почти не работают с металлами то практический интерес вызывает только содержимое треугольника, вершины которого образованы тремя началами:

Несложно понять, этот треугольник не что иное, как символическое описание Философского Камня и что очень практично - способа его получения.
Треугольник (с вершиной обращенной вниз) – один из алхимических символов стихии воды. В этом случае он означает, что «камень» или лекарство для металлов представляет собой жидкую субстанцию – эликсир. Три чистых начала составляют тело (соль), дух (ртуть) и душу (сера) этого эликсира.

«Так же проявляются и составляющие лекарства. Форма и образ растения или цветка - это Материя, видимая и ощущаемая субстанция, в ней скрыта и находится Соль как Консервация и Сохранение. Вкус (запах) растения - это бальзам, из которого растение получает питание для своего роста. Запах подвижен в каждом растении и цветке и подобен духу, поэтому Дух максимально позволяет себя различать в запахе, пронизывающем бальзам (приятен этот запах или нет), выводящем из него эссенцию, которая постигает пять чувств человека».

Василий Валентин Трактат о микрокосмосе

Внутри круга с надписью находится семиконечная звезда с астрологическими знаками планет и семь кругов с символическими изображениями основных алхимических процессов:

С помощью этих и некоторых других процессов можно получить три составляющих эликсира. Осталось только выбрать с каким материалом работать. Это целая наука и ключом к ней может быть только астрология (на что указывают планетарные астрологические знаки в лучах звезды). Осталось только прочитать мудрое напутствие Василия Валентина: Visita Interiora Terrae Recctificado Invenietis Occultum Lapidem - "Посети внутренность земли, очистившись, найдешь тайный камень".
Но в этом случае оно читается так:

Visita Interiora Terrae Recctificado Invenietis Occultum Lapidem Veram Medicinam

Посети внутренность земли, очистившись, найдешь тайный камень – истинное лекарство.

Рациональные основания теории

Ртутно-серная теория происхождения металлов, призванная объяснять такие свойства металлов, как блеск, ковкость, горючесть, и обосновывать возможность трансмутации , была создана в конце VIII века арабским алхимиком Джабиром ибн Хайяном . Согласно данной теории, в основе всех металлов лежат два «принципа» - ртуть (философская ртуть) и сера (философская сера). Ртуть является «принципом металличности», сера - «принципом горючести». Принципы теории, таким образом, выступали как носители определённых химических свойств металлов, установленных в результате экспериментального изучения действия высоких температур на металлы.

Алхимические принципы, в свою очередь, образованы элементами-стихиями : ртуть содержит воду и воздух, а сера - землю и огонь. Философская ртуть и философская сера не тождественны и сере как конкретным веществам. Обычные ртуть и сера представляют собой своего рода свидетельства существования философских ртути и серы как принципов, причём принципов скорее духовных, нежели материальных.

Согласно учению Джабира, сухие испарения, конденсируясь в земле, дают серу, мокрые - ртуть. Сера и ртуть, соединясь затем в различных отношениях, и образуют семь металлов: железо , олово , свинец , медь , серебро и золото . Золото как совершенный металл образуется, только если вполне чистые сера и ртуть взяты в наиболее благоприятных соотношениях. В земле, согласно Джабиру, образование золота и других металлов происходит постепенно и медленно. «Созревание» золота можно ускорить с помощью некоего «медикамента» или «эликсира », который приводит к изменению соотношения ртути и серы в металлах и к превращению последних в золото и серебро .

Термин эликсир (al-iksir) происходит от греческого xerion , то есть «сухой»; позднее в Европе эта субстанция получила название философского камня (Lapis Philosophorum ). Поскольку процесс превращения несовершенных металлов в совершенный может быть отождествлён с излечением металлов, эликсир, согласно представлениям последователей Джабира, должен обладать ещё многими магическими свойствами - исцелять все болезни, и, возможно, давать бессмертие (отсюда - «эликсир жизни » ).

Проблема трансмутации металлов, таким образом, в рамках ртутно-серной теории сводится к задаче выделения эликсира, обозначаемого в алхимической символике астрологическим символом Земли.

Поскольку свойства таких веществ, как соли металлов, довольно сложно объяснить с использованием двух принципов, Ар-Рази в конце IX века усовершенствовал теорию, добавив в неё третий принцип, «принцип твёрдости» - философскую соль. Ртуть и сера образуют твёрдые вещества лишь в присутствии этого третьего принципа. В таком виде теория трёх принципов приобрела логическую завершённость; однако в Европе всеобщее признание данный вариант теории получил лишь в XV-XVI веках благодаря работам Василия Валентина , а затем Парацельса и его последователей («спагирики»).

Ртуть и сера в эзотерике и алхимической символике

Неотъемлемой составной частью ртутно-серной теории в европейской алхимической традиции являлось её эзотерическое , спиритуалистическое толкование.

Ртуть (Меркурий) отождествлялся в алхимии с женским, летучим, пассивным началом, а сера (Сульфур) - с мужским, постоянным, активным. Ртуть и сера имели огромное количество символических имён. В алхимической символике они изображались в виде крылатого и бескрылого драконов , либо в виде женщины и мужчины (обычно королевы и короля), одетых в белые и красные одежды соответственно . Соединение короля и королевы составляло алхимический брак; результатом этого брака являлся гермафродит («ребис»), служивший обычно символом эликсира.

Три алхимических принципа составляли важную часть нумерологических построений алхимиков, согласно которым материя имеет: четыре угла, четыре элемента - в своей добродетели; три угла, три принципа, - в своей субстанции; два угла, два семени, мужское и женское, - в своей материи; один угол, всемирную материю, - в своём корне. Сумма чисел в этом построении равна десяти - числу, ставящемуся в соответствие материи (иногда - золоту).

Литература

  • Всеобщая история химии. Возникновение и развитие химии с древнейших времен до XVII века. - М.: Наука, 1980. 399 с.
  • Пуассон А. Теории и символы алхимиков // Теории и символы алхимиков. М.: Новый акрополь, 1995. 192 с.
  • Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. - М.: Наука, 1979. 392 с.
  • Фигуровский Н. А. Очерк общей истории химии. От древнейших времен до начала XIX века. - М.: Наука, 1969. 455 с.

Ссылки

  • Рабинович В. Л. Алхимия как феномен средневековой культуры (фрагмент)

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Ртутная басма, будучи крайне «горячей», имеет лишь ограниченное терапевтическое применение. Хлориды и иодиды ртути растворимы в воде и потому нежелательны, тогда как сульфиды не растворяются даже под воздействием желудочной кислоты и не являются токсичными при правильном приготовлении и применении. Более того, черный сульфид ртути применяется промышленным образом для очищения окружающей среды от загрязнений свободной ртутью.

У серы есть четыре разновидности: желтая, белая, красная и черная. Желтая сера используется в аюрведе для приготовления лекарств внутреннего применения, а белая – наружного. Серу очищают кипячением в железной посуде с равным количеством топленого масла. Когда она расплавляется, ее выливают в молоко. Иногда серу, как и ртуть, подвергают перегонке с целью очистки: маленький пузырек с серой помещают в большой, наполненный солью горшок с широким горлом, накрывают сверху перевернутым горшком и нагревают. Сера доводится до «кипения» за счет горячей соли, а не прямого жара. Ее конденсат скапливается на дне верхнего горшка, охлаждаемого влажной тканью. Сера используется в аюрведе в основном для связывания ртути. Кроме этого она является ведущим компонентом в составе «Гандхака расаяна», для приготовления которого она подвергается бхаване с коровьим молоком, кардамоном, корицей, тамалапатром, нагакешаром, гудучи, трипхалой, сушеным имбирем, брингараджем и свежим имбирем. Это лекарство применяется при подагре, кожных болезнях, нарывах в деснах, артрите, диабете, геморрое и других состояниях, обусловленных загрязнением крови.

После завершения сложного процесса очищения ртути, включающего перегонку, в нее добавляется очищенная сера в пропорции двух, четырех, восьми и даже более частей на одну часть ртути. Делается это для того, чтобы все молекулы металла могли вступить в реакцию. Затем эта смесь медленно растирается в широкой ступке пестиком по крайней мере двадцать четыре часа – пока не появится тонкий черный порошок сульфида ртути. Он называется кадджали и используется и как самостоятельное лекарство, и как составная часть других лекарств. Кадджали, как и гуггул, – великолепное йо-гавахи; оно переносит все, что с ним смешивается, в самые глубокие и самые труднодоступные уголки тела. Оно также оказывает консервирующий эффект, поэтому таблетки, содержащие кадджали (или другие ртутные соединения), сохраняются гораздо дольше, чем чисто растительные препараты.

При прожжении кадджали переходит в красный сульфид ртути, известный в аюрведе под названием раса синдура. Самая знаменитая раса синдура именуется «Макарадхвадж» и применяется в аюрведе уже более пяти столетий. Для приготовления «Макарадх-ваджа» золото добавляется к ртути перед приготовлением из нее кадджали. Приготовленное кадджали затем помещается в стеклянную бутыль с узким горлышком и постепенно разогревается в песочной бане (так же как и при перегонке, только здесь вместо соли используется песок). С повышением температуры бутыль заполняется красноватыми испарениями, а при охлаждении «Макарадхвадж» скапливается внутри горлышка бутыли. «Макарадхвадж» – мощное укрепляющее сердце средство, которое также усиливает половое чувство, обладает омолаживающим действием и укрепляет нервную систему. Оно находит свое применение в лечении респираторных заболеваний, умственной и физической слабости. Обычно его кладут под язык, также как и басму, а иногда добавляют в «Чья-ванпраш». Похожий на него состав, называемый «Пурна чандро-дая раса», служит для укрепления всех основных органов тела, повышения жизненного тонуса и обострения памяти. Иногда его называют величайшим из всех лекарств за его удивительную полезность. «Раса синдуру» также готовят с серебром, медью, оксидом мышьяка или сульфидами мышьяка.

Существует много методов приготовления препаратов. Некоторые ртутные препараты, например «Суварнараджа вангешвара», который содержит олово и помогает при многих заболеваниях половых органов, не поднимаются к бутылочному горлу во время приготовления. Другие препараты готовят вовсе без стеклянной бутыли. Так получается «Суварна парпати», используемый в основном при колитах и синдроме малабсорбции. Хотя «Макарадхвадж» состоит из тех же компонентов, что и «Суварна парпати», из-за различий в приготовлении они различаются по своему действию: «Суварна парпати» никак не влияет на половую сферу, тогда как «Макарадхвадж» такое влияние оказывает. Некоторые препараты готовятся исключительно с помощью ступки и пестика, другие же, например «Хемагарбха» (состоящая из кадджали, золотой и медной басмы и применяемая при хронических сердечно-легочных заболеваниях) и «Ратнагарбха» (которая вдобавок включает драгоценные камни и применяется при сходных болезнях), варятся в закрытом горшке, подвешенном в пористой сумке в определенной жидкости. Препарат «Хемагарбха» оформляют в виде небольшой палочки. Перед употреблением ее растирают об камень с медом и получающуюся в результате мазь уже используют по назначению, – при таком методе одновременно достигаются хорошее измельчение препарата, смешивание с переносчиком и быстрый лечебный эффект.

К другим широко применяемым лекарствам, содержащим сульфид ртути, относятся:

«Арогья вардхини». Наряду с сульфатом ртути содержит басмы из железа, слюды и меди, трипхалу, мумие, гуггул, читраку и ка-туку (Picrorhyza Kurroa) и сопровождается тремя бхаванами с соком листьев нима. Назначается при гепатите и других формах желтухи, при застойных явлениях в печени и циррозе, при увеличении печени или селезенки, при анемии, отеках, тучности, диабете, несварении и асците.

«Брхат вата чинтамани». Раса-синдура смешивается с басмами из золота, серебра, слюды, железа, кораллов и жемчуга и сопровождается четырьмя бхаванами с соком алоэ. Используется в основном для успокоения сильно возбужденной ваты при параличе, нервных болезнях, умственных расстройствах, чахотке, сердечных заболеваниях и т. п.

«Васанта кусумакарараса»– содержит басмы из золота, серебра, слюды, магнитного железняка, олова, свинца, кораллов и жемчуга, готовится с бхаванами с коровьим молоком, соком сахарного тростника, соком листьев васы, отваром сандала, отваром ве-тивера, соком куркумы, соком бананового стебля, соком розы, соком жасмина и с растворенным в воде мускусом. Применяется при обусловленном ватой диабете, при котором данный состав помогает восстанавливать ткани тела, при слабости сердца и мозга, при астме, чахотке и половой слабости. Стимулирует половое влечение и обладает омолаживающими свойствами.

«Маха лакшми виласа раса». Раса-синдура смешивается с аконитом и с басмами из золота, серебра, меди, слюды, магнитного железняка, стали, мандуры, олова, свинца и жемчуга. Одна бхавана выполняется с медом, затем вся смесь прожигается и конечная бхавана делается с отваром читраки. Препарат используется в основном при сердечных и легочных заболеваниях, мигрени, половой слабости, бреде, болях в суставах, груди и голове. Обладает омолаживающим действием.

«Суварна суташекхара» – содержит басмы из золота, меди и ракушек, аконит, семена дурмана, чатурджат, трикату, бильву, качо-раку (Angelica glanuca) и буру, готовится с одной или двадцатью одной бхаваной с брингараджа расой. Несмотря на множество горячих ингредиентов, состав используется почти исключительно при заболеваниях питты, однако только тогда, когда к питте присоединяется ама. Среди показаний – повышенная кислотность, рвота, несварение, кашель, астма, понос, дизентерия, крапивница и обусловленные питтой умственные расстройства. Когда выполняется много бхаван, активные ингредиенты очень невелики по количеству, но эффект тем не менее значителен в силу потенциации.

«Трибхувана кирта раса»– содержит аконит, трикату, буру и корень пиппали, готовится с бхаванами с соком листьев туласи, корня имбиря и листа дурмана. Используется для резкого снижения температуры при пневмонии, гриппе, кори, тонзиллите, стрептококковой инфекции в горле и т. п.

«Чандракала раса»– удачный пример того, как сильно горячие вещества могут быть смягчены самскарой. Содержит басмы из меди и слюды, смягчаемые бхаванами с отваром мусты, гранатовым соком, соком бермудской травы, соком кетаки (Pandanus tectorius), соком алоэ и другими успокаивающими питту растениями. Применяется для остановки кровотечений и для снятия жжения во всем теле.

Фальсификация продуктов и лекарств строго преследовалась в классический период, однако с ослаблением политической стабильности махинаторы получили возможность делать свое дело, и с тех пор широкое распространение разнообразных подделок стало обычным и продолжалось веками. Забота о чистоте особенно важна при отборе препаратов на основе металлов, которые могут быть весьма ядовитыми при неправильном приготовлении.



Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...