Кижи Презентация Кужелева Ивана. История острова Кижи уходит в глубокую древность


МКОУ «Вновь-Юрмытская СОШ»

Учитель русского языка Стафеева В.Н.

Архитектурный ансамбль «Кижи»


Развитие речи Сочинение по фотоматериалам

  • Русский язык 9 кл. М.М. Разумовская, С.И Львов

  • Легенды и быль

Преображенская церковь Кижского ансамбля


  • В ансамбль Кижского погоста входят 22-главая летняя церковь Преображения, 10-главая зимняя Покровская церковь и колокольня.

  • Мы произносим слово «Кижи» - и перед мысленным взором появляется триединый многоглавый силуэт: две церкви и колокольня - Кижский архитектурный ансамбль. Мы приближаемся к острову Кижи - и перед нами уже наяву встают кижские храмы, такие разные и такие неразрывно слитные. Кижи без них немыслимы, как невероятны они и без водных просторов Онего, без островов, покрытых мелколесьем, без огромного, необъятного небесного свода. Неразрывное единство воды, неба и великой архитектуры! Кажется, будто эта гармония существует вечно, будто храмы родились вместе с озером и островом...

  • Прекрасное творение человеческих рук, и как каждое архитектурное соору­жение, он имеет свою историю. Она теснейшим образом связана с историей острова Кижи, и поэтому изложить «биографию» кижских храмов невозможно без рассказа о той земле, на которой они стоят. Остров Кижи с древнейших времен был центром большой округи. Название острова происходит от карельского слова «кйжат» - игрища. Очевидно, здесь, на этом небольшом ост­рове, собирались некогда на языческие действа - игрища - древние финноугорские племена, обитавшие ранее в этих местах.

  • Во времена средневековья территория Заонежья - а в её составе и остров Кижи - была заселена русскими, выходцами из Новгородской феодальной республики. Новые обитатели края частично ассимилировали, частично оттеснили местное население, принесли с собою новую религию - православие, однако проявили мудрую терпимость к древним языческим святыням. Остров Кижи сохранил роль центра для окрестных земель. Это подтверждается документами: писцовые книги" на протяжении XVI-XVII веков неоднократно сообщают о «Спасском Кижском погосте» с центром на острове Кижи. В писцовой книге 1582-1583 годов московского дьяка Андрея Плещеева есть и более подробное свидетельство: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере. А на погосте церковь Преображенье Спасово, а другая церковь Покров Святии Богородицы».

  • Конечно, это не те храмы, которые сейчас стоят в Кижах, это их предшественники и «тезки». Но существование их в XVI веке - свидетельство того, что уже в то время Кижи были центром религиозной жизни всей округи, и не только религиозной, но и общественной жизни. Здесь, в Кижах, происходили многолюдные крестьянские сходы - суёмы, на которых решались важнейшие для крестьянского мира вопро­сы (а Кижский погост уже в середине XVI века вклю­чал в себя 130 деревень!). В Кижах оглашались для жителей царские указы. Позже здесь, в церквах, размещалась земская школа...

  • Как выглядели кижские храмы той поры, мы не знаем. По свидетельству переписи 1616 года, Преображенская церковь - «древяная с папертями, верх шатровой», а о Покровской церкви говорится только, что она «теплая с трапезою древяна». Нет уверенности и в том, что храмы-предшественники стояли на месте нынешних. Обе церкви погибли в конце XVII века. Есть документальное свидетельство, что в 1693 году они сгорели от удара молнии.

  • Погост не мог долго существовать без церкви - негде было совершать обряды, проводить еженедельные по православным правилам службы. Негде было собираться «всем миром» для решения насущных вопросов. Нужно было создавать новые храмы. Причем, как это было принято в северных погостах, обязательно два - летний, неотапливаемый, и зимний, теплый. Кижане решили, видимо, начать с зимней церкви.
  • Никаких документальных свидетельств о строительстве Преображенской церкви пока не обнаружено. Единственное достоверное сведение - дата освящения церкви, 1714 год

  • В «Отпиской и отказной книге крестьян­ских и бобыльских дворов Спасского Кижского погоста с деревнями и починками, приписанными к железоделательным заводам Бутенанта фон Розенбуша», датируемой 1698 годом, говорится: «На погосте строят церковь новую теплую, клецки во имя Покрова Богородицы...» Очевидно, эта церковь - предшественница ныне существующей.

  • Начав разговор об истории постройки кижских храмов, мы вступили в область догадок. До сих пор в архивах не обнаружено точных документальных сведений об истории Преображенской и Покровской церквей . Все существующие данные косвенны, каждое из них требует дополнительного подтверждения. Есть и абсолютно белые пятна. Одно из них - кто автор знаменитой Преображенской церкви, главного сооружения ансамбля, вершины русской деревянной архитектуры. Очевидно, постройка храма закончилась незадолго до этого. Кто те люди, чьими руками воздвигались эти стены? Ответа на этот вопрос пока нет/ В разделе использованы материалы книги. Витухновской Кижи. Путеводитель по музею-заповеднику. Петрозаводск. Карелия. 1988 г.

Преображенскаяская церковь

  • Основное сооружение ансамбля Кижского погоста – 22-главая летняя церковь Преображения Господня. Храм построен в 1714 году. К сожалению, неизвестны имена авторов этого выдающегося архитектурного произведения. По кижской легенде, Преображенский храм построил один мастер, Нестор.


  • Высота кижской колокольни – 30 метров, ширина и длина одинаковы – 6,9 метра. В 1874 году колокольня подверглась перестройке. Композиция колокольни – низкий восьмерик на массивном четверике. Над восьмериком расположена звонница, завершающаяся стройным шатром.
  • Эта мельница из деревни Насоновщина, построенная в 1928-1929 годах крестьянином Н.Я.Биканиным, – экспонат кижского музея, относящийся к хозяйственным постройкам. Тип мельницы – «столбовка» – широко распространен в деревнях Заонежья. Это одна из последних сохранившихся в Карелии ветряных мельниц.

  • Материалы книги. М.Витухновской «Кижи».
  • Путеводитель по музею--заповеднику. Петрозаводск. Карелия. 1988 г.
  • http://www.liveinternet.ru
  • http://go.mail.ru
  • http://kartravel.ru

Шатровая колокольня (1874 год) - самое позднее сооружения Кижского ансамбля. Удачно расположенная между церквями, она продуманной простотой своего очертания оттеняет роскошные формы обеих церквей. Старинная бревенчатая крепостная стена, которой был обнесен погост, сохранялась только до XVIII века, о чем свидетельствуют старинные гравюры. При реставрации 1959 года она была воссоздана по образцу сохранившейся ограды Ильинского погоста на Водлозере. Не устаешь удивляться вкусу и чувству меры безвестных мастеров, расположивших все постройки ансамбля таким образом, что, обходя его вокруг, видишь все время меняющиеся картины, все новые и новые ракурсы, при этом церкви как будто сливаются в одно фантастическое сооружение, а потом разбегаются. Изумительно сочетание серо-коричневых тонов бревенчатых стен церквей с серебристым, более светлым, цветом покрытия глав из осинового лемеха - и все это на фоне холодного северного неба! Кроме Кижского погоста в музее под открытым небом имеются еще памятники деревянного зодчества, перевезенные из разных районов Карелии. Это прежде всего культовые сооружения. Древнейшее из них - маленькая Лазаревская церковь из бывшего Муромского монастыря (до 1391 г.), предназначавшаяся для монастырского кладбища, о чем упоминает писцовая книга 1563 г: "...за манастырём церковь Лазорь святый на гробищах." Находятся в Кижах и две часовни XVIII века - из Леликозера (Заонежский полуостров) и непохожая на нее из деревни Кавгоры (Кондопожский район).

Cлайд 1

Cлайд 2

Маленький остров Кижи расположен на севере сурового Онежского озера среди живописных Кижских шхер. Его название напоминает нам о забытых старинных обрядах. Предками кижан были русские переселенцы из Новгорода. В 10-11 веках они начали осваивать северные края, заселенные финно-угорскими племенами.

Cлайд 3

Он - не в пример соседним - почти безлесен, лишь кое-где немного ольхи или ивняка вдоль берегов. Издали он кажется плоским, едва возвышающимся над водой.С юга на север остров вытянут на 7-8 километров в длину, в ширину - до полутора. Ныне здесь стоит маленькая, всего в несколько дворов деревушка. А когда-то здесь было крупное для того времени поселение - Кижский погост.

Cлайд 4

Слово «Кижи» короткое и какое-то странное, загадочное, не русское... Когда-то в далекие языческие времена карелы называли так место для игр, кижат, вернее, языческих старообрядовых игрищ.

Cлайд 5

В старину оно могло именоваться «Кижасуари» - Остров игрищ, один из тысячи шестисот пятидесяти островов Онежского озера.

Cлайд 6

Кижский погост – один из пяти чудом уцелевших подобных комплексов. Его планировка - в виде треугольника – позволяет великолепно видеть все сооружения. А их здесь немало. К сохранившимся на острове привезли несколько деревянных строений из других мест. Это и часовни, и жилые здания, и мельницы. Так что на сегодняшний день на острове-музее около 90 памятников старины.

Cлайд 7

Церковь Преображения Господня на Кижском Погосте основана не позже XV века. Летняя деревянная церковь Кижского Погоста. Уникальный по композиции 22-главый храм, один из выдающихся памятников русского зодчества. С 1990 церковь входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО

Cлайд 8

Преображенская церковь поднимается на 37 метров - это высота 11-этажного дома. Она взмыла в небо на 37 метров. От самого основания и до деревянного креста на верхушке церковь вся срублена из дерева. Остается лишь молча удивляться, как такое чудо можно было создать без единого гвоздя! Лишь чешуйки, покрывающие купола, прибивали коваными гвоздями. Да и из инструментов использовали мастера лишь топор да долото. Даже пила им была не нужна!

Cлайд 9

Двадцать два купола имеет Преображенская церковь. Разметали в стороны свои крылья стрельчатые «бочки» - словно кокошники русских красавиц. А на гребнях - стройные барабаны и луковичные главы с крестами, покрытые чешуей серебристого лемеха. В северные белые ночи светятся они загадочным фосфорическим блеском, в сумрачный день они кажутся тускло-серебряными, в погожий - голубеют. Иногда они ярко белеют, будто полированный алюминий, порой тусклые и свинцовые, или замшелые и зеленые, или бурые, как земля... Но поразительней всего они меняются, когда солнце садится за дальние острова: тогда купола медленно разгораются под холодно зеленеющим небом, наливаются жаром и долго не остывают.

Cлайд 10

Купола, купола... Они поначалу буквально ошеломляют. Порой, особенно при восходе солнца или на его заходе, кажется, что церковь - не создание рук человеческих, а чудо самой природы, невиданный цветок или волшебное дерево, выросшее в этом суровом северном краю.

Cлайд 11

О строителе Преображенской церкви в народе сложилась легенда, будто он, закончив работу, забросил свой топор далеко в Онежское озеро и сказал: «Поставил эту церковь мастер Нестор, не было, нет и не будет такой». Да, такой больше нет и не будет! Но самое удивительное и чудное - другое. Чем больше и внимательнее всматриваешься в Преображенскую церковь, тем сильнее поражают не фантастические каскады куполов, а безупречная архитектурная композиция.. Все очень просто, ведь недаром в народе говорят: «Где просто - тут ангелов со сто, а где мудрено - тут нет ни одного». Неразделенность красоты и пользы - важнейшая черта настоящей архитектуры, и в Преображенской церкви оба эти начала крепко соединены.

Cлайд 12

Вот только «младшая сестра» - Покровская церковь, возведенная в 1764 г., - перекликается с 22-главой Преображенской церковью, примерив ажурную корону из девяти куполов. Покровская церковь – зимний храм. Здесь правили службы с 1 октября и до Пасхи. А в большой трапезной церкви устраивали, кроме того, и шумные пиры, и общие трапезы, зачитывали царские указы и вершили суд – словом, решали вполне мирские дела.

Cлайд 13

Все ее помещения - сени, трапезная, четверик и алтарь - имеют одинаковую ширину и в плане образуют вытянутый прямоугольник с двумя срезанными углами. Уже сам по себе план выявляет канонизацию всех частей церковного здания и подчинение их задачам культа. ...

Cлайд 14

Шатровая колокольня, стоящая между церквями органично вливается в кижский ансамбль. Это самое позднее сооружение (1874год). Она была построена на месте обветшалой предшественницы. Сейчас на колокольне Кижского погоста установлен пульт для звонаря. В подвеске на пульте – 12 колоколов (среди них 9 старинных и 3 современных, вновь отлитых). Красиво звучат колокола в Кижах! Далеко разносится по воде их звон. Здания церквей и колокольни окружены деревянной оградой со сторожевыми башнями по углам и массивными воротами.

Cлайд 15

Неотъемлемой частью ансамбля Кижского погоста являются часовни, разбросанные по берегам озера Онего вокруг острова Кижи. Облик этих часовен тоже складывался постепенно, некоторые из них, вероятно, были утрачены. Эти часовни играли большую роль в создании зрительных связей между частями своеобразного микромира Онежских шхер

Cлайд 16

Часовня Архангела Михаила Деревянная часовня клетского типа, на подклете, с небольшой шатровой колокольней. Перевезена в музей Кижи из деревни Леликозеро Медвежьегорского района

Cлайд 17

Cлайд 18

Часовня Успения Пресвятой Богородицы в Васильево Деревянная клетская часовня, датируемая кон. XVII - нач. XVIII вв. К четверику собственно часовни, покрытому двускатной кровлей с главкой, примыкает пониженная трапезная, над западной частью которой поставлен ярус звона шатровой колокольни. Она была освящена в честь Успения Богородицы. Облик часовни, стоящей у самой кромки воды, соответствует старинной "корабельной схеме: сени - трапезная - собственно часовня колоколенка.

Cлайд 19

Деревянная клетская часовня со звонницей. Перевезена в музей-заповедник Кижи из деревни Вигово

Cлайд 20

Cлайд 21

История острова Кижи уходит в глубокую древность. Предками современных кижан были славяне-новгородцы. В X-XI веках они начали осваивать северные края, заселенные прибалтийско-финскими племенами корелой и весью. Напоминанием об этих поселениях являются сохранившиеся до настоящего времени названия соседних с островом Кижи деревень: Корба, Кургеницы, Конда, Лахта.


Название острова Кижи тоже имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения: Название острова Кижи тоже имеет прибалтийско-финское происхождение. Существуют два варианта его объяснения: 1) Кижи - от карельского слова «кижат» - «игрища». В древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопро 1) Кижи - от карельского слова «кижат» - «игрища». В древности на острове находилось языческое святилище, где устраивались ритуальные жертвоприношения, сопро вождаемые обрядовыми песнями и плясками. вождаемые обрядовыми песнями и плясками. 2) От карельского «кииджи» -«водный мох». 2) От карельского «кииджи» -«водный мох».


Древняя история Кижей в период с XI по XV века была частью истории Новгорода - крупного политического, экономического и культурного центра северных славян. Влияние Новгорода способствовало христианизации северного края, причем нередко церкви и часовни ставились на местах древних языческих капищ. В 1478 году все новгородские владения вошли в состав набравшего силу Московского государства. Древняя история Кижей в период с XI по XV века была частью истории Новгорода - крупного политического, экономического и культурного центра северных славян. Влияние Новгорода способствовало христианизации северного края, причем нередко церкви и часовни ставились на местах древних языческих капищ. В 1478 году все новгородские владения вошли в состав набравшего силу Московского государства.


Земли острова Кижи и его ближайших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо-Кижского погоста, территория которого охватывала южную часть Заонежского полуострова.После присоединения новгородских земель к Москве было сделано их описание и составлены так называемые «Писцовые книги». «Погост Спасской в Кижах» впервые упоминается в 1563 году, поскольку более ранние документы не сохранились. Земли острова Кижи и его ближайших окрестностей входили в состав Обонежской пятины и являлись центром Спасо-Кижского погоста, территория которого охватывала южную часть Заонежского полуострова.После присоединения новгородских земель к Москве было сделано их описание и составлены так называемые «Писцовые книги». «Погост Спасской в Кижах» впервые упоминается в 1563 году, поскольку более ранние документы не сохранились.


На острове Кижи в 1582 году время было 12 деревень. Основными занятиями жителей всех поселений были земледелие и рыболовство. В писцовой книге 1582 года впервые упоминаются и храмы: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере» и церковь «Покров Святой Богородицы». Эти храмы не сохранились. Современные церкви возведены на месте прежних церквей, сгоревших в конце XVII века от удара молнии во время грозы. На острове Кижи в 1582 году время было 12 деревень. Основными занятиями жителей всех поселений были земледелие и рыболовство. В писцовой книге 1582 года впервые упоминаются и храмы: «Погост Спасский в Кижах на Онеге озере» и церковь «Покров Святой Богородицы». Эти храмы не сохранились. Современные церкви возведены на месте прежних церквей, сгоревших в конце XVII века от удара молнии во время грозы.


В XVI веке в окрестностях острова Кижи существовали еще две приходских церкви. В непосредственной близости от острова Кижи, на острове Большом Климецком, располагался Клименецкий монастырь, основанный в XVI веке. Постепенно, по мере возникновения новых деревень, образовывались новые приходы и строились новые церкви. К началу XVIII века было уже 12 приходских храмов. В XVI веке в окрестностях острова Кижи существовали еще две приходских церкви. В непосредственной близости от острова Кижи, на острове Большом Климецком, располагался Клименецкий монастырь, основанный в XVI веке. Постепенно, по мере возникновения новых деревень, образовывались новые приходы и строились новые церкви. К началу XVIII века было уже 12 приходских храмов.


В XVIII веке, после упразднения погостов как территориальных единиц, из ближайших к острову Кижи земель, была образована Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В XVIII веке, после упразднения погостов как территориальных единиц, из ближайших к острову Кижи земель, была образована Кижская волость Петрозаводского уезда Олонецкой губернии. В современном русском языке слово «погост» сохранилось в значении «церковь с кладбищем» или «сельское кладбище». В современном русском языке слово «погост» сохранилось в значении «церковь с кладбищем» или «сельское кладбище».


В конце XIX века Кижская волость состояла из 47 ближайших к острову Кижи деревень, расположенных по берегам северо-западного берега Климецкого острова, на островах Кижи, Волкостров, Еглов и Рогачев, в которых крестьянствовали, занимались ремеслом, ловили рыбу 2555 человек. На острове Кижи находилось 9 деревень. Территория церковного прихода совпадала в это время с административными границами Кижской волости. В конце XIX века Кижская волость состояла из 47 ближайших к острову Кижи деревень, расположенных по берегам северо-западного берега Климецкого острова, на островах Кижи, Волкостров, Еглов и Рогачев, в которых крестьянствовали, занимались ремеслом, ловили рыбу 2555 человек. На острове Кижи находилось 9 деревень. Территория церковного прихода совпадала в это время с административными границами Кижской волости.


Дошедший до наших дней уникальный памятник деревянного зодчества - ансамбль древнего погоста на острове Кижи - стал основой созданного здесь в 1960 году архитектурного музея-заповедника, известного теперь уже всему миру. Дошедший до наших дней уникальный памятник деревянного зодчества - ансамбль древнего погоста на острове Кижи - стал основой созданного здесь в 1960 году архитектурного музея-заповедника, известного теперь уже всему миру.


Кижи - небольшой островок, затерянный в Онежском озере. Карелия - край величественной природы, край озер, болот, больших и малых рек, дремучих лесов. Ушедшие поколения этой суровой земли русского Севера оставили удивительные памятники древней культуры и зодчества.

Cлайд 1

Cлайд 2

Кижи Ки жи - остров на Онежском озере в Карелии, на котором расположен всемирно известный архитектурный ансамбль Кижского погоста, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII-XIX веков, окруженных единой оградой - реконструкцией традиционных оград погостов. 1 января 1966 года на базе архитектурного ансамбля Кижского погоста был основан Государственный историко-архитектурный музей «Кижи», куда помимо существующих на своих первоначальных местах построек было свезено большое количество часовен, домов и хозяйственных построек из Заонежья и других регионов Карелии. По одной из легенд, Преображенская церковь построена одним топором, который потом мастер выбросил в озеро. На острове также расположены несколько деревень, которые вместе составляют населённый пункт Кижи, входящий в состав Великогубского сельского поселения Медвежьегорского района (до 2004 года административно относился к городу Петрозаводску). В 1990 году Кижский погост вошёл в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 1993 году указом Президента Российской Федерации архитектурное собрание музея под открытым небом включено в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.

Cлайд 3

Cлайд 4

Церковь Преображения Господня (1714 год) - самое знаменитое и выдающееся сооружение ансамбля. 6 июня 1714 года произошла закладка алтаря церкви: "«Обложился сей алтарь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа Боголепного Преображения Господня по плоти от Рождества Христова АΨДI года июня 6 дня…» гласила надпись на кресте, который находился в алтаре церкви. Высота церкви - 37 метров. Когда говорят, что церковь построена без гвоздей, ошибаются. На самом деле, гвозди есть, только не в самом здании, а в куполах. По своему типу храм - «летний» не отапливаемый, зимой в нём службу не проводят. Преображенская церковь представляет тип восьмериковых ярусных церквей. Церковь увенчана 22 главами, размещёнными ярусами на кровлях прирубов. Форма и размеры глав меняются по ярусам, что придаёт своеобразный ритмический рисунок облику церкви. Обшивка была разобрана и восстановлены тесовые и лемеховые кровли во время реставрации 1950-х годов под руководством архитектора А. В. Ополовникова Церковь Преображения Господня

Cлайд 5

Cлайд 6

Этот храм - «зимний» (то есть отапливаемый), службу в нём ведут с 1 октября и до Пасхи. Покровская церковь в Кижах возводилась рядом с Преображенской. Построена она на полвека позже - в 1764 году. Восемь главок Покровской церкви окружают девятую, центральную. Купола этого храма отличаются выразительностью, утонченными пропорциями и в то же время они скромны и не затеняют величие главного храма Спасо-Кижского Подворья - церкви Преображения. Преображенская церковь пирамидальна. Зубчатый резной фронтонный пояс, вносит «в монументальное сооружение ноту теплоты и чисто русской любви к узорчатой нарядности». Высокое одномаршевое крыльцо ведёт во внутренние помещения церкви, которых четыре. Они располагаются друг за другом - с запада на восток. Сначала - сени, необходимые в любом северном строении, затем - трапезная. Небольшие размеры и простота внутренних помещений - характерная особенность северного храма, главное в котором все же внешний облик. Сегодня в зимнем храме Покрова Богородицы четырехрядный тягловый иконостас, который реконструирован А. В. Ополовниковым в 50-е годы 20 столетия, на основе схемы иконостаса, разработанной в 1948г. Покровская церковь

Cлайд 7

Cлайд 8

Шатровая колокольня Колокольня построена в 1863 году на месте старой шатровой колокольни, которая была «скрыта за ветхостью» в 1862 году. Проект и смета новой колокольни были рассмотрены Губернской строительной комиссией ещё в 1854 году по представлению Благочинного Священника Стефана Романовского. В 1872 году И. И. Копошевым был представлен проект перестройки колокольни «в связи с невозможностью утвердить восьмерик её». В 1874 году проведены работы по перестройке колокольни, по-видимому, верхней её части. В 1900 году в результате ремонта были разобраны полицы, образовывавшие карнизный поясок по всему периметру четверика в уровне второго перекрытия, и декоративные фронтончики на скатах шатра. В плане квадратный четверик разделён двумя продольными стенами на три части: сени, лестничную клеть и чулан. На звонницу ведёт пятимаршевая лестница. Композиция колокольни решена по традиционной схеме «восьмерик на четверике», с высоким, в две трети высоты сруба, четвериком. Над восьмериком устроена звонница с девятью столбами, поддерживающими шатёр, увенчанный лемеховой главкой с крестом.

Cлайд 9

Cлайд 10

До наших времён не дошла, воссоздана в 1959 году по образцу сохранившихся на Севере бревенчатых оград погостов по проекту арх. А. В. Ополовникова. н Деревянная ограда

Cлайд 11

Cлайд 12

Церковь воскрешения Лазаря Предание говорит, что церковь была построена преподобным иноком Лазарем, который прожил 105 лет и скончался в 1391 году. Церковь стала первой постройкой будущего Муромского монастыря, расположенного на восточном берегу Онежского озера. Монастырь был основан Лазарем «по особому чудному явлению Новгородского епископа Василия Преподобного». Церковь посвящена событию, описанному в книге Нового Завета от Иоанна «о болезни, смерти и воскрешении Лазаря из Вифании». Чудо воскрешения Лазаря из мёртвых Иисус совершил накануне Пасхи Иудейской, укрепив этим веру многих людей в свою силу. Со временем церковь Воскрешения Лазаря стала одной из главных достопримечательностей монастыря. Среди местного населения она слыла «чудодейственной исцелительницей от недугов». Духовенство объявило преподобного Лазаря местным святым, а церковь и его реликвии стали объектом поклонения и паломничества. Каждое лето 23 - 24 июня, в Иванов день, к ней съезжалось множество богомольцев. В церкви сохранился иконостас, состоящий из 17 икон XVI-XVIII веков. Посеребрённый временем храм с некой долей музейной искусственности поставлен на небольшом расстоянии почти у подножия прекрасного многоглавого Преображенского собора, построенного в 1714 году, и старинной деревянной Покровской церкви.

Cлайд 13

Cлайд 14

Часовня Михаила Архангела Часовня перевезена на о. Кижи из деревни Леликозеро в 1961 году, где она стояла на небольшом возвышении на открытой местности. Она была лишена обычного для северных часовен окружения из елей и, очевидно, поэтому зодчий позаботился о её самостоятельной живописности. Крыша над восточным, самым высоким срубом, тоже сдвоенная: одна кровля выходит из-под другой, неожиданно удивляя изобретательностью зодчего. Над сенями - изящная шатровая колокольня с двумя широкими поясами. Она увенчана лёгким гранёным шатром. Нарядность часовни завершают причелины или полотенца, в котором основным мотивом резьбы является ромб, вписанный в круг, и ряд сквозных кружков. Подобным образом обработаны резные концы причелин - кисти. Красный тес кровли имеет окончания в форме усечённых пик. В часовне сохранилось потолочное перекрытие - «небо», в центральном круге которого - икона Христа Вседержителя, а в сегментах - 12 трапециевидных клиньев - праотцы. По углам «неба» 4 иконы с изображениями символов евангелистов. Живопись иконостаса датируется XVII-XVIII вв.

Выбор редакции
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...

Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...

В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...

Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...
по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...
Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...
Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...