Как совершить молитву тем, кто не может совершить поклоны в намазе. Хукм молитвы на стуле Как совершать намаз сидя на стуле


Вопрос: Может ли больной который не может сгибать колени и совершать намаз сидя на полу делать это сидя на стуле, диване или постели?

Ответ: Больной который не может согнуть колени, совершает намаз жестами, сидя на полу или в постели вытянув ноги в сторону Киблы. Для руку делает небольшой наклон вперед, для суджуда делает наклон побольше. Если собирается садиться в кресло или стул то ноги кладет на еще один стул поставленный перед собой. Больной который не может сделать и этого совершает намаз лежа, жестами.

Инвалид на инвалидной коляске, если нет кто мог бы помочь положить ноги на стул, может делать намаз как есть, со свисающими ногами. Человеку который может поставить ноги на стул, не разрешается совершать намаз свесив ноги. Больной который может согнуть колени не вытягивает ноги к Кибле. Садится так как ему удобнее. Например сидит так как в намазе, если не может то садится по турецкий, скрестив ноги. Ниже в иллюстрациях показано как совершать намаз сидя на стуле или диване.

Тот кто может сидеть на полу но не может согнуть колени садится как показано на картинке:

Больной который не может сгибать колени, который если сядет уже не сможет подняться, садится на стул как показано на картинке:

Больной который не может сгибать колени, который если сядет уже не сможет подняться, садится на кресло как показано на картинке:

Больной который не может сгибать колени, который если сядет уже не сможет подняться, совершает намаз в постели или на диване как показано на картинке:

Вопрос: В некоторых мечетях поставлены стулья. Те кто совершают намаз сидя на стульях, говорят следующее: «В Исламе нет затруднений. Поэтому совершаем намаз сидя на стуле.» Это правильно?

Ответ: Нет неправильно. Если сказано что нет затруднений, то это не значит «Не совершайте те поклонения которые для вас трудны, или же делайте так как вам удобно». Разрешается воспользоваться теми упрощениями которые разрешены Исламом. Человек который вышел из дома и смог как-то дойти до мечети, сможет сесть на пол. Если не может совершить суджуд, то вытягивает ноги в сторону Киблы и делает намаз жестами, делая небольшие движения телом. Или же садится на стул и поставив перед собой еще один стул, ложит на него ноги.

Вопрос: Почему больному не разрешается сделать намаз сидя на стуле?

Ответ: В книгах ученых Ислама сказано:

Человек который не может стоять или же если оставаться на ногах для него вредно, человек с головокружением, даже фарзы совершает сидя. Для совершения руку наклоняется. Для совершения суджуда прикладывает лоб к полу. Человек который некоторое время может постоять на ногах оперевшись на стену, на палку, на человека, делает такбир, затем остается на ногах какое-то время что для него является фарзом. Больной который не может сделать суджуд делает это поставив голову на твердый предмет высотой не более 25 см. Человек, с раной на носу, делает суджуд не прикладывая нос к полу, если есть рана на лбу, то в суджуде нужно поставить на пол нос, а лоб не прикладывает. Если ситуация безвыходная, и невозможно поставить на пол ни нос ни лоб, даже если может совершать намаз стоя, намаз совершает сидя, жестами. Т.е. для руку делает легкий наклон, для суджуда наклоняется больше.

Будет макрухом для совершения суджуда поднести к голове какой-либо предмет и самому, и если это сделает кто-нибудь другой.

Как-то Расулюллах пошел проведать больного. Увидев что больной подносит к голове подушку для совершения суджуда, он отобрал ее. Когда больной стал подносит ко лбу кусок дерева, тоже отобрал. После сказал: «Если есть силы, делай суджуд на пол! Если не можешь нагнуться до земли, то не делай суджуд подняв что-нибудь! Делай намаз жестами, в суджуде наклоняйся побольше чем в руку!» (Фатхуль кадир. Меракиль фалях. Маджмауль анхур)

Тот кто по какой-либо причине не может оставаться на ногах, садится так как ему удобно. Чтобы мог сесть, может вытянуть ноги к Кибле. Может одной стороной опереться на подушку или на что-нибудь другое. Или его может кто-нибудь подержать чтобы он не упал. Не разрешается сидеть на чем-либо высоком с которого будут свисать ноги.

(Намаз совершенный сидя на стуле, когда свисают ноги не будет принят. Потому что нет необходимости сидеть на стуле. Человек который может сидеть на стуле, может сидеть и на полу и тот кто может сидеть на полу должен читать намаз сидя на полу. Больного который не может после намаза подняться, который легко встает со стула, поднимает на ноги кто есть рядом. Или же читает в кровати направленной в сторону Киблы не свешивая ноги. После намаза вывешивает ноги в одну из сторон и встает.)

Больной который не может сидеть даже опираясь на что-нибудь или даже если его будут держать, читает намаз лежа на спине. Ноги вытягивает к Кибле. Под голову подкладывает подушку. Лицо смотрит на Киблу или же ложится правой или левой стороной к Кибле. Во время руку и суджуда делает жесты двигая головой. Если больной в здравом уме но не может делать даже такие движения, то не восполняет пропущенные намазы больше одного дня. Такова же ситуация и с больным который не владеет собой, который против своей воли, например из-за болезни или из-за потери рассудка или же его состояние таково что путает количество совершенных ракаатов и поэтому не может исполнять пятикратный намаз. Такой не восполняет пропущеные намазы. Человек который не совершал намазы потому что был вне себя из-за алкогольного опьянения или из-за приема лекарств, должен восполнить несовершенные намазы даже если пропущено несколько дней.

Больному не разрешено читать намазы жестами, свесив ноги с постели. Больной делает намазы сидя на полу или сидя на повернутом в направлений Киблы диване. Если сев на пол не сможет сам подняться, то делает намаз жестами сидя на стуле, кресле или диване положив ноги на табурет, пуфик или стул. Парализованный больной который не может слезть и забраться на свой стул, если есть возможность кладет ноги на другой стул или делает это с чьей-либо помощью. Если нет никакой возможности, то это будет зарурат (извинительное состояние) и может делать намаз на своем стуле.

Вопрос: Больные которые не могут согнуть колени не могут совершать намаз на стуле. Что если такой больной не может стоять или он парализованный? Может ли совершать намаз сидя в инвалидной коляске?

Ответ: Больной который не может согнуть колени, делает намаз жестами, оставаясь в своей постели, вытянув ноги в сторону Киблы. Совершает сидя на диване, кровати или постели. Если будет сидеть в кресле то ложит ноги на табуретку или еще на одно кресло. Больной который не может сделать таким образом совершает намаз лежа.

Если у инвалиде в коляске нет рядом помощника, то из-за того что не может положить ноги на стул, может сделать намаз свесив ноги.

Пятикратный обязательный намаз является одним из самых важных столпов Ислама. Первое, за что человек будет спрошен в – это намаз. Если человек выдержит этот отчёт, для него дальнейший спрос будет облегчён.

От Абу Хурайры (да будет доволен им Аллах) передаётся, что Посланник Аллаха ﷺ сказал:

إنَّ أوَّلَ مَا يُحَاسَبُ بِهِ العَبْدُ يَوْمَ القِيَامَةِ مِنْ عَمَلِهِ صَلاَتُهُ ، فَإنْ صَلَحَتْ ، فَقَدْ أفْلَحَ وأَنْجَحَ ، وَإنْ فَسَدَتْ ، فَقَدْ خَابَ وَخَسِرَ ، فَإنْ انْتَقَصَ مِنْ فَرِيضَتِهِ شَيْءٌ ، قَالَ الرَّبُ عز وجل : انْظُرُوا هَلْ لِعَبدي من تطوّعٍ ، فَيُكَمَّلُ مِنْهَا مَا انْتَقَصَ مِنَ الفَرِيضَةِ ؟ ثُمَّ تَكُونُ سَائِرُ أعْمَالِهِ عَلَى هَذَا

«Поистине, в День Воскрешения расчёт с рабом Аллаха прежде всего будет произведён за его намазы. Если они будут хороши, он преуспеет и добьётся желаемого, а если они окажутся негодными, то он потерпит неудачу и понесёт убыток. Если же в выполнении обязательных намазов обнаружатся недостатки, Всемогущий и Великий Господь скажет ангелам: "Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные намазы (суннат-намазы), чтобы за их счёт восполнить недостатки в обязательных". А затем со всеми остальными его деяниями поступят так же ». (Тирмизи , 413; Абу Дауд, 864)

Поэтому без необходимости нежелательно сидеть даже при совершении суннат-намазов. Однако тот, кто по болезни или другой уважительной причине совершит суннат-намаз сидя, получит такое же вознаграждение, как за намаз, совершённый стоя.

Тот же, кто совершил желательный намаз сидя, имея возможность совершить его стоя, получает вознаграждение, равное половине вознаграждения за намаз стоя. То же касается и того, кто совершает намаз лёжа.

Из всего вышеприведённого явствует, что простая усталость не даёт права молящемуся совершать обязательный намаз сидя. Он может совершить суннат-намазы сидя, но за них он получит вознаграждение, равное только половине той награды, которую получает человек, совершивший желательный намаз стоя.

Исключением может быть случай, когда человек совершенно обессилел и устал так, что у него не осталось сил совершать намаз стоя. В этом случае он может совершить намаз сидя. Но каким бы уставшим ни был человек, если он может стоять на ногах, он должен совершить намаз стоя.

Стоит отметить, что, если человек начнёт совершать суннат-намазы стоя, он может продолжить его сидя и завершить сидя. Точно так же разрешается совершить сидя и фарз-намаз, если человек не может его продолжить стоя.

Султанов Мухаммад

Самым важным предписанием является исполнение ежедневной пятикратной молитвы. Именно от исправности и полноценности этого поклонения во многом и будет зависеть состояние верующего в вечном мире. Ибо в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) сказано: «Первое, за что будут отчитывать в Судный день раба – это молитва. И если она окажется исправной, то раб спасётся и преуспеет, а если нет – потерпит крах и убыток » («Канзуль-уммаль», № 18877).

إن أول ما يحاسب به العبد يوم القيامة من عمله الصلاة فانصلحت فقد أفلح وأنجح ، وإن فسدت فقد خاب وخسر

Пропускать молитву может только глупец, ибо здравомыслящий человек никогда не пойдет на столь большой риск– на риск оказаться в аду! Но даже те, кто исправно исполняют намаз, порой оставляют его во время поездки: одни, чтобы "не утруждаться" в поездке, другие из-за незнания того, как её совершать на транспорте, когда нет таких же условий, как дома. И так, что делать с молитвой в поездке, как её совершать?

Дальняя поездка

Многих проблем с совершением намаза можно избежать, если поездка будет дальней. Под дальней поездкой следует понимать путь, именуемый в Шариате как "масафа аль-каср". А таким путь считается, если его расстояние в одну сторону не менее 85 км по шафиитскому мазхабу и 135 км по ханафитскому. Такая поездка дает право сокращать и объединять молитвы, что, безусловно, сильно выручает путника. И так, если Ваш путь является дозволенным Шариатом (примером запретного путешествия может быть поездка женщины без махрама) и расстояние пути составляет больше 85 км - или 135, в зависимости от соблюдаемого Вами мазхаба, Вы можете:

1. Сократить 4-х ракаатные молитвы;

2. Объединить молитвы.

К примеру, если наступило время молитвы и Вы еще не сели на транспорт, Вам следует воспользоваться своим правом и совершить омовение, а затем и оба намаза (обеденный и послеобеденный или вечерний и ночной) на вокзале или в аэропорту. А если время очередной молитвы наступит, когда Вы уже будете на борту транспорта, можно воспользоваться этим же правом и перенести молитву на время следующей молитвы и совершить их обе по прибытию в пункт назначения.

Близкая поездка или несовместимость молитв

Если расстояние Вашей поездки не достигает 85 км (или 135 по ханафитскому мазхабу) или же молитвы, которые подпадают на время Вашего пути, не объединяются (послеобеденная - вечерняя, ночная - утренняя, утренняя - обеденная), то объединить молитвы не получится. Поэтому, если нет возможности сойти с транспорта (например, Вы в самолете) и есть большая вероятность того, что Вы сможете сойти только по истечении времени намаза, Вы должны по мере возможности обратиться в сторону Каабы и помолиться, как это получится. А именно, исполнить молитву стоя, если это возможно. Если же стоять возможности нет, например, салон автомобиля, поезда или самолета низкий, тогда можно исполнить молитву сидя. Во время чтения молитвы сидя поясной и земной поклоны (руку` и суджуд) совершаются наклоном поясницей вперед. Наклон во время земного поклона должен быть больше (ниже), чем во время поясного (руку`). Исполнять обязательную молитву таким образом дозволено строго при наличии всех вышеперечисленных факторов. В последующем, совершенную таким образом молитву нужно возместить.

Ислам характеризует ориентированность на индивидуальные особенности мусульман, дабы помочь соблюдать предписанные им обязательства. Что касается одного из столпов веры - намаза, то в нём тоже существуют облегчения и послабления в зависимости от физического состояния молящегося.

Времена намаза для всех городов России представлены в специальном нашего сайта.

В данном вопросе действует принцип облегчения религии для тех, кому по независящим от них причинам тяжело . В Священном Коране ясно говорится:

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

«Аллах не возлагает на человека сверх его возможностей. Ему достанется то, что он приобрёл, и против него будет то, что он приобрёл...» (2:286)

В достоверном хадисе передаётся, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) сказал: «Совершай намаз стоя (как положено), если на это у тебя нет сил, тогда читай молитву сидя, если и на это нет сил, то молись облокотясь» (Бухари). В другом изречении Милости миров Мухаммаа (с.г.в.), переданном от Насаи, есть продолжение: «если и на это нет возможности, тогда читай намаз лёжа на спине».

Исходя из этого хадиса, учёные вынесли решение, что больным людям, которые не способны полноценно совершать намаз в силу физического недостатка, болезни (внутренних органов, позвоночника, переломов конечностей), тяжёлого протекания беременности (трудно наклоняться, угроза выкидыша), Шариат разрешает не выполнять молитву по всем предписанным нормам.

При чтении намаза сидя есть важное условие: наклон головы в саджда () должен быть бОльшим, чем в рукугъ (поясном поклоне), иначе молитва признаётся неправильной.

Однако подверженному недугу верующему надлежит ориентироваться на своё реальное состояние и не переусердствовать. Непозволительно молиться сидя или лёжа, когда человеку стало лучше, и он уже может выполнять намаз полноценно. Если мусульманин начал молитву будучи больным, но потом почувствовал облегчение, то следующие действия намаза (рукугъ и саджда) он должен продолжить стоя (если сидел) или сидя (если лежал). Также предпочтительнее читать стоя, опираясь на другого человека или палку, чем сидя.

Важно отметить, что неполноценный намаз не принимается у человека, у которого не было объективных причин для послаблений.

Если же ему стало плохо во время намаза, то лучше не прекращать молитву, а продолжить намаз сидя или лёжа. Это будет лучше для молящегося, чем позднее он будет восполнять молитву или будет совершать неполные действия, будучи больным.

Пытаясь облегчить свой намаз, нужно помнить, что такая молитва по вознаграждению не равна полноценному намазу здорового человека. Об этом передаёт сподвижник Пророка (с.г.в.) Анас (р.а.): «Пророк Мухаммад (с.г.в.) вышел к людям, молившимся в сидячем положении из-за болезни, и сказал: «Поистине, намаз сидящего (по награде) - половина намаза стоящего» (хадис от Ахмада и Ибн Маджи).

Намаз лежачего больного имеет следующие особенности:

1. Лежать на спине, вытянув ноги в сторону Кыйблы. Желательно при этом чуть сгибать ноги в коленях. Рукугъ и саджда делается поднятием (или кивком) головы. Рекомендуется подкладывать что-нибудь под голову, дабы приподнять верхнюю часть туловища.

В дном из хадисов передаётся, что придя навестить больного, Заключительный Божий посланник (с.г.в.) увидел его молящимся на подушку, которую он преподносил к голове, имитируя поклон. Пророк (с.г.в.) взял подушку и отбросил в сторону. Тогда больной взял доску, чтобы молиться, касаясь её лбом, но Посланник Аллаха отбросил и её в сторону, сказав: «Молись, касаясь своим лбом земли, если сможешь. Если нет, то жестикулируй головой: при совершении земного поклона склоняй её ниже, чем при совершении поясного поклона» (ат-Табарани).

2. В случаях, когда верующему нельзя лежать на спине, ему позволено перевернуться на правый бок лицом в сторону Кыйблы.

3. Не допускается читать молитву только мысленно или мимикой (закрывая глаза, двигая бровями). Однако есть немногочисленные сторонники противоположного мнения, когда совершение намаза глазами и даже намерением (мысленно) разрешается.

4. Если человек в силу сильной болезни (находился без сознания, парализован) пропустил подряд 6 намазов, то ни восполнять, ни платить фидью (денежную компенсацию) не нужно. Если же пропущено меньше шести намазов, то совершение каза намаза (восполнение пропущенных) становится обязательным. Свидетельством этому служит то, что однажды Ибн Умар (р.а.) находился без сознания в течение дня и ночи, а когда пришёл в себя, не стал возмещать пропущенные молитвы (хадис передаёт ад-Даракутни). Однако если потеря сознания произошла вследствие принятия медикаментов, то восполнение молитв является обязательным независимо от количества пропущенных намазов.

Правила коллективного намаза

  • Если верующий, дойдя до мечети, лишается сил, и ему становится настолько плохо, что ему придётся совершать намаз в облегчённой форме, то ему следует читать молитву дома.
  • Здоровому человеку нельзя совершать намаз за имамом, который заменяет поклоны кивком головы.

В сегодняшней подборке вопросов фикха мы приведем ответы некоторых исламских ученых ханафитской школы на отдельные вопросы, связанные с совершением намаза. Это чтение намаза в инвалидной коляске, чтение намаза при болях в коленях, читать ли намаз дома или в мечети при физических ограничениях, чтение намаза при невозможности ни стоять ни сидеть, о длительном чтении намаза при недомогании во время таравиха.

Это переводы на русский язык фетв ученых на реальные вопросы людей, испытывающих объективные физические затруднения, но по-прежнему желающих достичь довольство Аллаха. Основным источником является книга «Масаилю Рифкаты Касыми» под редакцией Мухаммада Рифката Касыми

Чтение намаза на стуле или в инвалидной коляске, коллективный намаз в колясках или ишара-знаками

Нет никаких сомнений в том, что намаз является одним из основных столпов ислама и самым важным поклонением. Саджда – земной поклон – является самым важным действием в намазе. И та близость ко Всевышнему, которую человек приобретает во время саджда, получить другими путями невозможно.

اقرب ما يكون العبد من ربه و هو ساجد مشكوة ص 28
«Когда раб Аллаха совершает саджда, в этот момент он находится на самом близком расстоянии к (милости) Аллаха» (Мишкат №82).

По причине того, что саджда имеет такую важность в намазе, факыхи – законоведы исламского права – вынесли решение: «Если человек не в состоянии совершить саджда полностью, но способен на кыям – стоять – то с него спадает обязанность кыяма» .

Каждому мусульманину необходимо выполнять намаз в соответствии с сунной – образом посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует). И особенно обращать внимание на руку’ – поясной поклон и саджда, выполняя их внимательно, осмысливая каждое слово, и не проявлять излишней торопливости.

Если же человек по какой-либо уважительной причине не в состоянии совершить кыям (то есть, не может стоять), то ему стоит читать намаз сидя на полу. Если же он не в состоянии сидеть на полу, то ему разрешается сидеть на стуле, но выполняя руку’ и саджда.

На сегодняшний день мы становимся свидетелями того, что в Мечети аль-Харам, да и в других мечетях, большое количество мусульман, ощущающих боль в ногах или коленях, совершают намаз на стульях или инвалидных колясках, даже встают в ряды читающих намаз на этих колясках, а руку’ и саджда совершают ишара-знаками. Правильно ли это? И когда можно читать намаз сидя на стуле, а когда нельзя? И каким образом совершать намаз сидя?

Конечно, если человек по какой-либо уважительной причине стоять не может, ему следует сесть на пол, как ему будет удобнее, и читать намаз сидя, совершая руку’ и саджда как положено.

Если же человек не в состоянии, сев на пол, совершить руку’ и саджда как положено, но зато в состоянии совершить саджда на впереди стоящий стул или подставку, тогда ему следует делать саджда на стул или подставку. При условием, что подставка не будет выше стула, на котором он сидит больше, чем на 22 см. Если подставка будет выше, тогда такой вид саджда будет считаться ишарой – знаком.

Если же человек не может сидеть на земле и не может сидя на стуле совершать намаз на подставку, тогда ему следует знаками совершать руку’ и саджда, делая знак саджда ниже, чем руку’, читая намаз сидя на стуле.

Если же человек может простоять хотя бы короткое время, то ему необходимо будет стоять по своим возможностям, даже если будет необходимость на что-то опираться, то есть хотя бы в начале намаза он должен стоять в течение промежутка времени длинною в один аят.

Из вышесказанного становится ясно, что человеку, который не может стоять, разрешается сидя на стуле читать намаз только тогда, когда руку’ и саджда невозможны.

Если же кыям невозможен, но руку’ и саджда совершить возможность есть, тогда их необходимо совершить.

و في التنوير و شرحه:

من تعذر عليه القيام كله لمرض حقيقي وحده أن يلحقه بالقيام ضرر به يفتي قال ابن عابدين عن البحر:

التعذر الحقيقي بحيث لو قام سقط أو حكمي بان خاف زيادته أو بطي بريه بقيامه أو دوران رأسه أو وجد الما شديدا صلي قاعد كيف شاء علي مذهب لأن المريض أسقط عنه الأركان فالهيات اولي،

برجوع و سجود و ان قدر علي بعض القيام و لو متكيا علي عصا أو حايطا قام لزوما بقدر ما يقدر و لو قدر اية أو تكبيرة علي المذهب لأن البعض معتبر بالكل و أن تعذرا ليس تعذر هما شرطا بل تعذر

السجود كاف اوما قاعدا و هو أفضل من الاماء قايما لقربه من الأرض. |2:98|

Совершение намаза. Источник фотографии: 34volt.com

Намаз с подставкой, намаз в мечети с подставкой

Если у человека есть возможность совершать саджда на подставку только дома, а присоединившись к джама’ату в мечети, такой возможности нет, как ему поступить? Читать дома или же присоединится к джама’ату, но саджда делать знаками?

Если при присоединении к джама’ату нет возможности совершить саджда, но при совершении его дома она есть, ему следует читать намаз дома.

Если читающий намаз человек в состоянии совершить саджда на подставку, но, несмотря на это, совершает земной поклон знаками, принимается ли такой намаз, или же все-таки подставка необходима?

Если человек не в состоянии стоять, но в состоянии совершить руку’ и саджда, ему разрешается читать его сидя на полу или на стуле, совершая поклоны как положено или же на подставку. Знаками совершать саджда в таком случае не разрешается, более того, такой намаз не считается выполненным.

Некоторые заблуждения о совершении намаза при болезнях

Некоторые физически нездоровые люди не читают намаз, хотя имеют эту возможность. Каждая болезнь должна напоминать, что смерть всегда рядом с человеком, и что ему в этой жизни жить не вечно. Несмотря на это многие люди, заболев, не внимательны к свои намазам, хотя имеют возможность их совершать. Вполне возможно, что это последняя в его жизни болезнь. Во время здравия не задумывался о вечном, а, заболев, пренебрегает подготовкой к вечному, – такое отношение к религии очень печально.

Другие же наоборот, в здравии намаз читали, но заболев, перестали его совершать. Зачастую причиной сему является их убежденность в том, что не чистое тело и одежда – уважительная причина не читать намаз, а таяммума – ритуального очищения землей – по их мнению недостаточно. Это невежество и неграмотность.

Другим доктора запрещают читать намаз, говоря, что руку’ и саджда могут им навредить. В таком случае человеку стоит читать намаз знаками. Если же знаками читать невозможно, только в этом случае намаз нужно отложить до того момента, пока возможность не появится. Болезнь – напоминание о смерти. В дни нездоровья необходимо особенно быть внимательным к поклонению.



Выбор редакции
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...

В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...

На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...
«Вся наша жизни - игра» утверждают люди, наносящие себе татуировку с игральными костями. Не удивительно что, такая тату стала символом...
О нательных крестах. Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов...
На протяжении многих лет черная магия возводила до ранга божества многих колдунов, которые могли с легкостью влиять на других людей и...
Полное собрание и описание: параскева пятница молитва о детях для духовной жизни верующего человека.Информационный сайт про иконы,...
Самое подробное описание: молитва монастырская аудио - для наших читателей и подписчиков.Молитвы утренние Молитвы утренние читают...