Израильское и иудейское царства. История израильского и иудейского царств в самом кратком изложении Иудейский царь и воины


Краткий обзор истории царства Израильского (930–722 гг. до н. э.).

Хотя евреи разделились на два царства, все же между северными и южными племенами было много общего: они говорили на одном языке, верили в единого Бога - Иегову, хранили один закон и имели один храм в Иерусалиме. Поэтому можно было предположить, что еврейский народ разделился ненадолго и что скоро наступит счастливое время, когда они вновь протянут друг другу братские руки дружбы. Но не так думал Иеровоам - первый царь Израильский. Видя, как его подданные на религиозные праздники отправляются в Иерусалимский храм для жертвоприношений, он стал опасаться, что израильтяне вновь пожелают объединиться с коленом Иудиным, как в славные времена Давида. Чтобы предотвратить эту опасность, Иеровоам решил основать в Израиле свой центр религиозной жизни и таким образом отделиться от Иудеи не только в политическом, но и в религиозном отношении. С этой целью он построил храмы в городах Вефиле и Дане и по примеру Аарона отлил двух золотых тельцов для этих храмов. Обращаясь к своим подданным, он сказал: «Не нужно вам ходить в Иерусалим; вот боги твои, Израиль, которые вывели тебя из земли Египетской» (3 Цар. 12:28). Ясно, что такая политика Иеровоама вела к открытому религиозному расколу, который еще больше разделил единокровный еврейский народ на два враждующих царства. Религия, которую насаждал Иеровоам в Израиле, была настоящей ересью и идолопоклонством, не имеющим ничего общего с религией Иерусалимского храма. Поэтому отступничество Иеровоама было встречено резким осуждением со стороны правоверных иудеев. Пророк Ахия, который своим авторитетом способствовал избранию Иеровоама на израильский престол, резко обличил царя за идолопоклонство и предсказал ему, что за это он и весь род его будет истреблен: «Так говорит Господь Бог Израилев: … и выметут дом Иеровоамов, как выметают сор, дочиста» (3 Цар. 14:7:10). Предсказание пророка вскоре сбылось.

Преемники Иеровоама продолжали «ходить путями» его и насаждали идолопоклонство среди израильского народа. Из всех израильских царей самым нечестивым был Ахав. Под влиянием своей супруги Иезавели, дочери сидонского царя, он усердно распространял в Израиле идолопоклонство. При нем культ Ваала стал государственной религией. Иезавель, ревностная почитательница финикийского бога Мелькорфа, построила ему храм в столице Израиля - Самарии. Ненавидя религию Израиля, она преследовала и умерщвляла всех ревностных служителей Истинного Бога.

После Ахава существенных изменений в религиозной жизни Израиля не произошло. Господь через пророков призывал израильтян к покаянию, но цари и народ остались глухими к пророческим призывам. Тогда Господь лишил израильтян Своей помощи и предал их в руки врагов. Ассирийские цари Салманассар, а затем Саргон II в 721 году опустошили Израильское царство, разрушили Самарию, а десять колен израильских увели в плен в Ассирию, где они подверглись ассимиляции и перестали существовать, как еврейский народ. На опустевшую израильскую территорию ассирийские цари переселили язычников из Аравии и Вавилона. Смешавшись с остатками израильтян, эти племена образовали народ, который, по имени столицы Самарии, стал называться самарянами или самаритянами. Они говорили не на чисто еврейском языке, хотя и приняли иудейскую религию, но не оставляли своих прежних языческих верований. За это иудеи презирали самарян и всячески избегали общения с ними.

Итак, десять израильских колен не исполнили своего мессианского назначения, нарушили свое обещание, данное Богу при Синае, и исчезли с исторической арены. Царство Израильское просуществовало с 930 по 721 г. и имело девятнадцать царей.

Из книги Библия, пересказанная детям старшего возраста автора Дестунис София

XXIV. Окончательное падение царства Израильского и Иудейского. После поражений, нанесенных царем Сирийским, Азаилом, когда “у Иохаза оставалось войска только пятьдесят всадников, десять колесниц и десять тысяч пеших”. (4 Кн. Цар. Гл. XIII, 7), царство Израильское значительно

Из книги Священная Библейская история Ветхого Завета автора Пушкарь Борис (Еп Вениамин) Николаевич

Краткий обзор истории Иудейского царства (930–586 гг. до н. э.). После разделения еврейского государства Иудейское царство, в которое входили только Вениаминово и Иудино колено, хотя и было малочисленным, но имело большое преимущество перед Израильским царством. На

Из книги Обозрение пророческих книг Ветхого Завета автора Хергозерский Алексей Никитич

2. Пророчества об участи царства Израильского. Соединены в одну пророческую речь; в ней изображены пороки Израильтян и указано предстоящее нашествие Ассириян и рассеяние по Армении. За три нечестия Израильтян и за четыре не отвращуся, т. е. за непрестанно умножающиеся

Из книги Закон Божий автора Слободской Протоиерей Серафим

Падение израильского царства Бог долготерпеливо призывал израильтян, через многих Своих пророков, отстать от нечестия и пребывать верными Ему. Но ни цари ни народ не слушались их.Наконец, когда нечестие народа дошло до крайних пределов, Господь отступил от Царства

Из книги Книга о Библии автора Крывелев Иосиф Аронович

От возникновения Израильского царства до вавилонского плена Первый царь Израиля? Саул погиб в борьбе против филистимлян. Его преемником был Давид. Еще при жизни Саула он стал царем племени Иуды в Хеброне, а после смерти своего предшественника завоевал власть и над

Из книги Библейские сказания автора Косидовский Зенон

Правда и легенда о создателях израильского царства Самый блестящий период в истории Израиля приходится на 1040-932 годы до нашей эры и, следовательно, длится немногим более столетия. Если даже прибавить к этому правление Самуила, крупнейшего пророка после Моисея и

Из книги Стяжание Духа Святаго в Путях Древней Руси автора Концевич И. М.

Из книги Исагогика. Ветхий Завет автора Мень Александр

§13 Краткий очерк ветхозаветной истории и истории создания Ветхого Завета (по данным современной библеистики) 1. Почему Завет был дан в рамках одного народа. Книги Св. Писания не были созданы одной из прославленных и могущественных цивилизаций, но явились Откровением,

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4. и Израильского царства 4. И будет в тот день: умалится слава Иакова, и тучное тело его сделается тощи Умалится слава Иакова. Здесь разумеется то же Израильское царство, о котором шла речь в 3-м стихе.Тучное тело его. Эти слова указывают на силу и обширность Израильского

Из книги "Раскопанная Библия". Новый взгляд археологии автора Финкельштейн Израэль

7. Причина падения Израильского царства 7. В тот день обратит человек взор свой к Творцу своему, и глаза его будут устремлены к Святому Израилеву; 8. и не взглянет на жертвенники, на дело рук своих, и не посмотрит на то, что сделали персты его, на кумиры Астарты и Ваала. 7-11.

Из книги Богоискательство в истории России автора Бегичев Павел Александрович

Суровый урок Израильского царства Мы никогда не сможем узнать, насколько надежны были традиции, тексты или архивы, используемые библейскими авторами при составлении своей истории Израильского царства. Их целью было не воспроизвести объективную историю северного

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Из книги Иллюстрированная Библия. Ветхий Завет автора История Северного (Израильского) царства ОТ АХАВА ДО АССИРИЙСКОГО ПЛЕНА. ПРОРОКИ ИЛИЯ И ЕЛИСЕЙИ почил Амврий с отцами своими, и погребен в Самарии. И воцарился Ахав, сын его, вместо него.29 Ахав, сын Амвриев, воцарился над Израилем в тридцать восьмой год Асы, царя Иудейского,

Флаг Израиля

Флаг представляет собой белое прямоугольное полотнище с двумя горизонтальными синими полосами по краям и звездой Давида в центре.

Израильский флаг символизирует государство от Нила до Евфрата: нижняя полоса - берег реки Нил, верхняя полоса - берег реки Евфрат, а звезда Давида - Иерусалим.

Звезда Давида

Звезда Давида (ивр. Маген Давид, «Щит Давида»; в идише произносится могендовид) - древний символ, эмблема в форме шестиконечной звезды (гексаграммы), в которой два одинаковых равносторонних треугольника (один развёрнут вершиной вверх, другой - вершиной вниз) наложены друг на друга, образуя структуру из шести одинаковых равносторонних треугольников, присоединённых к сторонам правильного шестиугольника. Существуют различные версии происхождения названия символа, от связывающих его с легендой о форме щитов воинов царя Давида до возводящих его к имени лжемессии Давида Алроя или талмудическому обороту, обозначающему Бога Израиля. Другой его вариант известен под именем «Печать царя Соломона».

Печать царя Соломона

Печатью царя Соломона называется символ из двух наложенных друг на друга равносторонних треугольников (Звезда Давида), помещённый на легендарном перстне-печатке царя Соломона, который давал ему власть над джиннами и возможность разговаривать с животными.

Герб Иерусалима

Геральдический щит имеет английскую форму с синим контуром. По всему щиту изображена Стена Плача и фигура льва. По бокам щита расположились оливковые ветви. Над гербом на иврите написано название города. Лев символизирует род Иуды, ветви оливы символизирую мир, синий цвет символизирует иудаизм.

Современная реконструкция печати царя Соломона

Печать Соломона - символ, представляющий собой шестиконечную звезду. Печать Соломона имеет и иные названия: щит Соломона, звезда Давида. Согласно легенде эта печать была выгравирована на знаменитом кольце царя Соломона, с помощью которого он мог управлять полчищами демонов.

История Иерусалимского храма полна легенд: учёные до сих пор не могут прийти к единому мнению. Считается, что Соломон принялся за строительство спустя 4 года после своего воцарения. Хирам, царь Тира и Библа, прислал ему в помощь опытного архитектора Хирама Абиффа, искусных плотников и ремесленников. Над зданием работали 7 лет - по некоторым данным, в стройке участвовали более 150 тысяч человек. В 950 году закончились работы над храмом, а через год его освятили. Был устроен величайший праздник, который длился 14 дней. Ковчег Завета установили в Святая святых. (Особое место в храме, где находился Камень Основания или так называемый Краеугольный Камень. Считается, что именно с этого места Бог начал сотворение мира. Сейчас над этим камнем расположен мусульманский Купол Скалы). Соломон публично прочёл молитву.

Иерусалимский храм был частью дворцового комплекса. Неподалеку от него находился большой дворец, куда из храма вел отдельный вход. Рядом также располагались летний дворец самого Соломона и дворец его жены, дочери египетского фараона.


Израильское царство
ивр. ‏ממלכת ישראל‏‎
Раздел находится в разработке

Колена Израилевы

При первом перечислении колен Библия называет их именами 12 сыновей Иакова. У Иакова были две жены - Лия, Рахиль, и служанки жён - Валла (Билха) и Зелфа (Зилпа).

Сыновья Лии: Рувим (Рэувен), Симеон (Шимон), Левий (Леви), Иуда (Иехуда), Иссахар, Завулон (Зевулун). Сыновья Рахили: Иосиф (Йосэф), Вениамин (Биньямин). Сыновья Валлы (Билхи): Дан, Неффалим (Нафтали). Сыновья Зелфы (Зилпы): Гад, Асир (Ашер)

У Иосифа были двое сыновей: Манассия (Менаше) и Ефрем (Эфраим), которых Иаков возвёл в родоначальники двух самостоятельных колен вместо их отца Иосифа, что увеличило число колен до 13.

Списки Израилевых колен в Библии не приводят колено Иосифа как самостоятельное, связывая его только с Ефремом и Манассией. Повсеместно также делаются оговорки, исключающие колено Леви как посвящённое служению Богу. Так, оно не входит в счет боеспособных мужчин, не указано его место в порядке следования колен при переходах на пути в Ханаан; оно не получает удела в Земле Обетованной и в Заиорданье. Лишённое земельного надела колено Леви, фактически не включается в общий счёт, и выделение его из сообщества колен для выполнения только ему разрешённых функций, восстанавливает первоначальное число двенадцати Израилевых колен. Предписания, касающиеся числа колен без их перечисления, также указывают 12 как их традиционное число. Таким образом, возможны 2 толкования 12 колен Израилевых: вышеперечисленные 14 за исключением либо Леви и Иосифа, либо сыновей Иосифа.

В Земле обетованной каждое колено получило свой удел.

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство распалось на два царства: Иудею на юге (земли колен Иуды и Вениамина) и Израиль на севере (территория проживания остальных десяти колен).

В 732-722 годы до нашей эры. Израильское царство было захвачено Ассирией; большая часть его населения была уведена в плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

В эпоху Второго Храма большинство еврейских семейств, видимо, уже не могло доказать свою принадлежность к тому или другому колену.

Согласно Новому Завету, Иоанн Креститель был священнического рода, некая пророчица Анна происходила из колена Ашера, апостол Павел из Тарса - из колена Вениамина. Число апостолов христианской церкви - двенадцать - носит символический характер и связано с числом сыновей Иакова и, соответственно, Израилевых колен.

На сегодняшний день, сознание племенной причастности сохранилось лишь у потомков колена Леви (Левиты), часть которых (коэны) даже хранит память о своём происхождении из рода Аарона.

Исход

Согласно Библии, пастушеский род Иакова-Израиля, - прародителя евреев, вследствие голода покинул Ханаан и переселился в Египет, обосновавшись в земле Гесем, благодаря тому, что его сын Иосиф Прекрасный стал советником фараона и породнился с местной аристократией.

Согласно Библии израильтяне пребывали в Египте 400 лет, или 430 лет.

С течением времени численность израильтян значительно возросла, превысив численность египтян. Новый фараон, который не знал Иосифа, опасаясь военных столкновений с израильтянами, повелел изнурять израильтян тяжелыми работами, чтобы сдержать рост их численности.

Когда фараон увидел, что принятые им меры не в состоянии ослабить молодой народ, он приказал убивать родившихся мальчиков из племени израильтян. В это время рождается будущий вождь и освободитель еврейского народа Моисей.

Мать Моисея Иохаведа (Йохевед), чтобы спасти его от убийства, положила трехмесячного сына в просмоленную корзину и пустила по водам Нила под присмотром своей дочери. Младенца нашла дочь фараона и взяла в свой дом.

Когда Моисей вырос и оказался среди израильтян, он увидел египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина. Моисей убил египтянина и сбежал из Египта, опасаясь мести. Он обосновался в земле мадианитян, женился на дочери мадианского священника и пас скот своего тестя.

Однажды, когда Моисей пас стадо у горы, ему явился Бог в горящем, но несгорающем кустарнике (неопалимая купина) и повелел вернуться в Египет, чтобы вывести израильтян из рабства и переселиться в Ханаан, как было обещано праотцам.

В возрасте 80 лет Моисей возвращается в Египет и требует у фараона отпустить израильтян, но фараон отказывается. Тогда Бог насылает на Египет десять бедствий (Десять казней египетских). Только после десятой казни, в результате которой умерли все перворожденные дети египтян и перворожденный скот, фараон настаивает, чтобы израильтяне покинули Египет. Согласно Исходу десять бедствий не затронули израильтян. В случае последней казни ангел смерти «миновал» дома евреев, которые были отмечены кровью жертвенного агнца.

Собрав у египтян ценные вещи, израильтяне в числе 600,000 мужчин покинули Египет. Тем временем фараон изменил своё решение и с армией погнался за израильтянами, рассчитывая вновь их поработить. Армия фараона настигла евреев у моря камышей. По воле Бога воды моря расступились, и израильтяне прошли по дну, после чего воды сомкнулись, уничтожив армию египтян.

Через три месяца перехода по пустыне израильтяне достигли горы Синай. Здесь израильтяне стали свидетелями теофании, а Моисей на вершине горы получил от Бога десять заповедей. У горы также был заключён завет между Богом и израильтянами. Там же по воле Бога была сооружена Скиния (походный Храм), мужчины из колена Левия (левиты) были назначены священниками. Брат Моисея Аарон стал первосвященником.

В течение года израильтяне жили у горы Синай. В этот период была произведена перепись, согласно которой среди израильтян насчитывалось 603 550 способных воевать мужчин.

От Синая израильтяне направились в Ханаан через пустыню Фаран. Достигнув границ Ханаана, они направили в обещанную землю двенадцать разведчиков. Десять из них, вернувшись, высказали сомнения в возможности завоевания Ханаана. Народ, усомнившись в обещании Бога обеспечить победу над хананеями, начал роптать. За это Бог обрек евреев сорок лет скитаться в пустыне, чтобы за это время умерли все, кто был рабами в Египте, включая Моисея.

Сорок лет спустя израильтяне обогнули с востока Моав и разбили в битве амореев. После этой победы они вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь умер Моисей, назначив своим преемником Иисуса Навина (1272-1244 годы до нашей эры).

Первым делом евреи под предводительством Иисуса Навина атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Пощадили только блудницу Раав и её родню за то, что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён.

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью, как и в Иерихоне. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский - объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражении на его стороне, бросая с неба камни в войско неприятеля. Все жители этих городов были поголовно истреблены. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон.

После покорения и раздела земли Иисус мирно скончался и был погребён на горе Ефремовой.

Эпоха судей 1244-1040 годы до нашей эры

Эпоха судей охватывает период библейской истории от смерти Иисуса Навина до разрушения скинии завета в Силоме, что соответствует позднему бронзовому веку.

Несмотря на «юридическое» название, данная эпоха может быть названа смутным временем, характеризующимся вспышками межплеменного и межэтнического насилия: «когда у него не было царя и когда каждый делал то, что ему казалось справедливым». В это время израильтяне (потомки Иакова) распались на 12 племен, символически объединенных вокруг религии предков и осознания своего кровного родства, что не мешало таким эксцессам трайбализма как резня колена Ефрема и колена Вениамина, в ходе которых погибло до 92 тыс. израильтян (42 тыс. ефремлян, 25 тыс. сынов вениаминовых и 22 тыс. ратников израильского ополчения). Общее же количество израильтян, способных к войне, в это время насчитывало 400 тыс. человек. Примечательно, что ранее общее количество израильтян, вышедших из Египта при Моисее, было 600 тыс. человек.

В эпоху Судей часть израильтян продолжала вести кочевой образ жизни, другая стала переходить к оседлости. Жители иудейского Вифлиема, например, выращивали ячмень и пшеницу.

Символическими авторитетами израильтян в это время были судьи (шофтим), к которым приходили «на суд». Судьи являлись активными носителями израильского самосознания и посему ожесточенно сопротивлялись тенденциям ассимиляции израильтян в среде местного населения: ханаанеев, хеттиев, амореев и иевусеев. Это проявлялось и в том, что судьи предводительствовали израильским ополчением и призывали к уничтожению святилищ местных народов (капищ Баала и Астарты). Судьей мог быть и пророк (Самуил), и главарь банды разбойников (Иеффай), и женщина (Девора). При этом все они активно исполняли судейские функции, что позволило поставить вопрос, что философия права, так же как и современная доктрина разделения властей, имеет истоки в Ветхом Завете.

Последующее за эпохой судей установление при посредстве судьи Самуила израильской монархии демонстрирует то, что не имели судьи: регулярную армию, всеобщее налогообложение и реальную исполнительную власть. Нравственный авторитет судей не всегда соответствовал их популярности. Они не гнушались убийствами и блудом (Самсон), а также и мздоимством (сыновья Самуила Иоиль и Авия), хотя в целом их власть была основана либо на высоком моральном авторитете, либо на военной силе, поскольку и то, и другое позволяло исполнить вынесенные ими судебные решения, особенно в случае судебных споров между представителями разных колен.

Единое Израильское царство 1040-928 годы до нашей эры

История Израильского царства начинается возведением первосвященником и пророком Самуилом Саула в царское достоинство - помазанием на царство Саула как первого Израильского царя. Как свидетельствуют книги Царств, Саул недолго был верным слугой Божим. В частности, через Самуила Бог повелел Саулу покарать амаликитян и, в том числе, предать царя амаликитян смертной казни и уничтожить весь скот амаликитян. Но Саул не полностью выполнил Божье повеление. Царь амаликитян был взят в плен, но не умерщвлён, а скот амаликитян объявлен военным трофеем. В другой раз Саул самочинно совершил всесожжение, не дождавшись первосвященника - в данном случае пророка Самуила, задержавшегося по пути к военному лагерю Саула. В результате Самуилу было велено Богом помазать на царство юного Давида, в то время пасшего отцовские стада.

После победы Давида над Голиафом, предрешившей победу израильского войска над филистимским, а также после ряда других удачных военных акций против филистимлян, популярность Давида резко взлетает вверх. Саул был в панике, испугавшись, что Давид отнимет у него царский престол. В результате Израильское царство фактически пережило и первую (но не последнюю) гражданскую войну. Правление Саула завершилось разгромом его войска филистимлянами, его сын пал в сражении, сам же Саул покончил с собой, опасаясь быть взятым в плен.

Период царствования Давида и Соломона (1010-928 годы) - золотой век Израильского царства. В 1010 году Давид переносит столицу в Иерусалим и значительно расширяет город. Согласно описанию из Книги Царей, царство Давида простиралось от берегов Евфрата до Газы. Но и его правление было небезоблачным. В частности, случилась новая гражданская война. Давиду противостоял его сын Авессалом, незаконно претендовавший на царский престол. В результате этой войны Авессалом был убит слугами Давида вопреки приказу царя. Тем не менее, Израиль под управлением Давида очень удачно ведёт войны против внешних врагов. Также ведётся обширное строительство, в том числе в Иерусалиме.

Соломон, сын и преемник Давида на Израильском царском престоле, описывается как мудрейший из царей и как строитель Иерусалимского Храма. Соломон смог развить внешне- и внутриполитические достижения Давида. Собственно в правление Соломона Израильское царство находилось в зените своего могущества.

Разделение

Смерть Соломона (928 год) практически поставила точку в истории Израильского царства как единого государства. На царский престол восходит его сын Ровоам. Но он проводит чрезмерно жёсткую репрессивную внутреннюю политику. Десять колен Израилевых не признали над собой его власть и объединилась под властью Иеровоама I, образовав в северной части до этого единого Израильского царства Северное (Израильское) царство. Колена же Иудино и Вениаминово остались верны Дому Давидову и образовали Южное царство с центром в Иерусалиме, известное впоследствии как Иудейское царство.

Период Северного (Израильского) царства 928-721 годы до нашей эры

После смерти царя Соломона в 928 году до нашей эры единое Израильское царство было разделено. Десять колен (племён) образовали Северное царство, которое получило название Израиль. Столицей Северного Израильского царства стал Шхем, затем Тирца (Фирца) и наконец Самария (Себастия, Шомрон). Согласно Ветхому Завету, цари северно-израильского государства отступили от монотеистического служения Единому Богу Израилеву, вначале воздвигнув в городах Вефиль и Дан храмы с золотыми изваяниями тельцов, а затем даже поклонялись божествам финикийского культа. С точки зрения Библии, ни один из них не был «благочестивым царём».

В Северном Израильском царстве правящие династии неоднократно менялись в результате государственных переворотов, дольше всего правила династия Йеу (Ииуя). В 721 году году до нашей эры Северное Израильское царство было завоевано ассирийским царем Саргоном II. Значительная часть населения царства были уведены в ассирийский плен и расселена небольшими группами в различных областях этой огромной державы. Так началась первая еврейская диаспора. Основная масса израильтян постепенно была ассимилирована народами, среди которых они проживали.

Ассирийский плен, или ассирийское изгнание

Период в истории народа Израиля, во время которого несколько тысяч израильтян из древней Самарии были угнаны в Ассирию и её провинции. Северно-Израильское царство было разгромлено ассирийскими царями Тиглатпаласаром III и Салманасаром V. Завершил осаду Самарии в 721 году до нашей эры следующий правитель Ассирии - Саргон II, окончательно уничтожив таким образом Северное царство, что подвело итог его двадцатидвухлетнему упадку.

По ассирийским клинописным источникам из Дур-Шаррукина, из Самарии было депортировано 27290 пленников.

В отличие от более поздних изгнанников Иудейского Царства, которые смогли вернуться из вавилонского пленения, 10 колен Северного царства не получили разрешение вернуться на родину. Спустя много столетий, раввины реставрированной Иудеи продолжали спорить о судьбе потерянных колен.

Израиль [Исраэль]

Легендарные патриархи евреев (хабиру)

Абрахам (Авраам)
Ицхак (Исаак)
Йаакоб (Иаков)
Йегуда (Иуда)
Моше (Моисей)
Йегошуа бен Нун (Иисус Навин)

Шофтим [судьи] евреев в Ханаане (Палестина)

Отниэл (Гофониил)
Эхуд (Аод)
Шамгар (Самегар)
Барак (Варак)
Иероваал (Гедеон)
Абимелек (Авимелех)
Фола
Иаир
Йифтах (Иеффай)
Есевон
Елон
Авдон
Шимшон (Самсон)
Элийагу (Илия)
Шмуэл (Самуил)

Помазанные священники, или высшие священники Скинии собрания [походного храма евреев]

Цари Израильского царства 1040 - 928

Дом Саула (бен Шауль)

1040-1012

Дом Давида (бен Давид)

1012-972
972-928

Раздел на Северное (Израильское) и Южное (Иудейское) царства

928

Цари Северного, или Израильского царства 928 - 721

I династия (бен Нават)

928-910
910-908

II династия (бен Бааша)

908-885
885-884

III династия

884-884

IV династия (бен Омри)

884-873
884-881
873-853
853-852
852-842

V династия (бен Йегу)

842-814

И впадает в Мертвое море .

Мертвое море

Мертвым морем называется большое и очень соленое озеро — природный водо-ем, со всех сторон окруженный сушей. Морем его прозвали в древности за большие размеры, но оно нигде не соединяется с океаном . Озеро лежит на дне самой глубокой на Земле впадины. Уровень воды в озере на 395 м ниже уровня воды в океане.

Вода в Мертвом море в десять раз солёнее, чем, во многих настоящих морях. В такой соленой воде не могут жить ни рыбы , ни водоросли . Кристаллы слои блестят на его берегах, а люди , даже не умеющие плавать, не тонут. Соленая вода выталкивает их на поверхность.

История Древнееврейского царства

  • Ок. 1250 г. до н. э. — евреи вступают на ханаанскую землю.
  • Ок. 1020 г. до н. э. — Саул становится царем.
  • Ок. 1000-965 гг. до н. э. — правление царя Давида. Филистимлянам нанесено поражение.
  • Ок. 965-928 гг. до н. э. — правление царя Соломона. Постройка храма.
  • Ок. 926 г. до н. э. — единое царство Израиль раскалывается на два: Израильское и Иудейское.
  • 722 г. до н. э. — ассирийцы захватывают Израиль.
  • 587 г. до н. э. — вавилоняне разрушают Иерусалим. Народ Иудеи уводят в плен.

В Палестине, между Средиземным морем и рекой Иордан, жили с древних времен евреи. Древние еврейские племена кочевали по пустыне возле ханаанской земли. Они пасли коз и овец , выращивали хлеб. История еврейского народа представлена священной для многих народов книгой — Библией.

Великий исход

Во время сильной засухи , когда долго не было дождей, земля вы-сохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спа-саясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.

Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Крас-ным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, кото-рые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из изве-стных нам переселений народа.

Завоевание Ханаана

В огороде произрастали фасоль, чечевица, чеснок, лук и горох. В плодовом саду росли оливки, фиги, финики и гранаты. Козы давали молоко и шли на мясо.

Во дворе находилась печь для выпечки хлеба, рядом с которой девушки месили тесто. Также женщины давили оливки, чтобы приготовить масло, и пряли шерсть.

Древнееврейская архитектура

Храм царя Соломона в Иерусалиме

Храм царя Соломона в Иерусалиме построен из известняка. Стены были облицованы привезенным из Финикии кедром. По периметру крыши был возведён портик, а у входа в храм стояли две бронзовые колонны. Финикийские ремесленники помогали древним евреям возводить этот храм.

Со времен библейских патриархов, живших, по утверждению ученых, во II тысячелетии до н. э., земля Израильская священна для еврейского народа. Она была ему завещана Богом и, согласно иудейскому учению, станет местом прихода мессии, который положит начало новой счастливой эпохи в его жизни. Именно здесь, на Земле Обетованной, находятся все главные святыни иудаизма и места, связанные с историей современного Израиля.

Путь в землю, завещанную Богом

Созданная незадолго до этого Организация Объединенных Наций попыталась найти компромиссное решение спорного вопроса и поддержала разделение Палестины. При этом Иерусалим должен был получить статус международного города, управление которым осуществлялось бы представителями ООН. Такой подход не устроил ни одну из противоборствовавших сторон.

Большинство еврейского населения, особенно его религиозно-ортодоксальная часть, сочло решение международного органа не отвечающим их национальным интересам. В свою очередь руководители Лиги арабских государств открыто заявили, что приложат все усилия, чтобы воспрепятствовать его реализации. В ноябре 1947 года глава Высшего арабского совета Джамаль аль Хуссейни пригрозил немедленным началом военных действий, в случае если хоть какая-то часть территории достанется евреям.

Тем не менее план разделения Палестины, положивший начало истории современного Израиля, был принят, и ключевую роль в этом сыграла позиция, занятая правительством Советского Союза и президентом США Гарри Трумэном. Руководители обеих великих держав, принимая подобное решение, преследовали одинаковую цель - усиление своего влияния на Ближнем Востоке и создания там надежного плацдарма.

Обострение межнациональной борьбы

Дальнейший период в истории создания Израиля, продлившийся около двух лет, отмечен масштабными военными действиями, развернувшимися между арабами и еврейскими вооруженными формированиями, командование которыми осуществлял видный государственный деятель и будущий премьер-министр страны - Давид Бен-Гурион. Особую остроту столкновения получили после того, как в связи с прекращением действия мандата британские войска покинули занимаемую ими прежде территорию.

По мнению историков, арабо-израильскую войну 1947-1949 годов можно условно разделить на два этапа. Первый из них, охвативший период с ноября 1947 по март 1948 года, характерен тем, что еврейские вооруженные силы ограничивались лишь оборонительными действиями и совершали ограниченное число ответных акций. В дальнейшем же они перешли к активной наступательной тактике, и вскоре овладели большинством стратегически важных пунктов, таких как Хайфа, Тверия, Цфат, Яффо и Акко.

Декларация независимости Израиля

Важным моментом в истории создания Израиля стало заявление американского госсекретаря Джорджа Маршалла, сделанное им в мае 1948 года. Это был, по сути, ультиматум, в котором временному Народному управлению еврейского государства предлагалось передать всю полноту власти Комитету по безопасности ООН, в обязанности которого входило обеспечение прекращения огня. В противном же случае Америка отказывалась помогать евреям в случае возобновления арабской агрессии.

Это заявление послужило поводом для созыва 12 мая 1949 года экстренного заседания Народного совета, на котором по результатам проведенного голосования было принято решение отклонить предложение США. Двумя днями позже, 14 мая, произошло еще одно важное событие - провозглашение независимости Израиля. Соответствующий документ был подписан в здании тель-авивского музея, находящегося на бульваре Ротшильда.

В Декларации независимости Израиля говорилось о том, что, пройдя многовековой путь и претерпев множество бед, еврейский народ желает возвратиться на свою историческую родину. В качестве же юридического обоснования приводилась резолюция ООН о разделении Палестины, принятая в ноябре 1947 года. На ее основании арабам предлагалось прекратить кровопролитие и уважать принципы национального равноправия.

Эпилог

Так произошло создание современного государства Израиль. Несмотря на все усилия, прилагаемые международным сообществом, мир на Ближнем Востоке до сих пор является лишь призрачной мечтой - сколько лет существует Израиль, столько же продолжается его конфронтация со странами арабского мира.

Иногда она принимает форму широкомасштабных военных действий. Среди них можно вспомнить события 1948 года, когда Египет, Саудовская Аравия, Ливан, Сирия и Трансиордания пытались совместными усилиями уничтожить государство Израиль, а также кратковременные, но кровопролитные войны - Шестидневную (июнь 1967 года) и Судного дня (октябрь 1973 года).

В настоящее же время результатом противостояния является интифада, развязанная арабским боевым движением и направленная на захват всей территории Палестины. Тем не менее потомки Авраама, Ицхака и Иакова помнят завет, данный им Богом, и свято верят в то, что рано или поздно на их исторической родине восторжествуют мир и покой.

В начале I тысячелетия до н. э. положение дел в Палестине определялось тремя силами - Израилем, Иудеей и Филистией. Все они уходят своими корнями в Позднебронзовый период.

Израильский племенной союз пережил в конце XIII в. серьезные перемены. Его ядро было разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно, распалось. Другая группа

израильтян еще раньше осела в Египте, но в конце XIII в. покинула эту страну и поселилась на Синае, что отразилось в древнееврейском предании об Исходе из Египта. В смутные для Восточного Средиземноморья времена рубежа XIII-XII вв. до н. э. израильские группы воссоединились (по-видимому, при значительной культурной и организационной гегемонии выселенцев из Египта) и вновь вторглись в Палестину из-за Иордана. Впоследствии древнееврейская традиция связывала Исход и новое оформление Израильского союза племен с Моисеем, а вторжение в Палестину - с Иисусом Навином.

В XII в. до н. э. Израиль окончательно сформировался на территории Палестины как союз двенадцати племен. Выборные вожди - «шофеты» («судьи») являлись верховными жрецами, командовали племенными ополчениями, а в мирное время разбирали тяжбы. Культ Израиля в это время, несомненно, носил обычный языческий характер. В качестве верховного бога ими был к этому времени принят Яхве - местное доизраильское божество одной из горных местностей Южной Палестины.

В начале XI в. до н. э. в Палестине установилась военная гегемония филистимлян, лидировавших в металлургии железа, а значит, в производстве вооружения. Израильская племенная система продемонстри­ровала свою неспособность к сопротивлению. В борьбе с филистимлянами выдвигаются удачливые военные предводители или просто разбойники, поставившие себя вне традиционных племенных отношений. Одного из них, Саула, израильские племена избрали первым царем Израиля, т. е. надплеменным наследственным прави­телем (конец XI в. до н. э.); как обычно, становление царской власти было энергично поддержано основной племенной массой вопреки сопротивлению аристократии. Саул назначал своих приближенных тыся-ченачальниками и сотниками армии, наделял полями и виноградниками, что вело к зарождению служилой знати. Однако Саул оказался неудачливым полководцем и, потерпев сокрушительное поражение от фи­листимлян, бросился на меч.

Царем стал его зять Давид (ок. 1000- 965 г. до н. э.), проводивший политику создания централизованной монархии. При нем был присоединен Иерусалим, ставший столицей нового царства. Для управления


страной был образован центральный государственный аппарат, во главе которого стоял верховный сановник. При царе была создана лично ему преданная гвардия из наемников-чужеземцев - критян и фили­стимлян. Сильное недовольство вызвало распоряжение Давида о проведении всеобщей переписи населения в целях податного обложения. Еще больший ропот вызвало введение правила, по которому все являющиеся перед лицом царя, начиная от рядовых подданных и кончая военачальниками и царевичами, должны были «падать лицом своим на землю». Внешняя политика Давида была довольно удачной. С филистимлянами он заключил мир, а территориальные приобретения на юге продвинули границы государства до Акабского залива.

Преемником Давида стал его младший сын Соломон (ок. 965-928 гг. до н. э.). Традиция прославляет его за мудрость, изображает проницательным и справедливым судьей и объявляет автором ряда литературных произведений, вошедших в Библию. В действительности Соломон был властолюбивым и тщеславным монархом, унаследовавшим деспотические замашки своего отца, и не стеснялся устранять людей, стоявших на его пути.

В правление Соломона много внимания уделялось строительной деятельности. Восстанавливались запустевшие ханаанейские города и основывались новые, строились дворцы. В честь бога Яхве Соломон воздвиг в Иерусалиме роскошно украшенный храм. Для строительства всех этих зданий тирский царь Ахирам прислал Соломону лучших мастеров и художников, а также строительные материалы. За это Соломон снабжал Ахирама зерном и оливковым маслом и уступил ему двадцать городов.

Широкий размах строительной деятельности и содержание двора требовали больших средств, в связи с чем правительство прибегло к усилению налогового обложения. Территория Израильско-Иудейского царства была разделена на 12 округов, и каждый из них доставлял царю продовольствие один месяц в году. Введена была трудовая повинность. Сначала она коснулась покоренного ханаанейско-аморейского населения, а затем и израильтян, которые должны были четыре месяца в году трудиться на царских строительных работах.

К концу царствования Соломона внешнеполитическое положение его государства осложнилось. На северной границе возникло сильное Дамасское царство. Большинство племен отпало от Иудеи и образовало новое Израильское царство. Столицей его несколько позднее (в IX в. до н. э.) стал вновь основанный город Самария. Династия Давида продолжала править в южной части страны (в Иудейском царстве), сохранив столицу Иерусалим.

Ослаблением и раздроблением страны воспользовался Египет. Фараон Шешонк около 925 г. до н. э. совершил опустошительный поход в Палестину, разорив не только Иудейское, но и Израильское царство. Однако ослабление Египта при преемниках Шешонка помешало восстановлению его былого господства в Восточном Средиземноморье.



Выбор редакции
Джон Пекам описал способ покрывать стекло тонким слоем олова.Производство зеркала выглядело так. В сосуд через трубку мастер вливал...

Кто такой некромант? Данное словечко мы довольно часто встречаем в фэнтези-литературе, кинокартинах и даже на страницах газет. Чаще всего...

Одна из сложных рун Футарка. Руна Защиты или - точнее - руна обороны (что и отличает ее от руны Альгиз), руна «отвращающих сил» и...

Жития святых Жития святых ЖИТИЯ СВЯТЫХ - произведения, содержащие жизнеописания представителей и проводников христианской религиозной...
Еще до наступления зимы начинается подготовка к новому году. В этой предпраздничной суете люди начинают задаваться вопросом, каким будет...
Мир шамана – таинственный, загадочный и скрытый от посторонних глаз. Истинный шаман не имеет ничего общего с экстрасенсом, магом или...
Как научиться понимать молитвы? Перевод слов молитв из молитвослова для мирян с церковно-славянского, разъяснения смысла молитв и...
В сновидениях все загадочно и странно, и порой такие простые и обыденные вещи, которые в нашей повседневной жизни не вызывают никаких...
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...