Иоанн кронштадтский реакционер и черносотенец. Кронштадтский как символ православия


«Селение Божие, жилище Святой Троицы - Бога Отца, Сына и Святого Духа, Которые в нём почивают; в батюшке Кронштадтском явился во плоти Бог, он оправдал себя в Духе, показал себя ангелом и в народах проповедан»
Такими именами называли Иоанна Кронштадтского его самые ярые поклонники.
Иоанн Ильич Сергеев более известный как Иоанн Кронштадтский память которого вчера праздновали действительно был человек в высшей степени талантлив. Молодой священник 26 лет начал с первых дней своего служения с огромным энтузиазмом активно заниматься пастырским служением. Свидетельствуют о его делах милосердия тех лет, все раздавал нищим, мог снять с себя одежду и отдать нуждающемуся. Все может так и было, но все таки явных свидетельств нет.
Однажды к нему обратилась старушка с просьбой помолиться о болящем сыне, после его молитвы сын выздоровел, пошел слух о нем среди народа. Но когда произошли исцеления последовательно княгини Зинаиды Юсуповой и вслед ей фрейлины императрицы Анны Вырубовой то слава о Кронштадтском чудотворце распространилась по всей стране.
Интересно, что обе дамы имели отношение и к другой российской знаменитости Григории Распутине, Анна Вырубова была одной из самых преданных к старцу людей, а Зинаида Юсупова мать придурковатого Феликса Юсупова одного из убийц Распутина.

Каждому начинающему жить церковной жизнью Иоанн Кронштадтский представляется наравне с Отцами Церкви, без возможности подвергнуть анализу его жизнь. Я не был исключением и бездумно почитал протоиерея, любую черту характера или жизненную историю всегда без исключения ставил в актив Иоанну Ильичу. Я вот много читал его трудов во времена моей учебы в семинарии, но ничего в душе не осталось, пустота, ни одной фразы не осталось на сердце.
Вот его брак, уверен, что его жена поповна Елизавета мечтала о детках, но по изволению своего мужа лишилась этого. Как мы знаем Иоанн до священства мечтал о монашестве, но почему не постригся, а женился и заставил жить и свою жену в девственном положении. Представилась возможность получить место в огромном соборе на окраине Петербурга?

Напрашивается параллель с патриархом Алексием Ридигером. Когда замаячила возможность загреметь в армию, тот женился на девице и получил священный сан, а как опасность миновала, то развелся и пошел по карьерной лестнице. Это только догадки конечно, но Елизавета выглядит на фотографиях несчастной, по моему с ней не считались.
Когда садишься и внимательно читаешь свидетельства тех дней, то меняется оттенок тех фактов его жизни, которые должны замылить глаза своей торжественностью. Например подается информация, как будто отец Иоанн был главным духовным лицом перед смертью императора Александра III, но оказывается умирающий царь долго отказывался от предложений встретиться с ним и только по настоянию супруги он согласился. Иоанн Сергеевич прибыл в Левадию к умирающему, но только на третий день его допустили до царя, в это время его причащали, исповедовали совсем иные лица. Известно доподлинно об одной встрече где он в свойственной ему манере молился за царя. Но в эти дни Иоанн много общался с наследником Николаем Александровичем и как мы видим смог склонить последнего на благоволение к своей персоне. Николай II повелел присутствовать протопопу на венчании на царство.

По протекции Николая II кронштадтский пастырь получил митру, а впоследствии был назначен в Святейший Синод. Белый клирик, не будучи ни протопресвитером, ни из числа придворного и военного духовенства это нонсенс, да к тому же к тому времени он был настолько слаб, что по причине здоровья уже не мог посетить ни одного заседания синода, а не по причине смирения как можно слышать сегодня комментарий.
Но императорская семья не прибегала к Иоанну за духовной помощью, например до приближения Распутина к царской семьи его место занимал французский маг и предсказатель Низье Антельм Филипп, к которому венценосцы обращались за помощью в получении наследника, а не к Иоанну.
Иоанн Кронштадтский после приближения с престолом максимально занялся благотворительностью, но уже совершенно в иных размерах, на благотворительность шли огромные деньги из казны от личных жертвователей и из сект.

Да, да секта иоаннитов созданная людьми которых старец часто посещал для совершения молебнов. Так вот секта на имени Иоанна собирала огромные деньги, порой жертвователи велись на манипуляции и отписывали целые дома. Те, же делились с Иоанном деньгами, которые он брал, хоть и журил собирателей. Но ведь деньги не пахнут, даже у мошенников.

Про секту наверное отдельный разговор, скажу только пару фраз о размерах секты. В короткие сроки она разрослась на всю страну. Современники рассказывают, что не было ни одного дома в котором бы не было фотокарточки священника.Культ Матроны все таки уступает культу который был при жизни Иоанна Кронштадтского. Секте был посвящён роман «Иоанниты», изданный в газете «Петербургский листок». В ней Иоанн Кронштадтский был изображён как псевдоцелитель, а его сторонники - как фанатики-сектанты. Роман послужил основой для создания одного из самых известных сочинений Виктора Протопопова - пьесы «Чёрные вороны». Пьеса была поставлена в 1907 году и имела грандиозный успех, ее ставили во многих театрах империи и всегда показ был с аншлагом. Но позже против пьесы выступили черносотенцы-монархисты и царь передал через Столыпина приказ о запрете пьесы.
Опять же очень схожи "страдания" патриарха Кирилла от роскошной жизни, примерно такие же "страдания" мы видим в жизни отца Иоанна Кронштадтского: личный пароход, перемещение в личном вагоне, штат сопровождения, многочисленные шубы, атласные рясы, кресты, митры.
Вот например воспоминание самого отца Иоанна когда пономарь подал ему кадило прежде не сдув с него пепел и весь этот пепел полетел на престол, на котором стояла новая драгоценная митра и он в гневе закричал на мальчишку. а потом скорбел, что не престол ему в тот момент было жалко. а новую митру.

Не возможно пройти мимо еврейского вопроса, Иоанн Ильич Сергеев был антисемитом вот пара типичных фраз принадлежащих ему:
" Если Россия стояла до сих пор, то только благодаря Царице Небесной. А теперь какое тяжёлое время мы переживаем! Теперь университеты наполнены евреями, поляками, а русским места нет; а ещё правительство бранят! Как может помогать таким людям Царица Небесная? До чего мы дожили! "Христиане, которые не веруют в Бога, которые с евреями действуют заодно, которым всё равно, какая вера: с евреями они евреи, с поляками они поляки, - те не христиане, они только званные, и погибнут, если не раскаются".
"...Сколько теперь врагов у нашего Отечества! Наши враги, вы знаете, кто: евреи... Да прекратит наши бедствия Господь, по великой милости Своей! А вы, друзья, крепко стойте за Царя, чтите, любите Его, любите святую Церковь и Отечество, и помните, что Самодержавие - единственное условие благоденствия России; не будет Самодержавия - не будет России; заберут власть евреи, которые сильно ненавидят нас!".
Еврейские погромы в Кишиневе в 1903 году, когда обезумевшая толпа шла и била всех подряд: женщин, стариков, детей.
Тогда было убито 50 человек, покалечено свыше 500 евреев. Тогда он не отстал от прогрессивной общественности и слегка покритиковал погромщиков, а когда эту критику народ мягко говоря не понял. То кронштадтский чудотворец моментом написал другое письмо весь смысл которого можно описать одной фразой которая имеет место в этом письме:
«в погроме виноваты преимущественно сами евреи».

Через год Кронштадтский ужесточил риторику: «по всему виновники - евреи, подкупившие наших хулиганов убивать, грабить, изводить пожарами русских людей»
Через два года пошел еще дальше и подал заявление на вступление в черносотенную организацию:
"Желая вступить в члены Союза Русского Народа, стремящегося к содействию (всеми законными методами) правильному развитию начал Русской Церковности, Русской Государственности и Русского Народного Хозяйства на основе Православия, неограниченного Самодержавия и Русской Народности, прошу как единомышленника зачислить и меня.
Иоанн Ильич Сергиев". Протоиерей Кронштадтского Андреевского Собора,
ноября 19 дня 1907 года. (о. Иоанн Кронштадтский). До конца жизни этого человека оставалось 2 года.

Отношения между людьми многое характеризуют в человеке, известно, что между Иоанном Сергеевым и Григорием Распутиным были сложные отношения, главным образом со стороны отца Иоанна, но не смотря на то, что тогда Иоанн был в более тяжелой весовой категории, чем Распутин публично нападать он не смел из за страха перед царем.
Против же Льва Толстого он не в чем себе не отказывал известны многочисленные его высказывания в печати тех лет против Льва Николаевича, вершина же его ненависти эта "молитва":

"Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли - этот труп зловонный, гордостью своею посрамивший всю землю. Аминь"
Как вам молитва самого "доброго" пастыря всех времен и народов?
Кроме желания смерти как таковой протоиерей Иоанн Кронштадтский предрекал, чтобы Лев Толстой обязательно умер в мучениях, но писатель как раз умер спокойно, а сам Иоанн испытывал ужасные страдания в течении трех лет от мочекаменной болезни. Впрочем сама болезнь ни говорит ни о чем, разве только, чтоб не желать другому того, чего не хотел бы себе.

«Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями. Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом - кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах. Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра государя - это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший ещё жить, избавиться от своей болезни, и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актёр...»
Иоанн Ильич Кронштадтский интересная личность, которую нужно глубоко изучать, но вот пример с него брать как со святого я бы не стал. Его личность легко можно представить в наших реалиях. Он бы органически в нее вписался.

Частично я вижу его в отце Дмитрии Смирнове, частично в епископе Тихоне Шевкунове, в общем частичку Иоанна Кронштадтского можно найти в той или иной мере практически в любом клирике, да нет в любом православном мужеского рода без критического мышления. Поэтому он так и ценен в имперской церкви.

А вот слова батюшки, относящиеся к 1907 году: «Не в мирное, а в беспокойное и крамольное время мы живем, время безначалия и безбожия, время дерзкого попрания законов божеских и человеческих, во время бессмысленного шатания умов, вкусивших несколько земной мудрости и возмечтавших о себе через меру, ибо знание кичит, по слову Божию, а любовь назидает. Для всех очевидно, что Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению. Отчего же столь великое, бывшее столь твердым, могущественным и славным прежде Царство Русское ныне так расслабилось, уничижилось, всколебалось? От того, что оно сошло с твердой и непоколебимой основы, истинной веры, и в большинстве интеллигенции отпало от Бога, Который Один есть непоколебимая, во веки вечная держава, Коим твердо держатся в дивной гармонии небо и земля – столько веков. Некоторые царства сошли совсем с позорища мира за неверие и беззаконие. И чем дальше существует мир прелюбодейный и грешный и преуспевает в беззакониях, тем он больше и больше слабеет, дряхлеет и колеблется, т.ч. к концу мира он совсем сделается трупом или дымящею головнею».

И еще: «Обратим внимание на современное положение наше религиозное и политическое. Ныне – страшное время безверия и отступления от Бога, время потрясающих душу беззаконий всякого рода; многие люди обратились нравственно в диких зверей или злых гениев или духов. Нет для них ничего святого, нет души бессмертной, нет Бога, нет воскресения и нет воздаяния по делам, нет суда нелицеприятного, точного, строгого за всякое слово и дело, а потому, говорят они: громи, убивай, жги, похищай, насилуй всячески ближнего, лги, лицемерь, не подчиняйся никакому начальству, будь сам для себя начальник – отвечать ни за что не будешь. Известный русский безбожник-писатель (Толстой) особенно повинен в растлении и безбожии русского народа, преимущественно – интеллигенции, да и вообще злонамеренные публицисты виновны в том; их безбожные писания, рассеянные в России в миллионах печатных листков, наводнили всю Россию и столкнули юношество с основ веры религиозной и гражданской. Да будет проклята нечестивая, злая, возгордившаяся перед Творцом утроба диавола, в которой зародилась впервые дерзкая мечта сравняться с Богом и объявить Ему войну, Его вечной правде, святыне, бесконечной премудрости, красоте и непобедимой силе. Эта всемирная злая сила возмутила всю Россию, произвела и производит к ней доселе все волнения, мятежи, неверие, богохульства, неповиновение, невежество. Обратись же к Богу, Россия, согрешившая перед Ним больше, тягчае всех народов земных, – обратись в плаче и слезах, в вере и добродетели. Больше всех ты согрешила, ибо имела и имеешь у себя неоценимое жизненное сокровище – веру Православную с Церковью спасающей, и попрала, оплевала ее в лице твоих гордых и лукавых сынов и дочерей, мнящих себя образованными, но истинное образование, т.е. по образу Божию, без Церкви быть не может».

В своей книге «Живой колос» св. Иоанн выражал мнение, что злейшими врагами Православия являются Лев Толстой и католики. Касательно папизма он писал: «Католики выдумали новую главу Церкви, унизив единую истинную Главу Церкви – Христа. Самое вредное дело в христианстве, в этой богооткровенной, небесной религии есть главенство человека в Церкви, например папы, и его мнимая непогрешимость. Именно в его догмате непогрешимости заключается величайшая погрешность, ибо папа есть человек грешный и беда, если он возомнит о себе, что он непогрешим. Сколько погрешностей величайших, гибельных для душ человеческих выдумала католическая папская церковь – в догматах, в обрядах, в канонических правилах, в богослужении, в мертвящих, злобных отношениях католиков к православным, в хулах и клеветах на Православную Церковь, в ругательствах, обращенных к Православной Церкви и православным христианам! И во всем том виноват непогрешимый, якобы, папа, и доктрина его иезуитов, их дух лжи и двоедушия. Сам Господь всегда присущ Своей Церкви, – для чего же наместник – папа? И может ли грешный человек быть наместником Господа? Не может. Бывает наместник царя, наместник патриарха, а наместником, заместителем Господа, безначального Царя и Главы Церкви, никто не может быть. Папа сковал духовную свободу и совесть христиан-католиков. Католики о папе ревнуют, а не о Христе, за папу воюют, а не за Христа, и их ревность по вере переходит всегда в фанатизм страстный, человеконенавистный, остервенелый, фанатизм крови и меча, костров, непримиримости, двоедушия, лжи и хитрости».

О протестантах и вообще о еретиках святой пастырь говорил: «Без Главы-Христа Церковь – не Церковь, а сборище самочинное. Таковы – лютеране, русские раскольники, толстовцы. Немощь человеческая, слепота, страсти человеческие сейчас сказались в церквах отпадших. Лютеране не молятся об умерших, англикане тоже. У протестантов совсем извращено понятие о Церкви, ибо нет у них благодати законного священства, нет таинств, кроме крещения, и нет самого главного: причащения Тела и Крови Христовых; нет колена небесного – Церкви Небесной: не признают святых; нет и колена преисподнего – душ умерших не признают и не молятся за них, считая это ненужным. Англикане и лютеране хотят, чтобы не было образов, чтобы их не почитали! Да это нелепость, абсурд. Ведь святые – други Божии, храмы, члены Его, в коих Он почивает. Как же не чтить их изображений? Лютеране отпали от Церкви и без ее Главы остались, англиканцы тоже: Церкви нет у них, союз с Главою ее порван, помощи всесильной нет, а диавол воюет всей силой, коварством, и всех держит в своей прелести и погибели. Погибающих множество в безбожии и разврате».

Касаясь отношений св. Иоанна с евреями, следует подчеркнуть, что он считал политику русских царей в отношении некрещенных иудеев с изоляцией их от общей массы русского народа в зонах оседлости очень мудрым решением, ибо полагал, что только это избавит русский народ от неизбежной зависимости, что и случилось впоследствии в России. Поэтому батюшка и не благословил в 1890 г. проект В. Соловьева о расширении прав евреев в России, отклоненный позднее и самим Государем.

Между тем непосредственная конфронтация св. Иоанна с евреями возникла лишь во время революции 1905 года. Хулители св. Иоанна утверждали, будто его деятельность была направлена на добывание денег, что все его молебны и благословения будто бы оплачивались. Грубая клевета! Он никогда ничего не просил. Что предлагали, брал, но для передачи нищим. Дома ему почти не приходилось бывать и обстановка его квартиры была очень скромная, хотя через его руки проходило более миллиона рублей в год. Только фарисеи и лицемеры ухитряются не иметь врагов и быть всеми уважаемыми. Христос и апостолы имели много врагов и погибли от их лютой злобы. Не мог не иметь врагов и праведник Кронштадтский.

Самым грязным и низким врагом великого пастыря была еврейская пресса. В течение трех лет (1905-1908 гг.) она ежедневно глумилась над благочестивым старцем, издевалась над его чудесами, над его милостыней, над благоговением его поклонников. Сочинялись клеветнические легенды, сквернились женская к нему преданность, оплевывался народный порыв. Св. Иоанн мужественно выступал против революции и в церковных проповедях напоминал власти ее долг подавлять смуту. От него русское начальство с изумлением узнало, что употреблять меч обязывает сам апостол Павел. Евреи не простили этого св. Иоанну. Взяв под свое покровительство Льва Толстого, отрицающего Церковь и государство, евреи обрушились целым извержением грязи на св. Иоанна, ставшего на защиту Православной Церкви и российского государства.

Однажды во время выноса Св. Даров из царских врат некий еврейский студент приблизился к святому и со всей силы ударил его в ухо, отчего тот оглох на это ухо и пролил Св. Причастие. Далее в Кронштадте произошел вооруженный бунт военных матросов, среди которых действовало много революционных евреев. Эти последние решили, пользуясь случаем, расправиться со св. Иоанном. Однако святой разгадал эту хитрость и не поддался на уговоры ехать уговаривать бунтовщиков сложить оружие, а вместо этого отплыл в Петербург. После этой неудачи революционеры решили заманить св. Иоанна на расправу, пользуясь его непрестанной заботой о болящих, и передали его сотруднице, что у них имеется нуждающийся в его молитвах больной. На этот раз у святого было предчувствие, что где-то по дороге его могут встретить враги, о чем он несколько раз предупреждал сопровождающих, однако те продолжали его просить за мнимого больного. Святого ввели в очень богатый дом и предложили навестить больного в соседней комнате. Когда св. Иоанн туда зашел, комнату изнутри закрыли и оттуда послышался шум борьбы.

Уже не в первый раз нам приходится сталкиваться с публикациями в сети с различной информацией, которая призвана исказить представление о почитаемом верующими святого Иоанна Кронштадтского .

И когда начинаем знакомиться с теми, кто же делает данные вбросы, то оказывается, что это либо представители нами любимого левого лагеря, либо представители радикального иудаизма, которые любой косой взгляд в свою сторону рассматривают как проявление антисемитизма.

На страницах в соц. сетях сыпятся не подкрепленные ничем обвинения. Можно конечно списать на бред сумасшедшего, только этого пациента читают - а это уже большая проблема.



Такие, казалось бы, разные силы объединились для дискредитации православного святого. Но их общий стержень - ненависть к нему, как защитнику монархии несмотря на надвигающиеся потрясения, которые он и предсказал.

«Если не будет покаяния у русского народа, конец мира близок. Бог… пошлет бич в лице нечестивых, жестоких, самозванных правителей, которые зальют всю землю кровью и слезами.


Если высказывания (имеющие в виду радикальный иудаизм), трактующиеся как антисемитские имеются, то почему то доказательства участия Союза Русского Народа в еврейских погромах отсутствуют. Так же никто не объясняет, почему СРН стала экстремистской? Ее кто то запрещал? Если да, то решение легитимного органа пожалуйста.

Пользуясь тем, что многие члены Союза пропагандировали антисемитские идеи, либеральная пресса вменяла в вину Союзу организацию еврейских погромов и террористических актов против евреев. Такой точки зрения до сих пор придерживаются некоторые исследователи, хотя доказательств целенаправленной погромной деятельности со стороны Союза нет. Основные еврейские погромы были совершены ещё до образования Союза, что неоднократно подтверждалось как во времена активности организации, так и в поздних исследованиях.

Общеизвестно, что во главе СРН также стояли и евреи, евреи православного вероисповедания. Это исторический факт.

Органы печати, обслуживавшие союз, - "Московские ведомости" и "Россия" (И. Я. Гурлянд) - руководились в то время лицами еврейского происхождения"(!)

"О В. А. Грингмуте уже говорилось в предыдущих главах; все же будет уместно напомнить, что он действительно был основоположником и главой первой по времени политической “черносотенной” организации - Русской монархической партии (впоследствии она почти целиком влилась в Союз русского народа) и редактором наиболее основательной "черносотенной" газеты "Московские ведомости". Его литературная деятельность была весьма значительной, и составители современного биографического словаря "Русские писатели. 1800-1917" сочли необходимым посвятить ему солидную статью. Роль В. А. Грингмута в "черносотенном" движении невозможно переоценить. Его неожиданная смерть в конце 1907 года (ему было всего 56 лет) нанесла непоправимый ущерб движению. Ранее, в 1909 году, В. М. Васнецов с горечью поминал его: "... незабвенный и честный Грингмут!". В том же году московские “черносотенцы” издали сборник статей под названием “Богатырь мысли и дела. Памяти В. А. Грингмута”.

Очень важное значение имела для “черносотенцев” и деятельность И.Я. Гурлянда. Он родился в 1868 году в Бердичеве в весьма известной еврейской семье; отец его был главным раввином Полтавской губернии, дядя (брат отца) - видным историком еврейской культуры и раввином Одессы. Отец, который позднее занялся юриспруденцией, удостоился звания почетного гражданина.

И.Я. Гурлянд получил превосходное образование, окончив знаменитый Демидовский юридический лицей в Ярославле. В тридцать два года он уже был профессором этого лицея и издал ряд ценных работ по истории права; на некоторые из них историки ссылаются и в наше время. Кроме того он опубликовал несколько незаурядных произведений художественной прозы и удостоился одобрения самого Чехова. В 1904 году И.Я. Гурлянд перешел на государственную службу и с 1906-го стал одним из главных соратников П. А. Столыпина, о чем говорится в любом исследовании, посвященном этому великому государственному деятелю.

Председатель главного совета СРН Дубровин писал:

Александр Иванович Дубровин (1855, Кунгур, Пермская губерния, Российская империя - 14 апреля 1921, Москва) - русский политик, один из лидеров Союза русского народа в Российской империи

Погромы противны нам уже одной своей бессмысленностью, не говоря про дикую, бесцельную жестокость и разнузданность низменной страсти. Во всех погромах расплачиваются сами же погромщики (русские или вообще христиане), да и жалкие полуодетые, голодные бедняки-евреи. Богатое и всемогущее еврейство, почти без исключений, остается невредимым. "Союз русского народа" употреблял и будет употреблять все усилия не допускать погромов. (Кирьянов Ю. И. Правые партии в России 1911-1917 гг. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2001. - С. 354.)

Иоанна Кронштадтского клеймят антисемитом (и нацистом), что не соответсвует действительности. Он не выступал против еврейского народа, известны случаи, когда он приходил в еврейские семьи и исцелял страждущих. Были случаи, когда после этого евреи переходили в Православие. За это его ещё больше ненавидели иудеи (лица исповедующие иудаизм). Про обвинения в нацизме (сформировался в 1918 - начала 1920-х годов в странах Европы ) можно только сказать что они нелепы по очевидной фактологии в скобках.

Привожу его проповедь посвященную печально известному Кишиневскому погрому.

По данной теме у нас есть публикация:

Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе (1903).

Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881 году, на юге России, но в гораздо меньшей силе и остроте, и было следствием пагубных увлечений и заблуждений.

А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому. Сердце царя, пекущегося об общем благе и спокойствии народа и о правильном течении жизни государства,особенно скорбит об этом ужасном кровавом происшествии. И когда же оно

свершилось? На Пасхальной неделе, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и верные христиане ликуют о воскресении Христа из мертвых, как начатке общего воскресения всего рода человеческого. Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей!

Какое неверие! Какое заблуждение!

Вместо праздника христианского они устроили скверноубийственный праздник сатане,- землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем, Который "трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит"

(Мф.12,20), то есть сердца сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием душу не угасит, не допустит умереть,- пока она не довершит покаяния своего? Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами,- громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей?

Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: "научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем" (Мф.11,29). Послушайте, ка Он поучал учеников Своих кротости и незлобию. Однажды Он, восхотев идти в Иерусалим, послал вестников в селение Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца людей. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим.

Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение. Вот каково должно быть поведение христианина, вот каков должен быть дух его. Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями?

Дух диавола,- но кто не имеет Духа Христова,кротости, смирения, терпения, повиновения власти, тот и не Его (Рим.8,9), тот и не Христов, а раб диавола и наследует подобную ему участь. Ученики Иаков и Иоанн из ревности к Господу и любви к Нему хотели истребить Самарян огнем небесным, но Господь строго запретил им это. О, как бы Он грозно запретил кишиневским громилам убивать горожан-евреев и громить и истреблять их жилища!

Познайте-ка, братья русские, какого вы духа?

Не обижайте никого и ни из-за чего.

Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф.5,44).

Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями и с детьми их, ни в чем не повинными. Аминь.

Иоанн Кронштадтский был последовательным сторонником монархического устройства, одним из видных духовных лидеров, за которым шел народ. За это его ненавидели либералы, революционеры всех мастей и советская власть, которая пришла к управлению Россией, и руководство которой на 90% (факт общеизвестный, но неудобен) состояло из евреев. Они физически уничтожали людей, которые почитали, знали Иоанна Кронштадтского, они старались уничтожить даже саму память о нем.

Этим можно объяснить информационные вбросы против святого Иоанна Кронштадтского, а также нежелание видеть очевидные факты, заменяя их дешевыми манипуляциями и откровенной ложью.

Они нарочито пытаются подменить противостояние праведного Иоанна Кронштадтского революционерам якобы имевшим место антисемитизмом (а по некоторым фантазиям и нацизма). Он никогда не был против еврейского народа, но всегда заявлял о неприятии революционной идеологии и клеймил её носителей.


2 января память праведного Иоанна Кронштадтского. Чудотворец, благотворитель, общественный деятель, духовный писатель, проповедник, пророк, член Синода и черносотенец, он был знаменит на всю Россию. За ним всегда тянулся шлейф любви, обожания, ненависти, клеветы. Умер отец Иоанн в 1908 году, не оставив ни завещания, ни сбережений. В 1990 году был причислен к лику святых.

Иван Ильич Сергиев, более известный как Иоанн Кронштадтский, родился в 1829 году в селе Сура на севере Архангельской губернии. Он был первым ребёнком в семье бедного псаломщика, при рождении был так слаб, что казалось: не выживет. Но Ваня выжил, хотя так навсегда и остался человеком на грани миров. В шесть лет он впервые увидел ангела. Вернее, впервые осознал, что перед ним потустороннее существо. Ведь духи рядом, надо только их замечать. Ваня замечал. И односельчане знали, что мальчик растёт необычный. Постоянно просили дитя молиться за них.

Учиться Ивана отдали в Архангельское приходское училище. Это было мучение. Мальчик ничего не понимал. Но он молился, и вот ещё одно чудо (рассказывает сам отец Иоанн): «Однажды был уже вечер, все улеглись спать. Не спалось только мне, я по-прежнему ничего не мог уразуметь из пройденного, по-прежнему плохо читал, не понимал и не запоминал ничего из рассказанного. Такая тоска на меня напала: я упал на колени и принялся горячо молиться. Не знаю, долго ли я пробыл в таком положении, но вдруг точно потрясло меня всего. У меня точно завеса спала с глаз, как будто раскрылся ум в голове и мне ясно представился учитель того дня, его урок; я вспомнил, даже о чем и что он говорил. И легко, радостно так стало на душе». И после этого учёба пошла легко (это, впрочем, обычный мотив в житиях). Иван успешно окончил школу, сразу был переведён в семинарию, а впоследствии принят на казённый счёт в Петербургскую духовную академию.

Гений (ангел) есть у каждого человека, рода, народа, страны. Михаил - это гений еврейского народа, он то, что сплачивает этот народ, создаёт его неповторимую физиономию, определяет судьбу. Вовсе не обязательно верить в то, что это народ, избранный Всевышним, но невозможно усомниться в том, что у еврейского народа есть гений...

Первоначально он собирался постричься в монахи, думал ехать миссионером в Китай, а может, в Сибирь или Америку. Но потом ему пришло в голову, что петербуржцы «знают Христа не больше, чем дикари какой-нибудь Патагонии». Иоанн женился, был рукоположен в священники и принял должность в Кронштадтском соборе апостола Андрея Первозванного. Вёл себя не совсем обычно: ходил по трущобам, помогал беднякам, раздавал деньги, а если их не было, то и собственную одежду. Коллеги не без иронии говаривали его жене: «А твой-то сегодня опять босой пришёл». Жалели бедную попадью, добились того, что жалованье Иоанна стали выдавать не ему, а ей. Тогда батюшка начал подрабатывать уроками закона Божия, и уж эти-то деньги все раздавал нищим.

Впоследствии он придаст громадный размах своей благотворительной деятельности. Но для размаха нужны средства, которые не всякому даются. Иоанну дались, поскольку он не был банальным попом. Он служил Богу эмоционально, с восторгом и умилением, то порывисто жестикулируя, то заливаясь слезами. Никакой нарочитости, всё естественно, искренне. Это привлекало народ, тем более что шла молва об исцелениях, которые совершал кронштадтский поп. О первом случае исцеления в его дневнике сохранилась запись (19 февраля 1867 года): «Господи! Благодарю Тебя, яко по молитве моей, чрез возложение рук моих священнических исцелил еси отрока (Костылёва)». Потом чудес будет больше и больше. Иоанн исцелял, пророчествовал, вызывал дождь, прекращал эпидемии, говорят, даже мёртвых воскрешал. Чудо было его повседневностью. А где чудо, там вера, а с ней и пожертвования.

Но крупные пожертвования пришли только после того, как о чудотворце узнала вся Россия. 20 декабря 1883 года газета «Новое время» напечатала заявление, подписанное десятками благодарных отцу Иоанну людей: «Мы, нижеподписавшиеся, считаем своим нравственным долгом засвидетельствовать искреннюю душевную благодарность протоиерею Андреевского собора в Кронштадте о. Иоанну Ильичу Сергиеву за оказанное нам исцеление от многообразных и тяжких болезней, которыми мы страдали и от которых ранее не могла нас исцелить медицина, хотя некоторые из нас подолгу лежали в больницах и лечились у докторов. Но там, где слабые человеческие усилия явились тщетными, оказалась спасительной тёплая вера во всемогущество Целителя всех зол и болезней - Бога, ниспославшего нам, грешным, помощь и исцеление через посредство достойного перед ним благочестивого отца-протоиерея». Дело сдвинулось.

После того как к Иоанну пришла всероссийская слава, через его руки стали проходить очень серьёзные суммы (по разным оценкам, от 150 тысяч до миллиона рублей в год). Часть этих денег он тут же раздавал, а часть пускал на большие благотворительные проекты. Так, им были основаны Дом трудолюбия, школа для бедных, женская богадельня и детский приют. А кроме того, переводились немалые суммы на многочисленные школы, больницы, монастыри, богадельни. Причём жертвовал Иоанн по наитию. И не только православным, но и мусульманам, и иудеям. «У меня своих денег нет, - говорил он. - Мне жертвуют, и я жертвую. Я даже часто не знаю, кто и откуда прислал мне то или другое пожертвование. Поэтому и я жертвую туда, где есть нужда и где эти деньги могут принести пользу».

Со временем популярность отца Иоанна росла. В кронштадтский Андреевский храм отовсюду стекались толпы народу, и батюшка доводил эти толпы натурально до священного безумия. Особенно во время общих исповедей, которые он проводил вопреки существовавшей в церкви практике. Что такое общая исповедь? Вот как об этом рассказывают очевидцы-участники: «Все бывшие в соборе, совершенно откровенно, не стесняясь массы народа, выкрикивали свои грехи, не исключая и самых ужасных, и притом кричали очень громко, чтобы, если возможно, отец Иоанн их услышал. В соборе стоял стон, пот градом катился не от жары, а от переживаемого потрясения. Рыдали буквально все без малейшего изъятия, и вместе с этими воплями и стонами дивно очищались души людские».

Ещё одно свидетельство: «Отец Иоанн стоял на амвоне перед образом Спасителя и пламенно горячо молился, испрашивая у Господа милосердного прощения всей массе громко кающегося и рыдающего народа. Он смотрел на нас своим глубоким взором и вдруг... крупные слёзы градом покатились по лицу его... И в этот-то момент волнение рыдающего народа достигло высшей степени! Громадный собор наполнился стонами, криками и рыданиями; казалось, весь храм дрожал от непрерывных воплей народа!.. Величественное и вместе с тем умилительное зрелище, ясно доказывающее, как сильна вера в Бога и как велик дух русского народа, воздвигнутого на добрый подвиг покаяния вдохновенными наставлениями мудрого пастыря!..»

Можно рассмотреть и иные аспекты мифа о змее, который должен гибнуть, чтобы снова воспрянуть и дать расцвести земле. Например, в социальном аспекте речь может идти о насилии государства (его эмблема - Георгий, покровитель князей и дружины) над пригвождённым к земле Народом (Народ с большой буквы, а почему - см. здесь). В политическом аспекте речь пойдёт о смене власти: сколько государей было убито под тем благовидным предлогом, что они гады, захватившие власть над землёй. Каждое такое убийство - мистический акт.

Интересно: по мановению мудрого пастыря является дух русского народа. Пожалуй, тут можно плотским оком увидеть русского бога, витающего над экзальтированной народной толпой. Впрочем, ничего особенно необычного в этом нет. Примерно то же самое можно было наблюдать во время мирских сходов в любой русской деревне. Вот как это описал Николай Златовратский в своих «Очерках крестьянской общины»: «В минуты своего апогея сход делается просто открытой взаимной исповедью и взаимным разоблачением. В эти же минуты, когда, по-видимому, частные интересы каждого достигают высшей степени напряжения, в свою очередь, общественные интересы и справедливость достигают высшей степени контроля». Дух, единящий людей в общину, витает над галдящей толпой и вразумляет каждого. Шум, крик… И вдруг - раз, всё решено, все довольны. Златовратский не понимает: что решили, когда? Да вот сейчас, не видишь, народ уже расходится. Пойдём с нами пить мирское вино. Так действует бог русского мiра.

В XIX веке российским обществом мало-помалу овладела религия, которую можно условно назвать народопоклонством, поскольку её адепты почитают бога Народа. Не народ как массу, толпу, население, но Народа как божественную сущность, которой поклонялись в образе народа, живых мужиков. Простой народ стал иконой этой новой религии, образом. Разные его варианты воплощены в образах, являвшихся русским классикам, чьи произведения можно считать священным писанием веры в Народа. А самих писателей - пророками, которым являлся русский Народ. Скажем, Тургеневу он явился в виде Касьяна с Красивой Мечи, Хоря, Калиныча и тучи других персонажей «Записок охотника». Достоевскому - в виде мужика Марея. Толстому - в виде Платона Каратаева и мужика Фёдора (просветившего Левина). Тютчеву - в виде царя небесного, который в рабском виде исходил родную (русскую) землю. Некрасову - в виде крестьян из «Кому на Руси жить хорошо» и т.д. и т.д.

Свой божественный Народ есть у любого народа. Непонимание этого ведёт к досадным недоразумениям. В период формирования национальных государств (XVIII-XIX века) весь европейский мир обратился к народным корням. В них искали основы национальной идентичности. И Россия не отставала. Будущий славянофил Иван Киреевский в своём «Европейце» как раз предостерегал от того, чтобы подражать европейскому поиску национальных корней. Там, мол, «просвещение и национальность одно, ибо первое развилось из последней». А у нас «искать национального - значит искать необразованного». Это было написано в 1832 году, во второй части статьи «Девятнадцатый век». Но и много позже Киреевский (уже сблизившийся с оптинским старцем Макарием) демонстрировал столь же полное непонимание сути проблемы: простой русский народ у него стал носителем подлинных христианских начал. Не языческих. И даже не собственно народных…

Подобного рода недоразумениями переполнено русское любомудрие, путавшее народ и Народа. А что уж говорить о простых мужиках, которым служители пришлого бога настолько вывихнули мозги, что бедняги всюду видели только Иисуса, сына еврейского бога. Характерный пример: под шаманским (а как ещё это назвать?) воздействием батюшки Иоанна в народе зародилась секта иоаннитов. И что же? Сектанты верили в то, что кронштадтский поп есть Христос, вновь пришедший на землю. Сам Иоанн их такому, конечно же, не учил. Он считал себя православным. То есть тоже совершенно не понимал, с какой сакральной субстанцией имеет дело во время своих открытых исповедей.

Народничество Иоанна Кронштадтского выражалось прежде всего в социальных проектах. Он открыл Дом трудолюбия, где тысячи отчаявшихся были обеспечены работой и жильём. Он основал братство трезвости. Он реально помогал тысячам людей, раздавая деньги нуждающимся и продвигая свои благотворительные проекты. Однако это не всё. Народничество Иоанна выражалось также и в политической деятельности. Например, он благословил создание Союза русского народа, стал его членом, поддерживал изрядными суммами. Увы, эти черносотенцы были такими же запутавшимися людьми, как иоанниты. Почитая русский народ (как икону бога Народа), они считали себя христианами. Думали, что бог может быть только еврейским. Отсюда и когнитивный диссонанс: одновременно и пиетет, и ненависть к евреям.

Амвросий, конечно, был далёк от народопоклонства и народнической пропаганды, он не писал статей и романов, в которых бы рисовались идеальные образы Народа. Но он, как и классики русской литературы, как простые мужики и бабы, которые к нему приходили, как все, - был подхвачен поднимающейся из глубин коллективного бессознательного волной новой религиозности.

Сам Иоанн говорил: «Я не враг евреев, потому что Христос из их среды». Но, осудив кишинёвский погром, всё-таки потом заявил, что «в погроме виноваты преимущественно сами евреи». Конечно, он был антисемитом. Но это был особый антисемитизм, идущий от двоеверия: в человеке бурлил русский бог, а служить приходилось богу евреев. Отсюда и ломка. Двоеверческий антисемитизм характерен для зон распространения авраамических религий. Ярость туземных богов, подавляемых богом Авраама, идёт из подсознания человека и принимает в его сознании глупую форму ненависти к евреям, в которых, и действительно, проглядывает бог, избравший их своим народом и создавший таким образом их ментальность, характер, повадку. Евреи, в свою очередь, чуют печёнками опасность, идущую от коренного народа. Впадают в панику, даже если Народ бросает толпы на площади не против них, а, скажем, против беззаконий кавказцев, как это было 11 декабря. Думают, что уже начались погромы. Да нет.

Но погромы могут начаться, если не увидеть корни народных волнений. Для начала надо хотя бы понять, чем народ отличается от Народа. Это просто: народ - то, что Ленин называл массами, а Народ - то, что Юнг назвал нуминозом. Нуминоз - это реально действующее демоническое существо со своими таинственными заморочками и конкретными целями, способное вдруг схватить вас за горло и превратить в пророка, героя, подонка или придурка. Религиозные экстазы прихожан во время открытых исповедей Иоанна Кронштадтского были явными симптомами пробуждения Народа-нуминоза. Батюшка любил народ и вызывал Народа, который в конце концов появился из недр коллективного бессознательного народа. И натворил руками этого народа много дел. Например, совершил революцию. Её массовый энтузиазм (одержимость) и массовые же убийства (жертвы) - суть деяния Народа, берущего священный реванш за века забвения, карающего свой народ за религиозную слепоту.

Ниспровергнув иудеохристианского бога, Народ создал народную теократию, накормил (что бы там ни говорили) и обеспечил медицинской помощью население страны, построил заводы, разгромил германского бога-нациста (ещё один вариант Народа), расщепил атом, вышел в космос... Но так и не был идентифицирован в качестве бога, от которого зависит человеческая жизнь. И в частности - судьба правителей. Те, кто всуе поминал его имя («Народ хочет знать», «всё во имя Народа»), все неразумные «слуги Народа» были выброшены на помойку. Пришедшие им на смену правители поначалу заигрывали с Народом под именем Электорат. Но теперь даже этого нет. Враги Народа пытаются снова загнать его в подполье бессознательного. Значит, будем ждать взрыва. И молиться, чтоб пронесло.


Петербургские депутаты собираются дополнить городские праздники «днем Иоанна Кронштадтского». Известно, что инициатива исходила изначально от Виталия Милонова, что не удивительно, но проблема заключается в том, что подобное в действительности они, возможно, и реализуют.

Личность Иоанна Кронштадтского «священна». Это некий непререкаемый авторитет православия, в котором и сомневаться не стоит. Однако – это символ. Он есть на иконах и в городских легендах, но реальная история Кронштадтского мало кому знакома, в т.ч. депутатам, которые желают ввести праздник в честь этого человека.

Ведь если это реализуют на практике, то это будет очередным шагом к тому, что Санкт-Петербург медленно, но верно превратится из «Культурной столицы» в столицу каких-то нелепых черносотенных и мракобесных законов. К слову, у Милонова, помимо всего прочего, есть и другие законопроекты подобного толка.

Милонов блеснул своими познаниями в истории:

"Нет, наверное, человека, который бы не знал о деятельности священника, известного общественного деятеля, одного из отцов петербуржской благотворительности Иоанна Кронштадтского. Это человек, который оставил свой добрый след в истории Петербурга. Он создал Общество трезвости, которое получило всероссийскую известность"

Милонов был бы прав, если бы сказал, что нет человека, который бы не слышал о том, что некто Иоанн Кронштадтский когда-то жил. Однако с биографией оной персоны навряд ли многие знакомы.

Милонову поддакивает депутат Марченко:

"Имя Иоанна Кронштадтского наряду с такими именами, как Александр Невский, привлечет в Петербург миллионы паломников"

Да уж, главный мракобес и отрицатель эволюции, а также ненавистник прогресса прямо-таки «лакомый кусочек», особенно для туристов. Это все равно, что какой-нибудь «дракон Ку-клукс-клана» из южного штата может быть символом этих самых штатов, и праздник в честь него привлечет туристов. Впрочем, мракобесы из других городов России, конечно, это и может собрать, но навряд ли это можно считать за «достижение».

На удивление, были и возражения, что случается достаточно редко, когда речь заходит об обскурантизме. Депутат Александр Кобринский осторожно раскритиковал данную инициативу:

"Иоанн Кронштадтский был одним из представителей черносотенцев, участвовал в травле Льва Толстого в связи с его убеждениями"

Однако никто его слушать не стал, и большинством голосов поддержали Милонова (34 «за», а 5 «против»). Так что проект закона принят за основу, и в скором времени в действительности может быть городской праздник - «День Иоанна Кронштадтского».

Хотелось бы в связи с этим напомнить, кто такой Иоанн Кронштадтский. Поскольку, конечно, меткое замечание депутата Кобринского не отображает всей сути.

В действительности господин Кронштадтский – это известный манипулятор, который активно спекулировал на православном культе при полной поддержке со стороны государства, поскольку само государство было кровно заинтересовано в невежестве. В этом смысле Кронштадтского можно справедливо считать государственным идеологом и пропагандистом своего времени.

Однако конец XIX и начало XX века вряд ли подходят в плане идеологии для масс уже в XXI веке. Впрочем, депутаты считают иначе.

Важно отметить сразу, что Кронштадтским сей персонаж зовется не просто так. Дело в том, что он был направлен «служить» в Кронштадт. Причем в ту пору это было местом административной высылки «асоциальных личностей», т.е. нищих, убогих, люмпенов, алкоголиков и проч.

В общем, самый цвет нации. Эти люди обыкновенно ошивались близ церквей и составляли значительную массовку на крестовых ходах.

Тем более что было это все во времена, когда уголовно карали за любые выпады в адрес православия . Более того, наказать человека могли и за переход в другую веру или за отказ отправлять православный культ. Так что ошибкой было бы назвать Кронштадтского «особым проповедником». Людей заставляли верить в безумные догмы православия, заставляли силой закона, а вовсе не проповедями священника.

Вскоре на Кронштадтского возложили особые полномочия. Он занялся т.н. «благотворительностью». Однако это вопрос отдельный. Известно, что ему платило зарплату государство, и что он, очевидно, «влезал» с другими попами в общую кассу пожертвований. Фактически ему слали со всей России каждый месяц десятки тысяч рублей, а он достаточно редко на эти средства отстраивал храмы и монастыри (т.е. торговые точки). Понятно, что никакой отчетности там не велось, а сам Кронштадтский, по заверению того же Чаплина:

«…мы знаем, что и иерархи христианской древности, и практически все архипастыри Церкви Русской имели и резиденции, не уступавшие или немного уступавшие царским и княжеским, и соответствующие колесницы. Мы знаем, что святой праведный Иоанн Кронштадтский носил шелковые рясы и передвигался на личном пароходе. <…>

Пароход как достойная замена дорогой иномарке.

Однако это далеко не полная характеристика Кронштадтского, а лишь набросок. Более подробно его характеризует опись, сделанная после смерти. Но об этом чуть позже.

Затем государство привлекло этого попа заниматься «общественными настроениями», поскольку уже в начале XX века начинались революционные выступления. Причем даже до революции 1905 года.

Известно письмо Кронштадтского по поводу еврейских погромов в Кишиневе, когда было убито около 50 человек и пострадало более 500. Т.н. «Православные националисты» громили всех подряд: убивали женщин, стариков и детей. Изначально повестка заключалась в том, чтобы, пускай и вяло, но осудить погромщиков, поскольку еврейская (и международная) общественность негодовала. Ведь как так можно? Пришла толпа, начала убивать людей, а где же защитники правопорядка? Так что задним числом некоторые попы (в т.ч. Кронштадтский), вяло покритиковали погромщиков.

Однако «люд православный» не оценил этого. Так что Кронштадтскому пришлось резко реабилитировать себя в их глазах. Он пишет второе письмо, где указывает:

«в погроме виноваты преимущественно сами евреи»

Т.е. люди, которые жили отдельно от остальных, сами виноваты в том, что безумная царская власть разжигает лютую ненависть, открыто распространяя различные листовки и книги антисемитского содержания. К примеру, «Протоколы сионистских мудрецов» распространялись при помощи государства и церкви, а там было написано, что евреи буквально захватят власть и будут «издеваться» над «гоями». Была дана установка: обвинить во всех бедах евреев и революционеров, что все идеально, а они, мол, мешают. Но погромы стали порой выходить из под контроля. Впрочем, вскоре с этим смирились, ведь евреи сами виноваты. Они же еще и Иисуса убили.

Роль православных в целом достаточно высока, если речь идет о еврейских погромах (часто среди погромщиков были и священники). И если вначале можно было видеть некую «критику», то потом это все исчезало, а с развитием первое революции – тем более. В 1905 году Кронштадтский уже писал так:

«по всему виновники - евреи, подкупившие наших хулиганов убивать, грабить, изводить пожарами русских людей»

Это было воззвание к погромщикам и убийцам, т.н. «истинным Русским людям». Понятно, что оно побудило многих к «активным действиям». Такие люди взрывоопасны. Тогда христианские фанатики-погромщики мало чем отличались от фанатичных исламских радикалов, которые демонстрируют активность сегодня.

Очевидно, что государство Николая IIискреннее считало этих самых погромщиков – своей опорой, поскольку казалось, что отвернулись уже почти все. А сумасшедшие погромщики, которые маршировали с хоругвями, конечно, оставались еще значительной силой. Вскоре эти люди начали организовываться, создавать собственные террористические организации, которые, в сущности, занимались не только погромами, но и физическим устранением оппозиционеров и революционеров. И опять же одним из идейных вдохновителей этих людей был Иоанн Кронштадтский.

Отдельно можно отметить ненависть в отношении Льва Толстого, о которой уже упоминалось ранее. Этот тип написал множество статей против графа, даже молился о его смерти:

«6 сентября 1908 г. Господи, не допусти Льву Толстому, еретику, превзошедшему всех еретиков, достигнуть до праздника Рождества Пресвятой Богородицы, Которую он похулил ужасно и хулит. Возьми его с земли - этот труп зловонный, гордостию своею посмрадивший всю землю. Аминь»

Он даже «предсказал», что смерть Толстого будет «Люта»:

«Смерть грешника люта. И смерть его - Толстого - будет страхом для всего мира»

Однако по факту все было иначе. Толстой умирал достаточно естественной смертью, а вот Кронштадтский достаточно «люто», он три года страдал: «мучительной болезнью мочевого пузыря» .

С другой стороны, конечно, не стоит забывать о конъюнктуре, поскольку роль Кронштадтского – это в первую очередь политическая роль.

Интересно охарактеризовал его Лейб-хирург Н. А. Вельяминов:

«Ливадия дала мне тоже достаточно материала для наблюдений над этим бесспорно недюжинным священником. Думаю, что это был человек по-своему верующий, но прежде всего большой в жизни актёр, удивительно умевший приводить толпу и отдельных более слабых характером лиц в религиозный экстаз и пользоваться для этого обстановкой и сложившимися условиями. Интересно, что отец Иоанн больше всего влиял на женщин и на малокультурную толпу; через женщин он обычно и действовал; влиять на людей он стремился в первый момент встречи с ними, главным образом, своим пронизывающим всего человека взглядом - кого этот взгляд смущал, тот вполне подпадал под его влияние, тех, кто выдерживал этот взгляд спокойно и сухо, отец Иоанн не любил и ими больше не интересовался. На толпу и на больных он действовал истеричностью тона в своих молитвах. Я видел отца Иоанна в Ливадии среди придворных и у смертного одра государя - это был человек, не производивший лично на меня почти никакого впечатления, но бесспорно сильно влиявший на слабые натуры и на тяжело больных. Потом, через несколько лет, я видел его на консультации больным в Кронштадте, и это был самый обычный, дряхлый старик, сильно желавший ещё жить, избавиться от своей болезни, и нисколько не стремившийся произвести какое-либо впечатление на окружавших. Вот почему я позволил себе сказать, что он прежде всего был большой актёр…»

Такой вот актер, один из вдохновителей и спонсоров погромщиков. Сомнительный «герой». К слову, эти способности прямо-таки были источником того, что еще при его жизни была создана отдельная секта «Иоаниток». Эти дамы считали Кронштадтского буквально «воплощением бога». Часто там были достаточно богатые дамы, которые, что не исключается, жертвовали значительные суммы их «богу». Сам он формально, конечно, от них открещивался, но сложно сказать, как все дела обстояли в действительности.

Но самое интересное – это записки судебного пристава по охранительной описи имущества Иоанна Кронштадтского. Жил этот скромник в огромном доме. А завещание изначально было очень «мутное». Так, во-первых, в день смерти пропало 50 тысяч рублей, а во-вторых, завещание Кронштадтский «написал» буквально за несколько часов до смерти.

В описи значится:

Наличные деньги - 13 000 рублей
Процентные бумаги - на 69 рублей
Золотые монеты - 125 штук
Золотые и серебряные пуговицы - 70 штук на 125 рублей
Ордена и медали - 30 штук на 590 рублей
Золотые цепочки - 8 штук на 202 рубля
Наперсные золотые кресты с украшениями и драгоценными камнями - 28 штук на 434 рубля
Часы золотые - пять штук на 262 рубля
Иконы в серебряных и золотых окладах - 89 штук на 4 447 рублей
Церковная утварь - 146 штук на 1211 рублей
Евангелия в золотых и серебряных окладах 19 штук на 547 рублей
Подстаканники серебряные - 96 штук
Ложки серебряные - 34 штуки
Альбомы в серебряных окладах - 38 штук
Полотняные рубашки - 342 штуки
Кальсоны - 124 пары
Шелковые носки - 281 пара
брюки - 31 пара (четыре пары на пуху)
Сапоги - 53 пары
Туфли - 18 пар
Шляпы - 30 штук
Галстуки - 34 штуки
Подрясники - 41
Рясы муаровые - 31
Посохи и зонты - 11 штук
Меховые шубы - 4 штуки

Причем здесь видна явная спекулятивность, поскольку цены явно неадекватные и заниженные. Например, указано, что евангелия в золотых и серебряных окладах 19 штук на 547 рублей, однако в ту пору лишь одно такое Евангелие стоило порядка 300 рублей. Впрочем, даже если игнорировать некие противоречия в ценах, все же стоит сказать, что это не особенно вписывается в ту картину, где господин Кронштадтский - «неистовый благотворитель». Ясно, что отчасти за средства благотворительности были приобретены многие эти побрякушки.

Собственно, возникает вопрос, а чем этот господин заслужил «особое звание»? На самом деле весьма типичный поп для своей эпохи. Потакать националистам-погромщикам, служить царскому режиму, осуждать Льва Толстого – это норма и повседневность, вряд ли заслуживающая похвалы.

Тем более что сочинения Кронштадтского тоже полны мракобесия и вздора, которые ничего нового не говорят ни о жизни, ни даже о христианском культе. И если «День Льва Толстого» как великого Русского писателя, который известен, в том числе и за границей, мог бы прилечь туристов, то имя какого-то типичного попа, который не принес ничего культуре, но был ненавистником светской литературы и науки, вряд ли может считаться значимой фигурой для туристов. В нем не больше привлекательности, чем в Римском папе из семейства Борджиа.



Выбор редакции
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...

Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...

Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...