Эволюция греческого рельефа от архаики до высокой классики. Храм Афины в Селинунте


Парфенон наиболее известный памятник античной архитектуры, расположенный на афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города и всей Аттики, богине Афине-Девственнице Построен в до н. э. архитектором Калликратом по проекту Иктина и украшен в годах до н. э. под руководством Фидия при правлении Перикла. В настоящее время находится в полуразрушенном состоянии, ведутся восстановительные работы.


Дельфы, расположившиеся на южных склонах горы Парнас, на высоте 570 м над уровнем моря самое знаменитое из священных мест древней Эллады, славился в античном мире своим храмом Аполлона Приблизительно в 1400 году до н.э. Дельфы были святилищем богини Земли Геи. Расцвет святилища пришелся на VII-VI века до н.э.


К северу от мексиканской столицы, у отрогов горной цепи Восточная Сьерра- Мадре, находится Теотиуакан. В период с 1 по 250 гг. н.э. центр Теотиуакана был построен полностью, включая пирамиды Солнца и Луны, и "Дорогу Мёртвых". Город был покинут за 700 лет до появления ацтеков в XV веке


ЭРЕХТЕЙОН, памятник древнегреческой архитектуры, выполненный неизвестным автором (421–415 и 409–406 до н.э.)и отличается подчёркнуто асимметричной композицией, тонкой красотой двух ионических портиков и портика кариатид.. Эрехтейон был центральным храмом, посвященным культу богини Афины.


В ста двадцати километрах от столицы Республики Шри Ланка - Коломбо - находится древний город Канди, сохранявшего свою независимость до 1815 года. Канди в переводе означает "гора", а местное название города Маха Нувара - Великий город. В конце XVI века (1590 г), когда португальцы захватили юго-западное и северное побережья острова, сингальские правители ушли в горы и основали государство со столицей в Канди. В течение 225 лет государство было независимо и только в 1815 году Англичане сумели захватить город. В центре города искусственное озеро, творение последнего короля Канди. На берегу озера находится Далада Малигава - Храм Священного Зуба Будды. С 311 г, когда Зуб появился на острове в волосах принцессы Хемамалы, реликвия стала символом суверенитета.




Храм Гроба Господня в Иерусалиме - священный центр христианства, религии, за две тысячи лет распространившейся по всей планете и объединяющей сегодня около трети населения Земли. Иерусалимский храм Воскресения Христова, более известный как храм Гроба Господня, сооружен на месте, где завершился земной путь Христа, а затем и где разыгрались события, связанные с его распятием, погребением и воскресением. Храм Гроба Господня включает в себя около сорока различных зданий. В состав храма включена гора Голгофа, на которой был распят Спаситель, и пещера Гроба Господня. Под всем зданием храма имеются подземные ходы. Сегодня разными частями храма владеют разные христианские конфессии: православная, католическая, армянская, коптская, сирийская и эфиопская. За свою многовековую историю храм Гроба Господня трижды полностью разрушался и восстанавливался заново.

Искусство Древней Греции сыграло важнейшую роль в развитии культуры и искусства человечества. Оно было определено общественным и историческим развитием этой страны, глубоко отличным от развития стран Древнего Востока. В Греции, несмотря на наличие рабства, огромную роль играл свободный труд ремесленников, - до тех пор, пока развитие рабовладения не оказало на него своего разрушительного действия. В Греции сложились в рамках рабовладельческого общества первые в истории принципы демократии, давшие возможность развиваться смелым и глубоким идеям, утверждающим красоту и значимость человека.

При переходе к классовому обществу, в Древней Греции сформировался ряд небольших городов-государств, так называемых полисов. Несмотря на наличие многочисленных экономических, политических, культурных связей, полисы были независимыми государствами и вели каждый свою политику.


Этапы развития искусства Древней Греции:

1. Гомеровская Греция (12-8 вв. до н.э.) - время распада родовой общины и зарождения рабовладельческих отношений. Появление эпоса и первых, примитивных памятников изобразительного искусства.

2. Архаика , или период образования рабовладельческих городов-государств (7-6 вв. до н.э.) - время борьбы античной демократической художественной культуры с остатками и пережитками старых общественных отношений. Сложение и развитие греческой архитектуры, скульптуры, ремесел, расцвет лирической поэзии.

3 Классика , или период расцвета греческих городов-государств (5-4 вв. до н.э.) - период высокого расцвета философии, естествонаучных открытий, развитие поэзии (особенно драмы), подъема в архитектуре и полной победы реализма в изобразительных искусствах. В конце этого периода наступает первый кризис рабовладельческого общества, развитие полиса приходит к упадку, что во второй половине 4 века вызывает кризис искусства классики.

3. Эллинистический период (конец 4-1 вв. до н.э.) - период кратковременного выхода из кризиса путем образования больших империй. Однако, очень скоро наступило неизбежное обострение всех неразрешимых противоречий рабовладения. Искусство теряет дух гражданственности и народности. В дальнейшем эллинистические государства были завоеваны Римом и включены в состав его державы.

Полисы постоянно враждовали друг с другом, правда, объединялись в случае нападения на Грецию общего врага (так было с Персией и Македонией). Каждый гражданин имел право участвовать в управлении государством. Естественно, что и среди свободных граждан были внутренние противоречия, часто выражавшегося в борьбе демоса (народа) против представителей аристократии.

В Древней Греции особенно ценили физическую силу и красоту: были организованы общегреческие состязания в Олимпии (Пелопоннесский п-ов). По олимпиадам велся счет времени, а победителям воздвигали статуи. Большое значение в развитии эстетического восприятия имели театральные представления, первоначально связанные с культовыми празденствами, в том числе в честь покровителей полисов (например, праздник Больших Панафиней для афинян). Религиозные воззрения греков сохранили свою связь с народной мифологией, таким образом религия переплеталась с философией и историей. Характерная черта мифологической подосновы греческого искусства - это ее антропоморфизм, то есть глубокое очеловечение мифологических образов.

Памятники древнегреческого искусства большей частью не дошли до нас в подлинниках, многие античные статуи известны нам по мраморным древнеримским копиям. В эпоху расцвета Римской империи (1-2 вв. н.э.) римляне стремились украшать свои дворцы и храмы копиями прославленных греческих статуй и фресок. Так как почти все крупные греческие бронзовые статуи были расплавлены в годы гибели античного общества, а мраморные - в большей части разрушены, то часто только по римским копиям, обычно еще и неточным, можно судить о ряде шедевров греческой культуры. Греческая живопись в подлинниках также почти не сохранилась. Большое значение имеют фрески позднеэллинистическогохарактера, воспроизводящие иногда более ранние образцы. Некоторое представление о монументальной живописи дают изображения на греческих вазах. Также большое значение имеют пиьменные свидетельства, самые известные из них: «Описание Эллады» Павсания, «Естественная история» Плиния, «Картины» Филостратов, старшего и младшего, «Описание статуй» Каллистрата, «Десять книг об архитектуре» Витрувия.

Искусство Гомеровской Греции

(12 - 8 вв. до н.э.)

Это время отразилось в эпических поэмах - «Илиаде» и «Одиссее», автором которых считают Гомера. В гомеровский период греческое общество в целом сохраняло еще родовой строй. Рядовые члены племени и рода были свободными земледельцами, отчасти пастухами. Рабство имело эпизодический и патриархальный характер, рабский труд применялся (особенно вначале) преимущественно в хозяйстве племенного вождя и военного предводителя - басилевса. Басилевс являлся главой племени, и объединял в своем лице судейскую, военную и жреческую власть. Он управлял общиной совместно с советом старейшин - буле. В наиболее важных случаях собиралось народное собрание - агора.

Зародившаяся в гомеровский период монументальная архитектура древнегреческих храмов использовала и по-своему переработала сложившийся в Микенах и Тиринфе тип мегарона - зала с сенями и портиком. Экспрессивный орнаментальный характер Эгейского мира был чужд художественному сознанию древних греков.

Самыми ранними из дошедших до нас художественными произведениями являются вазы «геометрического стиля», украшенные орнаментом, нанесенным коричневой краской по бледно желтому фону глиняного сосуда. Наиболее полное представление об этом стиле дают дипилонские вазы. Это очень большие сосуды, иногда в рост человека, имели погребальное или культовое назначение. На дипилонских амфорах орнамент особенно обилен: узор чаще всего состоит из чисто геометрических мотивов, в частности плетенки-меандра (меандровый орнамент сохранился на всем протяжении развития греческого искусства). Также применялся схематизированный растительный и животный орнамент.


Важной особенностью более поздних дипилонских ваз является введение в узор примитивных сюжетных изображений со схематизированными фигурами людей. Эти сюжетные мотивы очень разнообразны: обряд оплакивания умершего, состязание колесниц, плывущие суда и т.п.

Скульптура этого периода дошла до нас толь ко в виде мелкой пластики, большей частью культового характера. Это небольшие статуэтки, изображающие богов или героев, из терракоты, слоновой кости или бронзы.

« Конь » и « Геракл и кентавр », Олимпия

«Пахарь », Беотия

«Аполлон», Беотия

Монументальная скульптура гомеровской Греции до нашего времени не дошла. О ее характере можно судить по описаниям древних авторов. Основным видом такой скульптуры были были так называемые ксоаны - идолы, выполненные из дерева или камня.

К 8 веку до н.э. относятся остатки памятников ранней греческой архитектуры.


Храм Артемиды Орфии в Спарте (реконструкция)

Сохранились руины храма в Термосе в Этолии и х рама в Дреросе на Крите. В них использовались некоторые традиции микенской архитектуры, главным образом общий план, подобный мегарону: очаг-жертвенник помещался внутри храма, на фасаде ставились 2 колонны. Наиболее древние из этих сооружений имели стены из сырцового кирпича и деревянного каркаса на каменном цоколе.

Искусство Греческой Архаики

(7-6 вв. до н.э.)

Власть главы племени - басилевса - еще в 8 в. до н.э. была сильно ограничена господством родовой аристократии - эвпатридов, сосредоточивших в своих руках богатство, землю, рабов - а затем, в 7 в. до н.э., исчезла вовсе. Период архаики стал временем ожесточенной классовой борьбы между родовой знатью и народом. Эвпатриды стремились к закрепощению свободных общинников, что могло повести греческое общество по пути восточных рабовладельческих государств. Неслучайно, некоторые памятники этого времени напоминают древневосточное искусство. Полная или частичная победа широкой массы свободных крестьян, ремесленников и купцов привели к учреждению античного варианта рабовладельческого общества.

В течение 7-6 вв. до н.э. расширились греческие поселения - колонии образовались по берегам Средиземного и Черного моря. Особенно большое значение в дальнейшей истории древнегреческой культуры имели поселения в южной Италии и Сицилии - так называемая Великая Греция.

В период архаики складывается система архитектурных ордеров, которая легла в основу всего дальнейшего развития античной архитектуры. В это же время расцветает сюжетная вазопись и постепенно намечается путь к изображению в скульптуре прекрасного, гармонически развитого человека. Также важно сложение лирической поэзии, которое означает интерес к миру личных чувств человека.


Эволюция греческой скульптуры

В целом искусство периода архаики условно и схематично. Античные мифы и сказания становятся предметом широкого отражения в изобразительных искусствах. К концу периода архаики в искусство все чаще стали проникать темы, взятые из реальной действительности. К концу 6 века до н.э. классические тенденции начинают приходить во все большее противоречие с методами и принципами архаического искусства.

Еще в глубокой древности искусство Греции создало новый тип здания, ставший отражением идей народа - греческий храм. Главным отличием от храмов Древнего Востока было в том, что он являлся центром важнейших событий общественной жизни граждан. Храм был хранилищем общественной казны и художественных сокровищ, площадь перед ним была местом собраний и празднеств. Архитектурные формы греческого храма сложились не сразу.

Типы греческих храмов

Храм, поставленный богу, был всегда обращен главным фасадом на восток, а храмы, посвящавшиеся обожествленным после смерти героям, обращались на запад, в сторону царства мертвых. Простейшим и древнейшим типом каменного архаического храма был храм «в антах». Он состоял из одного небольшого помещения - наоса , открытого на восток. На его фасаде, между антами (т.е. выступами боковых стен) были помещены 2 колонны. Для главного сооружения полиса он не подходил, поэтому чаще всего использовался как небольшое сооружение, например, сокровищница в Дельфах:

Более совершенным типом храма был простиль , на переднем фасаде которого были размещены 4 колонны. В амфипростиле колоннада украшала как передний, так и задний фасад, где был вход в сокровищницу. Классическим типом греческого храма стал периптер , т.е. храм, имевший прямоугольную форму и окруженный со всех 4 сторон колоннадой. Основные элементы конструкции периптера просты и глубоко народны по своему происхождению. В своих истоках конструкция восходит к деревянному зодчеству с глинобитными стенами. Отсюда идет двускатная крыша и балочные перекрытия, колонны восходят к деревянным столбам. Архитекторы Древней Греции стремились развить художественные возможности, скрытые в конструкции здания. Так сложилась ясная и цельная художественно осмысленная архитектурная система, которая позднее, у римлян, получила название ордера , что означает порядок, строй.

В эпоху архаики гречески ордер сложился в в двух вариантах - дорическом и ионическом. Это соответствовало двум основным местным школам в искусстве. Дорический ордер воплощал идею мужественности, а ионический - женственности. Иногда в ионическом ордере колонны заменялись кариатидами - статуями одетых женщин.

Греческая ордерная система не была трафаретом, механически повторяющимся в каждом решении. Ордер был общей системой правил, а решение всегда носило творческий индивидуальный характер и сообразовывалось не только с конкретными задачами строительства, но и с окружающей природой, а в период классики - и с другими зданиями архитектурного ансамбля.

Дорический храм-периптер был отделен от земли каменным основанием - стереобатом , который состоял из 3 ступеней. Вход в наос (прямоугольное помещение храма) помещался за колоннадой со стороны главного фасада и был оформлен пронаосом, напоминающим по конструкции портик «храма в антах». Иногда кроме наоса существовал еще опистодом - помещение позади наоса, с выходом в сторону заднего фасада. Наос был со всех сторон окружен колоннадой - «птерон» (крыло, периптер - со всех сторон окрыленный храм).


Колонна была важнейшей частью ордера. Колонна дорического ордера в архаический период была приземистой и мощной - высота равна 4-6 нижним диаметрам. Ствол колонны был прорезан рядом продольных желобов - каннелюр . Колонны дорического ордера не являются геометрически точными цилиндрами, кроме общего сужения кверху они имели на высоте одной трети некоторое равномерное утолщение - энтазис.


Колонна ионического ордера выше и тоньше по своим пропорциям, ее высота равна 8-10 нижним диаметрам. Она имела базу, из которой словно вырастала. Каннелюры, в дорической колонне сходившиеся под углом, в ионической разделены плоскими срезами граней, - от этого количество вертикальных линий как бы удваивалось, а благодаря тому, что желобки в ионической колонне были врезаны глубже, игра света и тени на ней была богаче и живописнее. Капитель имела эхин, образующий 2 изящных завитка.

Система дорического ордера в своих основных чертах сложилась уже в 7 в. до н.э. (Пелопоннес и Великая Греция), ионический ордер сложился к концу 7в. до н.э. (малоазийская и островная Греция). Позднее, в эпоху классики получил развитие третий ордер - коринфский, - близкий к ионическому и отличавшийся тем, что в нем колонны более вытянутые по пропорциям (до 12 нижних диаметров) были увенчаны пышной корзинообразной капителью, составленной из растительного орнамента - стилизованных листьев аканфа - и завитков (волют).

Более ранние храмы нередко имели слишком грузные капители или слишком короткие стволы колонн, соотношение сторон храма часто было непропорциональным. Постепенно все недостатки исчезали.



Храм Геры (Герайон) в Олимпии, 7 в. до н.э.


Храм Аполлона в Коринфе (Пелопоннес), 2 пол. 6 в. до н.э.

В архаической архитектуре нашла свое место раскраска, основными были чаще всего сочетания красного и синего. Раскрашивались тимпаны фронтонов и фоны метоп, триглифы и другие части антаблемента, раскрашивалась и скульптура.

Храмы Ионии, т.е. городов побережья Малой Азии и островов, отличались особенно большими размерами и роскошью убранства. В этом сказалась связь с культурой Востока. Эти храмы оказались в стороне от основной линии развития греческой архитектуры. Архитектура классики разработала все лучшие стороны ионического ордера, но осталась чуждой пышной роскоши, эта черта получила свое развитие только в эпоху эллинизма. Наиболее известный пример архаических храмов Ионии - храм Артемиды в Эфесе (2 пол. 6 в. до н.э.) - диптер, более 100 м в длину

Макет храма в Стамбуле в парке Миниатюрк


Период архаики был периодом расцвета художественных ремесел, особенно керамика. Обычно вазы покрывались художественной росписью. В 7 и особенно в 6 в. до н.э. сложилась система постоянных форм ваз, имевших разное назначение. Амфора предназначалась для масла и вина, кратер - для смешивания во время пира воды с вином, из килика пили вино, в лекифе хранились благовония для возлияний на могилах умерших. Во времена ранней архаики (7в. до н.э.) в греческой вазописи господствовал подражающий Востоку стиль, целый ряд орнаментов был заимствован с Востока. В 6 в. до н.э. пришла так называемая чернофигурная вазопись. Узорный орнамент был вытеснен четким силуэтным рисунком.


Наибольшего расцвета чернофигурная вазопись достигла в Аттике. Название одного из предместий Афин, славившегося в 6 и 5 вв. до н.э. своими гончарами, - Керамик - превратилось в название изделий из обожженной глины.

Кратер Клития, выполненный в мастерской Эрготима (560г. до н.э.) или Ваза Франсуа

Наиболее известный аттический вазописец - Эксекий. Среди его лучших работ рисунок на амфоре, изображающий Аякса и Ахилла, играющих в кости и изображение Диониса в ладье (дно килика):



Вазопись другого не менее известного мастера Андокида известна своими реалистическими мотивами, вступающих порой в противоречие с приемами плоскостной архаической вазописи: амфора с изображением Геракла и Цербера (ГМИИ им. Пушкина).


Росписи поздних чернофигурных ваз дали впервые в греческом искусстве образцы многофигурной композиции, в которой все действующие лица находились в реальной взаимосвязи. По мере нарастания реализма в греческом искусстве в вазописи наметилась тенденция к преодолению плоскостности. Это привело около 530г. до н.э. к целому перевороту в технике вазовой росписи - к переходу к краснофигурной вазописи, со светлыми фигурами на черном фоне. Прекрасные образцы были созданы в мастерской Андокида, но в полную меру все возможности были раскрыты уже в период классического искусства.

Противоречивым было развитие архаической скульптуры. Почти до самого конца архаического периода создавались строго фронтальные и неподвижные статуи богов. К такому типу статуй относится:


Гера с острова Самоса и Артемида с острова Делоса

Богиня с гранатом, Берлинский музей

Восточным духом отличались сидящие фигуры правителей (архонтов ) расставленные вдоль дороги к древнему храму Аполлона (Дидимейону) близ Милета (в Ионии). Эти схематичные, геометрически упрощенные каменные статуи были сделаны очень поздно - в середине 6 в. до н.э. Образы правителей трактованы как торжественные культовые изображения. Такие статуи нередко были колоссальных размеров, также подражая в этом смысле Древнему Востоку. Особенно типичными для периода архаики были прямо стоящие обнаженные статуи героев, или, позднее, воинов - куросы . Появление образа куроса имело большое значение для развития греческой скульптуры, образ сильного, мужественного героя или воина был связан с развитием гражданского самосознания, новыми художественными идеалами. Общее развитие типа куросов шло в сторону все большей верности пропорций, ухода от условной декоративной орнаментальности. Для этого понадобились радикальные сдвиги в человеческом сознании, которые произошли после реформ Клисфена и окончания греко-персидских войн.

Один из самых ранних- храмов Запада – храм С в Селинунте, ок. 540 г. до н.э., находившийся в большой группе зданий, выстроенных на акрополе города в дорийском ордере. Он имел по-архаически вытянутый план (целла без колонн), который обрамляла еще более узкая и длинная колоннада (6 х 145 м). Вход с востока усиленно акцентировал двойной ряд колонн и лестница из восьми ступеней (на боковых сторонах - по четыре; это традиционное для Южной Италии решение). Колонны разного диаметра, но внутри пропорции уже приведены к гармонии: адитон и пронаос почти равны по величине. Облик храма отличался особой экспрессией: колонны имели более стройные пропорции, чем в прежних храмах, с более развитыми капителями, несомая ими часть исключительно декоративна и нарядна. На фасаде – десять метоп в высоком рельефе изображали космогонические мифы: Персея и Медузу, Аполлона на квадриге, Геракла и керкопов. Все метопы снизу и сверху имели плоские каменные выступы, как бы удерживающие изображение в своих границах. Декор хорошо сочетался с архитектурной конструкцией, но внутренне не был с ней связан – он выглядел как наложенная сверху аппликация. Длинные стороны храма были украшены терракотовым поясом, фронтон же был скульптурным – он заключал в себе изображение Горгоны.

Группа зданий архаического времени сохранилась и в Посейдонии (Пестум). В Великой Греции ветшавшие храмы не сносились, как на Балканах, а новые строились рядом. Так они стоят и теперь в устье Селы – в дикой, почти не тронутой цивилизацией местности, среди болотистых равнин и лугов; выжженная земля создает мягкий тон для серовато-желтого известняка, а редкая зелень деревьев и цветущих кустов на фоне бездонного неба говорит о преходящем и вечном.

20. Храм Геры I в Посейдонии (Пестум).

Среди зданий Посейдонии наиболее замечателен храм Геры I, ранее именовавшийся «Базиликой», ок. 540 г. до н.э., построенный из розового туфа. Утрачена только кровля и декор антаблемента. Мощный ряд плотных колонн, стоящих на трехступенчатом стилобате, создает удивительный ритм, звучащий как суровая музыка, как торжественный ритм дорийского лада. Каннелированные стволы с резкой курватурой (дугообразно утончаются кверху) сложены каждый из пяти-семи блоков камня. Они венчаются крупными абаками, лежащими на очень плоских эхинах.

Казалось бы, храм построен традиционно для дорийского типа: это большое прямоугольное здание (9 х 8 колонн) со входом с восточной стороны (западный торец глухой), с далеко отстоящими от стен, как то было принято в Южной Италии, колоннами. Интерьер делился на три обычные части: пронаос – наос – опистодом, из которых наос был разделен восемью колоннами на два нефа. Для храма поздней архаики, да еще такого монументального, это очень редкая черта, причем крайние колонны, как в олимпийском Герайоне, примыкают к торцовым стенам целлы. Следовательно, нечетное число колонн (девять) в зажатом «антами» портике приводило к тому, что центрального входа в храм быть не могло: по оси стояла колонна, как то было в храмах VIII в. до н.э., - Геры на Самосе и Аполлона в Фермосе (храм С). Более того, обособленность, разделенность нефов была отмечена наличием у них самостоятельных входов из пронаоса – торжественных, снабженных ступенями. Еще одна неординарная черта – увеличенный размер предпоследнего интерколумния, между шестой и седьмой колоннами. Возможно, там стояла культовая статуя. Строго линейный путь нарушался лишь в северном нефе, из которого открывался вход в опистодом, - туда можно было пройти, как прежде в адитон, а затем, совершив этот маленький круг, покинуть храм. Причины столь жесткого разделения двух нефов, с подчеркнутым приоритетом одного (северного), не ясны.

По замечаниям исследователей, пропорции здания (24,5 х 54,34 м) целиком укладываются в понятие симметрии, разработанной ранними архитекторами и основанной на соотношении целых чисел. Так, вся целла имеет соотношение сторон 2:7, без пронаоса и опистодома 2:5, общий же план здания имеет соотношение 4:9, которое повторится в V в. до н.э. в Парфеноне. Длина стилобата – 100 ионийских локтей – отражает магию числа «100» (вспомним греческие «стофутовые» храмы – гекатомпедоны). В этих пропорциях здания усматривают влияние религиозного мыслителя Пифагора.

Рядом, перпендикулярно к описанному храму, уже в эпоху классики (460-440 гг. до н.э.) был выстроен храм Геры II, у которого даже сохранился фронтон.

Южноиталийское зодчество, расцветшее в это время пышным цветом, приобрело несколько отличный от метрополии облик: здесь храмы часто окружались узкими вытянутыми колоннадами; скрывая собой гораздо более короткие и компактные целлы: т.е. колоннада сохраняла абрис архаического типа, а целла следовала уже новому варианту конструкции. Кроме того, колоннада часто сильно отодвигалась от стен храма, образуя широкие портики, больше похожие на галереи и веранды для прогулок; они придавали италийским храмам несколько расширенный вид, напоминавший диптеры, но без внутреннего ряда колонн в птероме.

В южноиталийском ордерном зодчестве встречаются разные решения проблемы культового здания. Так, вариант, напоминающий древние минойско-микенские формы, представляет храм Геры на реке Силарис в Посейдонии, ок.540 г. до н.э. Здесь при большом храме (8 х 16) имеется другой, маленький – «в антах», с четырьмя колоннами на фасаде. Объект поклонения в большом здании находился в центре целлы; в стене против входа был проем, через который входили в опистодом с глухой задней стенкой. Комбинация двух сакральных зданий напоминала о древней антитезе великого и малого, смерти и жизни. Если близость построек определялась их функциональной и смысловой связью, то в большом храме могли совершать ритуалы смерти бога, а в малом – возрождения. Такая концепция была известна в минойско-микенском мире: сосуществование большого и малого дворцов (как, например, в Кноссе), большой гробницы с малой камерой-ответвлением (микенские толосы Атрея, Клитемнестры, толос в Орхомене).

В этом ряду огромный храм G, или храм Аполлона, в Селинунте выдается своим неординарным замыслом. Наряду с традиционными чертами: вытянутый прямоугольный план, восточный вход, тройное деление внутреннего пространства на пронаос, наос и опистодом, а также три нефа, разделенных десятью парами колонн, - у него есть и специфические. Опистодом в Аполлонионе отрезан от целлы и имеет самостоятельный западный вход. Появился намек на вторую целлу, которая пока представляла «заднюю комнату»; впоследствии она разовьется в самостоятельную часть интерьера. Кроме того, трехнефная целла замыкалась перед торцевой стеной, образуя обход вокруг храмовой статуи. Так возникла отчетливая идея кругового обхода статуи божества, которая раньше едва просматривалась. И, кроме того, в боковые нефы из пронаоса можно было попасть через особые входы. Это тоже важное новшество (оно отмечалось выше в неординарном храме Геры I в Посейдонии), близкое к концепции трехнефных храмов этрусков; боковые части обособлялись от главной, оставаясь связанными с ней все той же идеей обхода.

Агригент – многоцветный, благоуханный уголок Сицилии, омываемый лучами солнца и ласкаемый легкими ветерками, должен был казаться поселенцам с Родоса и Крита раем, и, вдохновленные такой красотой, они повели себя соотверственно, построив храмы, которые словно бросали вызов богам своим величием и высокомерно смотрели вниз, на мир простых смертных.

Храм, посвященный Зевсу Олимпийскому и построенный в ознам енгваонивние побуды над карфагенянами в битве при Химере (480-479 гг. до н.э.), составляет главный предмет гордости агригенцев. Его огромные полуколонны, перемежавшиеся со статуями атлантов, создавали впечатиление, что несут на себье вес всей конструкции, подобно Атланту, приговоренному Зевсом за посомощь тиатанм держать на своих плечах весь мир. На пространстве храма могло поместиться 42 тыс. человек, во время осады войском карфагенян в 406 г. до н.э. все население города укрывалочсь в этом храме.

Семь дорических храмов, окружающих священное место, были построены из туфа с золотистыми прожимлками и первоначально покрыты слоем яркой полихромной штукатурки. Все они обращены фасадом на восток- так. Чорлобы вход и фигуры богов, стоящие перед ним, освещзались лучами восходящего солнца – симвла жизни. Из этих храмов лучше всего сохранился Храм Согласия. Его каннелированные колонны достигают 22 футов в высоту и немного наклонены внутрь. Построен в 5 в. до н.э.

Несколько позже, в конце VI в. до н.э., был выстроен небольшой храм Афины в Посейдонии, считавшийся ранее храмом Цереры (14,54 х 32,88 м). У него уже была более современная структура, с четным числом опор на торцах (6 х 13 колонн); пропорции наоса очень просты – 1:2. Внутренняя организация пространства, с четырьмя колоннами пронаоса, выдает уже чисто ионийские черты. У наоса нет ни опистодома, ни сокровищницы, зато устроен очень широкий вход, отмеченный двумя колоннами, при котором имеются два лестничных марша, ведущих в верхние части здания (один наверх, другой вниз) – восточная черта, появившаяся теперь в храмах Агригента. В святилищах Сирии и Ливана есть гипетральные храмы, с проемом в крыше и лестницами, ведущими на неё или на устроенные там открытые террасы, предназначенные, как считают, для огненных ритуалов; такие лестницы, более поздние по времени, были открыты в Баальбеке и Пальмире. Из этого следует, что открытая кровля понимается как площадка, а сам храм – как субструкция для нее. Путь снизу наверх – тоже восточная идея, реализованная в зданиях типа шумерских зиккуратов.

У храма Афины сохранился фронтон, стоящий на высоком антаблементе, с дорийскими триглифами и метопами и с очень широким выносом карниза. Только здесь реально ощущается, сколь мощный груз давил на колоннаду и каким образом, путем чисто эстетического выражения тектоники масс и распределения их в пространстве, преодолевалась тяжесть «небосвода».

Храм Афины в Посейдонии?

Попытки сочетать дорийский ордер с ионийским предпринимались в Греции неоднократно. Данный случай – первый; самый же известный опыт такого синтеза даст Иктин, один из создателей Парфенона, в загадочном храме Аполлона в Бассах.

Древнейшим дорийским храмом метрополии считался храм Геры в Олимпии, построенный до 600 г. до н.э. Он стоял в северо-западном углу священного участка по имени Альтис («Роща»), против восточного холма Кроноса. Храм Геры – уже классический перистиль (длиной 49 м и шириной 17 м) – вытянутый в длину, ориентированный по сторонам света, с двумя обособленными входами, с востока и запада, без западной апсиды, которая теперь отмирает. Восточный вход, уже «правильный», с четным числом колонн по фасаду и, соответственно, без древней центральной колонны, загораживавшей вход, вел в целлу, а западный – в очень неглубокий опистодом, но, тем не менее, появление второго входа (и второго фасада) глубоко симптоматично для Греции. Интерьер олимпийского храма выглядел необычно для рядового перистильного здания. Он был разбит перпендикулярно выходящими из боковых стен перемычками (к каждой из которых была приставлена колонна) на компартименты – по четыре больших с каждой стороны, а у торцевой стены они образовывали общее неглубокое пространство, в котором, очевидно, и стояла культовая статуя богини. Перемычки гораздо более выразительно, чем выступы в самосском храме, делили пространство на ячейки – как бы внутренние капеллы, храмики, каждый из которых мог иметь индивидуальную предназначенность и, движение по которым, напоминало «ныряние» из одной пространственной зоны в другую. Тем самым путь к цели в храме Геры действительно напоминал плавание бога солнца в лоне праматеринского хаоса.

Космос в Олимпии символизировало священное дерево. В исторические времена им была олива, о которой, однако, не сохранилось столь достоверных сведений, как об акропольской; известно лишь, что её принес сюда Геракл из Гиперборейской страны. Может быть, до оливы здесь почитался белый тополь, потому что на главном алтаре разжигали огонь дровами из этого дерева, для чего существовал специальный священнослужитель. Во всяком случае, о почитании дерева говорит уважительное отношение к древним колоннам храма (6 х 16). Первично все деревянные, они постепенно заменялись каменными, так что Павсаний во II в. еще застал одну уцелевшую колонну из дерева. Подобный феномен любопытен для истории развития античного ордера. Вытеснение дерева камнем шаг за шагом, век за веком преображало облик древних святынь и обусловливало сосуществование в них разных идей, разных материалов и форм; древнейшие здания греков типа храма Геры в Олимпии могли позволить себе быть «нехудожественными» и «архаичными». Материалы храма так же были символичны: стены храма, сложенные из кирпича-сырца, стояли на каменном цоколе, колонны первоначально деревянные, постепенно вытеснялись каменными, перекрытие было из дерева, крыша выстлана глиняной черепицей и украшена большими (2,25 м в диаметре) акротериями из терракоты.

Древнее деление целлы на два нефа вытеснило новое – трехнефное. Вместе с тем принцип двоичности (расчленения хаоса на двух творцов) перешел на структурный уровень: целла стала делиться надвое поперечно.

Аналогичный феномен в законченном виде отмечен в храме Афины Полиады на Афинском Акрополе, именуемом Гекатомпедоном – Стофутовым. «Стофутовые» храмы типичны для греческой архаики – 100 футов было своего рода модульной мерой для «идеального» храма. Уже сильно сокращенный в длину (6 х 12 колонн), он был разделен поперечной стенкой на две равноценные части, посвященные двум супругам-богам. Восточная уделялась Афине, западная – Посейдону. В первую входили через восточный портик; перед посетителем открывался короткий трехнефный зал (3 х 2 колонны). Возможно, здесь стояла культовая статуя сидящей Афины с горгонейоном на груди, которой прежде, до строительства Парфенона, дарили новый пеплос на празднике Великих Панафиней. Западный вход вел в глубокий опистодом, из которого открывались два других входа в двойной адитон. Почему там были две ритуальные комнаты? Для Эрехтея и Кекропса, древнейших царей Аттики, почитавшихся на Акрополе и в классическое время? Или для других ритуальных фигур? Любопытно, что «мужская» часть выстроена, как и в храме Аполлона в Коринфе, по типу пути, а «женская» - по типу минойской эпифании, о которой шла речь выше в связи с моделью святилища из Арханеса: подошел к храму, открыл дверь и остолбенел – при чуде явления богини.

Храм Афины Афайи на острове Эгина. Ок.500-480 гг.до н.э.

Завершает линию развития дорийский храм Афины Афайи на острове Эгина. Он посвящен богине, эпиклеза которой считается равноценной критской Диктинне – одной из ипостасей Владычицы. Храм небольшой, выстроенный из бледно-серого ракушечного известняка, который сверху покрыт штукатуркой: он стоит на особом каменном постаменте из четырех ступеней и ориентируется, как большинство греческих святынь, на море (Саронический залив). Членение внутреннего пространства традиционно: пронаос, наос и опистодом, выдержанные в хороших пропорциях (5 х 12 колонн). Здание гораздо легче более ранних дорийских и даже парит – в ярком свете на фоне зеленых пиний оно гармонично воспринимается в среде. Его колонны высокие и тонкие, по пропорциям приближаются к колоннам Парфенона (отношение диаметра к высоте: 5,32, в Парфеноне – 5,48). Причем пластика капителей согласуется с их архитектоникой (что уже исчезнет в Парфеноне).

Появляется важное новшество. Трехнефная целла, в которой стояла культовая статуя богини, имеет двухъярусную колоннаду: на колоннах первого яруса стоят небольшие колонны второго. Соответственно на верхнем ярусе имеются две небольшие галереи вдоль северной и южной стен для обхода. Гармоничный вид храм имел и снаружи, и внутри, «где культовая статуя была вплетена в арабеск колоннады». Возведение двухъярусных опор в столь маленьком здании наводит на мысль, что это сделано по соображениям ритуала. Культовая статуя божества, поначалу небольшая, деревянная, периодически, из года в год передававшаяся от одного жреца к другому, в доме которого она хранилась (такие статуи делал аргосец Агелад), к этому времени постепенно приобрела большой размер. Монументальная культовая статуя теперь стояла в центральном нефе, обрамленном по сторонам двухъярусными колоннадами. Снизу наверх ведут две лестницы, так что, прогуливаясь по небольшим верхним галереям, можно было рассматривать статую сверху. Прежде созерцание культовой статуи или совсем запрещалось (золотая статуя Аполлона в адитоне дельфийского храма), или позволялось с уровня пола, теперь же открывался путь для восхождения человека; попадая в статус небожителя, он мог лицезреть священные объекты сверху вниз. Причем если в южноиталийских храмах типа Аполлониона или храма Афины в Посейдонии люди поднимались наверх, тоже по двум лестницам, и происходило общение символического неба с реальным (кровля храма – небосвод), то в эгинском храме все это лишь искусственно воспроизведено. Эгинский храм не гипетральный и без плоской крыши: он моделирует классический образ мироздания с тремя его частями. Поэтому достижение уровня малой колоннады означало достижение небес. Впрочем, идея была уже давно заявлена архаической темой «введения на Олимп» воскресшего бога – Геракла, Гиакинфа, Гефеста.

«Сосуды Древней Греции» - Использовалась для разливания напитков во время пиршеств. Гомер. Считался атрибутом бога Диониса. Объем амфоры (26,3 л) применялся римлянами для измерения жидкости. Часто роспись наносилась только на ручки. Типы сосудов. Древняя Греция. Иногда делалась из бронзы, серебра, дерева или стекла.

«Театр Диониса» - Комедия. Солон (594 г.до н.э.). Постройка, к стене которой прикреплялись декорации. Функции Народного собрания. Орхестра. Мероприятия Перикла, приведшие к дальнейшей демократизации афинского государственного строя. Древнегреческий поэт-драматург. В театре Диониса. Металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики выдавливали буквы.

«Музыка Древней Греции» - Орфей. Лира. Пан. Стадион в Дельфах. Театральные соревнования. Владыка мертвых. Музыкальная культура. Памятники. Пифийские игры. Античные музыкальные инструменты. Основные понятия. Музыка Древней Греции. Формирование мировоззрения. Авлос. Мыслители. История Пифийских игр. Марсий.

«Храм Артемиды в Эфесе» - Храм Артемиды простоял более тысячи лет. Где же добывать мрамор. Огромное беломраморное здание. От величественного храма не только не осталось и следа. Храм Артемиды в Эфесе. Греция, IV век до н. э. По преданию Артемида была сестрой-близнецом Аполлона. Восстановленный храм просуществовал ещё более шестисот лет.

«Греческий храм» - Классический дорический периптер. Антаблемент. Греческий архитектурный ордер. Коринфский ордер. Стройная колоннада. Интерьер Парфенона. Составные части ордеров. Жилая архитектура. Колонна. Храм. Храм Геры. Храм Зевса. Дорический ордер. Ионический ордер. Архитектурный ордер. Дорический периптер. Архитектура Древней Греции.

«Мифология Древней Греции» - «Смерть Адониса». Прелести и достоинства. Античность. Афина. Грации. Из треснувшего ствола рождается ребёнок удивительной красоты - Адонис. Посейдон. Афродита. Однажды Аид влюбился в нимфу Менту или Мяту. А. И. Иванов “Селена и Эндимион”, 1797. Пан наводил на людей беспричинный, так называемый панический страх.

Всего в теме 31 презентация

Урок №12.

Тема.

Цель. - Познакомить учащихся с особенностями греческого рельефа периодов архаики и

Классики; дать представление о рельефах храмов Афины в Селинунте, Зевса в

Олимпии, Парфенона.

Развивать умение сравнивать произведения одного вида искусств в разное

Историческое время; соотносить изученные произведения с определенной эпохой.

Выражать собственные суждения о произведениях классики.

Оборудование. Компьютер, проектор, компьютерный диск, иллюстративный и раздаточный материал по теме.

Понятия и термины . Рельеф, декор, фриз, метопа, композиция.

Литература.

1. Мартынов В.ФЙ. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск, 1999.

2. Гузик М.А. В поисках золотого руна. МХК в викторинах, ребусах, кроссвордах и криптограммах. – М.,1994.

3. Культурология. Учебное пособие для студентов. – Ростов-на-Дону,1995.

4. Кто есть кто в античном мире. Справочник. – М.,1993.

5. Искусство. Энциклопедия для детей. Том 1,2. «Аванта», - М.,1999.

Оформление доски . Тема. Эпиграф, проблемное задание.

Тип урока. Комбинированный

Форма организации урока . Школьная лекция. В закреплении элементы практической работы.

План изучения нового материала.

1. Рельеф храма Афины в Селинунте:

2. Храм Зевса в Олимпии:

3. Метопы и ионический фриз Парфенона.

Эпиграф.

Душу.

И. Винкельман.

Проблемное задание. После изучения нового материала, выполните задание 7 в рабочей тетради. (Соедините стрелками изображения дорических храмов периодов архаики и классики с соответствующими рельефами).

Ход урока.

Оргмомент.

Повторение.

Используя иллюстративный материал, определите части греческого храма (задание 1).

Задания 2, 3 более высокого уровня сложности.

Проверка творческих заданий.

Изучение нового материала.

Назвать тему, цель урока, познакомить с эпиграфом.

В рельефе греческое искусство достигло высочайшего совершенства. Особенность греческого рельефа состоит не в передаче портретного сходства, а в умении мастера найти те формы, которые лучше всего отражают суть сюжета.

Мы с вами проследим эволюцию (развитие) рельефа на примере дорического храма в разные периоды развития греческой культуры.

Особенности композиции.

План лекции.

Рельеф храма Афины в Селинунте:

Сюжетная линия рельефа;

Приемы и методы передачи основной идеи;

Особенности композиции, изображения фигур;

Теневой узор.

Храм Зевса в Олимпии:

Сюжетные линии рельефов;

Способы передачи драматического действия.

Метопы и ионический фриз Парфенона.

Особенности композиции метоп и ионического фриза;

Идея торжества афинской демократии в изображении шествия жителей Афин в

праздник великих Панафиней;

Ритм рельефа, отсутствие экспрессии, надлома, эпатажа.

По ходу лекции идет работа с иллюстративным материалом CD-диска . На проектор выводится зрительный ряд:

Похищение Европы. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.

Бегущие нереиды. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

Зевс и Гера. Метопа храма Афины в Селинунте.VI век до н.э.

Геракл и титан. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

Геракл и Деянира. Метопа храма Афины в устье реки Селе.VI век до н.э.

Фидий. Бой лапифа с кентавром. Метопа Парфенона.

Фидий. Эфебы с конями. Метопа Парфенона.

Водоносы. Северный ионический фриз Парфенона.

Фидий. Боги Олимпа. Восточный ионический фриз Парфенона.

Для того, чтобы дополнить и расширить изученный материал, учащимся предлагается прослушать сообщения о Фидии, подготовленные ребятами.

По окончании лекции, проверяем, какой материал был записан в таблицу, делаем уточнения и дополнения.

Закрепление. Напоминаем учащимся проблемное задание. Для актуализации изученного материала предлагаем просмотреть компьютерную презентацию, в которой подобран иллюстративный материал по изученной на уроке теме (2-3 минуты). Далее ученики самостоятельно выполняют задание 7 в рабочей тетради.

Собираем тетради.

Работа с документом. (Раздаточный материал к уроку).

Познакомьтесь с документом и сделайте вывод об эволюции греческого рельефа от архаики до классики.

Домашнее задание. §12, сообщения о греческих скульпторах (Поликлет, Скопас).

Записи учащихся в тетради.

Тема. Эволюция греческого рельефа.

Эпиграф. Как глубина морская остается всегда спокойной, сколько бы

Не бушевало море на поверхности, точно так же образы, созданные

Греками, обнаруживают среди волнений страстей великую и твердую

Душу.

И. Винкельман.

Особенности греческого рельефа периодов архаики и классики.

Раздаточный материал к уроку.

Работа с документом.

« Все эти – то лучезарные, то грозные, живые, мертвые, торжествующие, гибнущие фигуры, эти извивы чешуйчатых змеиных колец, эти распростертые крылья. Эти орлы, эти тела, эти кони, оружия, щиты, эти летучие одежды, эти пальмы и эти тела, красивейшие человеческие тела во всех положениях, смелых до невероятности, стройных до музыки, - все эти разнообразнейшие выражения лиц, беззаветные движения членов, это торжество злобы, и отчаяние, и веселость, божественность, и божественная жестокость – все это небо и вся земля – да, это мир, целый мир, перед откровением которого невольный холод восторга и страстного благоговенья пробегает по всем жилам…» (И.Тургенев)

Вопросы к документу.

В чем на ваш взгляд состоит прелесть греческого рельефа?

Выскажите собственные суждения об изученных на уроке произведениях.




Выбор редакции
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...

Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...

В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...
«Вся наша жизни - игра» утверждают люди, наносящие себе татуировку с игральными костями. Не удивительно что, такая тату стала символом...
О нательных крестах. Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов...
На протяжении многих лет черная магия возводила до ранга божества многих колдунов, которые могли с легкостью влиять на других людей и...
Полное собрание и описание: параскева пятница молитва о детях для духовной жизни верующего человека.Информационный сайт про иконы,...