Действительно ли Иисус был пригвожден к кресту? Почему распятие иисуса считается искуплением греха Чада Божьи, шагнувшие в бессмертие.


«Он явился для того, чтобы взять грехи наши» (1Ин. 3:5)

Это означает, что «целью самого явления Христа было принести умилостивительную жертву за грехи всех и уничтожить ответственность вечного осуждения за них пред Богом (ср. 1Ин. 2:2 — « Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира» ; см. 1Пет. 2:21, 24 — « Христос пострадал за нас… Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились» ), — так резюмируется Святоотеческое толкование в комментарии Толковой Библии Лопухина на 1Ин. 3:5.

«Грехи наши Он взял на Себя, поэтому и казнь на Него за них возложена , и поношения поносящих (Рим. 15:3) напали на Него. […] Мы в том виновны: наши грехи и хуления хулили Господа нашего, мы согрешили пред Богом нашим и похулили Его, желая Божией чести с Адамом, праотцем нашим, и достойны были вечного мучения и поношения дьявольского, поэтому Иисус Господь наш за нас вступился, и казнь нашу взял на Себя, и платил за нас правде Божией , и чего не отнимал, то должен был отдать (Пс. 68:5). Слава милосердию Его! Помни возлюбленный, что Господь наш за нас, рабов Своих, хулим был, чтобы мы вечную славу получили», — пишет Свт. Тихон Задонский (Письмо келейное 105-е).

Одним из первых новозаветных свидетельств о безвинном Страдальце, берущем на Себя чужие грехи, являются слова Св. Иоанна Крестителя в евангельском повествовании о Крещении Господа:

«На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин.1.29) (ц.-слав. «се, Агнец Божий, вземляй грехи мира» ).

«Называя Его Агнцем , (Иоанн) выражает мысль о Его невинности и готовности на смерть; Агнцем Божиим , знаменует, что Он посвящен и приятен Богу; Агнцем, вземлющим грехи мира , указывает на агнцев, которые закалаемы были за грехи людские в Ветхом Завете, и исповедует, что новозаветный Агнец будет заклан за грехи всего человечества», — пишет митр. Макарий (Булгаков) в своем Православно — догматическом богословии (Т. II, изд. 4-е, Спб, 1883 г., С. 140).

Приведем к этому стиху комментарии Свт. Иоанна Златоуста и Блж. Феофилакта Болгарского, исчерпывающе раскрывающих тему.

«Частица: се употреблена потому, что многие уже давно, вследствие слов Иоанна, хотели видеть Его. Поэтому Иоанн и указывает Его, когда Он явился, и говорит: се , выражая этим, что Он есть Тот, Кого издавна ожидали. Се Агнец . Агнцем называет Его, припоминая иудеям пророчество Исаии и прообразование из времен Моисея, чтобы чрез прообраз ближе привести их к истине. Но агнец ветхозаветный не принимал на себя никогда ничьих грехов, а этот принял грехи всего мира, избавил его от гнева Божия, когда ему угрожала погибель. […] Как (поскольку) Иоанн свидетельствовал о предмете столь великом и дивном, который мог привести в изумление всех слушателей, – то есть что (Иисус) один вземлет на Себя грехи всего мира и что величие дара (Его) служит достаточным для тогоискуплением , – то и приготовляет к такой мысли» (Свт. Иоанн Златоуст, Беседа 17-я на Евангелие от Иоанна).

«Исследуй, прошу тебя, и сие выражение: «вот Агнец Божий». Слово это относится к тем, кои желают видеть Агнца, о котором возвещает Исаия (53. 7-8). Вот, говорит, Тот Агнец, Которого ищут; Тот Агнец, вот здесь. Ибо естественно, что многих тщательно занимавшихся пророческою книгою Исаии, занимал вопрос, кто бы был Тот Агнец. Итак, Иоанн указывает Его. […] Христос называется «Агнцем Божиим» или потому, что Бог отдал Его за нас на смерть, или потому, что Бог принял смерть Христа за наше спасение. Как мы обыкновенно говорим: эта жертва такого-то, вместо того, чтоб сказать: эту жертву принес такой-то; так и Господь называется Агнцем Божиим потому, что Бог и Отец из любви к нам отдал Его на закалание за нас. — Не сказал Иоанн: «взял» грех, но «берет» , потому что Он каждый день берет на Себя грехи наши, одни чрез крещение, другие чрез покаяние. — Агнцы, которых закалали в Ветхом Завете, не уничтожали совершенно ни одного греха; но Сей Агнец берет на Себя грех всего мира, то есть истребляет, изглаживает» (Блж. Феофилакт Болгарский, толк. на Ин. 1:29). Ср. также его же толк. на Послание к Евреям, 9:26: «явился (Христос) в конце веков, чтобы жертвою Своею , то есть телесной смертью Своею, уничтожить, то есть низвергнуть и обессилить, грех. […] Каким же образом грех сделался бессильным? Тем, что совершавшие его были безнаказанно прощены. Ибо сила греха в том и состоит, чтобы навлечь наказание».

И Свт. Иоанн Златоуст, и Блж. Феофилакт в своих толкованиях поминают пророчества Св. Пророка Исайи, который примерно за 750 лет до Рождества Христова настолько ясно засвидетельствовал подробности грядущего Искупительного подвига Господня, что его принято называть «ветхозаветным евангелистом». Так, в знаменитой мессианской 53-й главе книги Исайи говорится о Христе, что

«Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши: наказание мира нашего было на Нем , и ранами Его мы исцелились»; «все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас »; «как овца, веден был на заклание, и как агнец пред стригущими его безгласен, так Он не отверзал уст Своих»; «за преступления народа Моего претерпел казнь »; «Господу угодно было поразить Его, и Он предал Его мучению; когда же душа Его принесет жертву умилостивления , Он узрит потомство долговечное»; « оправдает многих и грехи их на Себе понесет ».

Не удивительно, что чтением именно из книги Исайи (53:7-8) сопровождает священник на проскомидии (первой части Божественной Литургии) вырезание из агничной просфоры т.н. Евхаристического Агнца — кубической части, приуготовляемой для преложения в Тело Христово. И далее, когда после изъятия Агнца священник крестообразно надрезывает его с нижней стороны, он снова ясно свидетельствует о взятии Господом на Себя наших грехов, произнося следующие слова: «жрется (приносится в жертву, закалается) Агнец Божий, вземляй грехи мира, за мирский живот (жизнь мира) и спасение».

Поминаемое Свт. Иоанном Златоустом «прообразование из времен Моисея» — этоветхозаветные жертвы , приносимые по заповеди ради очищения грешников и всего народа от грехов, и заклание пасхального агнца, чья кровь предохранила первенцев израильских от поражения Богом в Египте (см. Исх. 12:3-14) в особенности. Хотя все эти жертвы сами по себе не имели искупительного значения, все они прообразовывали будущую Крестную Жертву Иисуса Христа, Который «не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию однажды вошел в святилище и приобрел вечное искупление» (Евр. 9:12), «принеся Себя в жертву, чтобы подъять грехи многих» (Евр. 9:28).

В заключение приведем следующие чрезвычайно проникновенные и догматически отчетливые слова Св. Прав. Иоанна Кронштадского:

« Се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Сколь отрадны эти слова для души верующей! В них заключается крепкая надежда наша на бесконечное милосердие Отца Небесного, примирившегося с нами беззаконниками через Жертву правды, принесенную на Кресте за грехи наши, т.е. бесконечную Жертву Сына Своего. Сколько раз согрешали мы в один день и час, не говоря о грехах всего окаянного жития нашего. Как мучили нас грехи наши? Но мы покаялись с верою и упованием сердечным, воззрели к Спасителю, вздохнули, прослезились о своих грехах: и вот они очищены, омыты, прощены; мы обрели покой, свободу, радость. Что это значит? Это значит, что Агнец Божий всякий день, всякий час во все дни живота нашего вземлет грехи наши, отнимает, очищает, забывает их, избавляя нас от вечного за них осуждения. […] Веруйте от всего сердца, без малейшего усомнения, что Единородный, воплотившийся Сын Божий пострадал и за вас, именно — и за вас, чтобы избавить вас от вечных мучений, которым мы должны были подвергнуться по правосудию Отца Небесного, и теперь подвергнемся, если не будем всем сердцем веровать в Сына Его, взявшего на Себя грехи мира, и соблюдать Его заповеди» (Изпоучений, сказанных в Великую Пятницу ).

диакон Андрей

В пасхальную ночь полагалось резать агнцев и вкушать их. Пасхальная трапеза обязательно включала жареного ягненка. Но правила кошерной (разрешенной иудаизмом) пищи предполагают, что в мясе не должно быть крови. По свидетельству Иосифа Флавия, на Пасху в Иерусалиме резалось 265 тысяч ягнят. Ирод Агриппа, чтобы подсчитать число благочестивых семей, велел отделять жертвы к очагу – их оказалось 600 тысяч… Из этих сотен тысяч жертвенных животных надо было излить всю кровь. Если учесть, что в Иерусалиме не было канализации, можно представить, какое количество крови городские сточные канавы несли к Кедронскому потоку.

Кедрон протекает между Иерусалимской стеной и Гефсиманским садом, в котором арестовали Христа. В предпасхальные дни Кедрон наполнялся не столько водой, сколько кровью. Перед нами символ, рожденный самой реальностью: Христа, Новозаветного Агнца, ведут на казнь через реку, полную крови ветхозаветных агнцев. Он идет пролить Свою кровь – чтобы не было больше нужды ни в чьем убийстве. Вся страшная мощь ветхозаветного культа не смогла всерьез исцелить человеческую душу. «Делами закона не оправдается никакая плоть»…

В Гефсиманском саду начинаются страдания Христа. Здесь Он провел последние часы Своей земной жизни в молитве к Отцу.

Евангелист Лука, врач по образованию, описывает облик Христа в эти минуты с предельной точностью. Он говорит, что когда Христос молился, то кровь, как капли пота, стекала по лицу Его. Это явление известно медикам. Когда человек находится в состоянии крайнего нервного или психического напряжения, то иногда – (крайне редко) такое бывает. Капилляры, которые находятся ближе к коже, рвутся, и кровь проступает сквозь кожу через потовые протоки, смешиваясь с потом. В таком случае действительно образуются крупные капли крови, которые стекают по лицу человека. В таком состоянии человек теряет очень много сил. Именно в этот момент Христа арестовывают. Апостолы пытаются сопротивляться. Апостол Петр, который носил с собою «меч» (возможно, это был просто большой нож) готов воспользоваться этим оружием, чтобы защитить Христа, но слышит от Спасителя: «возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут; или думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, и Он представит Мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов?» Апостолы разбегаются. Спросонок никто не был готов следовать за Христом. И только один из них, скрываясь за кустами, следует какое-то время за храмовой стражей, ведущей Христа в город. Это – евангелист Марк, который позднее в своем Евангелии расскажет об этом эпизоде. Пока Христос молился в Гефсиманском саду, апостолы вопреки просьбам Христа спали. В те времена было принято спать нагими, и на Марке не было одежды. Вскочив, юноша набросил на себя что-то наспех, и в таком виде последовал за Христом. Мелькание этого пятна за кустами все-таки заметили, стражники попытались поймать его и Марк, оставив накидку в руках храмовой стражи, убежал нагим (). Этот эпизод достоин упоминания потому, что за несколько веков до этого он был по сути предсказан уже в Ветхом Завете. В книге пророка Амоса (2.16) было сказано о дне пришествия Мессии: «И самый отважный из храбрых убежит нагой в тот день». Марк действительно оказался самым отважным, он единственный пробует следовать за Христом, но все-таки и он вынужден нагим бежать от стражи…

Иисуса, преданного Иудой, схватили стражники Синедриона – высшего органа управления иудейской религиозной общины. Его привели в дом первосвященника и на скорую руку судили, прибегая и к лжесвидетельствам, и к клевете. Успокаивая совесть собравшихся, первосвященник говорит: «… лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб». Синедрион стремится показать римским властям, что он сам в состоянии укрощать «возмутителей спокойствия» и не давать повода римлянам для репрессий.

Дальнейшие события в Евангелии описаны достаточно подробно. Последовал суд первосвященников. Римский прокуратор (наместник) Понтий Пилат не находит за Иисусом вины, которую на Него возлагает Синедрион: «Развращение народа, призыв к отказу платить подать кесарю – императору Рима, претензии на власть над иудейским народом». Однако первосвященник Каиафа настаивал на казни, и в конце концов Пилат дает свое согласие.

Обратим внимание только на ту часть приговора, где Синедрион говорит: «Он делает себя Богом». Значит, даже те, кто отнюдь не симпатизировал проповеди Христа, считали, что Он приравнивал Себя к Богу, т.е. утверждал Свое богоравное достоинство. Поэтому, естественно, в глазах правоверных иудеев, исповедующих сугубое единство Бога, это действительно было кощунство, именно это, а отнюдь не претензия на мессианское достоинство. Скажем, Бар Кааба, который приблизительно в это же время претендовал на мессианский титул, не был распят и его судьба гораздо более благополучна. Итак, суд позади, начинается ночь перед казнью.

Голгофа – невысокий холм за городскими стенами Иерусалима – была традиционным местом публичных казней. Именно для этих целей на вершине холма постоянно стояло несколько столбов. По обычаю, приговоренный к распятию должен был на себе нести из города тяжелую балку, служившую поперечиной. Такую балку нес на себе и Христос, но, как говорит Евангелие, не сумел донести ее до Голгофы. Он был слишком обессилен. Перед этим Христа уже один раз подвергли казни: его бичевали.

Сегодня, основываясь на данных Туринской плащаницы, мы можем сказать, что такое бичевание – это тридцать девять ударов пятихвостым бичом со свинцовыми шариками, которые привязаны к концам каждого из ремней. При ударе бич обвивался вокруг всего тела и рассекал кожу до кости. Иисус получил их тридцать девять, потому что иудейский закон запрещал наносить больше сорока ударов. Это считалось смертельной нормой.

Впрочем, закон уже был нарушен. Христа подвергли наказанию дважды, в то время как любое право, в том числе и римское, запрещает наказывать человека дважды за одно и то же деяние. Бичевание – первое, и само по себе тяжелейшее наказание. После него выживал не каждый. И все же за первой карой следует вторая – распятие. Видимо Понтий Пилат действительно пытался отстоять жизнь Иисуса и надеялся, что вид окровавленного проповедника, избитого до полусмерти, удовлетворит кровожадные инстинкты толпы.

Однако этого не произошло. Толпа требовала казни, и Иисуса повели на Голгофу. Избитый и обессилевший, Он несколько раз падал по дороге, и в конце стража заставляет стоявшего рядом крестьянина по имени Симон взять крест и донести его до Голгофы. А на Голгофе Господа прибивают к кресту. Ноги прибивают к тому столбу, который был вкопан, а руки – к той перекладине, которую Он нес на Себе, и затем перекладину водружают на вертикальный столб и прибивают.

За две тысячи лет слово «распятие» повторялось так часто, что смысл его в некоторой степени утратился, потускнел. Потускнела в сознании ныне живущих и громадность той жертвы, которую принес Иисус за всех людей, бывших и будущих.

Что же такое распятие? Цицерон эту казнь называл самой ужасной из всех казней, которые придумали люди. Суть ее состоит в том, что человеческое тело повисает на кресте таким образом, что точка опоры оказывается в груди. Когда руки человека подняты выше уровня плеч, и он висит, не опираясь на ноги, вся тяжесть верхней половины тела приходится на грудь. В результате этого напряжения кровь начинает приливать к мышцам грудного пояса, и застаивается там. Мышцы постепенно начинают деревенеть. Тогда наступает явление асфиксии: сведенные судорогой грудные мышцы сдавливают грудную клетку. Мышцы не дают расширяться диафрагме, человек не может набрать в легкие воздуха и начинает умирать от удушья. Такая казнь иногда длилась несколько суток. Чтобы ускорить ее, человека не просто привязывали к кресту, как в большинстве случаев, а прибивали. Кованые граненые гвозди вбивались между лучевыми костями руки, рядом с запястьем. На своем пути гвоздь встречал нервный узел, через который нервные окончания идут к кисти руки и управляют ей. Гвоздь перебивает этот нервный узел. Само по себе прикосновение к оголенному нерву – страшная боль, а здесь все эти нервы оказываются перебиты. Но мало того, чтобы дышать в таком положении, у него остается только один выход – надо найти некую точку опоры в своем же теле для того, чтобы освободить грудь для дыхания. У прибитого человека такая возможная точка опоры только одна – это его ноги, которые также пробиты в плюсне. Гвоздь входит между маленькими косточками плюсны. Человек должен опереться на гвозди, которыми пробиты его ноги, выпрямить колени и приподнять свое тело, тем самым ослабляя давление на грудь. Тогда он может вздохнуть. Но поскольку при этом руки его также прибиты, то рука начинает вращаться вокруг гвоздя. Чтобы вздохнуть, человек должен повернуть свою руку вокруг гвоздя, отнюдь не круглого и гладкого, а сплошь покрытого зазубринами и с острыми гранями. Такое движение сопровождается болевыми ощущениями на грани шока.

Евангелие говорит, что страдания Христа длились около шести часов. Чтобы ускорить казнь, стража или палачи нередко мечом перебивали голени распятому. Человек терял последнюю точку опоры и быстро задыхался. Стражники, охранявшие Голгофу в день распятия Христа, торопились, им нужно было закончить свое страшное дело до заката солнца по той причине, что после заката иудейский закон запрещал прикасаться к мертвому телу, а оставлять эти тела до завтра было нельзя, потому что наступал великий праздник – иудейская Пасха, и три трупа не должны были нависать над городом. Поэтому команда палачей торопится. И вот, св. Иоанн специально отмечает, что воины перебили голени двум разбойникам, распятым вместе со Христом, но самого Христа не коснулись, потому что видели, что Он был мертв. На кресте заметить это не трудно. Как только человек перестает без конца двигаться вверх-вниз, значит, он не дышит, значит, он умер…

Евангелист Лука сообщает, что когда римский сотник пронзил копьем грудь Иисуса, то из раны излились кровь и вода. По заключению медиков, речь идет о жидкости из околосердечной сумки. Копье пронзило грудь с правой стороны, дошло до околосердечной сумки и сердца – это профессиональный удар солдата, который целится в незагражденную щитом сторону тела и бьет таким образом, чтобы сразу достать до сердца. Из уже мертвого тела кровь истекать не будет. То, что кровь и вода излились, означает, что сердечная кровь еще раньше, еще до последней раны перемешалась с жидкостью околосердечной сумки. Сердце не выдержало мук. Христос умер от разрыва сердца раньше.

Иисуса успевают снять с креста до захода солнца, успевают наскоро обвить в погребальные пелены и уложить в гробницу. Это каменная пещера, высеченная в скале недалеко от Голгофы. Его кладут в гробницу, заваливают вход в небольшую пещерку тяжелым камнем и ставят стражу, чтобы ученики не украли тело. Проходит две ночи и один день, и на третий день, когда ученицы Христа, полные скорби, потому что они лишились любимого Учителя, идут к гробнице, чтобы наконец обмыть Его тело и совершить полностью все погребальные обряды, они обнаруживают, что камень отвален, стражи нет, гробница пуста. Но не успевают их сердца исполниться нового горя: мало того, что Учителя убили, а теперь даже нет возможности похоронить Его по-человечески – как в этот момент является им Ангел, возвещающий величайшую весть: Христос воскрес!

Евангелие описывает ряд встреч с воскресшим Христом. Удивительно, что Христос по Своем воскресении не является ни Понтию Пилату, ни Каиафе. Он не идет убеждать чудом своего воскресения людей, которые не признавали Его при жизни. Он является только тем, кто уверовал и успел принять Его раньше. Это – чудо уважения Бога к человеческой свободе. Когда же мы читаем свидетельства апостолов о воскресении Христа, мы поражаемся одной вещи: они рассказывают о воскресении не как о событии, происшедшем где-то с каким-то посторонним человеком, но как о событии в их личной жизни. «И это не просто: Воскрес дорогой мне человек». Нет. Апостолы говорят: «И мы воскресли вместе со Христом». С тех пор каждый христианин может сказать, что самое важное событие в его жизни произошло во времена Понтия Пилата, когда камень у входа в гробницу оказался отвален, и оттуда вышел Победитель смерти.

Крест – основной символ христианства. Крест – средоточие скорби. И крест же – защита и источник радости для христианина. Почему нужен был Крест? Почему недостаточно было ни проповедей Христа, ни Его чудес? Почему для нашего спасения и соединения с Богом оказалось недостаточно того, что Бог-Творец стал человеком-тварью? Почему, говоря словами святителя , мы возымели нужду в Боге не только воплотившемся, но и закланном? Итак – что значит Крест Сына Божия в отношениях человека и Бога? Что произошло на Кресте и вслед за распятием?

Христос неоднократно говорил, что именно ради этого момента Он пришел в мир. Последний враг, древний враг, с которым сражается Христос – это смерть. Бог есть жизнь. Все, что существует, все, что живет – по убеждениям христиан и по опыту любой развитой религиозной философской мысли – существует и живет в силу своей причастности к Богу, своей взаимосвязи с Ним. Но когда человек совершает грех, он разрушает эту связь. И тогда божественная жизнь перестает струиться в нем, перестает омывать его сердце. Человек начинает «задыхаться». Человека, каким видит его Библия, можно сравнить с водолазом, который работает на дне моря. Вдруг, в результате неосторожного движения, шланг, по которому сверху поступает воздух, оказывается пережатым. Человек начинает умирать. Спасти его можно только восстановив возможность воздухообмена с поверхностью. Этот процесс и есть суть христианства.

Таким неосторожным движением, нарушившим связь между человеком и Богом, был первородный грех и все последующие грехи людей. Люди воздвигли преграду между собою и Богом — преграду не пространственную, а в своем сердце. Люди оказались отрезанными от Бога. Эту преграду необходимо было убрать. Чтобы люди могли быть спасены, могли обрести бессмертие, следовало восстановить связь с Тем, Кто только Один бессмертен. По слову апостола Павла, один только Бог имеет бессмертие. Люди отпали от Бога, от жизни. Их необходимо было «спасти», надо было помочь им обрести именно Бога – не какого-то посредника, не пророка, не миссионера, не учителя, не ангела, а самого Бога.

Могли ли люди сами построить такую лестницу из своих заслуг, своих добродетелей, по которой они, как по ступеням Вавилонской башни, поднялись бы до неба? Библия дает ясный ответ – нет. И тогда, поскольку Земля сама не может вознестись до Неба, Небо склоняется к Земле. Тогда Бог становится человеком. «Слово стало плотью». Бог пришел к людям. Он пришел не для того, чтобы узнать, как мы здесь живем, не для того, чтобы дать нам несколько советов о том, как себя вести. Он пришел для того, чтобы человеческая жизнь могла вливаться в жизнь Божественную, могла с ней сообщаться. И вот Христос вбирает в себя все, что есть в человеческой жизни, кроме греха. Он берет человеческое тело, человеческую душу, человеческую волю, человеческие взаимоотношения, чтобы Собою согреть, отогреть человека и изменить его.

Но есть еще одно свойство, неотделимое от понятия «человек». За эпохи, прошедшие со времени изгнания из рая, человек обрел еще одно умение – он научился умирать. И этот опыт смерти Бог тоже решил вобрать в Себя.

Тайну страданий Христа на Голгофе люди пытались объяснить по-разному. Одна из самых простых схем говорит, что Христос принес Себя в жертву вместо нас. Сын решил умилостивить Небесного Отца, чтобы тот, ввиду безмерной жертвы, принесенной Сыном, простил всех людей. Так считали западные средневековые богословы, нередко так говорят сегодня популярные протестантские проповедники, такие соображения можно встретить даже у апостола Павла. Эта схема исходит из представлений средневекового человека. Дело в том, что в архаичном и в средневековом обществе тяжесть проступка зависела от того, против кого этот проступок направлен. Например, если человек убивает крестьянина – положено одно наказание. Но если он убивает слугу князя, его ждет иное, более серьезное наказание. Именно так средневековые богословы нередко пытались объяснить и смысл библейских событий. Сам по себе проступок Адама, может быть, и невелик – подумаешь, яблоко взял, – но дело в том, что это был поступок, направленный против величайшего властителя, против Бога.

Маленькая, сама по себе ничтожная величина, помноженная на бесконечность, против которой она была направлена, сама стала бесконечной. И, соответственно, для того, чтобы оплатить этот бесконечный долг, необходима была бесконечно огромная жертва. Такую жертву человек не мог принести сам за себя, и, поэтому, за него ее выплачивает сам Бог. Такое объяснение полностью соответствовало средневековому мышлению.

Но сегодня мы не можем признать эту схему достаточно вразумительной. В конце концов, возникает вопрос: справедливо ли, что вместо действительного преступника страдает безвинный? Справедливо ли будет, если некий человек поругается со своим соседом, а затем, когда на него найдет приступ человеколюбия, он вдруг решит: ладно, я на своего соседа гневаться не буду, но, чтобы все было по закону, пойду зарежу своего сына, и после этого будем считать, что мы помирились.

Впрочем, вопросы к такого рода популярному богословию возникали еще у св. Отцов Православной Церкви. Вот, например, рассуждение св. : «Остается исследовать вопрос и догмат, оставляемый без внимания многими, но для меня весьма требующий исследования. Кому и для чего пролита излиянная за нас кровь – кровь великая и преславная Бога и Архиерея и Жертвы? Мы были во власти лукавого, проданные под грех и сластолюбием купившие себе повреждение. А если цена искупления дается не иному кому, как содержащему во власти, спрашиваю: кому и по какой причине принесена такая цена? Если лукавому, то как сие оскорбительно! Разбойник получает цену искупления, получает не только от Бога, но самого Бога, за свое мучительство берет такую безмерную плату, что за нее справедливо было пощадить и нас! А если Отцу, то, во-первых, по какой причине кровь Единородного приятна Отцу, Который не принял и Исаака, приносимого отцом, но заменил жертвоприношение, вместо словесной жертвы дав овна? Или из сего видно, что приемлет Отец, не потому что требовал или имел нужду, но по домостроительству и по тому, что человеку нужно было освятиться человечеством Бога, чтобы Он Сам избавил нас, преодолев мучителя силою, и возвел нас к Себе чрез Сына посредствующего и все устрояющего в честь Отца, Которому оказывается Он во всем покорствующим? Таковы дела Христовы, а большее да почтено будет молчанием»*.

Были и другие попытки объяснить тайну Голгофы. Одна из этих схем, в некотором смысле более глубокая и довольно дерзкая, говорит об обманувшемся обманщике. Христос уподобляется охотнику*. Когда охотник желает поймать какого-нибудь зверя или рыбу, он рассыпает приманку или маскирует крючок наживкой. Рыба хватает то, что видит – и натыкается на то, с чем встретиться никак не желала.

По мысли некоторых восточных богословов, Бог приходит на землю для того, чтобы разрушить царство сатаны. Что такое царство смерти? Смерть – это пустота, небытие. Поэтому смерть нельзя просто прогнать. Смерть можно только заполнить изнутри. Разрушение жизни нельзя преодолеть ничем иным, кроме как созиданием. Для того, чтобы войти в эту пустоту и изнутри заполнить ее, Бог принимает человеческий облик. Сатана не узнал тайну Христа – тайну Сына Божьего, ставшего человеком. Он считал Его просто праведником, святым, пророком, и полагал, что, как любой сын Адама, Христос подвластен смерти. И вот, в ту минуту, когда силы смерти возликовали, что им удалось победить Христа, предвкушая встречу с очередной человеческой душой в аду, они встретились с силой Самого Бога. И эта божественная молния, низойдя в ад, начинает разворачиваться там и разносит весь адский склеп. Таков один из образов, довольно популярный в древней христианской литературе*.

Третий образ уподобляет Христа врачу. Святой так и говорит: Бог, прежде чем послать Сына Своего на землю, отпустил грехи всем нам. Христос же приходит для того, чтобы подобно опытному врачу, связать воедино распавшуюся человеческую природу. Человек должен сам, изнутри своей собственной природы, снять все преграды, отделяющие его от Бога. То есть человек должен научиться любви, а любовь — это очень опасный подвиг. В любви человек теряет самого себя. В некотором смысле, всякая серьезная любовь близка к самоубийству. Человек перестает жить для себя, он начинает жить для того человека, которого любит, иначе это не любовь. Он выходит за свои собственные пределы.

Однако в каждом человеке есть частица, не желающая выходить за свои пределы. Она не хочет умирать в любви, она предпочитает на все смотреть с точки зрения своей собственной маленькой пользы. С этой частицы и начинается умирание человеческой души. Мог ли Бог просто удалить неким ангельским скальпелем эту раковую опухоль, гнездящуюся в человеческой душе? Нет, не мог. Он создал людей свободными (по Своему образу и подобию) и, потому, не стал бы уродовать собственный образ, который Он вложил в человека. Бог действует только изнутри, только через человека. Сын Предвечного Отца две тысячи лет назад стал сыном Марии, чтобы здесь, в человеческом мире, появилась хотя бы одна душа, способная сказать Богу: «Да, возьми меня, я ничего своего не хочу иметь. Воля не моя, но Твоя да будет».

Но дальше начинается таинство обожения человеческой природы Христа. Он с самого рождения своего Бог. Он располагает, с одной стороны, божественным сознанием, божественным «Я», а с другой стороны, человеческой душой, которая развивалась, как у каждого ребенка, юноши, молодого человека. Естественно, в каждое живое существо Бог вложил боязнь перед смертью. Смерть – это то, что не есть Бог. Бог есть жизнь. Каждой человеческой душе, каждой живой душе вообще свойственно бояться того, что очевиднейшим образом не есть Бог. Смерть – очевиднейшим образом не есть Бог. И человеческая душа Христа боится смерти – не трусит, а противится ей. Поэтому в Гефсиманском саду человеческая воля и душа Христа обращаются к Отцу со словами: «Душа моя скорбит смертельно… Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты…» ().

В этот момент переступается последняя грань, которая могла отъединить человека от Бога – опыт смерти. В результате, когда смерть подступает к жизни Христа, пробует ее раздробить и уничтожить, то не находит в ней для себя никакого материала. По определению святого , с которым были согласны не только христиане II века, когда жил святой, но и верующие во все времена, смерть – это раскол. Прежде всего раскол души и тела, а также вторая смерть, которая по христианской терминологии есть раскол души и Бога. Вечная смерть. Так вот, когда этот раскол, этот клин, пробует утвердится, найти свое место во Христе, оказывается, что ему там нет места. Он там застревает, потому что человеческая воля Христа через Гефсиманское моление подчинилась божественной воле, всецело соединилась с ней. Клин смерти не смог отделить душу Христа от Божественной природы Сына Божия, и, как следствие, человеческая душа Христа оказалась до самого конца неотделима от Его тела. И поэтому и происходит почти немедленное воскресение Христа.

Для нас это означает, что отныне смерть человека становится не более, чем эпизодом его жизни. Поскольку Христос нашел путь выхода из смерти, это означает, что если человек последует за ним, образно говоря, «вцепится в его одежды», то Христос протащит его через коридоры смерти. И смерть окажется не тупиком, а просто дверью. Именно поэтому апостолы говорят о том, что смерть Иисуса Христа – важнейшее событие в их личной жизни.

Таким образом, спасение мы обретаем не смертью Христа, но Его воскресением. Смерть изгоняется натиском жизни. Христос не просто «претерпевает» муки. Нет. Он вторгается в область смерти и присозидает человечество к источнику бессмертной жизни – к Богу.

Есть и четвертый образ, объясняющий события Голгофы. Землю, где живут люди, можно уподобить оккупированной планете. Так получилось, что в мире небесном в некие времена, о которых мы ничего не знаем, произошло событие Богоотступничества…

Мы не знаем его мотивов, не знаем, как оно протекало, но зато знаем его последствия. Мы знаем, что в ангельском мире произошло разделение. Часть небесных духовных сил отказалась служить Творцу. С человеческой точки зрения это можно понять. Любое существо, осознающее себя как личность, рано или поздно оказывается перед дилеммой: любить Бога больше, чем себя, или любить себя больше, чем Бога. Некогда и ангельский мир встал перед этим выбором. Большинство ангелов, как полагает и библейский, и церковный опыт, «устояли» в чистоте и «устояли» в Боге, но некоторая часть откололась. Среди них был ангел, созданный наиболее прекрасным, наиболее мудрым, наиболее сильным. Ему было дано дивное имя – Светоносец (лат. «Люцифер», слав. «Денница»). Он был не просто одним из певцов славы Божией. Богом Ему было вверено управление всей Вселенной.

По христианским воззрениям, у каждого человека, у каждого народа есть свой ангел-хранитель. Люцифер был ангелом-хранителем всей Земли, всего человеческого мира. Люцифер был «князем Земли», князем мира сего.

Библия с первых страниц указывает, что самые страшные события космической летописи происходят из-за человека. С точки зрения геологии, человек – не более, чем плесень на поверхности незначительного небесного тела, расположенного на окраине Галактики. С точки зрения теологии, человек настолько важен, что именно из-за него вспыхнула война между Богом и Люцифером. Последний считал, что во вверенном ему хозяйстве люди должны служить тому, кто этим хозяйством управляет. То есть ему, Люциферу.

Через грехопадение человек, к сожалению, впустил в свой мир зло, и мир оказался отъединен от Бога. Бог мог обращаться к людям, мог напоминать им о Своем существовании. Всю трагедию до-христианского мира можно выразить простой фразой: «был Бог – и были люди», и они были порознь, и между ними была некая тонкая, невидимая, но очень упругая стена, не позволявшая человеческому сердцу по-настоящему соединиться с Богом, не позволявшая Богу навсегда остаться с людьми. И вот Христос приходит «в зраке раба» (в образе раба) как сын плотника. Бог приходит к людям, чтобы в некотором смысле «изнутри» поднять восстание против узурпатора.

Если внимательно читать Евангелие, то становится понятно, что Христос – вовсе не такой сентиментальный проповедник, каким кажется в наше время. Христос – воин, и Он прямо говорит, что Он ведет войну против врага, которого называет «князь мира сего» () – «arhon tou kosmou». Если мы всмотримся в Библию, то увидим, что Крест, Голгофа – это цена, которую пришлось уплатить за увлечение людей оккультизмом, «космическими откровениями».

А дальше внимательное чтение Библии открывает еще одну удивительную загадку. С точки зрения обыденного мифологического мышления, место обитания демонов – это подземелье, подземье. Народное представление помещает ад под землю, туда, где кипит магма. Но в Библии речь скорее идет о том, что «духи злобы» обитают в небесном мире. Они так и называются – «духи злобы поднебесной», а отнюдь не «подземной». Оказывается, что тот мир, который люди привыкли называть «видимым небом», отнюдь не безопасен, он стремится подчинить себе человеческое сердце. «Забудь о Боге, мне молись, мои верней награды!», – как говорил об этом демон в балладе Жуковского «Громобой». Именно эту небесную блокаду и желает прорвать Христос. Для этого он приходит сюда неузнанным, и для этого умирает.

Преподобный спрашивает: а почему Христос избрал такой странный вид казни?» и сам же отвечает: «чтобы очистить воздушное естество». По пояснению преп. Максима Исповедника, Христос принимает смерть не на земле, а в воздухе, чтобы упразднить «враждебные силы, наполняющие среднее место между небом и землей». Крестом освящается «воздушное пространство» – то есть то пространство, которое и отделяет людей от Того, Кто «превыше небес». И вот, после Пятидесятницы, первомученик Стефан видит небеса отверстые – через которые зрим «Иисус, стоящий одесную Бога» (). Голгофский Крест – это тоннель, пробитый сквозь толщу демонических сил, которые норовят представить себя человеку как последнюю религиозную реальность.

Следовательно, если человек сможет подойти к той зоне, которую Христос очистил от засилья духов зла, если сможет предложить свою душу и свое тело для исцеления Христу как врачу, который в Себе и через Себя исцеляет природу человеческую – в этом случае он сможет обрести ту свободу, что принес Христос, тот дар бессмертия, который Он в Себе имел. Смысл пришествия Христа в том, чтобы жизнь Бога, оказалась отныне доступна людям.

Человек создан, чтобы быть с Богом, а не с космическими самозванцами. Созданный по образу Творца – к Творцу и призван идти. Сам Бог свой шаг навстречу человеку уже сделал. Чтобы освободить людей от космической блокады, от мутных откровений «планетных логосов», астральных «махатм» и «владык космоса», Бог прорвался к нам. Прорвался сквозь весь космический мусор – ибо Дева Мария была чиста. И вырвал нас из под власти космических «пришельцев» своим Крестом. Крест связал небо и землю. Крест соединил Бога и человека. Крест – знак и орудие нашего спасения. Потому и поется в этот день в храмах: «Крест – хранитель всея вселенныя». Крест воздвигнут. Встань же и ты, человек, не дремли! Не пьяней от суррогатов духовности! Да не бесплодно будет Распятие Творца для твоей судьбы!

Хотя сегодня многие празднуют рождение Иисуса Христа, одни по причине веры, другие - преследуя коммерческие цели, мало кто знает об истинной цели Его рождения. Ибо, согласно Божьему Слову, у Иисуса Христа с самого начала Его жизни была особая миссия: заплатить Своей жизнью цену искупления наших грехов. Как возвестил Иосифу ангел, когда Иисус еще находился в утробе Марии:

Матфея 1:21
«…[Мария] родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их ».

«Иисус» на иврите означает «Господь (по-еврейски Яхве) – спасение наше». И действительно, именно Иисус Христос является Тем, через Кого Господь, Яхве, принес спасение людям и избавил их от грехов. В Слове Божьем предложение Каиафы, иудейского первосвященника, распять Иисуса, комментируется так:

Иоанна 11:50-52
«[Каиафа говорит:] …и не подумаете, что лучше нам, чтобы один человек умер за людей, нежели чтобы весь народ погиб. Сие же он сказал не от себя, но, будучи на тот год первосвященником, предсказал, что Иисус умрет за народ, и не только за народ, но чтобы и рассеянных чад Божиих собрать воедино ».

Христос родился, чтобы умереть за всех нас, и в данной статье мы исследуем, какое влияние произвела Его смерть.

1. Иисус Христос – Искупивший нас от греха

Искупление – одно из часто упоминаемых последствий смерти Иисуса». «Искупление» - труд, подразумевающий наличие искупителя, т.е. того, кто делает искупление возможным, а также выкупа как платы за это искупление. Чтобы понять, от чего нас искупил Иисус, а также то, какой выкуп Он заплатил, рассмотрим Послание к Титу 2:14, где написано:

Титу 2:14
«Который [Иисус] ».

Иисус Христос искупил нас от всякого беззакония , и Он сделал это, отдав Себя за нас . Другими словами, ОН стал платой за искупление от «ВСЯКОГО БЕЗЗАКОНИЯ». В Матфея 20:28 говорится:

Матфея 20:28
«так как Сын Человеческий не [для того] пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих ».

Иисус пришел, чтобы «послужить и отдать душу Свою для искупления многих» . И насколько велика была плата за искупление, настолько велико было и само искупление, которое Он приобрел, заплатив такую цену. И действительно, в Евреям 9:11-12 об этом искуплении говорится:

Евреям 9:11-12
«Но Христос, Первосвященник будущих благ, придя с большею и совершеннейшею скиниею, нерукотворенною, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровию, однажды вошел во святилище и приобрел вечное искупление ».

Священники закона приносили тельцов и козлов, которыми они намеревались приобрести прощение грехов. Как мы увидим далее, этих действий не было достаточно. Иисус же принес Богу Свою собственную Кровь , которой Он приобрел для нас вечное искупление . Также, в Ефесянам 1:7 и Колоссянам 1:14 говорится:

Ефесянам 1:7
«…в Котором [в Иисусе] мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его [Бога] ».

Колоссянам 1:14
«…в Котором [в Иисусе] мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов ».

Искупление не зависит от наших добрых дел и хорошего поведения. Оно не зависит от того, сколько времени мы посвящаем Богу. Оно не сокрыто в нашей значимости или личных качествах. В противоположность всему этому, оно - В ИИСУСЕ. И это искупление - «по богатству благодати Его», т.е. это изобилующее, полное, и, как мы читаем, вечное искупление.

2. Иисус Христос – наш Искупитель за грехи Адама.

Как мы уже упоминали в предыдущем пункте, Иисус Христос стал искупительной жертвой за все наши грехи, за «ВСЕ беззакония», как сказано в Титу 2:14. Однако необходимо обозначить, что слово «ВСЕ», помимо грехов, совершаемых человеком в течение жизни, включает и грех, совершенный Адамом и приведший его к падению, который передается всем людям из рода в род, делая их грешниками с самого момента их рождения. И действительно, в Римлянам 5:18-19 говорится:

Римлянам 5:18-19
«Посему, как преступлением одного [Адама] всем человекам осуждение, так правдою одного [Иисуса Христа] всем человекам оправдание к жизни. Ибо, как непослушанием одного человека [Адама] сделались многие грешными , так и послушанием одного [Иисуса] сделаются праведными многие».

Непослушание Адама не только привело его к собственному падению , но и сделало грешниками всех, рожденных после него, хотя и не они совершили его грех. Так, нет человека, который мог бы сказать, что ему не нужно искупление, потому что даже гипотетически [но только гипотетически представив что такой человек ничего плохого и не совершил], все еще остается грех Адама, делающий его грешником с самого рождения. Так, очевидно, что наше искупление было бы отнюдь не полным, если бы оно не включало и грех Адама. Поэтому Иисус Христос также должен был искупить нас от греха Адама, что Он и сделал. В Римлянам 5:19 сказано:

Римлянам 5:19
«Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного [Иисуса] сделаются праведными многие ».

Хотя грех Адама и переходит из поколения в поколение, поражая всякого человека, через послушание и жертву Господа Иисуса Христа мы все можем быть избавлены не только от этого греха, но и от всякого греха, могущего поразить наши души. Как написано в Титу 2:14:

Титу 2:14
«Который [Иисус] дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония …»

Когда говорится «от ВСЯКОГО беззакония», то имеется в виду ВСЕ беззаконие, и очевидно, что сюда относится и грех Адама. Сегодня, когда кто-то рождается, он уже рождается грешником. Однако существует выход из этой ситуации, и этот выход – в том, чтобы поверить в Господа Иисуса Христа. Действительно, в Деяниях 10:43 сказано:

Деяния 10:43
«О Нем [об Иисусе – прим. авт.] все пророки свидетельствуют, что всякий верующий в Него получит прощение грехов именем Его».

Так просто: кто верит в Иисуса Христа, тому прощаются все его грехи. Однако как дорого стоило это прощение! Цена его – драгоценная Кровь единородного Сына Божьего Иисуса Христа.

Итак, хотя мы все и были рождены грешниками при первом рождении, при втором рождении – рождении свыше (см. Иоанна 3:3-8) - которое произошло в момент нашего уверования в Господа Иисуса Христа и его Воскресение, мы родились заново, полностью непорочными, так как вера, дающая рождение свыше, очищает нас от ВСЯКОГО греха.

3. Иисус Христос – Совершенная Жертва

Рассмотрев, что жертва Иисуса Христа искупила нас от всякого греха, кто-то, наверное, спросит, какова была роль различных жертв и приношений, предписанных в законе и приносимых ради прощения грехов? Перед тем, как мы рассмотрим ценность этих жертв, необходимо уяснить, что в законе ничего не было предусмотрено для прощения греха Адама. Ничто не могло помочь человеку избавиться от него. Так, люди рождались грешниками и оставались грешниками даже после приношения всех жертв по закону за различные грехи, описанные в законе. Ситуация изменилась только с совершением жертвы Иисусом, после которой, хоть мы и рождаемся грешниками, можем быть очищены как от этого греха, так и вообще от всех грехов, веруя в Господа Иисуса Христа.

Теперь, возвращаясь от греха Адама к жертвам и приношениям за грехи, описанные в законе, мы видим, что Слово Божье говорит о них как о недостаточных. И действительно, в Евреям 10:1-4 написано:

Евреям 10:1-4
«Закон, имея тень будущих благ, а не самый образ вещей, одними и теми же жертвами, каждый год постоянно приносимыми, никогда не может сделать совершенными приходящих [с ними]. Иначе перестали бы приносить [их], потому что приносящие жертву, быв очищены однажды, не имели бы уже никакого сознания грехов. Но жертвами каждогодно напоминается о грехах, ибо невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи ».

В последнем стихе вышеприведенного отрывка становится ясно, что приношения жертв животных ради прощения грехов, согласно предписанию закона, не было достаточно, ибо говорится: «невозможно, чтобы кровь тельцов и козлов уничтожала грехи». И так как в Евреям 9:22 говорится:

Евреям 9:22
«…без пролития крови не бывает прощения ».

Очевидно, что для истинного прощения должна была проливаться кровь другого человека. Чья это была кровь? Кровь Иисуса Христа. Действительно, в Евреям 10:6-12 написано:

Евреям 10:10-12
«По сей-то воле [см. стихи 5-9 для контекста – прим. авт.] освящены мы единократным принесением тела Иисуса Христа. И всякий священник ежедневно стоит в служении, и многократно приносит одни и те же жертвы, которые НИКОГДА не могут истребить грехов. Он же [Иисус Христос], принеся одну жертву за грехи , навсегда воссел одесную Бога».

Иисус Христос решил проблему греха раз и навсегда единократным принесением Себя за всех . В отличие от священников, которые многократно приносили одни и те же жертвы «которые никогда не могут истребить грехов», Его жертва за грехи была одна , и этой жертвой Он приобрел «вечное искупление» (Евреям 9:12). Поэтому сегодня нет необходимости приносить другие жертвы, о чем прямо говорится в Евреям 10:18:

Евреям 10:18
« А где прощение грехов, там не нужно приношение за них ».

В этом отрывке не сказано, что грехов больше нет. Здесь сказано, что теперь нет больше приношения за них. И все потому, что приношение Иисуса Христа раз и навсегда победило грех. Не только над грехами, совершенными нами, когда мы были неверующими, и над грехом Адама, но и над грехами, которые мы, возможно, совершили уже после уверования. Эти грехи также прощены искупительной силой Крови Иисуса. В 1 Иоанна 1:7-9 сказано:

1 Иоанна 1:7-9
«…если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом, и Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха. Если говорим, что не имеем греха, --обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».

Кровь Иисуса – единственное лекарство, могущее исцелить нас от болезни греха. Закон требовал приносить одни жертвы за один грех, другие за другой, и т.д. И, тем не менее, ни одна из этих жертв не могла решить проблему греха. Но то, чего не мог сделать закон, совершил Иисус, принеся в жертву Самого Себя. Теперь всякий, кто верит в Него, получает очищение от ВСЕХ грехов. В Откровении 1:5 говорится:

Откровение 1:5
«…и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею ».

Иисус Христос омыл нас от грехов наших кровью Своей. Именно Он совершил этот труд. Здесь не сказано, что мы сами омылись. Он омыл нас. Он совершил это полностью , и нет необходимости теперь совершать что-либо еще.

4. Иисус Христос – Примиритель между нами и Богом

Увидев, что благодаря жертве Иисуса, мы получили искупление грехов, давайте теперь перейдем к рассмотрению того, что еще мы обрели вместе с прощением грехов. Что же это? Наше примирение с Богом. И действительно, если до жертвы Иисуса мы были грешниками и потому врагами Богу, после Его жертвы и нашего уверования в Него, мы стали искуплены и омыты от всех своих грехов. Это сделало нас праведными и примирило нас с Богом. В Римлянам 5:6-10 говорится:

Римлянам 5:6-10
«Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками . Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его , спасемся Им от гнева. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его , то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его».

Иисус Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками и врагами Богу. Своей смертью Он примирил нас с Богом, заплатив за все наши грехи, и преобразовал нас после того, как мы уверовали, заменив нашу грешную природу на праведную. В 1 Петра 3:18 также написано:

1 Петра 3:18
«…потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу , однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом».

Иисус Христос, Праведник, пострадал за всех нас, неправедных, и Своей жертвой привел нас к Богу. И если Христос привел нас к Богу, нужно ли нас еще приводить к Нему? Нет, потому что Христос уже это совершил! Будучи христианами, мы больше не далеки от Бога, и нас не нужно приводить к Нему. Наоборот, мы уже примирились с Ним. И это стало возможным не благодаря нам, а благодаря Иисусу. Как здесь говорится: «…ХРИСТОС, чтобы привести нас к Богу… пострадал». В дополнение, в Колоссянам 1:19-23 сказано:

Колоссянам 1:19-23
«ибо благоугодно было [Отцу], чтобы в Нем [в Иисусе – прим. авт.] обитала всякая полнота, и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его, [чтобы] представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою, если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования, которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем».

Отчуждены ли мы теперь от Бога и враги ли мы Ему? Чужие ли мы Ему теперь? Нет. Мы «были некогда отчужденными и врагами». Но теперь нет. Ибо, «ныне [Бог] примирил в теле плоти Его [Иисуса] смертью Его [Иисуса] ». В Ефесянам 2:19 сказано:

Ефесянам 2:19
«Итак вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу ».

5. Заключение

В данной статье мы исследовали в некоторой мере, какое влияние произвела жертва Иисуса, уделяя особое внимание искуплению грехов, совершенному благодаря этой жертве. Как мы увидели, Своей смертью Иисус искупил нас от всякого греха, включая и грех Адама, примирив нас с Богом. Поэтому отныне мы больше не грешники, не чужие и не враги Богу. Наоборот, теперь мы спасены, праведны, искуплены и примирены с Богом, и это не благодаря нашим делам, но благодаря тому, что сделал Иисус, наш Искупитель, отдав Себя во искупление за грехи всех нас. В завершении этой статьи, хочется сказать: давайте будем помнить записанное в 1-ом Петра 1:18-19, где говорится:

1 Петра 1:18-19
«…зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца ».

Как сказано в 1 Иоанна 1:10: « Если говорим, что мы не согрешили, то представляем Его лживым, и слова Его нет в нас».

См., например: Исход, Левит, Второзаконие и Числа.

Распятие Иисуса это искупление всех наших грехов. Но я все равно не пониманию, почему он распятие наши грехи искупились? и получил лучший ответ

Ответ от Acer[гуру]
Вы совершенно верно подметили нелогичность. Такова противоречивая суть всего христианства.
Христиане не только считают, что все их грехи искупились благодаря якобы распятию Иисуса, они еще и в полной наивности верят в то, что только они (христиане) после смерти попадут в рай. И раз так, то пусть они пожелают себе смерти и сгинут. Однако ни один из них не сделает этого. Распятия Иисуса не было. Распяли самого младшего из его апостолов. А пророка Иисуса Бог вознёс к себе. Миссия его ещё не завершена и будет второе его пришествие.
Источник: Ислам

Ответ от 2 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: Распятие Иисуса это искупление всех наших грехов. Но я все равно не пониманию, почему он распятие наши грехи искупились?

Ответ от Атеизм не пройдет! [гуру]
Сами попы не понимают. У одних искупились, у других нет. От направленности зависит. Идите к протестантам, у них там все искуилось.


Ответ от Иоанн Христов [гуру]
Потому что Он принял на Себя все наши грехи, начиная от греха Адама, и пострадал на кресте ВМЕСТО нас. . А потом пошел в ад. . А после воскрес на третий день, победив смерть. И поэтому, если мы признаем эту Жертву за нас, и каемся за свои грехи, исповедав Христа своим Спасителем и Господом, то Бог прощает нас и дарует нам праведность Иисуса Христа и жизнь вечную! Это был БОЖЕСТВЕННЫЙ ОБМЕН на кресте!
А еще лучше прочтите сами хотя бы Новый завет Библии. И многое Вам понятно станет..


Ответ от Александр Иванов [эксперт]
есть мнение, что вся вселенная и живущие на земле подчиняются одним и тем же законам, один из них гласит.. . что за всё надо платить, каждый негативный поступок или действие, тяжёлым камнем лжится на душу человека и его судьбу, к моменту появления Иисуса, таких "камней" видимо накопилось у человечества предостаточно, он и расплатился явив тем самым величайшую божественную любовь. Акт распятия - добровольное самопожертвование, и есть та плата за веобщий негатив (НА ТОТ МОМЕНТ) этим он как бы говорит... я за вас заплатил, снял с вас все так называемые грехи, и теперь вы можете начать всё с чистого листа....


Ответ от Не всё так плохо [гуру]
Знаете, христиане называют жертвоприношение язычеством, и сами же сделали Христа жертвой, во искупление своих грехов. Тогда как распятие является итогом купли-продажи всего навсего. По этому совершая покупки или продажи, мы постоянно грешим.


Ответ от Marana_tha [гуру]
Послушайте профессора Осипова, он довольно понятно рассказывает, что же произошло при искуплении:
ссылка . ru/programms/lectures/lektsii-osipova/at23396?start=60 Жертва Христова. Часть 1
ссылка . ru/programms/lectures/lektsii-osipova/at23397?start=60 Жертва Христова. Часть 2
(уберите пробелы перед ru) Желательно смотреть полностью, чтобы понять смысл.
И ещё, грехи людей автоматически не искупились от распятия Иисуса. Для прощения грехов человек должен поверить во Христа и покаяться в своих грехах.
1Иоан. 1:9 "Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды".


Ответ от Олег исаченко [гуру]
Потому, что со дня изгнания Адама и Евы в мир физический, стала традицией приносить жертву Богу для того, чтобы Он смиловался над первыми людьми. Вспомним, что и Каин и Авель приносили жертвенное, из-за чего и было совершено первое убийство. Бог принял жертвенное от Авеля, а от Каина нет. С той древней поры жертвенник стал неотъемлемой частью жизни людей. Вот поэтому и Иисус поднялся на жертвенник, принёс Себя в жертву Взнак того, чтобы Бог смиловался над нами.


Ответ от Галина А. [гуру]
За наши грехи мы заслуживали смерти, но Иисус умер вместо нас. Он дал возможность искупления всех грехов, но получают это искупление только те кто повинуются Божьей инструкции по спасению, . которая дана в Библии. Подробнее о том, как спастись от гнева Божьего и получить прощение грехов, можно прочитать или послушать


Распятие Иисуса является, пожалуй, одним из самых известных образов, вышедших из христианства. Этим событием отмечена Страстная пятница, один из самых священных дней в христианском календаре. Но что представляло собой распятие? И почему Иисус был умерщвлен именно так?

Распятие было римским методом наказания. Подвешенная на высоком кресте жертва в конце концов умирала от удушья или истощения — это был затяжной и мучительный процесс. Как правило этим методом пользовались, чтобы публично унизить рабов и преступников (не всегда, чтобы убить их), и применяли его в отношении лиц очень низкого социального статуса или совершивших преступление против государства. Именно эта последняя причина распятия Иисуса упоминается в Евангелиях: будучи Царем иудеев, Иисус бросил вызов имперскому превосходству Рима (Мф. 27:37; Мк. 15:26; Лк. 23:38; Ин. 19:19-22).

Распятие могло осуществляться целым рядом способов. Исследователями христианской традиции признается тот факт, что конечности прибивали к деревянному кресту гвоздями, вопрос в том, пронзали ли гвозди ладони или более крепкие по структуре запястья. Однако римляне не всегда пригвождали своих жертв к крестам, вместо этого иногда привязывая их веревками. На самом деле, единственным археологическим свидетельством практики пригвождения распятых жертв является таранная кость из гробницы Иоханана, человека, казненного в первом веке нашей эры.

Так был ли Иисус пригвожден к кресту?

Евангельские свидетельства

Некоторые ранние Евангелия, такие как Евангелие от Фомы, не повествуют о распятии Иисуса, сосредотачивая внимание на его учении. Однако смерть Иисуса на кресте есть то, в чем сходятся С. Матфей, Марк, Лука и Иоанн — каждый по-своему описывает эпизод распятия.

Ни в одном из Евангелий Нового Завета не упоминается, был ли Иисус прибит гвоздями или привязан к кресту. Тем не менее Евангелие от Иоанна сообщает о ранах на руках воскресшего Иисуса. Именно это упоминание, вероятно, и стало источником широко распространившейся традиции, согласно которой руки и ноги Иисуса были скорее пригвождены, а не привязаны к кресту.

Контекст

Библия не правдива? Зато реальна

The Washington Post 28.03.2016

Иисус - не такой пацифист, как вам кажется

Slate.fr 27.09.2015

Как палестинец Иисус Христос боролся с сионизмом

NRG 29.06.2015

Как Иисус из разбойника превратился в Сына Божьего?

Tablet Magazine 01.08.2013 В неканоническом Евангелии от Петра первого или второго века н.э., в частности, описывается (21-й стих), как после смерти Иисуса из его рук были извлечены гвозди. Евангелие от Петра, как известно, также делает крест действующим персонажем в повествовании о страстях Христовых. В стихах 41-42 крест говорит, отвечая своим собственным голосом Богу: «И они услышали голос с небес: "Возвестил ли Ты усопшим?" И был ответ с креста: "Да"». Традиция явно имеет первостепенное значение для этого текста.

За последние несколько лет появился целый ряд утверждений об обнаружении фактических гвоздей, которыми был распят Иисус. Каждый раз библеисты и археологи справедливо отмечают натянутость и ошибочное толкование доказательств, стоящих за подобного рода заявлениями. Любопытно, что версия о пригвождении сохраняет свою устойчивость, несмотря на то, что самые ранние Евангелия не упоминают об этой подробности казни Иисуса.

Описания распятия

Не удивительно, что христианам потребовалось некоторое время, чтобы принять образ Христа на кресте, учитывая, что распятие представляло собой унизительную смерть. Удивительно то, чем оказывается самое раннее изображение распятия. Вместо знакомых нам благочестивых икон — прославляющих смерть Иисуса — это самое раннее изображение представляет собой граффити конца второго века, где содержится насмешка над христианами.

На так называемом Граффито Алексаменоса изображена распятая на кресте фигура с головой осла, сопровождаемая подписью: «Алексаменос поклоняется своему Богу». Как подтверждают Минуций Феликс («Октавий» 9,3; 28,7) и Тертуллиан («Апология» 16,12), в древности это было, по-видимому, распространенным обвинением. Поскольку автором граффито явно был не христианин, это изображение позволяет предположить, что люди, не исповедовавшие христианство, были знакомы с некоторыми основными элементами данной веры уже в начале второго столетия.

Геммы, зачастую использовавшиеся для магических целей, также предоставляют некоторые из наиболее ранних известных нам изображений распятого Иисуса. На этой пластине яшмы второго или третьего века вырезано изображение человека на кресте в окружении магических слов.

Еще один очень ранний образ распятия найден высеченным на сердоликовой гемме, вставленной в кольцо.

Ученые считают, что так называемая гемма Констанца датируется четвертым веком нашей эры. На этом изображении руки Иисуса, как кажется, не прибиты к кресту, поскольку кисти естественно повисают, как если бы он был привязан за запястья.

Поскольку свидетельства древних времен не дают однозначного ответа на вопрос, был ли Иисус пригвожден или привязан к кресту, общее представление о распятии определяется именно традицией. Те, кто смотрели фильм «Страсти Христовы», вспомнят эпизод пригвождения Иисуса к кресту, которому режиссер Мел Гибсон посвятил без малого целых пять минут экранного времени.

Учитывая относительное молчание Евангелий в отношении акта распятия, популярность данного образа можно объяснить графической экспансией. Один из немногих фильмов, где распятие преподносится без пригвождения, это «Житие Брайана по Монти Пайтону», где жертвы распятия, хотя среди них и нет Иисуса, привязаны к своим крестам веревками.

В итоге император Константин положил конец распятию как способу казни — не по этическим причинам, но из уважения к Иисусу. Но в конце концов, именно непреходящий образ креста, вне зависимости от того, присутствовали там гвозди или веревки, наиболее прочно ассоциируется со смертью Иисуса в искусстве и в традиции.



Выбор редакции
Явление образа «Неупиваемая Чаша» произошло в 1878 году. Крестьянину Ефремовского уезда Тульской губернии, одержимому страстью пьянства...

по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...

Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...

Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...
По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...