Что грозит убийце за этот грех. Влияние греха убийства на судьбу человека его семьи и всего рода


О ШЕСТОЙ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ

Не убивай

Шестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, то есть отнятие жизни у других людей и у самого себя (самоубийство), каким бы то ни было образом.

Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни - самый ужасный, тяжкий и великий грех. Самоубийство есть самый страшный из всех грехов, совершенных против шестой заповеди, так как в нем грех убийства отягчен еще смертным грехом отчаяния, ропота и дерзкого восстания против Промысла Божия. Кроме того, самоубийство исключает возможность покаяния.

Человек, бывает повинен в грехе убийства и тогда, когда сам лично и не убивает, но способствует убийству, отдавая приказ, подталкивая или просто не мешая другим в этом преступном деле. Например: судья, выносящий смертный приговор подсудимому, невиновность которого ему известна; всякий, кто пособничает другим в совершении убийства своим приказанием, советом, помощью, согласием, или кто укрывает и оправдывает убийцу и тем способствует совершению новых преступлений; женщина, совершающая аборт, и те, кто подстрекает и поддерживает ее в этом греховном замысле; всякий, кто тяжелым трудом и жестокими наказаниями изнуряет своих подчиненных и тем ускоряет их смерть; всякий, кто невоздержанием, пьянством, развратом, наркоманией и различными пороками сокращает собственную жизнь; кто не избавляет и не спасает ближнего своего от смерти, когда вполне мог бы это сделать.

Грешит против шестой заповеди и тот, кто желает смерти другому человеку, не оказывает помощи больным и бедным, живет с другими во вражде, питает в себе чувства зависти, злобы, ненависти, заводит с другими драки и ссоры, огорчает своих ближних. Грешат против этой заповеди злые и сильные, которые обижают слабых, что особенно часто встречается в детской среде. Евангельский закон говорит: «Всякий, ненавидящий брата своего (ближнего), есть человекоубийца» (1Ин. 3,15).

Кроме телесного убийства, есть еще более страшное и зловещее убийство - убийство духовное. Роль духовного убийцы чаще всего исполняет соблазн, то есть если кто совращает (соблазняет) ближнего своего в неверие или на путь порочной жизни и тем самым подвергает душу его духовной смерти.

Спаситель сказал: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской…Горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18, 6-7).

Чтобы соблюсти шестую заповедь во всей ее полноте, христианину следует помогать бедным, ухаживать за больными, утешать печальных, как возможно помогать несчастным, со всеми обходиться кротко, смиренно и с любовью, примиряться с гневающимися, прощать обиды, творить добро врагам и не подавать гибельного примера ни словом, ни делом другим и особенно детям.

Всегда надо помнить, что преступное убийство и сражение на войне, пусть даже с большими человеческими жертвами, вещи совершенно разные. Война есть великое общественное зло, но, в то же время, война есть и великое бедствие, попускаемое Господом для вразумления и исправления народа. Подобно войне, попускаются эпидемии, голод, пожары и другие несчастья. Поэтому убийство на войне святая Церковь не рассматривает как частный грех человека, тем более, что каждый воин готов, по заповеди Христовой, «положить душу свою (отдать жизнь), за друзей своих», для защиты веры и Отечества. Так, среди воинов было много святых, прославленных как при жизни, так и по смерти многими чудесами.

Однако и на войне могут быть преступные убийства, когда, например, воин убивает сдающегося, допускает зверства, убивает мирных жителей и тому подобное.

Смертная казнь преступника также относится к виду общественного зла и есть великое зло, но допустима в исключительных случаях, когда является единственным средством остановить многочисленные преступления и убийства. Но за правосудие произведенной казни отвечают со всей строгостью пред Богом назначившие эту казнь судьи и правители.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ГРЕХОВ ПО ШЕСТОЙ ЗАПОВЕДИ

Не убивал ли кого по злоумышлению, при обороне, непреднамеренно?

Не наносил ли кому побоев в драке, ссоре, не подстрекал ли кого к нанесению побоев и вообще к причинению вреда для здоровья ближних?

Не вредил ли чем-либо жизни людей злонамеренно или невольно?

Не оставил ли без помощи умирающего?

Не оскорблял ли словом или действием других людей, не таишь ли ненависть и зложелательство против кого-либо?

Не раздражителен ли в семье и общежитии?

Если ты обладаешь силой и властью, то не притеснял ли вдов, сирот и вообще людей беззащитных, не доводил ил их до чрезмерной скорби и преждевременной смерти?

Не изнурял ли сил и здоровья своих подчиненных слишком тяжелыми и длительными работами, запугиванием штрафами и увольнением, что само по себе может сокращать их жизнь?

Не соблазнил ли ты кого и не навел ли на грех словом и действием?

Избегал ли сам соблазнов ко греху? Не ходил ли в те собрания, где оскорбляются нравственные чувства и разжигаются страсти? Не смотрел ли кинофильмы и не читал ли книги, где изображаются и описываются убийства, насилие, разврат?

Оказываешь ли милосердие своим ближним? Помогаешь ли им в нужде? Утешаешь ли их в горе и несчастье? Любишь ли их как самого себя?

Старался ли примиряться с враждующими и содействовал ли примирению находящихся во вражде?

Если ты имеешь профессию врача и в твоих руках жизнь человека, не попустил ли ты кому-либо умереть по небрежности или по нерадению, медля по лености или корысти?

Не имел ли ты греховного намерения покуситься на свою жизнь или по небрежности не подвергал ли опасности свое здоровье и даже жизнь?

{Женщинам) Не совершала ли ты аборта или действий, вредящих твоему будущему ребенку?

{Мужчинам) Не принуждал ли ты женщин к абортам, не убеждал ли их в правильности этого преступного решения?

Не позволил ли себе когда-либо жестоко обращаться с домашними животными? Не морил ли их голодом и не бил ли их когда без милосердия? Не услаждался ли когда мучением животных?

Не сокращаешь ли жизнь свою невоздержанием, пьянством, наркоманией, блудом, излишними трудами и заботами?

Не куришь ли табак?

Насколько ты радеешь о деле своего спасения?

Не считаешь ли грехом лечиться?

Грехи против шестой заповеди

Умышленное убийство. «Убийц… участь в озере, горящем огнем и серою; это - смерть вторая» (Откр. 21, 8). Один Бог, как Творец, может отнять у человека жизнь, когда захочет; следовательно, убийца восхищает себе право Создателя мира, убивая своего ближнего. Кроме того, убийца наносит своей жертве самое большое зло, какое можно только представить, потому что жизнь как дар Божий есть уже сама по себе величайшее счастье для человека; долго живя на земле, он может лучше подготовиться к вечной жизни и, разумно проходя путь земного странствия, может наслаждаться благими дарами, предоставленными Господом в этой материальной жизни. И вот убийца лишает всего этого своего ближнего. Также он отнимает у общества полезного члена, у семьи - любимого и необходимого родственника. Чтобы человек вырос, сформировался как личность, сколько нужно времени и труда многих и многих людей. И вот в одно мгновение все это уничтожается и прерывается в результате воздействия одной злой воли. В самой природе человеческой заложено отвращение к убийству. Человек нравственный и богобоязненный тяготится и содрогается и при самих рассказах об убийстве, тем более не желает быть и минуты в присутствии такого монстра. По церковным же законам намеренные убийцы в древности были лишаемы Святого Причастия всю жизнь (Анк. 22); по правилам позднейшим им назначается эпитимия не менее 15 лет (Василий Вел. 56 и Григ. Нисск. 5). Итак намеренное убийство - во всех отношениях страшный, тяжко ответственный перед Богом грех. Им гнушаются все законы, - и церковный, и гражданский, и естественный. Оно ничем не может быть оправдано.

Повторное убийство. «И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали» (Мк. 12, 5). Известно, что наиболее тяжкие угрызения совести человек испытывает за грех совершенного убийства. Но если человек решается на этот смертный грех повторно, то он окончательно убивает в себе совесть, предается в руки сатане, и часто, теряя человеческий облик, становится послушным орудием в руках нечистого духа. Рассказывая об убийстве тех, которые погибли от его руки, он уже не выражает сожаления о них, а выступает скорее в роли хладнокровного зрителя. Несомненно, вечная мука ожидает такого человека. Впрочем, Господь Бог «не хочет (вечной) смерти грешника» (Иез. 18, 23). И при пожизненном покаянии, принятии соответствующего наказания и он может быть помилован Искупителем погибающих грешников - Иисусом Христом.

Аборт и совет делать аборт. Аборт является убийством младенца во чреве. И ничем по сути своей не отличается от убийства уже родившихся детей. Просто одним дали родиться, а потом убили, а других убили, даже не дав появиться на свет. И нет оправдания совершившим подобный грех. До конца жизни должны они нести эпитимию, безропотно принимая скорби и страдания, попущенные им в этой земной жизни за совершенный грех. В равной степени в этом грехе повинны и мужчины, заставившие женщину совершить аборт или только согласившиеся, разрешившие ей этот безумный поступок.

Убийство по приказу, угрозе, принуждению и научению со стороны другого. «Авессалом же приказал отроком своим… убейте его, не бойтесь; это я приказываю вам» (Цар. 13, 28). Вышеперечисленные виды убийств также относятся к разряду преднамеренных убийств, но вина ложится не только на непосредственного убийцу, но еще в большей степени на того, кто отдал приказ. Убийство за деньги показывает особую низость души и подлость убийцы. Здесь повторяется пример Иуды, который за тридцать серебренников продал неповинную кровь. Если убийство было совершено по принуждению или под угрозой собственной смерти или смерти родных, то угроза не уничтожает греха того, к кому относилась она, ибо он имел свою волю и разум. Он должен был воспротивиться злодеянию, несмотря ни на какие угрозы. Даже самая очевидная опасность для жизни не извиняет того, кто спасая собственную жизнь, совершает убийство невинного, ибо сказано: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15,13).

Косвенное соучастие в убийстве. «Я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его» (Деян. 22,20). К этому греху относится несение стражи во время совершения убийства, укрытие убийц и предоставление им убежища. Стоящий на страже во время совершения страшного злодеяния сам руки в крови не обагрял, но на сердце его есть кровь неповинной жертвы. Перед Богом убивающий и одобряющий это убийство, а тем более способствующий страшному греху, - равно виновны. Вина притонодержателей, где прячутся убийцы, также несказанно велика. И как порок опаснее и преступнее одной вины, так и скопище убийц, а, следовательно, и укрывательство их - преступнее одного случая убийства.

Предоставление убийце или самоубийце орудий для совершения преступлений. Это действие также относится к разряду пособничества в совершении преступлений. Кто предоставляет преступнику яд, оружие и прочее с целью помочь совершить преступление или самоубийство, тот помогает преступному намерению и принимает на себя часть исполнения его. Так в церковных правилах сказано: «жен дающих врачевство, производящие недоношение во чреве, подвергаем эпитимии человекоубийцы» (дающих лекарства, которое способствует аборту, подвергать тому же наказанию, что и убийц) (6 Вселенский собор пр. 91).

Непреднамеренное убийство - это убийство, совершенное абсолютно случайно, без всякого желания со стороны невольного убийцы. Это может произойти, например, во время военных учений или при дорожно-транспортном происшествии, когда неожиданно выскочивший на дорогу человек бывает сбит не успевшим затормозить водителем. Но человек, убивший другого даже случайно, все равно несет ответственность перед Богом и людьми. В зависимости от ситуации невольного убийства он наказывается отлучением от причастия от двух и выше лет. Таковой должен понести соответствующую эпитимию, творить дела милостыни и покаяния. Конкретно это определяет духовник. Но если человек стал невольным убийцей по своему нерадению, невнимательности, легкомысленности, он наказывается гораздо строже. Всякий христианин, занимающийся делом, которое хотя бы косвенно создает опасность для жизни другого, должен быть крайне внимателен и осторожен, постоянно молиться Богу о сохранении и избежании опасных ситуаций.

Вызов на дуэль и выход на поединок. Хотя в наше время подобное действо практически и не встречается, все же надо отметить, что данный поступок сочетает в себе два страшных греха. Это желание убить нанесшего оскорбление и сознательный риск быть самому убитым (то есть грех самоубийства). Какие бы ни были мотивы у дуэли, надо помнить, что заповедь о «любви к врагам» строго запрещает любое покушение на жизнь ближнего.

Убийство или только покушение на чью-либо жизнь в состоянии беспамятства. Горячечный бред, лунатизм, умопомешательство, алкогольное или наркотическое опьянение - все это при особом насилии врага-дьявола приводит некоторых людей к человекоубийству. Положим, если нельзя вменить человеку в вину убийство по причине его болезненного и совершенно бессознательного состояния, в период которого совершается этот страшный грех, то часто невольный преступник бывает определенно виноват в том, что довел себя до такого состояния. Пьянство и наркомания являются именно теми причинами, которые доводят человека до состояния невменяемости. Поэтому убийство, совершенное в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не только не снимает ответственности за совершенный грех, но еще более его усугубляют. Страдающий, например, лунатизмом, зная припадочный характер своей болезни, должен на ночь подальше от себя убирать оружие. Надо помнить, что христианин имеет от Бога ангела-хранителя, который в минуты бессознательных припадков не отступил бы от него и не дал бы совершить преступление, если бы человек ранее не отогнал ангела света богопротивными делами. Все вышесказанное приводит к заключению, что доля вины на совершившем преступление в беспамятстве все равно есть, и он, придя в себя, должен принести соответствующее покаяние и понести эпитимию.

Побои, наносимые беременной женщине, от которых последовали преждевременные роды или даже смерть ребенка - составляют грех убийства, хоть и не преднамеренного, но, безусловно, достойного самого тяжкого наказания. Ибо избивающий беременную женщину не только ее здоровье и жизнь подвергает опасности, но и наносит часто непоправимый вред начавшему формироваться в теле матери ребенку. Даже если после побоев у беременной и не произойдет выкидыш, то будущий новорожденный все равно получает сильные повреждения или от непосредственных ударов по животу или от сильных психических переживаний и стрессов будущей матери. Поэтому тяжко согрешает тот, кто подымает руку на беременную, томит ее непосильной работой, издевается над ней или просто доводит до нервных срывов.

Намеренное отравление тяжелобольных для облегчения их телесных страданий - является тяжелым грехом и разновидностью убийства. Мы не по своей воле пришли в этот мир, не по своей и уходим. Господь забирает из этой жизни каждого человека во время, уготованное ему свыше, тогда, когда лучше ему предстать на суд Божий. Здесь мы на земле странники, и время нашей плотской жизни скоротечно, оно служит для подготовки к вечности, для преодоления недостатков и стяжания качеств, необходимых для Царства Небесного. А для этого человеку бывает необходимо и поболеть, и потерпеть скорби, напасти и горести. В контексте всего вышесказанного помочь человеку прервать его жизнь для избежания дальнейших телесных страданий - грех, так как, возможно, по замыслу Божию именно эти скорби и предназначались для искупления грехов, для выработки терпения и смирения. Поэтому человек, который способствует смерти ближнего, лишает его Царствия Небесного, губит его душу, делает его добычей адовой.

Покушение на чью-либо жизнь, не доведенное до конца из-за внешних препятствий. Иудеи «положили убить и Лазаря», а также стерегли апостола Павла «чтобы убить его» (Ин. 12,10; Деян. 9,24). Вообще покушением в настоящем случае нужно считать убийство запланированное, но невыполненное. Покушение можно считать вполне оконченным, когда убийца со своей стороны сделал все, чтобы лишить человека жизни, но последний в силу неожиданных причин остался жив, например, яд был слабым или ранение не смертельным. Поэтому, хотя такое убийство и не увенчалось успехом, оно рассматривается как совершенное, потому что убийца сделал все для успеха своего злодеяния. Иногда покушение на убийство бывает не начатым или «не обнаруженным во внешнем деянии» в силу ряда внешних причин. Например, жертва не пришла на место убийства или там, где было задумано совершить злодеяние, оказалось слишком много свидетелей. Хотя гражданским законом такое преступление строго не наказывается, но христианский закон судит иначе. Потому что законы гражданские преследуют внешние злодеяния, а закон христианский - внутренние злые побуждения. Пусть человек не совершил еще никакого внешнего преступления, но согласие сердца на убийство уже последовало, так как «из сердца исходят злые помыслы, убийства…» (Мф. 15, 19). Помысел сначала является в душе как неясное желание, потом оно развивается, затем обдумывается план, и вот - готово покушение к злому действию. Поэтому человек становится ответственным пред Богом с момента принятия злого помысла, причем вина его по мере обдумывания злодейского плана и укрепления решимости совершить преступление возрастает.

Самоубийство. Иуда «пошел и удавился» (Мф. 27,5). Самоубийство, совершенное не в сумасшествии, а в сознании, предварительно продуманное и подготовленное, греховнее всех других человеческих преступлений. Жизнь - это дар Божий, которым никто не может распорядиться по своему произволу, от которого никто не может отказаться ни на одну минуту прежде того времени, когда Сам Творец вселенной не призовет человека из этого мира. Недаром в каждую живую тварь заложен инстинкт самосохранения. И преодолевая его, отказываясь от материального бытия, человек демонстрирует полный упадок веры, отступление от Бога, вплоть до отрицания в Господе милости, всеведения и всемогущества, которое могло бы отвратить от человека беду. В этом-то и заключается основная вина самоубийцы, ибо тот, кто не убил в себе веры в Бога, верит, что все мертвые воскреснут, и ожидает вечная мука нераскаянных грешников. Поэтому телесному самоубийству, как правило, предшествует полное самоубийство души. Самоубийца есть тварь, возмутившаяся против Творца. Это изменник обществу, государству и безжалостный враг своих родных. Например, детей, которых он бросает сиротами, накладывая черное пятно наследственного греха на всю их жизнь. Недаром церковные законы крайне строго относятся к самоубийцам. Их запрещено отпевать, поминать в церкви и даже хоронить на православном кладбище. И никакие причины, никакие побуждения к самоубийству не извиняют этого страшного греха. Да, сегодня, допустим, жить тяжело, завтра же всемогущий Бог может дать и ослабу (Ис. 26, 6). А главное, земная жизнь - это не место развлечений и удовольствий, а место испытаний, очищения и формирования внутреннего человека, будущего гражданина Царства Небесного, воздаяние которого «на небесах» (Мф. 10, 22). Страдания, которые надеется прекратить самоубийца отказом от жизни, не только не прекращаются после смерти, но еще более усугубляются. К ужасному психическому состоянию, в котором душа переходит в иной мир, прибавляются муки от прямого воздействия нечистых духов и безумная тоска от понимания безысходности и неизменности настоящих страданий. Церковная молитва за самоубийц отсутствует, никто не подает им руку помощи в этом океане бесконечных страданий.

Попытка самоубийства, которая не привела к смерти. «Темничный же страж… извлек меч и хотел умертвить себя» (Деян. 16,27). Подобные покушения на свою жизнь, когда, например, принимают отраву, но в силу ряда причин она оказалась несмертельной, и искусство врачей предотвратило опасность для жизни, следует считать грехом реального самоубийства. Самоубийца вполне «был мертв и ожил» (Лк. 15,32), не по своему намерению, а по одной лишь чрезвычайной милости Божией. Без сомнения, еще тяжелей, ужасней вина того человека, который, чудом оставшись жив, еще раз повторяет покушение на свою жизнь. Преступно тут то, что грешник не вразумляется чудесами промысла Божия, спасающего его жизнь, что не боится ужасов смерти насильственной, не дорожит вечностью, в которой у него уже не будет возможности снова уничтожать себя. Не удавшийся самоубийца все оставшиеся годы своей жизни должен нести особый подвиг покаяния. Помнить, что милость Божия вырвала его из самой пасти ада, дала время на покаяние и исправление.

Мысли о самоубийстве - данные греховные мысли всегда имеют своим источником родоначальника всего сущего зла - диавола. Поэтому даже одно только приятие их, пусть даже на короткое время, открывает душу для демонического воздействия, помрачает ум и сердце, удаляет от человека помощь ангела хранителя. Принятие мыслей о самоубийстве является серьезным грехом и требует немедленного покаяния на исповеди. Если данный грех не будет исповедан, нечистый дух будет все в большей и большей степени овладевать душой грешника побуждая его к совершению смертного греха. Эпитимией за подобное согрешение может быть, например, служение в течении нескольких лет покаянных молебнов, именно в тот день года, когда подобные мысли были приняты в душу. Грех также высказывать одно намерение или пугать других своим возможным самоубийством, даже если на самом деле такого намерения нет. Пусть это будут одни пустые слова, но враг-диавол подслушав их, может и на самом деле развить в говорящем желание исполнить злую мысль. Кроме того, подобные желания, высказанные в слух, вызывают немалую скорбь и переживание у ближних.

Соучастие в убийстве, пособничество убийству, знание и молчание о готовящемся преступлении. «Если ты промолчишь в это время…ты и дом отца твоего погибнете» (Есф. 4,14). Редко человек живет и поступает так, что совершенно нельзя заметить его намерение или подготовку к убийству или самоубийству. Поэтому окружающие убийцу не должны, например, из боязни мести бояться сообщить о готовящемся преступлении. Не в том только здесь вина, что скрывается от правосудия преступление и преступник; главное, что теряется время, упускается возможность спасти чью-либо жизнь. Иногда причиной молчания о готовящемся преступлении является родственная связь с потенциальным преступником или благодарность за благодеяния этих людей. Но именно во имя любви к ближнему и не следовало бы молчать о готовящемся преступлении, а предотвратить его. Кто смолчал, тот стал безмолвным соучастником преступления, возложил смертный грех на себя и не отвел от него дорогого сердцу человека. Недонесение о совершенном преступлении также составляет вину, хотя и меньшую по сравнению с непредупреждением задуманного убийства. Молчание может поощрить преступника к новому подобному преступлению, и, таким образом, кровь новой жертвы ляжет на душу немого свидетеля. Особенно греховно умолчание, если готовится наказание невиновному человеку. Правда и закон Божий для христианина должны быть превыше всего.

Подстрекательство к убийству или самоубийству - является смертным грехом. Так дочь Иродиады потребовала в награду от Ирода головы Иоанна Крестителя, и по ее настоянию царь совершил убийство, которое вначале и не думал совершать (Мк. 6, 22-26). Подстрекатель к убийству или самоубийству является главным виновником этих грехов. В некотором смысле он бывает виновнее самого убийцы, потому что, насилуя чужую волю и совесть, вовлекает другого в страшный грех. Так, например, подстрекают иного к совершению убийства, призывая к отмщению и называя трусом в случае отказа, или же представляют в глазах оскорбленного нанесенную ему обиду столь страшной, что ее будто бы можно смыть только ценою крови обидчика. Дьявол, соблазнивший наших прародителей ко греху, в котором заключается и вина самоубийства и человекоубийства (Господь предупреждал: в случае нарушения заповеди «смертию умрете»), - согрешил и был и будет наказан гораздо тяжелее, чем Адам и Ева. К числу подстрекателей к убийству и самоубийству принадлежат и те, кто предоставляет сведения о потенциальной жертве, а также дает советы и рекомендации для лучшего исполнения преступления. И те, кто поощряет задуманное дело или просит другого совершить этот смертный грех. Сюда же относятся те, кто защищает убийц и самоубийц в частных разговорах или в средствах массовой информации, оправдывает преступника и хулит убитого. Особенно грешат оправдывающие самоубийц, находя в мотивах совершенного ими смертного греха «нечто благородное». Подобной защитой и подстрекают будущих убийц и самоубийц к совершению страшного злодеяния.

Участие в избиении, от которого могла наступить или наступила смерть пострадавшего. «И начнет бить товарищей своих;…и тому камнями разбили голову» (Мф. 24, 49; Мк. 12, 4). Все те, кто стал убийцей, как правило, вначале были просто драчунами, распускали руки по всякому поводу и без повода. Дерзкая привычка рукоприкладства, нанесения побоев своему ближнему, который является образом Божиим, есть большой грех, в нем содержится зачаток убийства. И действительно, сколько бывает внезапных смертей во время драк: человека ударили, толкнули, он упал, ударился головой о камень или что-либо острое, и вот результат - непреднамеренное убийство. Гнев, ярость, вспыльчивый характер не оправдание для рукоприкладства и бесчинных драк. Если человек знает за собой такой недостаток, то он должен быть внимателен, избегать и даже убегать от возникающих искушений.

Оставление без помощи раненого. «Священник шел тою дорогою и, увидев его (человека израненного разбойниками), прошел мимо. Также и левит…» (Лк. 10, 31-32). Эти два представителя ветхозаветного духовенства, почти столь же бесчеловечно поступили с израненным, как и сами разбойники, виновники этого злодеяния. Так же беззаконно поступают и те люди, которые видят своих ближних в беде и не помогают им. Если видят погибающего при пожаре, тонущего в воде, замерзающего от холода или изнемогающего от голода и не помогут, то они являются виновниками в насильственной смерти этих людей. Надо всегда помнить, что главными чертами христианина, являются милосердие и самопожертвование во имя ближнего, вне зависимости от его пола, возраста и религиозной принадлежности.

Оставление проводниками или попутчиками путешествующего в опасном месте или положении. «Если они не останутся на корабле, то вы не можете спастись» (Деян. 27, 31), было сказано о корабельщиках, которые, видя на море опасность, хотели, бросив остальных, бежать для спасения своей жизни. Так и те, которые взяли на себя обязанность быть проводниками (водителями, шоферами и т.п.) других людей, не должны покидать их в опасности. Виновны и те проводники, которые своим легкомыслием и нерадением ставят путешественника в опасное положение. Не должны и спутники оставлять своего товарища, особенно там, где есть возможная угроза для его жизни, а тем более бросать его в трудный момент. Великая вина лежит на таких капитанах, машинистах, водителях, летчиках, которые, исполняя свои обязанности, занимаются посторонним делом, засыпают и даже бывают пьяными при исполнении ответственной работы.

Равнодушие или даже смех при виде чьей-либо драки или нанесении побоев кому-либо. «Еллины, схвативши Сосфена…били его пред судилищем; и Галлион ни мало не беспокоился о том» (Деян 18,17). Так и ныне некоторые равнодушно, а то и с удовольствием и хохотом смотрят на то, как кто-либо бьет другого, просто так или за ничтожную вину. Не означает ли это соучастия в избиении, если не руками то расположением сердца? Необходимо применить все возможные меры для прекращения драки или избиения, например, вызвать милицию, воздействовать словом и даже физической силой. Вмешательство необходимо и когда дерутся близкие люди, например, муж бьет жену или сын дерется с отцом (так как любая драка может привести к нечаянной смерти). Равнодушно взирающий на драку подобен первосвященнику Анне, который не удержал своего слугу от нанесения ударов Иисусу Христу.

Любовь к просмотру кровавых зрелищ типа боев без правил, боевиков изобилующих убийствами и драками, собачьих боев и прочих. Подобные зрелища являются прототипами гладиаторских боев, когда на потеху толпе люди убивали друг друга. Здесь также можно говорить о соучастии в убийстве, причем убийстве ради развлечения, ради острых ощущений. Сострадание и любовь к ближнему, заповеданные Богом, не развиваются в душах любителей кровавых зрелищ, но холодная дьявольская жестокость, равнодушие и агрессия возрастают в сердцах, любящих чужие страдания. При подобных увеселениях человек развращает себя, открывает душу для дьявольского воздействия, удаляется от Бога.

Отказ врача в оказании бескорыстной помощи беднякам или пожилым людям, особенно во время эпидемии. «Почитай врача честью по надобности в нем» (приличествующим вознаграждением в случае нужды) (Сир. 38, 1), - это выражение Сираха относится, конечно, к людям состоятельным. Но болеют и бедные, жизнь которых не менее дорога для ближних и не менее ценна в глазах Божиих. У них может не быть ни средств для платы за лечение, ни денег на дорогие лекарства и обследования. В этом случае христианский долг врача использовать все необходимые подручные средства и недорогие лекарства, чтобы помочь больному. И Господь, видя милосердие врача, не оставит его без средств к существованию, найдутся люди, которые вчетверо воздадут ему за его труд.

Умышленное промедление в излечении больного или его небрежное лечение. Чтобы запугать больного и благодаря этому получить от него больше денег и подарков, некоторые врачи возводят в глазах недугующего легкие заболевания в ранг смертельно опасных, медлят с их излечением, всячески выманивают деньги на дефицитные дорогие лекарства. Здесь псевдо эскулап грешит не только корыстью и обманом, но и нанесением психического и физического вреда больному, напрасно держа его в постели, заставляя переживать эмоциональные стрессы, принимать ненужные и даже вредные для здоровья лекарства. С другой стороны, часто вину врача составляют торопливое и небрежное лечение больного (часто по причине большого количества вызовов и отсутствия дополнительной оплаты за свою работу), поспешное и неправильное диагностирование, а отсюда и неверный ход лечения, иногда приводящий к обострению болезни и даже смерти пациента; холодность к страданиям больного, нежелание облегчить его боли доступными средствами, наконец, грубое обращение с больным, которое усугубляет тяжесть его и без того нелегкого состояния.

Разрешение или совет больному без особой на то нужды оставить пост. Пост-это своеобразное телесно-духовное лекарство, поэтому разрешить от него может только священник. Только в случае серьезных заболеваний и крайней старости и физической немощи можно порекомендовать есть в пост скоромную пищу. Необходимо помнить, что именно постом и молитвой умилостивляется Бог, оставляются согрешения и посылается исцеление от недугов.

Умолчание врача о возможной скорой смерти больного и необходимости церковной подготовки, а также препятствие последнему христианскому напутствию умирающего. «В иное время и в их руках бывает успех; ибо и они молятся Господу, чтобы Он помог им подать больному облегчение и исцеление к продолжению жизни» (Сир. 38, 13-14), вот как сказано в Слове Божием о добром враче. Врачу должно быть известно более чем кому-либо другому, что, кроме мистического, благодатного воздействия, то душевное, религиозное успокоение, которое больной получает в таинствах покаяния и святого причащения, помогает его выздоровлению (Иак. 5,15) или. по Божьему изволению, приносит облегчение в тяжелой болезни. Итак врач весьма вредит больному и выступает против успеха собственной практики, если не хочет посоветовать или даже препятствует больному прибегать к церковным таинствам. Между тем известно, что младенцы, которым часто не могут помочь врачи, после одного или нескольких причастий, совершенно выздоравливают. Также врачу, как никому иному, известно время приближения кончины больного, и его прямая обязанность сообщить умирающему или хотя бы его родственникам о приближении смерти. Это даст возможность больному заблаговременно подготовиться к кончине, исповедаться, собороваться, причаститься Святых Таин Христовых, настроиться на отшествие в иной мир. Между тем многие из современных медиков сознательно скрывают от больного его пограничное состояние, настраивают на скорое выздоровление, препятствуют последнему церковному напутствию и тем самым наносят непоправимый вред его душе.

Грубое отношение к больному, недосмотр за ним при его беспамятстве, а также при потере разума. «Вы нападаете на сироту, и роете яму другу вашему» (Иов. 6, 27), так в горестном состоянии духа говорил больной Иов своим друзьям, которые, вместо утешения, укоряли его. Тот, кто усугубляет и без того тяжелое состояние больного грубостью, хамством, небрежным отношением, ускоряет его смерть, препятствует его скорейшему выздоровлению. Долг человеколюбия требует устранять от больного все, что может обеспокоить, потревожить, раздражить его, необходимо создать самые комфортные условия для его выздоровления. Что же касается находящихся в беспамятстве или помешанных, то они требуют постоянного внимания и надзора за ними. Сколько существует примеров, когда больные подобного рода, оставленные без должного присмотра, наносили себе тяжелые увечья или даже погибали. Число умалишенных в последние годы значительно увеличилось, это вызвано как социальными, так и наследственными факторами. И здесь неправильно поступают те родственники, которые из-за предрассудков или ложного стыда не помещают своих больных в специальные заведения для излечения, так как при домашнем лечении умопомешательство практически неизлечимо. Но в любом случае даже с помешанными надо обращаться как с людьми, как с образом Божиим, с должным почтением и уважением. Их же часто бьют, подвергают оскорблениям, морят голодом, как будто это уже не люди, а опасные дикие животные. Особенно это часто происходит в домах для умалишенных, где отсутствует контроль со стороны родственников. Горе тем врачам, которые издеваются над беззащитными, изливают свою злобу на безответных.

Сознательное возбуждение беспокойства или даже душевных потрясений у умирающего. В последние часы жизни умирающий особенно нуждается в опеке, сострадательности и помощи ближних. Завершаются последние часы его земного пути, невидимый, зачастую пугающий мир все явственнее врывается в его сознание. И здесь, как никогда, сострадательная любовь ближнего, его ласка, улыбка, молитва у постели нужны отходящему в иной мир. Поэтому крайне жестокосердны те, кто беспокоит умирающего шумом, криком, громким разговором или просто включенным телевизором, кто не молится у постели больного, не помогает ему спокойно и благостно перейти в иной мир.

Беззаботность и халатность в обращении и хранении смертельно опасных предметов. Так одни с крайней неосторожностью хранят огнестрельное оружие или взрывчатые вещества, другие держат у себя дома ядовитые или сильно действующие вещества. Третьи при опасной работе не обеспечивают своих подчиненных необходимыми средствами личной безопасности. Четвертые рискуют жизнью других, совершая необдуманные действия, например, направляют ружье в сторону человека и, чтобы попугать его, имитируют выстрел. Все эти действия, в которых вредные последствия для своей или чужой жизни были вероятны или видимы и была возможность избежать их, являются грехом и требуют особого покаяния и исправления.

Язвительные слова ближнему и особенно угроза убить его. «Удар языка сокрушит кости» (Сир. 28,20). Результат воздействия словом бывает совершенно различным: доброе, благодатное слово возрождает человека, а горькое, язвительное - может привести к смерти. Угроза же насильственной смерти зачастую так потрясает человека, что долго оставляет его в сильном страхе, а иногда и доводит до смертельного исхода. Многое крайне негативно действует на человека с восприимчивой натурой, особенно громкий, дрожащий от гнева голос, злобный, пронзительный взгляд, бурное дыхание, исходящее от переполненного злобою сердца, а иногда и прямая сила злого духа, с которым сблизился человек, произносящий угрозы. Угроза, произнесенная вслух опасна и для самого угрожающего, хотя бы она произносилась и по одной запальчивости. Опасна тем, что может получить дальнейшее развитие, благодаря дьявольскому воздействию может появиться устойчивое желание осуществить высказанную угрозу. И насколько же злые, угрожающие слова далеки от того, что заповедовал Иисус Христос - от любви к ближнему и врагам.

Злая и нескрываемая ненависть. «Всякий ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Ин. 3, 15). От чего бы не происходила эта ненависть, - от затаенной ли зависти к ближнему, от нанесенных им обид, от врожденного или приобретенного характера, от сложившегося убеждения - в любом случае она греховна и убийственна. Ненависть и злоба - дьявольские свойства, поэтому, кто предается им, тот становится рабом нечистого духа. Кроме того, тот, к кому ненависть обращена и явно обнаруживается, не может быть спокойным. Сознание, что тебя ненавидят, обычно тревожит и сокрушает человеческий дух. Сама по себе ненависть есть начаток убийства. Согласно церковным правилам она подвергается следующей эпитимии: «В случае смерти того, к кому выражалась ненависть или с кем была непримиримая вражда, ненавистник в продолжении 40 дней должен прощаться на могиле умершего» (Номоканон пр. 127).

Жестокость - это черта характера, для которой свойственно стремление доказывать свою собственную значимость, власть и силу при полном равнодушии к страданиям ближних. Специфических проявлений в поведении человека при этом может не наблюдаться, но идет постоянный поиск признания своих заслуг, дарований, значимости своей роли в тех или иных происходящих событиях. Это также может выражаться в мимике и сопровождаться тем, что человек держит себя «набычившись», постоянно стремится доказать свою правоту и заставить окружающих подчиняться принятым решениям. Это качество может быть неспецифично и узко направлено. Так, например, для одного человека его значимость и сила могут проявляться только в интимных отношениях, для другого - в том, что без него не могут обойтись на работе. Для третьего - что он собрал такую коллекцию спичечных этикеток, какой нет больше ни у кого. Во внутреннем мире жестокость часто сопровождается ощущением враждебности окружающего, ощущением того, что не оценен по достоинству. Часто жестокость проистекает от гордости, самоуверенности, самонадеянности. Жестокостью также порождается задорность, фанатизм, обидчивость, упрямство, напористость. У окружающих жестокий человек невольно формирует желание обличить его за личную несостоятельность, обнаружить свое недовольство тем или иным его поведением, хоть в чем-нибудь, но упрекнуть его. Жестокость приводит, будучи неудовлетворенной (или неудовлетворяемой), к ишемической болезни сердца в разной степени ее выраженности. Поэтому ранние инфаркты возникали у людей в том возрасте, когда они, добившись чего-то в жизни, начинали сдавать свои позиции, но пытались их удержать. В последнее время инфаркт «помолодел», поскольку, для ощущения своей значимости и требований признания ее, люди перестали считать необходимыми объективный труд и заслуги; люди стали считать себя имеющими право на признание со стороны окружающих только по факту своего существования, по необоснованному росту притязаний. Сопутствующим качеством (оборотной стороной медали) жестокости можно считать трусость. Оправдывается жестокий обычно тем, что он хочет блага людям, хочет чего-то хорошего. Жестокость преодолевается самоуничижением (признанием собственной худости), послушанием, исполнительностью. Противостоять жестокости в своей душе можно также признанием естественных человеку после грехопадения ограниченности и несовершенства, а также ответственностью за свои слова и поступки, если не перед людьми, то во всяком случае перед Богом.

Жестокость к убогим или уродам. Жестоко покидать их без всякой помощи, если они в ней нуждаются, отказывать в милостыне и пропитании, издеваться и насмехаться над ними, прогонять от церквей и монастырей, чтобы не расстраивали чувств и нервов приходящих своими уродствами. Имея убогих под своим покровительством, Господь Бог внушает и нам жалеть их, а не теснить и убивать. Христос был постоянно окружаем убогими и жаждущими исцеления, которым Он всегда и помогал. Не трогательный ли это пример и для нас, чтобы оказывать человеколюбие этим несчастным.

Риск жизнью ради славы и денег. Жизнь это священный дар, и рисковать им ради мирских благ - безумие. Часто бездумно рискуют своей жизнью каскадеры, канатоходцы, цирковые артисты и прочие. Часто ради денег люди берутся за смертельно опасные предприятия, неоправданно полагая на алтарь мамоны свой бесценный дар - жизнь.

Решимость на преступные дела, сопряженные с опасностью быть убитым. Кроме греха преступления, такой человек еще является и потенциальным самоубийцей. Например, грабитель, нападающий на охраняемый объект, или женщина, делающая аборт, особенно на последних месяцах ношения. Человек, предвидящий опасность для своей и посторонней жизни и все-таки идущий на преступный риск, совершает тяжелый грех потенциального убийства или самоубийства.

Из книги Молитвенник автора Гопаченко Александр Михайлович

О третьей заповеди Закона Божия 3. Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.(Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.)Не приемли - не употребляй, не произноси; всуе - напрасно.Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие, напрасно, без должного

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том IV (октябрь – декабрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

О четвертой заповеди Закона Божия 4. Помни день субботный, еже святити его: шесть дней делай и сотвориши в них вся дела твоя, в день же седьмый, суббота, Господу Богу твоему.(Помни день субботний, чтобы святить его (т. е. проводить его свято): шесть дней работай и делай, в

Из книги автора

О восьмой заповеди Закона Божия 8. Не укради. (Не воруй.)Восьмою заповедью Господь Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.Виды кражи очень разнообразны:1. Воровство, т. е. похищение чужой вещи.2. Грабительство, т. е.

Из книги автора

О девятой заповеди Закона Божия 9. Не послушествуй на друга твоего свидетельства ложна.(Не произноси на другого ложного свидетельства.)Не послушествуй - не произноси (послух - свидетель); на друга твоего - на другого, на ближнего твоего; свидетельства ложна -

Из книги автора

О десятой заповеди Закона Божия 10. Не пожелай жены искренняго твоего, не пожелай дому ближняго твоего, ни села его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его, ни всего елика суть ближняго твоего.(Не желай себе жены ближнего твоего, не желай дома

Из книги автора

О первой заповеди закона Божия Аз есмь Господь Бог твой: да не будут тебе бози инии разве Мене. Я - Господь Бог твой; и не должны быть у тебя другие боги, кроме Меня.Первой заповедью Господь Бог указывает человеку на Самого Себя и внушает почитать Его - Единого Истинного Бога.

Из книги автора

О ВТОРОЙ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ Не сотвори себе кумира и всякаго подобия, елика нанебеси горе, и елика на земли низу, и елика в водахпод землею: да не поклонишися им, ни послужиши им.Не делай себе идола, ни какого-либо изображения того,что на небе, вверху, и что на земле внизу,

Из книги автора

О ТРЕТЬЕЙ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ Не приемли имене Господа Бога твоего всуе.Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.Третьей заповедью запрещается произносить имя Божие напрасно, без должного благоговения. Произносится имя Божие напрасно, когда упоминается в

Из книги автора

О ЧЕТВЕРТОЙ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ Помни день субботний, еже святити его: шесть днейделай и сотвориши в них дела твоя, в день жеседьмый - суббота Господу Богу твоему.Помни день субботний, чтобы святить его(т.е. проводить его свято): шесть дней работай и делайв продолжение их

Из книги автора

О ПЯТОЙ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ Чти отца твоего и матерь твою, да благо тибудет, и да долголетен будеши на земли.Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебехорошо было и чтобы ты долго прожил на земле.Пятой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать родителей своих и за

Из книги автора

О ШЕСТОЙ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ Не убийНе убивайШестой заповедью Господь Бог запрещает убийство, то есть отнятие жизни у других людей и у самого себя (самоубийство), каким бы то ни было образом.Жизнь есть величайший дар Божий; поэтому лишать самого себя или другого жизни -

Из книги автора

О ВОСЬМОЙ ЗАПОВЕДИ ЗАКОНА БОЖИЯ Не украдиНе воруйВосьмой заповедью Господь Бог запрещает кражу, то есть присвоение каким бы то ни было образом того, что принадлежит другим.Запрещая все виды отнятия собственности у ближнего, эта заповедь повелевает нам быть

Из книги автора

Заповеди закона Божия (см. стр. 11)Один еврейский законник спросил Иисуса Христа: «Учитель, какая наибольшая заповедь?» Иисус Христос сказал ему: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоей и всем разумением твоим. Это первая и наибольшая заповедь.

Из книги автора

Свв. мученики Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон (Виды нарушения шестой заповеди закона Божия, запрещающей убийство) I. Свв. мученик Акепсим епископ, Иосиф пресвитер и Аифал диакон, память коих совершается ныне, пострадали в IV веке в персидском царстве. Когда

Один из постулатов веры заключается в том, что пагубные страсти побеждаются добродетелями. Это относится ко всем религиям без исключений. Идет ли речь о том, как искупить грехи в исламе или же в христианстве, в буддизме, либо в иной вере, руководствоваться нужно этим постулатом.

Но перед тем как искупать грехи, нужно понимать, что же это такое. В понятие греха вкладывается многое, ведь само слово в первичном значении - это «промах». То есть грех - это ошибка, совершенная человеком, его «непопадание, несоответствие» божьему замыслу. Это означает, что в широком понимании слова греховными могут быть любые помыслы и действия людей, идущие вразрез с заветами и постулатами исповедуемой религии.

Как возникают грехи?

В том, как искупить грех, важную роль играет понимание причины, его породившей. Грехи подобны кругам на воде. При этом человек зачастую видит лишь расходящиеся по водной глади круги, но не замечает брошенного и опустившегося на дно камня, их вызвавшего.

Этот образ в полной мере отражает механизм появления грехов. В основе каждого из прегрешений лежит то, что подтолкнуло к нему человека, то есть, образно выражаясь, камень, брошенный в воду и опустившийся на дно. Как правило, в роли данного камня выступает один из семи смертных грехов, являющихся наиболее тяжелыми и опасными для человеческой души.

Каждый из смертных грехов неминуемо влечет за собой обильный перечень проступков, не являющихся добродетельными. Они становятся зачастую дымовой завесой, мешающей человеку увидеть причину своей греховности. Отмаливая их, человек не может перестать грешить и не чувствует облегчения. Это происходит потому, что смертный грех продолжает «тянуть на дно», разрушать душу.

Какими могут быть грехи?

Хотя каждая религия и отличается некоей витиеватостью и мягкостью, отсутствием прямолинейности, в вопросе о том, как искупить грех, все предельно просто и ясно. Ответ только один - не грешить. Не грешить изначально, а если проступка избежать не удалось, то не повторять и не усугублять его.

Грех подобен заболеванию для души. Соответственно, перед тем как раздумывать о ее излечении, то есть об искуплении, необходимо разобраться с тем, какими могут быть грехи. В вопросе о том, как искупить грехи, в православии, как и в христианстве в целом, условно церковнослужители выделяют основные, первопричинные проступки и вторичные, следующие за главными. То есть прегрешения могут быть тяжелыми или же обыденными.

Кроме этого, есть и нарушения божьих заповедей, что номинально грехом не является, однако становится дорогой к нему.

Какие есть грехи?

Смертных грехов христианство насчитывает семь. Сакральная семерка, присутствующая во многих религиозных текстах, возникла не сразу. Изначально грехов было восемь. Однако с течением времени, основываясь на практических наблюдениях за жизнью верующих в целом, руководство церкви пришло к объединению двух позиций в одну. Объединили такие понятия, как «печаль» и «уныние».

Перечень смертных прегрешений был оформлен папой Григорием I Двоесловом и стал включать в себя следующие понятия:

  • гордыня;
  • зависть;
  • гнев;
  • уныние;
  • алчность;
  • чревоугодие;
  • похоть.

Именно они и являются краеугольными камнями греховности человека в целом. Их наличие толкает к свершению греховных поступков и отравляет человеческую душу.

Является ли грехом нарушение заповедей?

Над этим вопросом задумываются все верующие без исключения хотя бы единожды в жизни. Ведь в современном мире чрезвычайно трудно не нарушать заповеди. К примеру, ту, которая гласит о подставлении другой щеки, если ударили по одной. Ведь первое, что пытается сделать человек, когда его обижают - ответить, наказать, воздать. Или же заповедь «не убий» - аборты, вошедшие в обыденные платные услуги во всех гинекологических клиниках, ее нарушают. «Не укради» - понимая ее шире, чем простое взятие чужих вещей, человек неминуемо осознает то, что заповедь нарушается повсеместно.

Номинально нарушение заповедей грехом в церковном мировоззрении не считается. Однако это вовсе не означает, что, нарушая оставленные Господом заветы, человек не совершает проступка. Совершает, и более того — этот проступок нуждается в искуплении.

Нарушение заповедей, не номинально, а фактически — одно из самых тяжких проявлений греховности, если понимать ее шире, чем список смертных проступков. Божьи заповеди - вовсе не случайный набор руководящих постулатов, призванных упорядочить жизнь человека и упростить церковникам руководство паствой.

Их соблюдение необходимо для того, чтобы избежать грехопадения, а вот нарушение - прямая и самая короткая дорога к смертным проступкам, становящимся ядом, смертельной болезнью для души. Нарушение заповедей ведет к одному из смертных грехов, который неизбежно повлияет на всю жизнь человека, отразится на его судьбе.

Таким образом, прослеживается закономерность - смертный грех становится первопричиной для обыденных проступков, а вот нарушение заповедей - тем фактором, который рождает тяжелые провинности.

Как их избежать?

Задумываясь о том, как можно искупить грех, любой мыслящий человек неизменно приходит к выводу, что самым простым вариантом является - не совершать его. Проводя аналогию с заболеванием, можно сказать, что простым способом искупления является профилактика, предупреждение развития и возникновения прегрешения.

Такой подход нисколько не противоречит религиозным устоям, более того, именно для предупреждения греховности и даны людям заповеди. Однако для того, чтобы грехов избежать, нужно иметь четкое представление об их сути. Нельзя понимать название прегрешения поверхностно и буквально, за каждым наименованием скрыто множество явлений, характерных для каждодневного бытия человека. С вероятностью смертного прегрешения можно столкнуться всюду и ежедневно, для этого даже не нужно выходить за пределы квартиры. К примеру, грех лени - не только нежелание выполнять какую-либо работу, но и отсутствие духовного и интеллектуального развития, ухода за собой и домом, и многое другое.

Про гордыню

Этот грех нередко путают с завышенной самооценкой и с завистью. Однако гордыня не имеет ничего общего ни с чрезмерным чувством уверенности в себе, ни с желанием превосходить в чем-либо других.

Гордыня - это образ жизни, при котором человек считает себя «пупом всей Земли», а также полагает, что его достижения - результат собственный и ничей другой. То есть, к примеру, если человек становится мировым светилом в отдельно взятой области, то он искренне считает это лишь собственной заслугой, напрочь забывая о том, сколько усилий было приложено родителями, близкими, учителями. Забывает и о том, что все в жизни дается Господом.

Про зависть

Это грех, который подстерегает всюду. Однако не стоит путать его с желанием выглядеть или жить не хуже других. Зависть в своей сути - глубокое душевное расстройство, в корне которого лежит отрицание замысла Господа.

Подверженный этому греху человек не замечает данного Богом ему самому, видит исключительно то, чем обладают другие. Фактически, зависть - повседневное отрицание своей судьбы и стремление жить чужой. Например, человеку дан талант к рисованию, но вместо того чтобы писать полотна и развиваться в этом направлении, он со вздохами смотрит на музыкантов и с упрямством стучит по клавишам фортепиано.

Про гнев

Гнев - не просто неконтролируемая вспышка эмоций. Это больное состояние души, при котором человек отрицает любое противление его волеизъявлениям или же представлениям. Гнев не просто приводит к насилию. Он и есть само насилие во всех вероятных ипостасях. Гневу подвержены многие, выражается он в диктате собственной воли и неприятии всего, что с ней расходится.

К примеру, родители, заставляющие детей воплощать их собственные, взрослые представления и пресекающие на корню всяческую самостоятельность малыша, подвержены греху гнева. Супруги, избивающие жен за неправильно с их точки зрения прожаренные котлеты, тоже подвержены греху гнева. Властители, вводящие законы, запрещающие инакомыслие - тоже проявляют гнев. Этот грех - самый распространенный. Он имеет корни в эгоизме человека, в его закрытости для всего вокруг и яростному противлению тому, что идет вразрез с собственными убеждениями.

Про уныние

Самый страшный и тяжелый из всех семи смертных прегрешений. Уныние - наиболее коварный грех, оно незаметно вкрадывается в душу человека, маскируясь под плохое настроение или же грусть. Уныние, как раковая опухоль тела, захватывает душу целиком, и избавиться от него невероятно трудно.

Депрессия, печаль, тоска или же нежелание вставать с дивана - это уныние. Нежелание жить - так нередко растолковывают понятие этого греха церковнослужители. Однако уныние не обязательно проявляется в тяжелейших депрессиях или же иных психологических расстройствах личности. Повседневная усталость, тоска, грусть и отсутствие умения увидеть что-то хорошее - уныние. Отличить же прегрешение от обычной грусти или печали просто. Уныние никогда не бывает светлым, в душе подверженного ему человека царит мрак.

Про алчность

Это не просто желание «нагрести» себе как можно больше. В желании человека жить в комфорте и сытости греха нет. Алчность - полное подчинение всех помыслов гонке за материальными благами, которые не нужны.

То есть, если у человека есть телевизор, но он идет в магазин и приобретает более современный, разрекламированный и модный, но по функциям практически не отличающийся от того, который имеется в доме, то это - алчность. Грех алчности исключает понятие ответственности. То есть человек тратит, а не зарабатывает. Алчность в современном мире приводит к бесконечному росту материальных долгов, а это, в свою очередь, влечет за собой полное невнимание к духовной стороне собственной личности, ведь все помыслы заняты лишь суетным.

Про чревоугодие

Это не только злоупотребление пищей или винами. Чревоугодие схоже с алчностью - это потребление лишнего с одной стороны, однако прегрешения различны.

Этот грех - угождение себе, ублажение себя во всех смыслах. Потакание собственным страстям и сиюминутным прихотям, независимо от того, чего они касаются. К примеру, поездка в экзотические страны с целью посещения публичных домов с мальчиками-подростками - чревоугодие. Съедание двух-трех порций жареной картошки с салом при обострившемся гастрите - тоже чревоугодие. Этот термин не имеет точных границ, он подразумевает потакание пагубным страстям во всех областях жизни.

Про похоть

Под похотью обычно понимается блуд. Однако такое восприятие излишне упрощено и заужено.

Похоть - это бездушие, как в плотских утехах, так и в чем-либо ином. Если рассматривать прегрешение на примере интимной сферы жизни, то оно означает механику действий, обеспечивающую нервный спазм, дающий секундное удовольствие. Души в таком половом акте нет. То есть все пособия, рассказывающие о том, что, где и как нужно «потереть» для получения возбуждения, являются практическими руководствами по греху похоти. В интимной связи должны участвовать души людские, должна быть эмоциональная составляющая, то есть - любовь, а не только сексуальное вожделение.

Соответственно похоть - это бездушность, преобладание плоти над эмоциями. Этот грех может проявляться не только в интимной сфере человеческой жизни, но и в любой другой.

Что понимать под раскаянием?

О том, как искупить грехи перед Богом, говорится во всех религиозных текстах. Нужно искренне раскаяться в совершенном. Нельзя прийти в церковь, купить молебен, постоять перед иконой и стать безгрешным.

Раскаяние - это первый шаг к тому, как искупить грех. Первый, но далеко не единственный, хотя и основополагающий. Нельзя принимать за раскаяние осознание греховности. Это крайне важный момент. Понимание разумом неправедности того или иного поступка с раскаянием ничего общего не имеет. Осознание приводит к показушности покаяния.

Например, женщина посещает гинекологический стационар и избавляется от нежелательной беременности. После этого она находит руководство о том, как искупить грех за абортированных детей, посещает храм или монастырь, заказывает молебны и демонстративно кается в содеянном. Это раскаяние? Нет. Более того, женщина через какое-то время вновь оказывается в гинекологическом стационаре, и ситуация повторяется. Только молебны она заказывает уже не по одному младенцу, а по двум. И так далее, круг порока не прерывается, лишь меняется количество поминаемых священниками младенцев. Подобные примеры можно найти в любой сфере жизни.

Истинное раскаяние не подразумевает истерик и «бития челом об пол». Это состояние души, при котором человек поражен как громом, оно схоже с озарением. Истинное раскаяние исключает вероятность повторного совершения того прегрешения, к которому оно относится. То есть раскаяние идет из сердца человеческого, а не из разума.

Однако это чувство нуждается в развитии и закреплении. Именно для этого и нужны специальные молитвы, процедуры отпущения грехов и прочие духовные ритуалы искупления.

Как искупить грехи?

Главное средство искупления прегрешений и очищения души - исповедь. Однако, задумавшись о том, можно ли искупить грех, нужно понять готовность своей души к этому. Нельзя просто прийти в храм, прочитать список проступков, получить прощение и стать «безгрешным созданием». В том, определяющую роль играет душевная потребность в этом действии.

Номинально же искупление включает в себя посещение исповеди. Во время беседы с церковнослужителем человек не только перечисляет свои проступки, но и рассуждает о них, анализирует. К примеру, говоря о супружеской неверности, люди начинают свою речь с вопросов о том, как искупить грехи измены и постепенно приходят к тому, что повествуют о ситуации в семье, отношении партнеров, о быте и многом другом. Это самопроизвольное развитие монолога, хотя при необходимости священник задает вопросы, нужные для того, чтобы растормошить пришедшего на исповедь, заставить задуматься о причинах проступков и исключить их, а также убедиться в искренности и глубине раскаяния.

Этот подход к отпущению грехов един. Он же актуален и в том, как искупить грех за абортированных детей, и в прочих случаях. А вот в том, что нужно сделать после исповеди, единых правил не существует. Каждый случай прегрешения - уникален, ведь все люди разные и вера их не имеет одинаковой глубины. По этой причине молитва, искупить грехи при помощи которой рекомендуют священники, в каждом случае - своя.

Кому молиться, как и сколько, то есть все то, что волнует людей с практическим складом ума, определяет церковнослужитель во время исповеди, исходя из услышанного им. Одной общей «чудесной» молитвы не существует.

Что не искупить?

Путь искупления греха - это внутренняя работа над собой. Нельзя думать, что существует грех, который никогда нельзя искупить. Таких грехов - нет. Разнятся лишь внутренние духовные усилия человека, они зависят от глубины и тяжести прегрешения. Искуплению подлежит любое преступление или же прегрешение.

Разумеется, исключением является самоубийство. Но это вовсе не грех, который «нельзя искупить», такое понимание не совсем верное. Самоубийство искупить не «нельзя», а попросту невозможно. Ведь человек, добровольно ушедший из этого мира, просто не может раскаяться в содеянном, прийти в храм и помолиться. Потому что уже не живет в этом мире. Исключительно по этой причине грех не может быть искуплен, а совершивший его подлежит отторжению от паствы, то есть захоронению за пределами освященной земли без соблюдения церковных ритуалов.

Татьяна,приветствую Вас!!
Вот вы пишите:
«Вот именно детоубийцами и начинают себя чувствовать женщины, решившиеся на аборт. И чувство вины при этом вырастает до небес».
Вот делаааааа.
Так вот: надо ПРОСТО убрать Чувство Вины у СЕБЯ ЖЕ в таких случаях.И всего-то!
Далее.Надо заняться ПРИЯТИЕМ СЕБЯ,если ты ЭТО сделала(УЖЕ ведь СДЕЛАЛА!!—что уж тут ПО-НОВОЙ мурыжиться ЗАЗРЯ?Всё,поезд УЖЕ ушёл ведь!)
Далее.Следом -не мешало бы припомнить,что мы ЗДЕСЬ,чтобы ОШИБАТЬСЯ(сами вы же,кстати,Татьяна,это же и писали).
Значит,исходя из того,что вы же и писали,делаем так:
Считаем аборт(если уже сделали)-ОШИБКОЙ,которую ИМЕЕТЕ право ЗДЕСЬ допускать,для ЧЕГО и пришли сюдя..»Да,я ошиблась,было дело.Постараюсь больше так не делать»=тем самым ГРЕХ НЕЙТРАЛИЗУЕТСЯ..
И никаких соплей.
И вообще,человек-странное существо:ну что за привычка всё ДРАМАТИЗИРОВАТЬ? Ах-ах,грех,ах-ах-УБИЛА!Ужааас! Никакого УЖАСА.
Надо же ШИРЕЕ к этому делу подходить.
Ну…

Ясно, что заповедь «не убий» запрещает человеку лишать жизни другого человека, руководствуясь личными мотивами. Никто, кроме Бога, не может дать жизнь человеку и никто, кроме Него, не имеет права посягать на нее. Но защита своих граждан от насильников - не личный мотив. Всякую мысль о «противоречии» в Священном Писании надо сразу же отбросить как ложную и крайне опасную: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» (2 Тим.3:16).

В апостольский век под Писанием понимался только корпус священных ветхозаветных книг. Канон Нового Завета еще не сформировался. Мы не должны подобно гностикам и представителям других еретических сект противопоставлять Ветхий и Новый Завет. К авторитету богодухновенных ветхозаветных книг обращался Спаситель: «Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне» (Ин.5:39).

Шестой заповедью запрещается убийство, или отнятие…

Самоубийство является грехом против жизни, которая в нас была заложена от рождения. Не по своей воле мы пришли в этот мир, не по своей воле должны и уходить (не считая случаев героизма).Однажды мне встретились стихи, написанные человеком, которого одолевали мысли суицида, и вот, что пришло как ответ для него:Хочу тебе сказать, что за чертой,Что бренность бытия от нас скрываетЕсть Бог живой, Который любит нас,Его любовь нам души исцеляет.И неразгаданным вопросам нет конца,И сожалений нам не выразить словами,Но сердце лишь открой — впусти Христа,Он даст Свой мир, непостижимый нами.Он каждую слезу отрёт рукой,И сердце снова радостью зальётся,В Его руках найдёшь ты свой покой,И вместо боли жизнь Его вольётся.Уныния причин не перечестьИ поводов есть много хлопнуть дверью,Но путь Христа в тернистом мире есть,А значит есть любовь, надежда,…

Друзья! Разрешите и мне, рабу Божьему слово сказать.
Почему убийство-грех?
Ответ на этот вопрос не так прос,т как кажется, на первый взгляд.
Можно, конечно, ограничиться словами,мол, одна из заповедений Господних так и гласит — НЕ убий! Это запрет для каждого человека.
И можно ограничиться только таким простым пояснением.Его дают детям.
Но, эта заповедь, как и любая иная заповедь Бога, имеет глубокий смысл. Если человеку такой смысл раскрывается, то заповедь исполняется им не из страха наказания, а по внутреннему убеждению. Заповедь приобретает некий внутренний стержень, стаовится частью человека, его сутью. В таком случае, для такого человека, преступить заповедь, ставашую его естеством, равносильно убить самого себя.
А начинать, думаю, надо с того, что вначале уразуметь, что такое грех. При этом,имеется в виду не обыденое, бытовое понимание этого слова, а грех перед Богом, так как по сути другого греха и не бывает.
Сжато, грех- это…

Православные Грехи. Грех, с точки зрения Православной церкви, это деяние, недостойное христианина. Шестой Вселенский (Константинопольский) собор определяет грех, как болезнь души. Православная церковь относит деяние к греховному, основываясь на интерпретации библейских текстов. Грех считается прощённым (отпущенным) после исповеди, если совершивший греховное деяние человек искренне раскается в совершённом грехе.
Грех — это противоестественное состояние человека, «… добровольное отступление от того, что согласно с природой, … противоестественно (противоприродно)» (Иоанн Дамаскин). Совершая грехи, человек наносит раны своей душе. Поэтому человек, неся ответственность за совершенные грехи (в отличие от первородной греховности), должен бороться со своей греховностью и преодолевать её. Согласно Святому Писанию, нет человека «кто живет и не согрешает, и что никто не чист от скверны, даже если и один день проживет на…

Смертный грех

Смертный грех – это грех, убивающий душу, отлучающий её от Божией благодати. Он неизбежно влечёт за собой и другие грехи.

Святитель Димитрий Ростовский так определяет отличие смертного греха от любого другого, менее тяжкого:

«Ослепляет душевные очи всякий смертный грех, который прощается отчасти; говорю «отчасти» потому, что насколько зол грех, настолько он препятствует действию благодати Божией, которая есть свет душевный. Поскольку же всякий человек грешен, следовательно, всякий страдает душевной слепотой — полной или частичной. Частичная слепота может быть легко исцелена, полная же исцеляется очень трудно.

Если кто спросит, как отгоняется эта тьма, я отвечу: пусть этот духовный слепец сидит при пути православной, кафолической веры и усердно, прилежно взывает ко Христу Богу: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» (Лк. 18, 38). Если же плотские похоти начнут мешать ему, пусть еще сильнее взывает: «Сын Давидов! помилуй меня». Тогда…

Просмотр полной версии: Почему убийство — грех?

Почему убийство считается грехом?

Разве не Бог отмеряет срок жизни человека, даёт и берёт назад? Если да, то, когда у человека, заканчивается срок жизни на Земле, но он полон сил, то как, по-другому, если не убийством, закончить его существование? Будь-то убийство человеком, животным, камнем с крыши, смертельной болезнью, авто-, авиа-, или другой катастрофой. Способов окончания жизни много, разве они не есть лишь орудие Бога, порой выступающие и, как наказание, за те или иные грехи?

Поправьте меня, если я не прав.

Смотря кого
Да все равно кого,пусть даже отпетого преступника,или маньяка.

21.08.2010, 22:29

Если, допустим, это убийство маньяка, гея или педофила — то да — грехом не считаеца, одобряю.

21.08.2010, 22:52

Разве не Бог отмеряет срок жизни человека, даёт и берёт назад?
Думаю, что многое, если не сказать все — зависит от самого…

Просмотр полной версии: Почему христианская религия считает убийство смертным грехом и при этом …

Почему христианская религия считает убийство смертным грехом и при этом благословляет воинов на убийство?

Церковь не перестаёт удивлять. Не так давно у ракетных войск стратегического назначения появилась святая покровительница — великомученица Варвара. Вот интересно, как она восприняла свою новую должность? И кто ей объяснил, что такое ракетные войска?

Это всё понятно. Это из разряда бизнеса, про бизнес я хорошо понимаю. А вот как соотносится заповедь «не убий»? Или эта заповедь уточняет, кого «не убий»?

04.09.2008, 11:11

Убийство — грех, однозначно!

Теперь представляете, какая должна быть сила духа у православного воина, который знает, что за убийство врага он может попасть в АД.

То есть священники благословляют воинов на нарушение заповеди? Где же логика? И что это за вера, в которой заповеди не являются превыше…

На очень простой и актуальный вопрос, практически все ответили своим субьективным мнением.И основано это ваше мнение на личном опыте, мировозрении, знании по психологии, кулинарии, вопросо про РЕЛИГИЮ(упомянули неоднократно).Словом все что угодно, но не по теме вопроса.

Насколько я поняла вопрос заключался в следующем: Почему утопить котенка или щенка-это не преступление, а подобное с человеком-преступление.

Вот мой ответ.Во первых те мнения, которые апелируют на ВЕГИТАРИАНСТВО, Библию и т.д- это уклонение от вопроса.Поэтому давайте без амбиций эту ситуацию и разберем.Все что окружает человека-животные, растения, вода- это для его блага.Что же это такое благо?Поесть(Богом задуманных животных-коровы, бараны, свиньи, куры), поспать(из шерсти животных всевозможные подушки, одеяла и т.д).Все вроде верно.

На счет отсутсвия ДУШ У КОШЕК, СОБАК И ДРУГИХ ЖИВОТНЫХ, ВЫ, господа авторы немного наврали.

Все трактуют БИБЛИЮ как кому…

Грех ли убивать на войне или по приказу и нужно ли каяться человеку в этом? Если нет, то почему тогда убивавшим на войне нельзя становиться священниками?

Дело в том, что на войне грех не убивать. И если тот солдат, который возьмет и положит автоматик свой и всё — ручки сложит, – он предатель, преступник и совершает тяжкий грех. В данном случае идёт речь не об убийстве людей. Вы слышите — идёт борьба не с людьми, а с носителями того зла, которое идёт на наш народ. Понятно? Что, вы думаете, Ослябя и Пересвет убивали людей, когда их преподобный Сергий послал? Да нет — носителей зла, они друг друга никогда и не знали. И на войне – что они, друг друга знают? Кто-то кого-то оскорбил, обидел, что ли? Убийство когда? Убийство – когда зло против ближнего, против человека. Вот в чем состоит зло, а не в пролитии крови, не в смерти как таковой. Совсем нет.

На войне идёт борьба с чем? Со злом, которое движется на мой народ. И я поставлен промыслом Божьим защищать свой народ, может…

Некоторые убеждены, что все беды Руси оттого, что кто-то кается в грехе цареубийства. Но скажите на милость, разве Господь когда-либо наказывал за покаяние?

Когда говорят, что кто-то берет на себя чужой грех, не забывают ли слова Евангелия о том, что «не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с Неба» (Ин. 3, 27)?

Но будем объективны: вопрос есть - можно ли каяться в грехе цареубийства. Отложим эмоциональные оценки. Иначе они в равной степени будут приложимы к святым и авторитетам Церкви, к святому Иоанну Шанхайскому, Серафиму Роузу, Архиеп. Аверкию (Таушеву), Еп. Нектарию (Концевичу), к свт. Иоанну Снычеву, подписавшему призыв Священного Синода к покаянию в грехе цареубийства вместе со всеми членами Синода: Патриархом Алексием, Блаженнейшим Митрополитом Владимиром, тогдашним Митрополитом Кириллом и прочими. Таких посланий было два: в 1993 и в 1998 гг. Не спеша вчитаемся в выдержки из этих официальных Посланий Священного Синода Русской…

Спрашивает Андрей
Отвечает Александра Ланц, 19.08.2010


Вопрос : Если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро. Получается, что убица и убица убийцы и т.д. берёт все их грехи на себя? Объясните, пожалуйста этот текст и так ли это, что убийца берёт на себя все грехи того, кого убил?

Дорого вам времени суток, Андрей!

В Библии я не нахожу ничего, подтверждающего идею о том, что убийца принимает на себя все грехи того человека, которого убил. Подозреваю, что это языческая идея, передёргивающая чистое слово Евангелия, которое гласит: Христос взял на Себя все грехи всех людей всего мира и умер, открыв таким образом возможность освобождение любого человека от любого греха. Таким образом, если люди до сих пор продолжают грешить, то это только потому, что они отказываются воспользоваться этой возможностью.

Никто больше не может принять на себя чужие грехи. Только Христос. Мы только можем страдать из-за чужих грехов. Ведь если прнебрёгшая своими обязанностями медсестра не прокипятит шприцы и тем самым заразит человека болезнью, то то человек будет страдать из-за её греха. И т.д.

По поводу "странных" речей Ламеха, который был потомком Каина, хорошо сказал :

Ламех, седьмой от Адама, становится первым многоженцем и вторым убийцей на земле. Только в отличие от праотца Каина, он уже не прячется и не скрывает свое преступление, но поет оду во славу себе перед своими женами... Его наглости нет предела и на нем родословие обрывается.

Понимаете? Ламех в своём отделении от Бога уже просто сошёл с ума и начал считать убийство заслугой, а наказание за убийство, которое постигло Каина, - наградой.

С уважением,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":



Выбор редакции
по соннику Цветковаскорая или неожиданная дорога, путешествие; чувства, сильные переживания; мутная, грязная захлестывающая волна - к...

Образ патриарха во сне отождествляется с важными событиями. Сонник предвозвещает положительные перемены, которые произойдут в жизни...

Собор Св. Михаила в Брюсселе (Бельгия) - описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Горящие...

По благословению Высокопреосвященнейшего Михея, Архиепископа Ярославского и Ростовского Имя ярославского старца архимандрита Павла...
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...
В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...
Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...
На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...
«Вся наша жизни - игра» утверждают люди, наносящие себе татуировку с игральными костями. Не удивительно что, такая тату стала символом...