Амон - отец богов и фараонов. Смотреть что такое "Амон" в других словарях Как произвести впечатление


В Египет постоянно прибывают туристы и исследователи, желающие окунуться в местную атмосферу и прикоснуться к её душе. Древнеегипетская история и религия занимают своеобразное место в ведь этот народ оставил богатое наследие, как материальное, так и интеллектуальное.

Уникальность ещё и в том, что имелось огромное количество божеств, почитаемых предками, причём верования отличались даже в пределах одной страны. В связи с этим даже миф о египетском боге солнца Амон-Ра имеет всевозможные трактовки.

Всё же выделяют некоторые объекты, которые были одинаково важны для египтян всех провинций, о них сохранилось ибольше всего сказаний, упоминаний и всевозможных материальных объектов, связанных с поклонением.

Среди персонажей главенствующая роль достаётся Амон-Ра египетскому богу солнца, хотя, согласно древним сказаниям, имеющим разные варианты, его имя может быть различным.

Получить информацию об этом божестве можно из двух трудов:

  • «Книги мёртвых»;
  • «Тексты пирамид».

Амон-Ра, миф о боге солнца

Сперва упоминается лишь о боге солнца, имеющем имя Ра. Так как имелась разная трактовка мифов в отдельных частях то и изображали его несколькими образами:

  • большой сокол;
  • человек с головой сокола;
  • большой кот;
  • феникс;
  • фараон.

Древний миф о египетском боге солнца Амон-Ра утверждает, что днём его задача - освещать землю, плывя по небесной реке, Нилу. В ночное время он пересаживается в транспорт на подземном Ниле. Причём в полночь регулярно происходит важное событие - схватка в подземном царстве между Ра и змеем Апопом, имеющим длину в 450 локтей.

Древние африканцы называли Гелиополь тем городом, который являлся домом этого бога. И в этой местности были возведены знаковые сооружения, привлекающие путешественников и поклоняющихся:

  • дом Атума;
  • храм Ра.

Все, кто почитал этого бога, обозначали свои предметы его глазами, ведь они верили, что эти части тела имеют особую силу:

  • правый глаз - наделён силой побеждать врагов;
  • левый глаз - может излечивать.

Подобные обереги встречались, как обособлено, так и в качестве рисунка на личных вещах, гробницах и кораблях.

Не менее сильным и чудодейственным было и само имя «Ра», которое переводилось «солнце». Зная это, фараоны сознательно использовали данную частицу в собственных именах.

Массовое поклонение богу солнца Ра началось во времена правления 4-й династии фараонов, когда египетское государство стало объединяться. При следующей династии такое почитание, уже ставшее религией, лишь укрепилось.

Однако Ра не являлся единоличным богом, признанным везде и всеми, был также Амон, сперва почитаемый в округе Фивы, как владыка ветра и воздуха. Его влияние росло вместе с авторитетом данного города. И вот где-то в 15 веке до нашей эры эти два божества слились, и отныне стал один Амон-Ра египетский бог солнца.

Он полностью занял главенствующее место во всём пантеоне, одержав победу и став её символом. Как дань уважения ему египтяне сооружали храмы:

  • в Карнаке;
  • в Луксоре.

И сейчас не всегда могут затмить остатки тех масштабных построек, ведь Карнакский храм имел площадь около 260 тысяч квадратных километров, чтобы ежегодно принимать паломников со всего Египта. Это крупнейшая постройка древнего Египта в сфере храмовых комплексов.

Во всех мифах о египетских богах солнца Амон-Ра являлся важнейшим божеством, уважаемым каждым египтянином не зависимо от места проживания. Считалось, что он был причастен к любому знаковому событию, а также ко всем природным явлениям, ведь он в себе собрал все высшие силы и земные проявления. К тому же он покровительствовал фараонам, наделяя их властью, мудростью, непобедимостью.

Его символы:

  • гусь;
  • баран.

Из-за этого изображать данного бога принято как человека, имеющего баранью голову или два пера на голове, ещё обязательными атрибутами были:

  • скипетр;
  • корона;
  • солнечный диск.

Даже в Карнакском храме имеется аллея, заполненная статуями животных, имеющими львиное туловище и баранью голову. У их ног стоят фигуры фараонов, находящихся на попечении у Амон-Ра.

Примечательно, что Амон-Ра, египетский бог солнца, упоминался в мифологии не только Египта, но и Греции, а также в трудах известных деятелей:

  • Еврепид;
  • Геродот;
  • Леонт;
  • Пиндар.

И всё же в одном из указано, что именно Амон-Ра был первым и важнейшим божеством, являющимся тогда змеем. Он создал ещё 8 богов, также являющихся значимыми, а они уже породили солнечных Ра и Атума.

В то же время о происхождении человечества на планете почти ничего не указано, лишь некоторые источники утверждают, что слёзы Амон-Ра стали основой для первого человека. Однако все древние легенды сходны в едином - мир создан для людей, чтобы они могли дышать, им боги дали воздух, а природа вся служит для обеспечения человеческой жизнедеятельности.

Амон (Амун, Амен, Аману и др.). Амона называли: «сокрытый», потаенный, «невидимый», «царь всех богов», «защитник угнетенных». Амон в египетской мифологии бог солнца. Его изображали в виде человека в короне (или с головой барана), со скипетром в руке, солнечным диском и с двумя высокими перьями («атеф»). Центром зарождения культа и почитания Амона — Фивы, однако есть и другие храмы в разных частях Египта, посвященные ему, например, в Карнакаке и Луксоре.
В эпоху Среднего царства из-за слияния с культом , Амона стал именоваться и почитаться как «Амон-Ра». В последствии, Амон стал любимым богом фараонов и во времена XVIII династии был объявлен главным среди других богов.

В фивах Амона считали единственным явленным образом, создавшим все сущее, отцом всех богов, поднявшим небо и утвердившим землю. Боги родились из его уст (были сотворены его словом), из слез его очей вышли люди. Супруга Амона — Мут (богиня неба), сын — (бог Луны).
Вместилищами его души считались бараноголовые сфинксы с львиными телами.
Священные животные Амона: баран, белый гусь (великий Гоготун) и змей. Все животные имеют священное значение.
Змей — образ змея «Кем-Атефа», Созвездия дракона, Северного полюса Земли. Белый гусь, или Великий Гоготун, — образ Полнолуния, бога Хансы, символ великого Дня Творения. Баран — образ самого Амона, созвездия Овна, символ Духа, Воздуха, Ветра, весеннего равноденствия и плодородия.
Почитателей бога Амона называли аммуниями (аммунии).
В мистицизме орфиков Амону соответствует северный ветер Борей в облике змея или дракона офиона. От него и праматери Эвриномы произошло Мировое яйцо, из которого вышли все остальные формы жизни и сама вселенная с небесными телами.

Амон позиционировался как владыка 3-х миров: небесного, земного и потустороннего.

Его влияние на жизнь человека довольно интересно, он помогает в особенно сложных ситуациях, когда кажется, что «все пропало», работает с любыми сферами жизни. Препятствует разрушению жизни, стабилизирует ее. Однако обращение к нему нельзя использовать понапрасну, оно должно быть реально обоснованным. Его помощь на просьбы людей приходит как чудо, «гром среди ясного неба». Особенно полезен в период экстремальных жизненных событий.

Его главные функции:

  • Изменяет течение ситуации в другую (положительную) сторону;
  • Помогает быстро найти ответы.

Что дает человеку канал энергии бога Амона:

  • Помощь в трудных, казалось бы, неразрешимых ситуациях;
  • Его сила распространяется на любые сферы жизни: отношения, бизнес и деньги (карьера, сделки), повседневная жизнь, переезды (путешествия), здоровье и другие;
  • Способствует нахождению неожиданных и быстрых ответов на вопросы;
  • Дает дополнительные шансы в исправлении жизни человека, переосмысливании ее.

Хотя человек, просящий помощи у Амона и может рассчитывать на него, но в то же время он должен настроиться на самостоятельное решение своих вопросов. Амон поможет «не провалиться в пучину проблем», однако только в тех случаях, когда человек настроен менять свою жизнь, хочет выжить, выйти из сложной жизненной ситуации.
Если Ра имеет наибольшую силу и господствует только днем, то Амон имеет влияние всегда, вне зависимости от времени суток. Использовать его энергию возможно когда угодно.

"Не думай ни о чем, кроме развлечений, поскольку скоро настанет твой черед отправления в царство мертвых" (Джон М. Уайт, "Боги и люди Древнего Египта").

Боги Солнца

В язычестве прослеживается особый почет богам Солнца. Самые разные культуры возводили их на пьедестал, понимая уже в те далекие и темные времена, что без солнца нет жизни. Оно греет, знаменует начало нового дня, способствует росту урожая. Боги солнца считались верховными демиургами, праотцами всех богов. И Древний Египет отличался особым почтением к своим богам, особенно к Амон-Ра. Сегодня мы рассмотрим подробнее историю этого бога.

Бог Ра

В переводе с древнеегипетского Ра (иногда - Ре) означает «солнце». Начиная с 5-й династии фараонов, он начал особенно почитаться как верховный бог. Согласно легенде, изначально мир выглядел как необъятный океан, которым правил Нун. Он создал Ра, который сотворил мир, богов ветра, неба, земли. Ра приказал Шу (богу ветра) разделить небеса и землю на две части, тем самым сотворив мир таким, каким мы видим его сегодня. Слова Ра создали животных на земле и в воде, а из глаз божества вышли люди. Здесь прослеживается тонкая связь с христианством: "Вначале было слово".

Изначально Ра жил в образе человека среди людей. Однако однажды люди решили убить его, так как силы божества слабели, а их привлекали его серебряные кости и золотая плоть. Ра, узнав о коварстве людей, собрал всех созданных им богов и посоветовался с ними. Он попросил кровожадную богиню Сехмет спуститься на землю и убивать каждого, кого увидит. Но когда Египет утонул в реках крови, Ра сжалился и отозвал Сехмет. А чтобы она больше не убивала людей, превратил ее в богиню любви.

Тем не менее Ра, уставший от коварства людей и боли, все же покинул свою оболочку и вознесся на небо, отныне являясь людям только в божественном образе.

Каждую ночь Ра выходит на бой со змеем Апопом, который мечтает поглотить солнце и погрузить мир во тьму и хаос. И каждое утро он выходит победителем, когда в небе вновь появляется солнечный диск.

Ра в Египте изображается как фараон с головой сокола. Люди верили, что фараоны - это полубоги, поэтому в их именах всегда присутствовала частица «ра». Некоторые псевдокультуры и в настоящее время считают, что бог Ра живет в наших словах - радуга, радость, правда. Особенно это свойственно российским исследователям.

Легенда из будущего

Существует легенда, рассказывающая о боге Гебе, который пришел на смену Ра. Проведав, что где-то на Востоке Египта Ра спрятал свои сокровища в золотом ящике, Геб нашел его. А когда открыл, из ящика вырвалось пламя, которое обожгло Геба и убило всех присутствующих при его открывании. Многие исследователи были уверены, что речь шла об обычном генераторе электричества.

Амон

Изначально Амон, бог солнца, был покровителем города Фивы, где его считали верховным божеством. За пределами Фив его относили к гермопольской Огдоаде (восемь богов города Гермополя). Но со временем Амона начали почитать во всем Египте, что историки связывают с возросшим влиянием Фив.

Внимание! В демонологии Амон - имя одного из могущественных демонов.

Сам по себе бог Амон имеет достаточно скудно проработанный образ. Его жена, Мут, родила Хонсу - лунного бога. Саму Мут называли владыкой неба и изображалась она в двух ипостасях - в образе земной женщины и коровы. Сам бог Египта Амон также практически на всех изображениях предстает в облике мужчины.

В образе Амона и Ра прослеживается определенная схожесть - оба предстают в человеческих образах, в руках - скипетр (посох) и анкх (крест с петлей). Эти символы являются наиболее популярными и значимыми в Египте. Особенно интересным и загадочным по сей день символом является анкх - крест с петлей наверху.

Кроме этого, бог Амон также изображается с короной, увенчанной двумя симметричными перьями. Она имеет важное символическое значение. 2 пера на короне разделены вертикально, каждое поделено полосками на сегменты. Симметричные перья символизируют уравновешенность противоположностей, свойственную египтянам, - день и ночь, тьма и свет, Нижний и Верхний Египет и т. д. Число 7 (количество сегментов) является очень важной цифрой в Египте.

Когда же бог Амон достиг необходимой «величины», благодаря возросшему влиянию Фив, его соединили с Ра. Считалось, что Амон составляет с Птахом (покровителем искусства) и Ра единую триаду, как бы олицетворяя их обоих. Бог Амон-Ра отличался большей доброжелательностью, чем его половины по отдельности. Он всегда был готов протянуть руку помощи людям, за что его любили египтяне.

Бог всего сущего Амон-Ра

Амон-Ра, бог солнца, был известен и за пределами Египта, его оракулов слушали и почитали. Греки отождествляли божество с Зевсом. Именно оракул Амона провозгласил, что Андромеду нужно отдать на съедение чудовищу.

Священные символы этого божества - гусь и баран.

Жрицы Амона-Ра стали особенно влиятельны. Благодаря своим возможностям, они посадили на царский трон Хатшепсут - первую женщину-фараона в истории Египта.

Считалось, что фараон рождается от слияния царицы с мужем, в образе которого является бог. Таким образом, появляются имена фараонов с частицей «амон».

Любовь египтян к этому божеству вполне обоснована - если раньше попасть на небо к Ра могли лишь избранные, Амон-Ра уравнял всех, и богатых, и бедных. Хотя, конечно, он так же оставался покровителем фараонов и воспринимался народом как государственное божество. А вот Осириса, владыку загробного мира, любили все египтяне без исключения.

Несколько позже Амон-Ра начал почитаться как военный бог, который дарит успех в битвах. Причины этого, вероятно, кроются в экспансии Древнего Египта. В эти времена в храмах было сохранено множество сокровищ. Взятых в плен врагов египтяне лишали рук и фаллосов прямо в храмах, дабы восславить Амона-Ра (считалось, что эти части тела были основными символами божества).

Примечательно, что сами боги в Египте, которых насчитываются десятки, могли изображаться как в виде людей, так и в ипостаси животных.

Период кризиса

Однако с приходом к власти фараона Эхнатона все изменилось. Владыка, известный как религиозный реформатор, решил привести свой народ к единобожию (то есть восславить одного бога). Он построил великолепный белокаменный город Ахетатон, сделав его религиозной столицей. Новым верховным и единственным божеством провозгласил Амона, назвав его единым богом солнца.

Но это не привело к желаемым результатам. После того как фараоном стал приемник Эхнатона, культ бога Амон-Ра снова был возрожден.

Карнакский комплекс

По приказу правителей Египта, в честь Амон-Ра возводили множество роскошных храмов. Самые грандиозные из них были построены в Луксоре и Карнаке.

Храм Амон-Ра, построенный в Карнаке (Карнакский комплекс), вмещает в себя 80 000 человек и имеет площадь 260 000 кв. м. Это одно из самых известных строений, древних и впечатляющих своими масштабами, которые сохранились до наших дней. Его первые постройки датированы 28-м веком до нашей эры.

Заключение

Информация, представленная в этой статье, основана преимущественно на «Книге Мертвых» и книге «Тексты Пирамид». Первая представляет собой сборник магических обрядов, которые читались во время смерти царя с целью обеспечить ему загробную жизнь. Она создавалась на протяжении веков, потому являет собой некую смесь магии и нравственности, что прослеживается в текстах.

«Тексты пирамид» - еще один религиозно-заупокойный сборник, текстами которого покрывали стены пирамид. Здесь, как и в вышеописанной книге, можно найти заклинания, славословия, гимны, мифические формулы.

Амон в мифологии Египта сокрытый бог небес. Баран и гусь (символы мудрости) - это священные животные Амона. С эпохи Среднего царства его изображали в антропоморфном облике и перьями шути на головном уборе, заимствованные у бога плодородия Мина (Коптос). Первоначально Амон - местный бог Фив . Помимо этого локального культа, Амон считался также одним из сокрытых божеств гермопольской Огдоады , состоя в паре со своей женской ипостасью (Амаунет). Мифологическая проработка образа Амона скудна. Считалось, что его супругой является Мут , хотя в более ранних источниках в этом качестве фигурировала Усерет (что касается Амаунет, то она была лишь женским воплощением Амона и собственного образа не имела). Сыном Амона и Мут являлся бог луны Хонсу . Амон, Мут и Хонсу вместе составляли фиванскую триаду . В связи со связью с Мином, к нему прилагался эпитет «Камутеф».

Амон-Ра
в иероглифах


Правление XVIII династии отмечено возведением грандиозных храмов Амону в Карнаке и Луксоре, достигших особых высот при Хатшепсут, Аменхотепе III и Рамсесе II.

После провала попытки фараона Эхнатона запретить почитание Амона и ввести взамен культ Атона , приближённый к монотеизму , его преемники , Эйе и Хоремхеб реставрировали культы древних божеств во главе с Амоном-Ра. В результате, позиции фиванских жрецов только усилились, что привело к фактическому установлению теократии при последних Рамессидах (XX династия) и восшествию на престол Херихора , верховного жреца Амона .

Амон в Куше

В результате завоевания Египтом Нубии (Куша), верховное божество кушитов было окончательно отождествлено с Амоном во времена XVIII династии . Как результат, к I тысячелетию до н. э. культ Амона в этих бывших южных владениях Египта стал ещё более централизованным, чем в самом Верхнем Египте , где большую популярность приобретают Исида и Хор . Священным городом Амона в Нубии стала её первая столица Напата .

Получил имя от пастуха, воздвигнувшего храм в Ливии . По другому рассказу, Дионис в Индии (то есть Эфиопии) искал воду и не находил, из песка вышел баран и показал воду. Тогда Дионис попросил Зевса включить барана в число созвездий. Там, где нашлась вода, Дионис построил храм Зевса Амона

Оракул Амона вещал, что нужно отдать Андромеду на съедение чудовищу .

Известно, что оракула Амона, расположенного в оазисе Сива в ливийской пустыне, посетил отбивший Египет у персов Александр Великий , оракул назвал Александра сыном «Зевса-Аммона» , что придало ему убеждённости в собственной божественности.

Рационалистическая интерпретация

Эпонимы

Некоторые термины (эпонимы) в современных языках происходят от имени Амона, дошедшего посредством греческого языка в форме «Аммон».

В частности, это название вымерших головоногих аммонитов , спиралевидная форма ракушек которых напоминает бараньи рога, с которыми иногда изображался этот бог.

Другой пример - аммиак , название которого производится от латинского выражения sal ammoniacus («соль Амона»), так как неподалеку от храма Амона в ливийском оазисе Сива можно было добыть хлорид аммония . В жарком климате мочевина (NH 2) 2 CO, содержащаяся в продуктах жизнедеятельности животных (в частности, караванных верблюдов, проходивших через оазис, который был важным пересечением торговых путей), разлагается особенно быстро. Одним из продуктов разложения и является аммиак. По другим сведениям, аммиак получил своё название от древнеегипетского слова, обозначавшего людей, поклоняющихся богу Амону. Они во время своих ритуальных обрядов нюхали нашатырь NH 4 Cl, который при нагревании испаряет аммиак.

Пьер вышел из экипажа и мимо работающих ополченцев взошел на тот курган, с которого, как сказал ему доктор, было видно поле сражения.
Было часов одиннадцать утра. Солнце стояло несколько влево и сзади Пьера и ярко освещало сквозь чистый, редкий воздух огромную, амфитеатром по поднимающейся местности открывшуюся перед ним панораму.
Вверх и влево по этому амфитеатру, разрезывая его, вилась большая Смоленская дорога, шедшая через село с белой церковью, лежавшее в пятистах шагах впереди кургана и ниже его (это было Бородино). Дорога переходила под деревней через мост и через спуски и подъемы вилась все выше и выше к видневшемуся верст за шесть селению Валуеву (в нем стоял теперь Наполеон). За Валуевым дорога скрывалась в желтевшем лесу на горизонте. В лесу этом, березовом и еловом, вправо от направления дороги, блестел на солнце дальний крест и колокольня Колоцкого монастыря. По всей этой синей дали, вправо и влево от леса и дороги, в разных местах виднелись дымящиеся костры и неопределенные массы войск наших и неприятельских. Направо, по течению рек Колочи и Москвы, местность была ущелиста и гориста. Между ущельями их вдали виднелись деревни Беззубово, Захарьино. Налево местность была ровнее, были поля с хлебом, и виднелась одна дымящаяся, сожженная деревня – Семеновская.
Все, что видел Пьер направо и налево, было так неопределенно, что ни левая, ни правая сторона поля не удовлетворяла вполне его представлению. Везде было не доле сражения, которое он ожидал видеть, а поля, поляны, войска, леса, дымы костров, деревни, курганы, ручьи; и сколько ни разбирал Пьер, он в этой живой местности не мог найти позиции и не мог даже отличить ваших войск от неприятельских.
«Надо спросить у знающего», – подумал он и обратился к офицеру, с любопытством смотревшему на его невоенную огромную фигуру.
– Позвольте спросить, – обратился Пьер к офицеру, – это какая деревня впереди?
– Бурдино или как? – сказал офицер, с вопросом обращаясь к своему товарищу.
– Бородино, – поправляя, отвечал другой.
Офицер, видимо, довольный случаем поговорить, подвинулся к Пьеру.
– Там наши? – спросил Пьер.
– Да, а вон подальше и французы, – сказал офицер. – Вон они, вон видны.
– Где? где? – спросил Пьер.
– Простым глазом видно. Да вот, вот! – Офицер показал рукой на дымы, видневшиеся влево за рекой, и на лице его показалось то строгое и серьезное выражение, которое Пьер видел на многих лицах, встречавшихся ему.
– Ах, это французы! А там?.. – Пьер показал влево на курган, около которого виднелись войска.
– Это наши.
– Ах, наши! А там?.. – Пьер показал на другой далекий курган с большим деревом, подле деревни, видневшейся в ущелье, у которой тоже дымились костры и чернелось что то.
– Это опять он, – сказал офицер. (Это был Шевардинский редут.) – Вчера было наше, а теперь его.
– Так как же наша позиция?
– Позиция? – сказал офицер с улыбкой удовольствия. – Я это могу рассказать вам ясно, потому что я почти все укрепления наши строил. Вот, видите ли, центр наш в Бородине, вот тут. – Он указал на деревню с белой церковью, бывшей впереди. – Тут переправа через Колочу. Вот тут, видите, где еще в низочке ряды скошенного сена лежат, вот тут и мост. Это наш центр. Правый фланг наш вот где (он указал круто направо, далеко в ущелье), там Москва река, и там мы три редута построили очень сильные. Левый фланг… – и тут офицер остановился. – Видите ли, это трудно вам объяснить… Вчера левый фланг наш был вот там, в Шевардине, вон, видите, где дуб; а теперь мы отнесли назад левое крыло, теперь вон, вон – видите деревню и дым? – это Семеновское, да вот здесь, – он указал на курган Раевского. – Только вряд ли будет тут сраженье. Что он перевел сюда войска, это обман; он, верно, обойдет справа от Москвы. Ну, да где бы ни было, многих завтра не досчитаемся! – сказал офицер.
Старый унтер офицер, подошедший к офицеру во время его рассказа, молча ожидал конца речи своего начальника; но в этом месте он, очевидно, недовольный словами офицера, перебил его.
– За турами ехать надо, – сказал он строго.
Офицер как будто смутился, как будто он понял, что можно думать о том, сколь многих не досчитаются завтра, но не следует говорить об этом.
– Ну да, посылай третью роту опять, – поспешно сказал офицер.
– А вы кто же, не из докторов?
– Нет, я так, – отвечал Пьер. И Пьер пошел под гору опять мимо ополченцев.
– Ах, проклятые! – проговорил следовавший за ним офицер, зажимая нос и пробегая мимо работающих.
– Вон они!.. Несут, идут… Вон они… сейчас войдут… – послышались вдруг голоса, и офицеры, солдаты и ополченцы побежали вперед по дороге.
Из под горы от Бородина поднималось церковное шествие. Впереди всех по пыльной дороге стройно шла пехота с снятыми киверами и ружьями, опущенными книзу. Позади пехоты слышалось церковное пение.

Фараонов), а потом – в Фивах (XII династия). Вместе с этим на первое место в религиозной жизни страны выдвинулись ранее маловлиятельные боги этих южных городов – вначале гермонтский Монту , затем – фиванский Амон. (См. статью Боги древнего Египта .)

Основатель XII (фиванской) династии Аменемхат I (1991 – 1962 гг. до Р. Х.) уже носил имя, производное от Амона. Аменемхат в переводе означает «Амон во главе». Несомненно, что род Аменемхата I был особенно предан культу Амона, который, в свою очередь, многим обязан этому роду: без его энергичной поддержки Амон не смог бы столь быстро оттеснить старого местного бога Монту.

Религиозная политика царей XII династии сделала культ Амона общегосударственным. Эту линию спустя несколько веков, уже в эпоху Нового царства , XVIII династия и ее ближайшие преемники. Величайшими храмами Амона в Фивах были Карнакский и Луксорский .

Древнеегипетский бог Амон

Вопрос о том, возник ли культ Амона в самих Фивах или был заимствован из другого нома, служит предметом ожесточённых учёных споров. Египтологи Лефебюр, Эрман, Макс Мюллер, Готье считали, что Амон является фиванским вариантом бога Мина , почитавшегося в городе Коптосе. К. Зете в особой монографии старался доказать: поклонение Амону было «завезено» в Фивы из Гермополя. Эту точку зрения весьма искусно опровергал английский египтолог Уэнрайт, который полагал, что включение Амона в гермопольскую огдоаду (Восьмерицу богов) – результат богословской спекуляции жрецов и что Амон «экспортирован» не из Гермополя в Фивы, а, наоборот, из Фив в Гермополь. Уэнрайт показал, что Амон, как и его коптосский прообраз, бог Мин, – в основе своей бог неба и грозы.

Амон очень рано был сопоставлен с гелиопольским Ра , верховным богом и демиургом (творцом мира). Путём этого сопоставления Амон тоже стал превращаться в верховное космическое божество. Найденная каменная статуэтка фараона VI династии Пепи I с высеченными на спине эпитетом: «любимый Амоном-Ра, владыкой Фив», показывает, что культ фиванского Амона-Ра существовал уже в конце эпохи Древнего царства .

В Лейденском папирусе №1350 времен XIX династии (XIII в. до Р. Х.) содержится гимн Амону, в котором отразились отдельные моменты фиванских теогонии и космогонии. Здесь утверждается, что Амон никем не создан, он создал сам себя, другие боги появились после него (IV, 9 – 11). Явившись в образе гуся, «великого гоготуна», он «начал говорить среди молчания». «Эннеада была в твоих [Амона] членах… все боги составляли части твоего тела». «Он [Амон] создал твари, чтобы они жили, он указал путь для людей, и их сердца живут, когда они видят его» (IV, 1 – 8).

И в другом тексте, в папирусе Булак №17, относящемся приблизительно к тому же времени, читаем об Амоне: «Ты один, который создал все, ты единственный, который сотворил живое, из глаз которого появились люди, из уст которого произошли боги». О Фивах в Лейденском папирусе №1350 сказано, что именно здесь посреди извечного водяного пространства впервые появился холм из пригодной для возделывания земли. В Карнаке, при входе в знаменитый «гипостильный зал», начертана иероглифическая надпись, гласящая, что Карнак – начальный микрокосм и основа макрокосма.

Итак, Амон – создатель богов и всего мира, а Фивы – начало мира.

Амон считался вездесущим божеством воздуха и ветра, наполняющих весь видимый мир, дающих дыхание жизни всему живущему. Такое представление развилось из его первоначального культа божества неба и грозы. Само имя «Амон» означает «сокрытый», «невидимый» (как воздух и ветер). Во многих египетских текстах Амон назван «великой душой», «сокровенной душой», «великой живой душой, что над всеми богами». Представление об Амоне как о духе, дающем жизнь, возможно, не осталось без влияния на христианство и ислам . Глава первая библейской книги Бытия начинается так:

1. «Вначале бог сотворил небо и землю. 2. Земля же была безвидна и пуста, и темна над бездной, и дух божий носился над водой».

Эти стихи весьма близки к основным положениям египетских космогоний.

Распространение поклонения Амону, как уже отмечалось, было связано с возвышением сначала XII династии, а потом, после Второго переходного периода , периода раздробленности Египта и захвата его северной части гиксосами , – XVIII династии , изгнавшей гиксосов и создавшей египетскую империю. Военные победы рассматривались как дар фиванского бога фараонам-завоевателям. Нагляднее и ярче всего об этом говорит текст, начертанный в XV в. до Р. Х. на великолепной стеле, стоявшей в Карнаке, а теперь хранящейся в Каирском музее. Она содержит речь самого бога Амона, обращенную к своему царственному сыну, фараону-завоевателю :

«Говорит Амон-Ра, владыка Карнака… я даю тебе мощь и победы над всеми чужеземными странами… Я ниспровергаю твоих врагов под твои сандалии… я отдаю тебе землю во всю ее длину и ширину, жителей запада и востока под твою власть… Я твой путеводитель, так что настигаешь их…» и т.д.

Таким образом, Амон-Ра – не только демиург, творец богов и людей, но и создатель египетской империи, дарящий победы и завоевания египетскому царю, владыка фараона и его армии.

Мотивы победоносной войны от имени и во славу Амона-Ра звучат во множестве самых разнообразных текстов. В знаменитой «Поэме Пентаура» описывается военная доблесть Рамсеса II в борьбе против хеттов (Кадешская битва). Фараон окружен бесчисленными врагами, ему грозит неминуемая гибель. И вот он обращается с молитвой к своему божественному отцу, Амону-Ра: «Разве надлежит отцу пренебрегать сыном? Разве я предпринял что-нибудь значительное без тебя? Я не ослушался ни одного твоего приказания. О сколь велик великий владыка Египта, позволяющий чужеземцам приблизиться к нему», и т.п. Окончив молитву, Рамсес II видит рядом с собой самого Амона-Ра. «Я с тобой, я твой отец, моя рука с тобой, я [один] полезнее, чем сотни тысяч людей. Я владыка побед, любящий доблесть», – произносит он. За этим следуют слова Рамсеса II – он уподобляет себя богу Монту (сравнивать себя с «отцом» Амоном царь не смеет).

Во времена Рамсеса II в древнеегипетской армии существовали четыре подразделения войск (полки, дивизии), носившие имена четырех великих божеств: Амона, Ра, Пта и Сутеха (Сета ).

Храм Амона в Карнаке. Видеофильм

Культ Амона, стал не только государственным, но и глубоко народным. Найдено немало адресованных Амону просьб и молитв простых людей. В них звучат ноты страдания, мольба о помощи, призыв к милосердному и справедливому «царю всех богов». Эти тексты напоминают библейские псалмы. Образцы молитв, обращенных к Амону, содержатся даже в школьных прописях, по которым в древности занимались будущие писцы. Амон выступает здесь защитником угнетенных и обездоленных.

Если обобщить все сказанное об Амоне (бог-демиург, создавший себя, всех богов, людей, все сущее и самое землю, начиная с Фив; отец фараона, покровитель и защитник его войска, подчинивший Египту земли чужестранцев), то станет ясно, что это почти универсальное божество.

В Фивах находилось несколько крупных святилищ Амона. Они были и в других городах Египта. В Фивах поклонялись нескольким ипостасям Амона: например, Амону Луксорскому (Аманапету), в Карнаке – Амону Великому. Папирус Британского музея №10335 называет три разных фиванских ипостаси Амона. Это можно сравнить с различными образами богородиц в России (Казанская, Иверская и др.).

Амон изображался как человекообразный бог, окрашенный чаще всего в голубой цвет (цвет неба), и только в луксорской своей ипостаси (Аманапет) он представал, подобно Мину коптосскому, богом итифаллическим (с подчёркнутыми мужскими половыми признаками). Священными животными Амона были гусь и овен.

Бог Амон-Ра. Рельеф из храма в Дейр эль-Медине. Подчёркнут итифаллический характер Амона, как отца всякой жизни

В течение веков Амон (или Амон-Ра) был в Египте главным богом, стоявшим выше всех других богов. Значительная часть добычи, захваченной в победоносных войнах и походах, приносилась царем в дар этому богу, т. е. становилась собственностью храмов. Величие и значение Амона зиждилось на политической мощи Фив. Когда же гегемония Фив в Египте окончилась, и страна в XI веке до Р. Х. вновь распалась, на юге, в Фивах, стали правили верховные жрецы Амона, а в Нижнем (северном) Египте – фараоны XXI династии , резиденцией которых был Танис.

Ближайшими к Амону божествами считались члены «фиванской триады»: жена Амона – богиня Мут и сын – лунный бог Хонсу .

Мут была богиней озера Ашеру, чуть южнее Карнака. Она обычно изображалась женщиной с головой коршуна и нередко отождествлялась то с Сехмет , богиней Мемфиса, то с Бастет , богиней Бубаста. Иногда в качестве жены Амона выступала не она, а богиня Амаунет, упоминаемая вместе с Амоном в «Текстах пирамид » и входившая вместе с ним в гермопольскую огдоаду.

У фиванского Амона кроме триады была и своя эннеада (Девятерица богов), как у гелиопольского Ра. В лейденском гимне Амону говорится: «Эннеада была частью твоих членов… все боги были объединены с твоим телом» (IV, 1 – 8). В состав фиванской эннеады («Великой эннеады Карнака) помимо гелиопольских божеств входили Хатхор и Хор и некоторые божества Арманта.



Выбор редакции
Религиозное чтение: молитва одину на русском в помощь нашим читателям.Молитва Одину Источник: Галина Красскова, "Северная традиция: боги,...

В зависимости от религиозной традиции их может быть от четырех или семи до бесчисленного количества. Архангелы не связаны с какой-то...

Намаз, как известно, - один из важнейших столпов ислама. Через молитву раб Аллаха совершает поклонение своему Господу посредством тела и...

На рабочем направлении в декабре 2016 года Козерогам следует ожидать важное событие. Это может быть переход на другое место работы,...
«Вся наша жизни - игра» утверждают люди, наносящие себе татуировку с игральными костями. Не удивительно что, такая тату стала символом...
О нательных крестах. Нательный крест (на Руси его называют “тельник”) возлагается на человека в Таинстве Крещения во исполнение слов...
На протяжении многих лет черная магия возводила до ранга божества многих колдунов, которые могли с легкостью влиять на других людей и...
Полное собрание и описание: параскева пятница молитва о детях для духовной жизни верующего человека.Информационный сайт про иконы,...
Самое подробное описание: молитва монастырская аудио - для наших читателей и подписчиков.Молитвы утренние Молитвы утренние читают...